Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
Опыт изучения и сопровождения ИОМ обучающихся, позволил выявить основные психологические аспекты, проявляющиеся в процессе формирования и реализации ИОМ обучающегося.
Первый аспект предполагает выделение в индивидуальном образовательном маршруте старшеклассника 3-х базовых этапов, каждый из этапов имеет свои возрастные, личностные, ценностные цели, задачи и различные варианты их решения. Это позволяет сделать проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута старшеклассника качественным и эффективным:
1 этап – предпрофильный – 9 класс
2 этап – основной – 10 класс
3 этап – переходный (итоговый) – 11 класс. Этап профессионального самоопределения.
Вторым аспектом в жизни подростка является информационное поле (в том числе общественное мнение), в котором живет обучающийся. Информационное поле влияет на формирование взглядов и представлений старшеклассника об этом мире, о самом себе и о своем месте в этом мире. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это, прежде всего, информационное сопровождение (сопровождение информационной среды).
Третий аспект имеет решающее значение – это сопровождение родителей.
Психологическое сопровождение ИОМ осуществляется по следующим направлениям:
- психологическое сопровождение перевода обучающегося на ИОМ;
- психологическое сопровождение формирования ИОМ на основе Схемы реализации ИОМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii_psihol_pedagogich_soprovozhdenie_iom.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучением
иностранных языков
«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Приморского района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
по психолого-педагогическому сопровождению
Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
Крашакова Н.А.
Педагог-психолог
Санкт-Петербург
2020
Актуальность. Опыт изучения и сопровождения ИОМ обучающихся, позволил выявить основные психологические аспекты, проявляющиеся в процессе формирования и реализации ИОМ обучающегося.
Первый аспект предполагает выделение в индивидуальном образовательном маршруте старшеклассника 3-х базовых этапов, каждый из этапов имеет свои возрастные, личностные, ценностные цели, задачи и различные варианты их решения. Это позволяет сделать проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута старшеклассника качественным и эффективным:
1 этап – предпрофильный – 9 класс
2 этап – основной – 10 класс
3 этап – переходный (итоговый) – 11 класс. Этап профессионального самоопределения.
Вторым аспектом в жизни подростка является информационное поле (в том числе общественное мнение), в котором живет обучающийся. Информационное поле влияет на формирование взглядов и представлений старшеклассника об этом мире, о самом себе и о своем месте в этом мире. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это, прежде всего, информационное сопровождение (сопровождение информационной среды).
Третий аспект имеет решающее значение – это сопровождение родителей.
Психологическое сопровождение ИОМ осуществляется по следующим направлениям:
- психологическое сопровождение перевода обучающегося на ИОМ;
- психологическое сопровождение формирования ИОМ на основе Схемы реализации ИОМ.
- Психолого-педагогическое сопровождение перевода обучающегося на ИОМ определяются Положением об ИОМ для обучающихся, Критериями перевода на ИОМ обучающихся и функциональными обязанностями должностных лиц ОУ:
Классный руководитель:
- информирует родителей о возможности и порядке (дорожная карта) перевода обучающегося на ИОМ, далее в рамках процесса информирует родителей о дальнейших действиях по переходу на ИОМ;
- определяет индивидуальные образовательные запросы ребенка и его родителей;
- сопровождает процесс разработки индивидуального образовательного образовательного маршрута и составление примерного графика образовательной деятельности;
- ведет журнал консультаций, в котором фиксируются: обращения обучающихся по ИОМ, рекомендации, достигнутый результат;
- анализирует промежуточные этапы реализации ИОМ, проводит коррекцию (по необходимости):
а) формирует образовательные перспективы учащегося в соответствие с уточненными образовательными запросами;
б) обсуждает итоги, в том числе и промежуточные, реализации индивидуального образовательного маршрута, их соответствие поставленным целям;
- курирует внеурочную деятельность (направления, осуществляемые в ОУ).
Педагог-психолог:
- пишет заключение о готовности родителей перейти на форму ИОМ и нести ответственность за контроль прохождения ребенком по ИОМ.
Учителя-предметники:
- участвуют в организации процесса обучения по ИОМ;
- осуществляют мониторинг и контроль реализации ИОМ ученика по учебному предмету образовательной области;
- по окончании периода, на который был разработан ИОМ, совместно с учащимся в свободной форме отчитываются о проделанной работе с последующей ее оценкой.
- Психологическое сопровождение формирования ИОМ, на основе Схемы реализации ИОМ:
При проектировании ИОМ обучающегося учитываются результаты психолого-педагогической диагностики, психологический портрет обучающегося.
Педагог-психолог:
- проводит диагностику обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования, с особенностями здоровья и поведения.
- составляет рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися по ИОМ;
- составляет рекомендации для родителей;
- в составе рабочей группы по окончании периода, на который был разработан ИОМ, совместно с учителями-предметниками и учащимся в свободной форме отчитываются о проделанной работе с последующей ее оценкой.
Информационное сопровождение ИОМ
Информационное сопровождение ИОМ осуществляется путем размещения на сайте ОУ раздела, посвященного выбору ИОМ, в том числе особенностям этого выбора в предпрофильном 9 классе.
Эффективное профорганизационное сетевое сотрудничество и внеурочная профориентационная работа в ОУ помогут обучающимся в выборе профиля образовательного маршрута.
Проведение тематических консультаций для родителей и старшеклассников по работе с информацией, размещенной на сайтах ВУЗов (особенности поиска, возможности сравнения).
Информирование старшеклассников и их родителей о проведении Дней открытых дверей в ВУЗах соответствующего профиля.
Информирование родителей и старшеклассников о городских центрах и программах по профориентации.
Особенности психолого-педагогического сопровождения
на разных этапах обучения
Предпрофильный этап реализации ИОМ – 9 класс
Для обоснованного выбора учащимся профиля образовательного маршрута и его дальнейшей индивидуализации необходимо учесть:
- знания и представления подростков о современном мире профессий
- знания и представления подростков о самих себе, своих предпочтениях и ресурсах, возможностях и ограничениях
- образовательный запрос семьи.
Особое внимание уделяется изучению особенностей мотивации девятиклассников. Мотивационный тип личности подростка напрямую связан с особенностями его образовательных потребностей. Понимание и осознание этих потребностей самим подростком существенно увеличивает его уровень включенности в проектирование и реализацию своего ИОМ и заинтересованность в результатах.
При реализации программ предпрофильного психолого-педагогического сопровождения наиболее эффективными являются активные формы развивающей работы: тренинговые занятия, интерактивные классные часы, интегрированные уроки, социальные практики.
Основной этап реализации ИОМ – 10 класс
Выбор стратегии психолого-педагогического сопровождения учащегося напрямую зависит от того насколько успешно был пройден предыдущий этап.
1. Успешная реализация предпрофильного ИОМ позволяет осуществлять углубленное изучение избранных предметов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, и активное использование возможностей олимпиад и проектно-исследовательской деятельности, социальных практик. Такой подход предполагает сужение спектра выбора профессий, более глубокое знакомство с конкретными вариантами.
2. Если учащийся успешно реализовал предпрофильный ИОМ, но его уровень включенности ниже среднего, то сопровождение ведется с целью создания условий для осознания учащимся своего личного потенциала.
3. Неуспешная реализация предпрофильного ИОМ свидетельствует о том, что выбор был сделан неудачно, сопровождение следует ориентировать на развитие навыков рефлексии, поисковой активности, снижение уровня тревоги. Необходимо проведение повторной углубленной профориентационной диагностики, семейное консультирование и помощь в преодолении учебных затруднений.
Этап профессионального самоопределения – 11 класс
Завершающий этап реализации ИОМ. Основное внимание в сопровождении уделяется психологической подготовке к сдаче ЕГЭ и выработке индивидуальной стратегии получения профессионального образования. Проводится индивидуальная работа с учащимися, которые не определись со своим профессиональным выбором.
Особенности психолого-педагогического сопровождения
родителей обучающихся, находящихся на ИОМ
Результаты предпрофильной психолого-педагогической диагностики своевременно доводятся до сведения родителей обучающегося. Разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей по выбору профиля обучения, учитывающие психологический портрет учащегося и ресурсы ОУ.
Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающегося, предусматривающие возможность участия в них подростка.
Целесообразно проведение цикла тематических групповых консультаций для родителей, в которых рассматривается решение возрастных задач учащихся и современный подход к выбору профессии. Такой подход помогает существенно уменьшить тревогу (тревожность) детей и родителей в отношении необходимости сделать выбор, создает условия для определения реалистичных образовательных притязаний.
Осуществляется информирование родителей обо всех существующих возможностях получения углубленных знаний по избранным предметам, как в ОУ, так и вне его, а также о существующих возможностях получить дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.
Родителей информируют о результативности прохождения ИОМ, с целью создания условий для реалистичных прогнозов получения профессионального образования.
Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающихся, не определившихся с выбором.
Организуется семейное консультативное сопровождение при неуспешной реализации ИОМ и консультативное сопровождение родителей по теме «Психологическая подготовка к ЕГЭ».
Осуществляется индивидуальное консультирование по запросам родителей.