Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

Крашакова Наталья Андреевна

Опыт изучения и сопровождения ИОМ обучающихся, позволил выявить основные психологические аспекты, проявляющиеся в процессе формирования и реализации ИОМ обучающегося.

Первый аспект предполагает выделение в индивидуальном образовательном маршруте старшеклассника 3-х базовых этапов, каждый из этапов имеет свои возрастные, личностные, ценностные цели, задачи и различные варианты их решения. Это позволяет сделать проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута старшеклассника качественным и эффективным:

1 этап – предпрофильный – 9 класс

2 этап – основной – 10 класс

3 этап – переходный (итоговый) – 11 класс. Этап профессионального самоопределения.

Вторым аспектом в жизни подростка является информационное поле (в том числе общественное мнение), в котором живет обучающийся. Информационное поле влияет на формирование взглядов и представлений старшеклассника об этом мире, о самом себе и о своем месте в этом мире. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это, прежде всего,  информационное сопровождение (сопровождение информационной среды).

Третий аспект имеет решающее значение – это сопровождение родителей.

Психологическое сопровождение ИОМ осуществляется по следующим направлениям:

- психологическое сопровождение перевода обучающегося  на ИОМ;

- психологическое сопровождение формирования ИОМ на основе Схемы реализации ИОМ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendatsii_psihol_pedagogich_soprovozhdenie_iom.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным изучением

иностранных языков

«ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

Приморского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

по психолого-педагогическому сопровождению

Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

Крашакова Н.А.

Педагог-психолог

Санкт-Петербург

2020

Актуальность. Опыт изучения и сопровождения ИОМ обучающихся, позволил выявить основные психологические аспекты, проявляющиеся в процессе формирования и реализации ИОМ обучающегося.

Первый аспект предполагает выделение в индивидуальном образовательном маршруте старшеклассника 3-х базовых этапов, каждый из этапов имеет свои возрастные, личностные, ценностные цели, задачи и различные варианты их решения. Это позволяет сделать проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута старшеклассника качественным и эффективным:

1 этап – предпрофильный – 9 класс

2 этап – основной – 10 класс

3 этап – переходный (итоговый) – 11 класс. Этап профессионального самоопределения.

Вторым аспектом в жизни подростка является информационное поле (в том числе общественное мнение), в котором живет обучающийся. Информационное поле влияет на формирование взглядов и представлений старшеклассника об этом мире, о самом себе и о своем месте в этом мире. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение – это, прежде всего,  информационное сопровождение (сопровождение информационной среды).

Третий аспект имеет решающее значение – это сопровождение родителей.

Психологическое сопровождение ИОМ осуществляется по следующим направлениям:

- психологическое сопровождение перевода обучающегося  на ИОМ;

- психологическое сопровождение формирования ИОМ на основе Схемы реализации ИОМ.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение перевода обучающегося на ИОМ определяются Положением об ИОМ для обучающихся, Критериями перевода на ИОМ обучающихся и функциональными обязанностями должностных лиц ОУ:

 Классный руководитель:

-  информирует родителей о возможности и порядке (дорожная карта) перевода обучающегося на ИОМ, далее в рамках процесса информирует родителей о дальнейших действиях по переходу на ИОМ;

- определяет индивидуальные образовательные запросы ребенка и его родителей;

- сопровождает процесс разработки индивидуального образовательного образовательного маршрута и составление примерного графика образовательной деятельности;

- ведет журнал консультаций, в котором фиксируются: обращения обучающихся по ИОМ, рекомендации, достигнутый результат;

- анализирует промежуточные этапы реализации ИОМ, проводит коррекцию (по необходимости):

а) формирует образовательные перспективы учащегося в соответствие с уточненными образовательными запросами;

б) обсуждает итоги, в том числе и промежуточные, реализации индивидуального образовательного маршрута, их соответствие поставленным целям;

- курирует внеурочную деятельность (направления, осуществляемые в ОУ).

Педагог-психолог:

- пишет заключение о готовности родителей перейти на форму ИОМ и нести ответственность за контроль прохождения ребенком по ИОМ.

Учителя-предметники:

- участвуют в организации процесса обучения по ИОМ;

- осуществляют мониторинг и контроль реализации ИОМ ученика по учебному предмету образовательной области;

- по окончании периода, на который был разработан ИОМ, совместно с учащимся в свободной форме отчитываются о проделанной работе с последующей ее оценкой.

  1.  Психологическое сопровождение формирования ИОМ, на основе Схемы реализации ИОМ:

При проектировании ИОМ обучающегося  учитываются результаты психолого-педагогической диагностики, психологический портрет обучающегося.

Педагог-психолог:

- проводит диагностику обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования, с особенностями здоровья и поведения.

-  составляет рекомендации для педагогов, работающих с обучающимися по ИОМ;

- составляет рекомендации для родителей;

- в составе рабочей группы по окончании периода, на который был разработан ИОМ, совместно с учителями-предметниками и учащимся в свободной форме отчитываются о проделанной работе с последующей ее оценкой.

Информационное сопровождение ИОМ

Информационное сопровождение ИОМ осуществляется путем размещения  на сайте ОУ раздела, посвященного выбору ИОМ, в том числе особенностям этого выбора в предпрофильном 9 классе.

Эффективное профорганизационное  сетевое сотрудничество и внеурочная профориентационная работа в ОУ помогут обучающимся в выборе профиля образовательного маршрута.

Проведение тематических консультаций для родителей и старшеклассников по работе с информацией, размещенной на сайтах ВУЗов (особенности поиска, возможности сравнения).

Информирование старшеклассников и их родителей о проведении Дней открытых дверей в ВУЗах соответствующего профиля.

Информирование родителей и старшеклассников о городских центрах и программах по профориентации.

Особенности психолого-педагогического сопровождения

на разных этапах обучения

Предпрофильный этап реализации ИОМ – 9 класс

Для обоснованного выбора учащимся профиля образовательного маршрута и его дальнейшей индивидуализации необходимо учесть:

  • знания и представления подростков о современном мире профессий
  • знания и представления подростков о самих себе, своих предпочтениях и ресурсах, возможностях и ограничениях
  • образовательный запрос семьи.

Особое внимание уделяется изучению особенностей мотивации девятиклассников. Мотивационный тип личности подростка напрямую связан с особенностями его образовательных потребностей. Понимание и осознание этих потребностей самим подростком существенно увеличивает его уровень включенности в проектирование и реализацию своего ИОМ и  заинтересованность в результатах.

При реализации программ предпрофильного психолого-педагогического сопровождения наиболее эффективными являются активные формы развивающей работы: тренинговые занятия, интерактивные классные часы, интегрированные уроки, социальные практики.

Основной этап реализации ИОМ – 10 класс

 Выбор стратегии психолого-педагогического сопровождения учащегося напрямую зависит от того насколько успешно был пройден предыдущий этап.

1. Успешная реализация предпрофильного ИОМ позволяет осуществлять углубленное изучение избранных предметов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, и активное использование возможностей олимпиад и проектно-исследовательской деятельности, социальных практик. Такой подход предполагает сужение спектра выбора профессий, более глубокое знакомство с конкретными вариантами.

2. Если учащийся успешно реализовал предпрофильный ИОМ, но его уровень включенности ниже среднего, то  сопровождение ведется с целью создания условий для осознания учащимся своего личного потенциала.

3. Неуспешная реализация предпрофильного ИОМ свидетельствует о том, что выбор был сделан  неудачно, сопровождение следует ориентировать на развитие навыков рефлексии, поисковой активности, снижение уровня тревоги. Необходимо проведение повторной углубленной профориентационной диагностики, семейное консультирование и помощь в преодолении учебных затруднений.

Этап профессионального самоопределения – 11 класс

Завершающий этап реализации ИОМ. Основное внимание в сопровождении уделяется психологической подготовке к сдаче ЕГЭ и выработке индивидуальной стратегии получения профессионального образования. Проводится индивидуальная работа с учащимися, которые не определись со своим профессиональным выбором.

Особенности психолого-педагогического сопровождения

 родителей обучающихся, находящихся на ИОМ

Результаты предпрофильной психолого-педагогической диагностики своевременно доводятся до сведения родителей обучающегося. Разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей по выбору профиля обучения, учитывающие психологический портрет учащегося и ресурсы ОУ.

Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающегося, предусматривающие возможность участия в них подростка.

Целесообразно проведение цикла тематических групповых консультаций для родителей, в которых рассматривается решение возрастных задач учащихся и современный подход к выбору профессии. Такой подход помогает существенно уменьшить тревогу (тревожность) детей и родителей в отношении необходимости сделать выбор, создает условия для определения реалистичных образовательных притязаний.

Осуществляется информирование родителей обо всех существующих возможностях получения углубленных знаний по избранным предметам, как в ОУ, так и вне его, а также о существующих возможностях получить дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.

Родителей информируют о результативности прохождения ИОМ, с целью создания условий для реалистичных прогнозов получения профессионального образования.

Проводятся индивидуальные консультации для родителей обучающихся, не определившихся с выбором.

Организуется семейное консультативное сопровождение при неуспешной реализации ИОМ и консультативное сопровождение родителей по теме «Психологическая подготовка к ЕГЭ».

Осуществляется индивидуальное консультирование по запросам родителей.