Главные вкладки

    Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе «Приключение будущих первоклассников»

    Кузьмина Алена Петровна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок»

    Городского округа «город Якутск»

     

    СОГЛАСОВАНО

    Старший воспитатель МБДОУ д/с № 30

    _________ /Винокурова А.Г./

    «_____» ____________20___г.

    Программа коррекционно-развивающих занятий

    по подготовке детей к школе

    «Приключение будущих первоклассников»

    Педагог-психолог

    Кузьмина А.П.

    Якутск

    Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,  образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста и на основе программы психолого-педагогические занятия для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой,  «Приключения будущих первоклассников» под редакцией Н.Ю. Куражевой и Козловой И. А.

    В основу разработки настоящей рабочей программы легли следующие документы:

    • Закон «Об образовании РФ»;
    • «Конвенция о правах ребенка»;
    • Этический кодекс психолога;
    • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
    • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обраования от 17.10.2013 №1155;
    • СанПиН;
    • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
    • Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.

    Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

    Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

    Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

    Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка перед поступлением в школу.

    Задачи:

    1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
    2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
    3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
    4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
    5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
    6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
    7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

    Основные направления работы:

    1. психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ,
    2. психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды,
    3. психологическая диагностическая,
    4. коррекционно-развивающая работа,
    5. психопрофилактическая работа,
    6. психологическое консультирование,
    7. психологическое просвещение.

    Содержание программы реализуется, ориентируясь на следующие принципы:

    - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    - сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

    - принцип соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

    - принцип обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

    - принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

    - соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;

    - принцип регионализма – учет региональных особенностей и традиций;

    - принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.

    Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются:

    • психогимнастика;
    • упражнения;
    • психологические игры;
    • этюды;
    • решение проблемно-практических ситуаций;
    • элементы арт-терапии;
    • игры-драматизации;
    • подвижные игры;
    • чтение и анализ сказок;
    • беседы и др.

    Работа с детьми осуществляется в:

    - индивидуальной;

    - групповой формах.

    Концептуальная основа программы

    Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

                Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

                Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

    Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

    Оснащение занятий:

    1. Фонотека.
    2. Настольно-печатные игры.
    3. Предметные игрушки.
    4. Доска.
    5. Цветные мелки.
    6. Краски, карандаши, фломастеры.
    7. Писчая и цветная бумага.
    8. Строительный материал.

    Принципы проведения занятий:

    1. Системность подачи материала.
    2. Наглядность обучения.
    3. Цикличность построения занятий.
    4. Доступность.
    5. Проблемность.
    6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

    Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

    1. Организационный этап.

    Создание эмоционального настроя в группе.

    Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

    1. Мотивационный этап.

    Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

    Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

    1. Практический этап.

    Подача новой информации на основе имеющихся данных;

    Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

    Обработка полученных навыков на практике.

    1. Рефлексивный этап.

    Обобщение полученных знаний.

    Подведение итогов занятия.

    Индивидуальная работа.

    Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

    Работа с родителями.

    В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

    Психологические особенности детей 6-7 лет

    Показатели

    Нормативы

    Ведущая потребность

    Потребность в общении в и самоутверждение.

    Ведущая функция

    Общение со сверстниками, осознания своего «Я».

    Игровая деятельность

    Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения,  групповые игры.

    Отношения со взрослыми

    Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

    Отношения со сверстниками

    Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

    Эмоции

    Преобладание ровного оптимистичного настроения.

    Способ познания

    Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование.

    Объект познания

    Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

    Восприятие

    Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

    Внимание

    Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов.

    Память

    Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия.

    Мышление

    Наглядно-образное, формируется  логическое  мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Воображение

    Развитие творческого воображения стереотипности образов.

    Условия успешности

    Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания.

    Новообразования возраста

    Планирующая функция речи.

    Предвосхищение результата деятельности.

    Формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

    Осознания своего «Я» и  возникновение внутренних позиций.

    Особенности психологического курса

    по программе «Приключения будущих первоклассников»

    Цель: формирование компонентов готовности к школьному обучению в рамках Федеральных Государственных образовательных требований.

    Задачи:

    • развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
    • развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
    • развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
    • развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
    • развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
    • развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
    • формирование позитивной мотивации к обучению.

    Тематическое планирование психологических занятий

    сентябрь

    Сказки для школьной адаптации:

    1. Создание «Лесной школы»
    2. Букет для учителя
    3. Смешные страхи
    4. Игры в школе

    Октябрь

    1. Школьные правила

    Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

    1. Собирание портфеля
    2. Белочкин сон
    3. Госпожа Аккуратность

    Ноябрь

    1. Жадность
    2. Волшебное яблоко (воровство)
    3. Подарки в день рождения

    Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:

    1. Домашнее задание

    Декабрь

    1. Школьные оценки
    2. Ленивец
    3. Списывание
    4. Подсказка

    Январь

    Сказки о здоровье, в том числе психическом:

    1. Обманный отдых
    2. Бабушкин помощник
    3. Прививка
    4. Больной друг

    Февраль

    Сказки о школьных конфликтах:

    1. Ябеда
    2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение)
    3. Задача для Лисенка (ложь)
    4. Спорщик

    Март

    1. Обида
    2. Хвосты (межгрупповые конфликты)
    3. Драки
    4. Грубые слова

    Апрель

    1. Дружная страна (межгрупповые конфликты)
    2. В гостях сказки
    3. Диагностика
    4. Диагностика

    Основные направления психологической деятельности


    1. Психологическое сопровождение учебно – воспитательного процесса ДОУ.

    Данная задача предполагает психологическое сопровождение педагогов, администрации, родителей воспитанников; участие в разработке и реализации различных образовательных проектов; определение запроса родителей, социума на образовательные услуги и. т. д.
    2. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными  потребностями. 

    Задача реализуется через участие психолога в деятельности психолого – медико – педагогического консилиума учреждения, проведение диагностических процедур, коррекционно – развивающих групповых и индивидуальных занятий с детьми и детей с тяжёлыми нарушениями речи.
    3. Психологическое сопровождение детей при переходе на новый образовательный уровень. 

    Это направление представляет собой деятельность психолога по формированию готовности, определению уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе, по профилактике дезадаптации на новом образовательном уровне, совместную работу с другими участниками образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень.

    4. Психологическое сопровождение личностного развития детей.

    Работа педагога – психолога при реализации этой задачи направлена на содействие формированию и развитию социальных, нравственных и эстетических ценностей, рефлексии, адекватной самооценки, личностной автономии, коммуникативных компетенций, навыков саморегуляции.                                                                        В рамках данных направлений педагогом – психологом выполняются следующие виды работ:

    1. психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ,
    2. психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды,
    3. психологическая диагностическая,
    4. коррекционно-развивающая работа,
    5. психопрофилактическая работа,
    6. психологическое консультирование,
    7. психологическое просвещение.

    1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

    - формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

    - разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников;

    - оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

    2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОМФОРТНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

    -оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;

    - психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.

    3.ПСИХОДИАГНОСТИКА

    Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

    Педагоги

    Педагоги ДОУ

    Выявление психологических трудностей в организации и осуществлении педагогической деятельности

    Родители

    Все возрастные группы

    Анкетирование на выявление жестокого отношения к детям (начало года, сентябрь).

    Анкетирование на изучение комфортного микроклимата в в группе (конец года, май).

    Варианты диагностического комплекса для детей

    Изучаемый параметр

    Методика

    Источник

    1. Экспресс-диагностика

    (память, внимание, восприятие, мышление, воображение)

    Л.А.Венгер

    ТОГОАУ ДПО « Институт повышения квалификации работников образования», 2011.

    2.Диагностика познавательных процессов

    Диагностика уровня развития мышления.

    Диагностика уровня развития внимания.

    Диагностика уровня развития памяти.

    Диагностика уровня развития восприятия.

    Диагностика уровня развития воображения.

    Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста, 2013.

    2. Восприятие

    «Чего не хватает на картинках?».

    «Узнай кто это».

    «Какие предметы спрятаны в рисунках».

    «Чем залатать коврик»

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    Перцептивное моделирование (В.В. Холмовская)

    А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014.

    Тест «Пляшущие человечки»

    Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016.

    3.Воображение, моторика

    «Придумай рассказ».

    «Нарисуй что-нибудь».

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    4.Образно-логическое мышление

    «Нелепицы».

    «Время года».

    «Что здесь лишнее?».

    «Кому чего не хватает?»

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    5.Наглядно-действенного мышления

    «Пройди через лабиринт».

    «Воспроизведи рисунки».

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    6.Речь

    «Назови слова».

    «Расскажи по картинке».

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    Тест диагностики развития речи и уровня развития логических связей.

    Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016.

    7.Память

    «Узнай фигуры».

    «Запомни рисунки».

    «Выучи слова»

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    «10 слов» А.Р.Лурия.

    http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/487-methods-committing-10-word

    8.Внимание

    Эльконин Д.Б. «Графический диктант».

    https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-grafdikal.htm

    «Найди и вычеркни».

    «Поставь значки».

    «Запомни и расставь точки».

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    «Шифровка» (Д. Векслер).

    «Дорисовывание фигур».

    А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014.

    Тест «Таблицы Шульте»

    Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016.

    9.Самооценка

    Хухлаева Л «Лесенка»

    http://testoteka.narod.ru/lichn/1/34.html

    Методика «Диагностика самооценки» (Т.В.Дембо,С.Я. Рубинштейн)

    А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014.

    10.Мотивацинно-потребностная сфера

    Методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых)

    А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014.

    11.Социально-коммуникативное развитие

    Тест диагностики психического состояния дошкольников  и младших школьников.

    Тест «Чем ваш ребенок отличается от других?»

    Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016.

    12.Личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников.

    «Какой Я»?

    «Выбери нужное лицо».

    «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?».

    Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997

    Тест «Дом,Дерево,Человек»

    Тест «Несуществующее животное».

    Тест Люшера.

    Карелина А.А., Психологические тесты, том 1, 2002.

    Методика «Два дома» (И.Вандвик, П. Экблад).

    Методика «Секрет» (Т.А. Репина).

    А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, Практический психолог в детском саду, 2014.

    Тест «Акцентуация личности школьника»

    Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016.

    Методика «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф – Д. Харрис).

    Методика «Необычное дерево». (Н.Е. Веракса)

    А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014.

    13. Внутрисемейные отношения.

    Тест «Рисунок семьи».

    Тест – опросник родительских отношений (А.Я.Варга, В.В. Столин)

    Карелина А.А., Психологические тесты, том 2, 2002.

    14. Готовность к школе

    Опросник Йерасека

    Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016.


    ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ

    Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция трудностей в развитии и обучении.

    Категория

    Мероприятия

    Подготовительная группа

    1. Групповые занятия по программе «Приключения будущих первоклассников» (развитие эмоционально личностной сферы, навыков произвольной регуляции)

    Участники образовательного процесса (дети с нормой)

    Дети «группы риска»

    1. Групповые занятия по программе «Цветик семицветик»
      (программа психолого – педагогических занятий для дошкольников) .

    1. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия по снижению детской агрессивности (С.В. Лесина, Г.П.Попова, «Коррекционно-развивающие занятия», 2016).

    1. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия по преодолению детских страхов (Т.В.Бавина, Е.И. Агаркова , «Детские страхи», 2016).

    1. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения (Т.П.Трясорукова, «Игры для дома и детского сада», 2015).

    1. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми по низким результатам диагностики познавательных процессов (Т.П.Трясорукова,Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста, 2013, М.А.Федосеева, Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии, 2016).

    1. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми состоящих на учете в ОПМПК и ПМПК Тамбовского района.

    ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

    Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

    Категория

    Мероприятия

    Дети

    Отслеживание динамики психического развития детей (мониторинг) и организация своевременной психологической помощи.

    Педагоги

    1. Включение педагогов в деятельность психолого – медико–педагогического консилиума с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и комплексного психолого – педагогического сопровождения воспитанников.
    2. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

    Родители

    Групповые и индивидуальные консультации для родителей детей с целью профилактики возможных трудностей в развитии и обучении.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

    Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации образовательной программы.

    Категория

    Мероприятия

    Родители

    1. Рекомендации по вопросам развития и воспитания

    2.Оптимизация детско – родительских отношений

    Педагоги

    1. Рекомендации по развитию и обучению детей.                                       2. Рекомендации по взаимодействию с «трудными родителями»

    Администрация

    Рекомендации по оптимизации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

    Категория

    Мероприятия

    Педагоги

    Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов по темам:

    1. Закономерности развития детского коллектива.
    2. Стили педагогического общения.
    3. Профилактика профессионального выгорания

    Родители

    Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме участия в родительских собраний и круглых столах, раздача буклетов и пополнение папки – передвижки с учетом возраста детей.

    Возрастным группам от 3 до 5 лет планируются пополниться папки-передвижки по следующим темам:

    1. Надо ли учить ребенка любить музыку?
    2. Как вырастить интеллектуала?

    Возрастным группам от 5 до 7 лет планируются пополниться папки-передвижки по следующим темам:

                       1.Как обучить ребенка «душевной экономии»?

                       2.Как привить ребенку любовь к стихам?

    Список литературы

    1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.
    2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе.- Екатеринбург:У-Фактория,2006.-224с.
    3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011. – 64с., ссылка на книгу http://www.studmed.ru/docs/document21440?view=1
    4. Александрова Н. Всё о вредном обучении-Х.:Веста,2012.-352с.
    5. Афонькина Ю.А. Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет. Методики выявления и изучения – Волгоград:Учитель,2015. - 83с.
    6. Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 года в адаптационный период по программе «От рождения до школы» - Волгогорад: Учитель,2015. – 154 с.
    7. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. – СПб.: Паритет, 2006. - 112с., ссылка на книгу http://pedlib.ru/Books/5/0392/5_0392-13.shtml
    8. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. – СПб.: Паритет, 2006. – 80 с. ссылка на книгу http://pedlib.ru/Books/5/0393/5_0393-21.shtml
    9. Веракса А.Н. Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 144 с.
    10. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.-2-е изд., испр.-М.: Мозаика-синтез,2014.-144с.
    11. Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Диагностика психологического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст: методическое пособие для практических психологов – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 176с.
    12. Ихсанова С.В. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей – Ростов н/Д:Феникс,2015.-126с.
    13. КарелинаА.А.: в 2 т.-Владос,2002-312с.
    14. Колдина Д.Н., Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.:Сфера,2015.-144с.
    15. Куражева Н.Ю. Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240с.
    16. Куражева Н.Ю., Бараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.Л. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
    17. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». – СПб.: Речь, 2005. – 96с.
    18. Лесина С.В., Попова Г.П, Снисаренко Т.Л. Корекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по снижению детской агрессии.- Волгоград:Учитель.-164с.
    19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутентичными детьми. СПб.: «Речь», 2007. – 136с.
    20. Немов Р.С. Психология: в 3 кн.-4-е изд.-М.:Владос,2003.-640с.
    21. Николаев Н. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка (5-7 лет)- Ростов н/Д:Феникс,2016-64с.
    22. Новиковская О. А.Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: Паритет, 2007. – 112 с.
    23. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336с;
    24. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. – 72с.
    25. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- М.:ТЦ Сфера,2017.64с.
    26. Трясорукова Т.П., Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста:диагностика,коррекция.-Ростов н/Д:Феникс,2013.- 122с.
    27. Трясорукова Т.П., Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.-Ростов н/Д:Феникс,2015.-29с.
    28. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Ускоренный курс для подготовки детей к школе-М.:Астрель:АСТ,2007.-58с.
    29. Узорова О.В. Игры с пальчиками –М:АСТ:Астрель,2006.-124с.
    30. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии- Волгоград.:Учитель,2016.-122с.
    31. Фомина Л.В.Развивающие занятия в детском саду-Ярославль:Академия развития,2007.-112с.
    32. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
    33. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2002. – 72с.
    34. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
    35. ШевченкоМ.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей- Москва:Издательство АСТ,2016.-128с.
    36. Релаксация для дошкольников http://raguda.ru/ou/relaksacija-dlja-doshkolnikov.html