Программа коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе «Приключение будущих первоклассников»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 30 «Малышок»
Городского округа «город Якутск»
| СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ д/с № 30 _________ /Винокурова А.Г./ «_____» ____________20___г. |
Программа коррекционно-развивающих занятий
по подготовке детей к школе
«Приключение будущих первоклассников»
Педагог-психолог
Кузьмина А.П.
Якутск
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста и на основе программы психолого-педагогические занятия для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой, «Приключения будущих первоклассников» под редакцией Н.Ю. Куражевой и Козловой И. А.
В основу разработки настоящей рабочей программы легли следующие документы:
- Закон «Об образовании РФ»;
- «Конвенция о правах ребенка»;
- Этический кодекс психолога;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обраования от 17.10.2013 №1155;
- СанПиН;
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка перед поступлением в школу.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Основные направления работы:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ,
- психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды,
- психологическая диагностическая,
- коррекционно-развивающая работа,
- психопрофилактическая работа,
- психологическое консультирование,
- психологическое просвещение.
Содержание программы реализуется, ориентируясь на следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса;
- принцип регионализма – учет региональных особенностей и традиций;
- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.
Основными методами формирования психологического здоровья и всестороннего развития детей являются:
- психогимнастика;
- упражнения;
- психологические игры;
- этюды;
- решение проблемно-практических ситуаций;
- элементы арт-терапии;
- игры-драматизации;
- подвижные игры;
- чтение и анализ сказок;
- беседы и др.
Работа с детьми осуществляется в:
- индивидуальной;
- групповой формах.
Концептуальная основа программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Психологические особенности детей 6-7 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении в и самоутверждение. |
Ведущая функция | Общение со сверстниками, осознания своего «Я». |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры. |
Отношения со взрослыми | Ситуативно - деловое + ситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание 10 предметов. |
Память | Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Воображение | Развитие творческого воображения стереотипности образов. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самосознания. |
Новообразования возраста | Планирующая функция речи. Предвосхищение результата деятельности. Формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Осознания своего «Я» и возникновение внутренних позиций. |
Особенности психологического курса
по программе «Приключения будущих первоклассников»
Цель: формирование компонентов готовности к школьному обучению в рамках Федеральных Государственных образовательных требований.
Задачи:
- развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
- развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
- формирование позитивной мотивации к обучению.
Тематическое планирование психологических занятий
сентябрь | Сказки для школьной адаптации:
|
Октябрь |
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:
|
Ноябрь |
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:
|
Декабрь |
|
Январь | Сказки о здоровье, в том числе психическом:
|
Февраль | Сказки о школьных конфликтах:
|
Март |
|
Апрель |
|
Основные направления психологической деятельности
1. Психологическое сопровождение учебно – воспитательного процесса ДОУ.
Данная задача предполагает психологическое сопровождение педагогов, администрации, родителей воспитанников; участие в разработке и реализации различных образовательных проектов; определение запроса родителей, социума на образовательные услуги и. т. д.
2. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Задача реализуется через участие психолога в деятельности психолого – медико – педагогического консилиума учреждения, проведение диагностических процедур, коррекционно – развивающих групповых и индивидуальных занятий с детьми и детей с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Психологическое сопровождение детей при переходе на новый образовательный уровень.
Это направление представляет собой деятельность психолога по формированию готовности, определению уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе, по профилактике дезадаптации на новом образовательном уровне, совместную работу с другими участниками образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень.
4. Психологическое сопровождение личностного развития детей.
Работа педагога – психолога при реализации этой задачи направлена на содействие формированию и развитию социальных, нравственных и эстетических ценностей, рефлексии, адекватной самооценки, личностной автономии, коммуникативных компетенций, навыков саморегуляции. В рамках данных направлений педагогом – психологом выполняются следующие виды работ:
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ,
- психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды,
- психологическая диагностическая,
- коррекционно-развивающая работа,
- психопрофилактическая работа,
- психологическое консультирование,
- психологическое просвещение.
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
- формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
- разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных воспитанников;
- оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОМФОРТНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
-оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
- психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.
3.ПСИХОДИАГНОСТИКА
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Педагоги | |
Педагоги ДОУ | Выявление психологических трудностей в организации и осуществлении педагогической деятельности |
Родители | |
Все возрастные группы | Анкетирование на выявление жестокого отношения к детям (начало года, сентябрь). Анкетирование на изучение комфортного микроклимата в в группе (конец года, май). |
Варианты диагностического комплекса для детей
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
1. Экспресс-диагностика (память, внимание, восприятие, мышление, воображение) | Л.А.Венгер | ТОГОАУ ДПО « Институт повышения квалификации работников образования», 2011. |
2.Диагностика познавательных процессов | Диагностика уровня развития мышления. Диагностика уровня развития внимания. Диагностика уровня развития памяти. Диагностика уровня развития восприятия. Диагностика уровня развития воображения. | Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста, 2013. |
2. Восприятие | «Чего не хватает на картинках?». «Узнай кто это». «Какие предметы спрятаны в рисунках». «Чем залатать коврик» | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 |
Перцептивное моделирование (В.В. Холмовская) | А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014. | |
Тест «Пляшущие человечки» | Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016. | |
3.Воображение, моторика | «Придумай рассказ». «Нарисуй что-нибудь». | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 |
4.Образно-логическое мышление | «Нелепицы». «Время года». «Что здесь лишнее?». «Кому чего не хватает?» | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 |
5.Наглядно-действенного мышления | «Пройди через лабиринт». «Воспроизведи рисунки». | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 |
6.Речь | «Назови слова». «Расскажи по картинке». | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 |
Тест диагностики развития речи и уровня развития логических связей. | Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016. | |
7.Память | «Узнай фигуры». «Запомни рисунки». «Выучи слова» | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 |
«10 слов» А.Р.Лурия. | http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/487-methods-committing-10-word | |
8.Внимание | Эльконин Д.Б. «Графический диктант». | https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-grafdikal.htm |
«Найди и вычеркни». «Поставь значки». «Запомни и расставь точки». | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 | |
«Шифровка» (Д. Векслер). «Дорисовывание фигур». | А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014. | |
Тест «Таблицы Шульте» | Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016. | |
9.Самооценка | Хухлаева Л «Лесенка» | http://testoteka.narod.ru/lichn/1/34.html |
Методика «Диагностика самооценки» (Т.В.Дембо,С.Я. Рубинштейн) | А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014. | |
10.Мотивацинно-потребностная сфера | Методика «Три желания» (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых) | А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014. |
11.Социально-коммуникативное развитие | Тест диагностики психического состояния дошкольников и младших школьников. Тест «Чем ваш ребенок отличается от других?» | Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016. |
12.Личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников. | «Какой Я»? «Выбери нужное лицо». «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?». | Немов Р.С. , Психология 3 том, 1997 |
Тест «Дом,Дерево,Человек» Тест «Несуществующее животное». Тест Люшера. | Карелина А.А., Психологические тесты, том 1, 2002. | |
Методика «Два дома» (И.Вандвик, П. Экблад). Методика «Секрет» (Т.А. Репина). | А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, Практический психолог в детском саду, 2014. | |
Тест «Акцентуация личности школьника» | Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016. | |
Методика «Нарисуй человека» (Ф.Гудинаф – Д. Харрис). Методика «Необычное дерево». (Н.Е. Веракса) | А.Н. Веракса, Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника, 2014. | |
13. Внутрисемейные отношения. | Тест «Рисунок семьи». Тест – опросник родительских отношений (А.Я.Варга, В.В. Столин) | Карелина А.А., Психологические тесты, том 2, 2002. |
14. Готовность к школе | Опросник Йерасека | Н.Николаев «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка»,2016. |
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция трудностей в развитии и обучении.
Категория | Мероприятия |
Подготовительная группа | 1. Групповые занятия по программе «Приключения будущих первоклассников» (развитие эмоционально личностной сферы, навыков произвольной регуляции) |
Участники образовательного процесса (дети с нормой) Дети «группы риска» |
|
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Категория | Мероприятия |
Дети | Отслеживание динамики психического развития детей (мониторинг) и организация своевременной психологической помощи. |
Педагоги | 1. Включение педагогов в деятельность психолого – медико–педагогического консилиума с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и комплексного психолого – педагогического сопровождения воспитанников. |
Родители | Групповые и индивидуальные консультации для родителей детей с целью профилактики возможных трудностей в развитии и обучении. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации образовательной программы.
Категория | Мероприятия |
Родители | 1. Рекомендации по вопросам развития и воспитания 2.Оптимизация детско – родительских отношений |
Педагоги | 1. Рекомендации по развитию и обучению детей. 2. Рекомендации по взаимодействию с «трудными родителями» |
Администрация | Рекомендации по оптимизации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Категория | Мероприятия |
Педагоги | Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов по темам:
|
Родители | Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме участия в родительских собраний и круглых столах, раздача буклетов и пополнение папки – передвижки с учетом возраста детей. Возрастным группам от 3 до 5 лет планируются пополниться папки-передвижки по следующим темам:
Возрастным группам от 5 до 7 лет планируются пополниться папки-передвижки по следующим темам: 1.Как обучить ребенка «душевной экономии»? 2.Как привить ребенку любовь к стихам? |
Список литературы
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.
- Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе.- Екатеринбург:У-Фактория,2006.-224с.
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011. – 64с., ссылка на книгу http://www.studmed.ru/docs/document21440?view=1
- Александрова Н. Всё о вредном обучении-Х.:Веста,2012.-352с.
- Афонькина Ю.А. Диагностика индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет. Методики выявления и изучения – Волгоград:Учитель,2015. - 83с.
- Белова О.Е. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 года в адаптационный период по программе «От рождения до школы» - Волгогорад: Учитель,2015. – 154 с.
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. – СПб.: Паритет, 2006. - 112с., ссылка на книгу http://pedlib.ru/Books/5/0392/5_0392-13.shtml
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. – СПб.: Паритет, 2006. – 80 с. ссылка на книгу http://pedlib.ru/Books/5/0393/5_0393-21.shtml
- Веракса А.Н. Индивидуально-психологическая диагностика дошкольника: для занятий с детьми 5-7 лет – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 144 с.
- Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.-2-е изд., испр.-М.: Мозаика-синтез,2014.-144с.
- Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Диагностика психологического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст: методическое пособие для практических психологов – М.: Мозаика-синтез, 2013. – 176с.
- Ихсанова С.В. Игротерапия в психологии: уроки хорошего поведения с Машей и Мишей: пособие по дошкольному этикету для педагогов, психологов и родителей – Ростов н/Д:Феникс,2015.-126с.
- КарелинаА.А.: в 2 т.-Владос,2002-312с.
- Колдина Д.Н., Игровые занятия с детьми 2-3 лет. М.:Сфера,2015.-144с.
- Куражева Н.Ю. Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240с.
- Куражева Н.Ю., Бараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.Л. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218с.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». – СПб.: Речь, 2005. – 96с.
- Лесина С.В., Попова Г.П, Снисаренко Т.Л. Корекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по снижению детской агрессии.- Волгоград:Учитель.-164с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутентичными детьми. СПб.: «Речь», 2007. – 136с.
- Немов Р.С. Психология: в 3 кн.-4-е изд.-М.:Владос,2003.-640с.
- Николаев Н. Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка (5-7 лет)- Ростов н/Д:Феникс,2016-64с.
- Новиковская О. А.Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: Паритет, 2007. – 112 с.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336с;
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. – 72с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- М.:ТЦ Сфера,2017.64с.
- Трясорукова Т.П., Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста:диагностика,коррекция.-Ростов н/Д:Феникс,2013.- 122с.
- Трясорукова Т.П., Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения.-Ростов н/Д:Феникс,2015.-29с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Ускоренный курс для подготовки детей к школе-М.:Астрель:АСТ,2007.-58с.
- Узорова О.В. Игры с пальчиками –М:АСТ:Астрель,2006.-124с.
- Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии- Волгоград.:Учитель,2016.-122с.
- Фомина Л.В.Развивающие занятия в детском саду-Ярославль:Академия развития,2007.-112с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2002. – 72с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
- ШевченкоМ.А. Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей- Москва:Издательство АСТ,2016.-128с.
- Релаксация для дошкольников http://raguda.ru/ou/relaksacija-dlja-doshkolnikov.html