Открытый классный час в 8-9 классах по теме «Подростки и конфликты»

Цели:

1.      Раскрыть концепцию культуры мира;

2.      Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;

3.      Решение проблемы сплоченности класса.

Задачи:

-Дать характеристику понятия «конфликт».

-Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны. 

-Познакомиться с методами выхода из конфликта.

-Дать определение  понятия  «компромисс».

- Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его  справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

*   инструментальная музыка;

*     реквизит для игры «Перетягивание каната»;

*     карточки с описанием конфликтных ситуаций;

*     карточки для групповой работы;

*     инструкция доля медиаторов;

*     Памятки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt_9_kl.docx467.34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час в 8-9  классах

по теме «Подростки и конфликты»

Цели:

1.      Раскрыть концепцию культуры мира;

2.      Развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки;

3.      Решение проблемы сплоченности класса.

Задачи:

-Дать характеристику понятия «конфликт».

-Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.  

-Познакомиться с методами выхода из конфликта.

-Дать определение  понятия  «компромисс».

 - Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его  справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

*   инструментальная музыка;

*     реквизит для игры «Перетягивание  каната»;

*     карточки с описанием конфликтных ситуаций;

*     карточки для групповой работы;

*     инструкция доля медиаторов;

*     Памятки.

Ход занятия:

 I Введение в тему занятия.

     Звучит тихая инструментальная музыка. (Эмоциональный настрой)

- Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть на нашем классном часу таких улыбчивых, заинтересованных.

Послушайте, пожалуйста, притчу.

1. Чтение притчи «Коробочка».  

       Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.  Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

 -Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.        

- Ребята, мир,  в котором мы с вами живём, сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к чему? (конфликтам), от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них.  Конфликты существовали  всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

3.Сообщение задач занятия.

- Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. Приложение №1)

-Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.  

Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, по одному  конфликтному слову на каждую букву алфавита ( а - агрессия, г – гнев, р – разрыв и т.д.)  

Упражнение «Облако». Ребята,  сейчас я предлагаю вам закрыть глаза  и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом.

Спасибо.  На партах перед вами разложены вырезанные из бумаги облачка. Вам нужно написать на нём обидное слово, сказанное когда- то вам.  На классной доске у нас расположен желтый круг, он символизирует солнце. Подойдите и прикрепите свои облака на этот круг. (дети подходят и прикрепляют облака).  Ребята, как, по-вашему, что может сейчас произойти?  (Ответы детей : на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)

Учитель:  Ребята, расскажите, что вы чувствовали, когда вас обозвали обидным словом, и что вы сделали в ответ обидчику?

(ответы детей записываются на доску в две колонки: действия  и чувства. В левой колонке получили несколько конструктивных решений.)

Учитель: Давайте, найдём выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной.

(дети предлагают варианты выхода из конфликтной ситуации: «я не хотел тебя обидеть, прости», «Давай помиримся» и т.д.)

II. Работа над темой занятия:

1.Определение понятия «конфликт».

-Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики:  Ссора,  хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Конфликт- это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

В чем же вред конфликтов?(ответы детей)

 Во – первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во- вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще вес валится из рук.

В-третьих, страдает физическое  здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

2. Игра «Перетягивание каната».

-Давайте разделимся на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Сейчас мы сыграем в простую игру – перетягивание каната. (Играют)

-Победила команда… Спасибо, садитесь. Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

-А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта? (Ученики дают варианты ответа.)

 Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

 В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

-участники конфликта (оппоненты);

-предмет конфликта.

-Исследователи различают типы конфликтов:

-внутриличностный (между долгом и совестью);

-межличностный (самый распространенный; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений);

-между группой и личностью (групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы);

-межгрупповой конфликт (может возникнуть между группами или частями группы).

3. Упражнение «Да – нет»

-А  теперь разыграем другую ситуацию.

(В центре класса – два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации с дежурством по классу).

-Я дежурил вчера.

-Нет.

-Дежурил.

-Нет.

-Да.

Нет и т.д.

-Конфликт ли это? Почему? (Ученик дают варианты ответа)

-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – дежурство.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение- основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.

 (Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации)

Ситуации:

  1. Ира обижена: «  Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо».Витя удивлен: « А почему я должен здороваться ? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Кто прав? ( Кто культурнее, тот первым здоровается. )

2 .  Настя говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?»

Права  Настя ?

3 .  Тебя обозвали. Твоя реакция ?

А) Отделаюсь шуткой ( демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за « хорошие» слова) .

Б ) Отблагодарю тем же (обзову) .

В ) Пожалуюсь старшим .

Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов-умений делать комплименты . Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова .                           

Игра « Комплимент»

Вызываются 2 ученика. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты .

Классный руководитель. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость- неотъемлемое качество общения. Давайте поиграем в « Речевой этикет» .

                        Игра «Речевой этикет»

1 . Назовите слова приветствия . (« Здравствуйте», «Доброе утро» , « Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2 . Выскажите  просьбу . (« Вы можете мне сказать…», « Не могли бы вы мне…», «Скажите, пожалуйста…», « Разрешите попросить вас…», Не могли бы вы…», «Будьте добры…».

     3 . Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представит вам…», «Разрешите познакомить вас…», « Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», « Позвольте познакомиться».)

     4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за….».)

    5 . Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», « Вам будет хорошо», «Успокойтесь».)

   6 . Слова благодарности. (« Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

  7 . Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? ( « До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», « Всего хорошего», « Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

- Для того,  чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на  пары. Каждая пара получает описание конфликта и задание: найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

  1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
  2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
  3. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
  4. Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
  5. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным . Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите…
  6. Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну…

 (Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. )

Я хочу вам предложить изучить и обсудить правила выхода из конфликтных ситуаций:

1.Говори только о своих чувствах, а не о промахах других (например, «Опять, бессовестный, ты вернулся с прогулки домой поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома»).

2.Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.

3. «Уход от проблемы». Если ты понимаешь, что бы ты ни сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.

4. Научись слушать собеседника. Внимательно слушать кого-то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.

5. Извинись!  Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», « Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»

6. Переговоры. «Давай обсудим ситуацию».

7. Компромисс. Большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я сделаю это, а ты сделай вот это», «я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».

9. Привлеки посредника. Это означает попросить кого-то, кто не участвуют в конфликте, помочь вам.

А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили  способы  выхода из конфликтов, разделимся на три команды. Каждая команда получает карточку-задание с названием одного из способов выхода из конфликта. В течение 5 минут необходимо инсценировать свой способ так, чтобы остальные догадались, о чём идёт речь. (Дети выполняют задание)

Молодцы, вы все справились с заданием. Я думаю, что нам надо убрать  тучи с солнышка, пусть в нашем коллективе всегда будет солнечно и уютно.

(звучит музыка «Цветные сны»)

Ребята,  перед вами на парте лежат   памятки «Учимся жить без конфликтов». Я бы хотела, чтобы вы внимательно прочитали эти правила и всегда применяли их в жизни в общении с людьми.

  1. Не говори сразу со взвинченным, возбуждённым человеком.
  2. Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя  молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

        Упражнение « Давайте улыбнемся»

Классный руководитель. А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга- внутренний и внешний- так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний- у кого нечетные. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова вашим товарищам.

                  Итоговое упражнение « Подарок»

 - Я думаю, что вы заслужили подарки. Сейчас я вам раздам  подарки в виде пожелания. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок предназначено именно тебе. (раздача)

       А ещё я хочу пожелать вам добра, будьте добрыми по отношению к другим людям, друг другу. И тогда вы сумеете избежать любых конфликтов, а ваше добро вернётся к вам с торицей. Идите по жизни Дорогою Добра. (песня «Дорога добра»)

Спасибо всем за общение!

Типы конфликтов:

1-внутриличностный

2-межличностный;

3-между группой и личностью;

4-межгрупповой конфликт.

-Я дежурил вчера.

-Нет.

-Дежурил.

-Нет.

-Да.

Нет и т.д.

  1. Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

  1. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

  1. Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

  1. Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

  1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным . Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите…

  1. Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну…

Правила  выхода  из конфликтных  ситуаций:

1. Говори только о своих чувствах, а не о промахах других

2.  Говори чётко и ясно

3.  Уход от проблемы

4.Научись слушать собеседника

5.  Извинись

6.  Переговоры

7.  Компромисс 

8.  Привлеки  посредника

Приложение №1

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

     Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл

  1. Угрожаю или дерусь.

2..Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем  - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11.  Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип  «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль.   Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

  1. Не говори сразу со взвинченным, возбуждённым человеком.счастл
  2. Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя  молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

 

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

 

  1. Не говори сразу со взвинченным, возбуждённым человеком.счастл
  2. Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя  молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

 

Пожелания

1 . Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2 . В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3 . Уважай чувства других людей.

4 . Любую проблему можно решить.

5 . Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7 . Начни свой день с улыбки.

8 . Будь уверен в себе.

9 . Раскрой свое сердце, и мир  раскроет свои объятия.

10 . Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь.

11 . Будь обаятелен и добр.

12 . Извинись, если ты не прав.

13 . Не забывай выражать свою благодарность.

14 . Выполняй свои обещания.

15 . Не критикуй постоянно других.