Психологические особенности детей с ОВЗ

Куманцова Марина Васильевна

Психологические особенности детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_s_ovz.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности детей с ОВЗ

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического и(или) физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Слайд 3

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников: глухие , 4 варианта слабослышащие, 3 варианта слепые 4 варианта слабовидящие , 3 варианта с нарушением опорно-двигательного аппарата, 4 варианта с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта

Слайд 4

Неслышащие , глухие дети без речи Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

Слайд 5

Слабослышащие дети Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас. Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Слайд 6

Методическая организация занятия для слабослышаших детей В начале урока необходимо предъявить чёткий алгоритм действий; п реобладание наглядных средств; рациональное дозирование учебного материала; адекватный темп подачи материала; ц вета, используемые на экране, не должны быть очень контрастными; н а одной странице не должно быть много изображений; включать задания на развитие пространственных отношений и целостного восприятия объектов.

Слайд 7

Нарушения зрения Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие , с косоглазием и амблиопией . Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Слайд 8

Методическая организация занятия ребёнка с нарушением зрения - Достаточная освещённость рабочего места; рекомендуется использовать наглядный материал высокой цифровой контрастности; фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей; рекомендуемая гамма для младших школьников – жёлто-красно-оранжевая или зелёная; е сли это необходимо, то следует увеличить время на экспозицию; с ледует использовать смену различных видов деятельности (подвижные игры, физкультминутки); с ледует помнить, что т.к. слабовидящие лучше видят свет, то текст лучше воспринимается белый на чёрном фоне, чем чёрный на белом, как это принято.

Слайд 9

Тяжелая речевая патология Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия . При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы , трудности при чтении и письме, снижается словарный запас .

Слайд 10

Нарушение опорно-двигательного аппарата Дети с ДЦП, с врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой . У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.

Слайд 11

Методическая организация занятия для ребёнка с ДЦП В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.); обязательный перерыв в занятии на физкультминутку; необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребёнка и учитывать его во время занятий; д ля детей, имеющих тяжёлые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжёлым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развёрнутый речевой ответ; и ндивидуальный подбор объёма заданий; д обиваться чёткого ответа на поставленный вопрос; д авать навыки социально-бытового ориентирования.

Слайд 12

Дети с ЗПР Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний. Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. Для таких детей характерно непроизвольное импульсивное поведение.

Слайд 13

Отклонение интеллектуального развития Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта ). К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости . Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, в дальнейшем, помощь в трудоустройстве.

Слайд 14

Общие психолого-педагогические рекомендации: Принимать ребёнка таким, какой он есть; как можно чаще общаться с ребёнком; и збегать переутомления (через 20 минут после начала занятия, необходим отдых); н еобходимо в работе с такими детьми зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутки; н е сравнивать ребенка с окружающими; поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее; с пособствовать повышению его самооценки; о бращаться к ребёнку по имени; н е предъявлять ребёнку повышенных требований; о ставаться спокойным в любой ситуации.