Диагностика педагогов

Куманцова Марина Васильевна

Диагностика педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki_pedagogov.docx64.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методика оценки агрессивности педагога А. Ассингера

Инструкция. Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами, учениками и легко ли им общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Отвечая на вопросы, вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов.

1.  Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
а)  всегда;
б)  иногда;
в)  никогда.

2.  Как вы ведете себя в критической ситуации?
а)  внутренне кипите;
б) сохраняете полное спокойствие;
в)  теряете самообладание.

3.  Каким считают вас коллеги?
а)  самоуверенным и завистливым;
б)  дружелюбным;
в)  спокойным и независтливым.

4.  Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
а)  примете ее с некоторыми опасениями;
б) согласитесь без колебаний;
в)  откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

5.  Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения
возьмет с вашего стола бумагу?
а)  выдадите ему «по первое число»;
б)  заставите вернуть 
в) спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6.  Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с
работы позже обычного?
а)  «Что это тебя так задержало?»;
б)  «Где ты торчишь допоздна?»;
в)  «Я уже начал (а) волноваться».

7.  Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
а)  стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
б)  вам все равно, сколько машин вас обогнало;
в)  помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.

8.  Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
а)  сбалансированными;
б) легкомысленными;
в)  крайне жесткими.

9.  Что вы предпринимаете, если не все удается?
а) пытаетесь свалить вину на другого человека;
б) смиряетесь;
в) становитесь впредь осторожнее.


10.  Как вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди
современной молодежи?
а)  «Пора бы уже запретить им такие развлечения»;
б)  «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать»;
в)  «И чего мы столько с ними возимся?»

11.  Что вы ощущаете, если место, которое вы хотели занять, досталось
другому человеку?
а)  «И зачем я только на это нервы тратил?»;
б) «Видно, его физиономия шефу приятнее»;
в)  «Может быть, мне это удастся в другой раз?»

12.  Как вы смотрите страшный фильм?
а)  боитесь;
б)  скучаете;
в)  получаете искреннее удовольствие.

13.  Если из-за дорожной «пробки» вы опаздываете на важное совещание:
а)  будете нервничать во время заседания;
б)  попытаетесь вызвать снисходительность партнеров;
в)  огорчитесь.

14.  Как вы относитесь к своим спортивным успехам?
а) обязательно стараетесь выиграть;
б) цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым;
в)  очень сердитесь, если не везет.

15.  Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?
а)  стерпите, избегая скандала;
б) вызовете метрдотеля и сделаете ему замечание;
в)  отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16.  Как вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в школе?
а)  поговорите с учителем;
б) устроите скандал родителям;
в)  посоветуете ребенку дать сдачи

17.  Какой, по-вашему, вы человек?
а)  средний;
б)  самоуверенный;
в) пробивной.

18.  Что вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
а)  «Простите, это моя вина»;
б)  «Ничего, пустяки»;
в)  «А повнимательней вы быть не можете?!»

19.  Как вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
а)  «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»;
б) «Надо бы ввести телесные наказания»;
в)  «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»

20.  Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным.
Какое животное вы предпочтете?
а)  тигра или леопарда;
б)  домашнюю кошку;
в)  медведя.
Обработка результатов. Теперь внимательно просмотрите выбранные ответы. Суммируйте номера ответов.

1. а- 1,

6-2,

В -3.

2. а - 2,

6-1,

в - 3.

3. а - 3,

6-1,

в - 2.

4. а - 2,

б- 3,

в - 1.

5. а - 3,

6-2,

в - 1.

6. а - 2,

б-З,

в - 1.

7. а - 2,

6-1,

в - 3.

8. а - 2,

6-1,

в-3.

9. а - 3,

6-1,

в - 2.

10. а - 3,

6-1,

в - 2.

11. а- 1,

б-З,

в -2.

12. а - 1,

6-2,

в-3.

13. а - 3,

6-1,

в -2.

14. а - 2,

6-1,

в-3.

15. а- 1,

6-2,

в-3.

16. а- 1,

б-З,

в - 2.

17. а-1,

6-2,

в-3.

18. а-1,

6-2,

в-3.

19. а - 2,

б-З,

в - 1.

20. а - 3,

6-1,

в-2.

Интерпретация. 36-44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

45 и более баллов. Вы излишне агрессивны и при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестким к другим людям и неуравновешенным. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами домашних, окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.

35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает!

Если по семи и более вопросам вы набрали по три балла и менее чем по семи вопросам - по одному баллу, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам вы получите по одному баллу и менее чем по семи вопросам - по три балла, то вы чрезмерно замкнуты. Это значит, что вам не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их уж слишком тщательно.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко

Инструкция

"Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание то, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Тест

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит мне меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне не всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них  признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководством.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  47. По работе встречаются только неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи на работе вдохновляют меня.
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (партнеров).
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  59. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  61. Контингент партнеров, с которыми я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий. Которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работая с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если представляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему  (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила мое здоровье.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – указывается в "ключе" рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с "ключом" осуществляются следующие подсчеты:

  • определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов "выгорания";
  • подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования "выгорания";
  • находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" – сумма показателей всех 12-ти показателей.

"НАПРЯЖЕНИЕ"

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

  • Неудовлетворенность собой:

-2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50 (5), +62(5), +74(3)

  • "Загнанность в клетку":

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

  • Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3).

"РЕЗИСТЕНЦИЯ"

  • Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

  • Эмоционально – нравственная дезориентация:

+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

  • Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

  • Редукция профессиональных обязанностей:

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

"ИСТОЩЕНИЕ"

  • Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

  • Эмоциональная отстраненность:

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

  • Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

  • Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

 

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома "эмоционального выгорания". Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10-15 баллов   - складывающийся симптом,
16 и более   - сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме "эмоционального выгорания".
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов.
По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
37 – 60 баллов        - фаза в стадии формирования;
61 и более баллов  - сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома "выгорания", можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

  • Какие симптомы доминируют
  • Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается "истощение"
  • Объяснимо ли "истощение" (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику "выгорания", или субъективными факторами
  • Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности
  • В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение
  • Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное "выгорание" не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Диагностика комплекса неполноценности

Инструкция. Прочитайте каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который наиболее справедлив для вас, выпишите номер утверждения и количество очков на выбранный вариант ответа (количество очков указанно рядом с вариантом ответа).

Опросник

1. люди меня не понимают
часто (0)
редко (3)
такого не бывает (5)
2. чувствую себя «не в своей тарелке»
часто (5)
все зависти от ситуации (3)
очень часто (0)
3. я оптимист 
да (5)
только в исключительных случаях (3)
нет (0)
4. радоваться чему попало, это
глупость (0)
помогает пережить трудные минуты (3)
то, чему стоит поучиться (5)
5. я хотел бы иметь такие же способности, как другие
да (0)
временами (3)
нет, я обладаю более высокими способностями (5)
6. у меня слишком много недостатков
это правда (0)
это не мое мнение (3)
неправда! (5)
7. жизнь прекрасна!
Это действительно так (5)
Это слишком общее утверждение (3)
Вовсе нет (0)
8. я чувствую себя ненужным
часто (0)
временами (3)
редко (5)
9. мои поступки окружающих непонятны
часто (0)
иногда (3)
редко (5)
10. мне говорят, что я не оправдываю надежд
часто (0)
иногда (3)
очень редко (5)
11. у меня масса достоинств
да (5)
все зависит от ситуации (3)
нет (0)
12. я пессимист
да (0)
в исключительных случаях (3)
нет (5)
13. как всякий думающий человек, я анализирую свое поведение
часто (0)
иногда (3)
редко (5)
14. жизнь – грустная штука
вообще, да (0)
утверждение слишком общее (3)
это не так (5)
15. «Смех – это здоровье»
банальное утверждение (0)
об этом стоит помнить в трудных ситуациях (3)
вовсе нет (5)
16. люди меня недооценивают
увы, это так (0)
не принимаю этому большое значение (3)
вовсе нет (5)
17. я сужу о других слишком сурово
часто (0)
иногда (3)
редко (5)
18. после полосы неудач всегда приходит успех
верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса (5)
может и так, но научного подтверждения этому нет (3)
не верю в это, потому что это вера в чудеса (0)
19. я веду себя агрессивно 
часто (0)
иногда(3)
слишком часто (5)
20. бываю одинок
очень редко (5)
иногда (3)
слишком часто (0)
21. люди недоброжелательны 
большинство (0)
некоторые (3)
вовсе нет (5)
22. не верю, что можно достичь того, что очень хочешь 
потому что не знаю того, кому это удалось (0)
иногда это удается (3)
это не так, я верю! (5)
23. требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности
часто (0)
иногда (3)
редко (5)
24. наверно, каждый человек недоволен своей внешностью
я думаю, да (0)
наверное, иногда (3)
я так не думаю (5)
25. когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают
часто (0)
иногда (3)
очень редко (5)
26. я люблю людей
да (5)
утверждение слишком общее (3)
нет (0)
27. случается, я сомневаюсь в своих способностях
часто (0)
иногда (3)
редко (5)
28. я доволен собой
часто (5)
иногда (3)
редко (0)
29. считаю, что следует к себе быть более критичным, чем к другим людям
да (0)
не знаю (3)
нет (5)
30. верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы
да (5)
по-разному бывает (3)
нет (0)

Обработка и интерпретация результатов

Внимание: если вы не набрали одинаковое количество баллов (например, 0 и 0, 3 и 3, 5 и 5) в следующих парах: 3 и 18, 9 и 25, 12 и 22 – то общий результат теста можно считать случайным, недостоверным.
0-40 баллов – к сожалению, вы закомплексованы. Себя оценивает негативно, «зациклились» на своих слабостях, недостатка, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро измениться ваше отношение к себе и окружающему миру.
41-80 баллов – у вас есть все возможности к самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то, они мешают вам жить. Временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову – дело совершенно бесперспективное, до добра не доведет и может только на время разредить обстановку. От себя не убежишь, смелее!
81-130 баллов – вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в своих руках. В компании чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют также легко в вашем обществе. Совет: так держать!
131-150 баллов – вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Придуманный вами мир и собственный образ - далеки от реальности. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуй посмотреть на себя со стороны. Комплекс ведь для того, чтобы с ним справляться или… чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае, ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей, существенно испортит вашу жизнь.

Диагностика стилей педагогического общения

Инструкция: Просматривая каждый из вопросов теста, отмечайте символом "+", если можете с ними согласиться, и символом "-", если даёте отрицательный ответ. От степени объективности ответов зависит и степень достоверности результатов тестирования.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре) ?
5. Часто ли вы используете методические приёмы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
10. Часто ли удаётся вам удачно пошутить в ходе урока?
11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?
13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?
17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
19. Выбивают ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих 
фраз независимо от ситуации?
24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает
отведённого по плану урока времени?
25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не
в состоянии повторить их в этот же день ещё раз (во вторую смену)?

Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведённым ниже ключом и определите свою тенденцию. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ

№ вопросов 
Модели общения

Да "+"

Нет "-"

Диктаторская "Монблан"

4, 6, 11, 15, 17, 23

1, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 
18, 19, 20, 21, 22, 24

Неконтактная 
"Китайская стена"

9, 11, 13, 14, 15

1, 7, 8, 12, 16, 18, 19,
20, 21.

Дифференцированное 
Внимание "Локатор"

10, 14, 18, 20, 21

2, 4, 6, 13, 15, 17, 23

Гипорефлексивная 
"Тетерев"

9, 11, 15, 17, 23, 24

8, 12, 16, 19, 20, 21, 22

Гиперрефлексивная
"Гамлет"

3,12,14,18,19,20,22,25

2, 5, 6, 11, 13, 23

Негибкого 
Реагирования "Робот"

1, 2, 5, 6, 13, 15, 23

7, 8, 9, 11, 16, 21, 24

Авторитарная
"Я - сам(а)"

5, 10, 14, 15, 18, 24

2, 8, 16, 21

Активного 
Взаимодействия "Союз"

7, 8, 10, 16, 20, 21, 22

1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 
17, 23.

Стратегии самоутверждения личности (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова)

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика пед.коллектива

НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Феномен самоутверждения идентифицируется с особенностями фиксации личностью уникального способа своей жизни в социуме. В данной методике самоутверждение личности рассматривается в контексте факторной природы, включающей следующие три стратегии: самоподавление, конструктивность и агрессивность.


ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами опросник, включающий различные жизненные ситуации. Прочитав утверждение или вопрос, подберите ответ (1,2,3,4 или 5), отражающий ваши типичные действия или состояния в той или иной ситуации. Долго не задумывайтесь, здесь правильных и неправильных ответов нет. Подходящий для вас ответ отметьте на специальном бланке.

Опросник

 

 

1.

Вы приехали на отдых.

 

Обязательно с кем-нибудь познакомитесь.
Другие должны принять за честь знакомство с вами.
Будете пребывать в одиночестве.
Если вам предложат, познакомитесь с кем-нибудь.
Будете находиться в сомнениях, как познакомиться.

2.

Если вы радуетесь, как это обычно бывает?

 

Больше испытываю недовольство.
Смеюсь, улыбаюсь.
Бываю просто доволен.
Сдерживаю радость.
Не знаю, как радуются.

3.

Вы решили перекусить, но принесенное блюдо кажется вам не совсем съедобным.

 

Решите, что сегодня неудачный день и уйдете.
Просто расстроитесь.
Съедите.
Громко потребуете возврата денег.
Попробуете и отставите в сторону.

4.

Вы едете в поезде, а постельного белья вам не дали.

 

Будете долго ждать, когда придет проводник.
Попросите своего спутника помочь вам.
Ляжете спать без белья.
Потребуете к себе бригадира поезда.
Добьетесь, чтобы вам выдали все необходимое.

5.

Можете ли вы о себе сказать, что способны подавить свои чувства, когда ситуация не позволяет выразить их в полной мере.

 

Часто подавляю.
Выражаю умеренно.
Стараюсь не попадать в такие ситуации.
Очень часто подавляю.
Почти никогда не подавляю.

6.

В очередной раз вас просят выполнить работу за другого человека.

 

С готовностью согласитесь.
Безоговорочно откажетесь.
Обрадуетесь случаю свести с ним счеты.
Согласитесь, ругая себя за это.
Откажетесь, испытывая неловкость.

7.

Вы идете в театр, но не знаете, как к нему проехать.

 

Спросите кого-нибудь, как проехать.
Будете искать сами.
Возмутитесь тому, что ваш спутник заранее не узнал дорогу в театр.
Вообще не пойдете в театр.
Обратитесь к знакомому за помощью.

8.

Вам дали большую премию.

 

Очень обрадуетесь.
Засомневаетесь, не спутали ли вас с кем-нибудь.
Приятно удивитесь.
Выразите недоумение, почему у других премия больше.
Примите как должное.

9.

Вам необходимо выполнить срочную работу, но знакомые настаивают на том, чтобы вы пришли к ним в гости.

 

Нехотя согласитесь.
Откажетесь, и будете испытывать неловкость.
Резко откажетесь, т.к. ваши просьбы игнорируются еще чаще.
Просто откажетесь.
Согласитесь, т.к. вам кажется, что просьба вполне обоснована.

10.

Приятель занял у вас денег, обещая скоро вернуть, но вместо этого снова просит взаймы.

 

Дадите и будете считать себя размазней.
Будете в страшном гневе и наговорите ему много нелестных слов.
Не дадите, и уже этим все будет сказано.
Не дадите, но для себя решите, что поступили неправильно.
Дадите, т.к. боитесь остаться совсем без друзей.

11.

В магазине вы просите посмотреть товар, а на вас не обращаю внимания.

 

Обратитесь еще раз и уйдете, не получив ответа.
Предложите свою помощь продавцу, т.к. вам кажется, что он устал за целый день работы.
Настойчиво и требовательно добьетесь своего.
Найдете возможность отыграться на недостатках продавца.
Отойдете к другому прилавку.

12.

К вам обращаются с просьбой, кода вы очень заняты.

 

Немедленно переключитесь на проблемы обратившегося к вам человека.
Откажетесь, а потом передумаете.
С недовольством отложите свою работу.
Предложите подождать и продолжите свою работу.
Отчитаете человека за то, что он не во время к вам обратился.

13.

Ваш знакомый устроился на интересную работу с высоким окладом.

 

Никак не прореагируете на это событие.
Пожалуетесь ему на свою неустроенность.
Поздравите по телефону.
Выразите свою радость при встрече.
Еще раз утвердитесь во мнении, что у него везде знакомства.

14.

Вы сделали новый ключ, но им нельзя открыть дверь.

 

Потребуете сделать новый ключ.
Придете в замешательство.
Пошлете в мастерскую кого-нибудь поэнергичней.
Поменяете замок.
Устроите в мастерской скандал.

15.

Когда вы с кем-нибудь общаетесь, вы:

 

Инициативу передаете вашему партнеру.
Говорите больше всех, заканчивая разговор, когда это нужно именно вам.
Начинаете и ведете разговор.
Сомневаетесь, так ли вы себя ведете.
Чувствуете себя несколько застенчиво.

16.

Вы слегка торопитесь, но к вам обращаются с просьбой, которая не требует немедленного исполнения.

 

Согласитесь выполнить незамедлительно.
Оставите просьбу без внимания.
Неуверенно откажетесь.
Согласитесь, испытывая собственные затруднения.
Попросите отложить ее решение на более поздний срок.

17.

Ваш собеседник говорит такие вещи, с которыми трудно согласиться.

 

Будете с ним спорить, приводя доводы.
Обругаете его про себя.
Скажете, что он невежда.
Станете с ним солидарны.
Вам все равно.

18.

Часто ли вы выражаете обоснованное недовольство?

 

Очень часто.
Часто.
Иногда.
Почти никогда.
И в плохом вижу хорошее.

19.

Вы нечаянно толкнули прохожего.

 

Остановитесь и спросите, все ли в порядке.
Обернетесь и убедитесь, что все нормально.
Сделаете вид, что не заметили этого.
Броситесь извиняться, предлагать помощь.
Скажете, чтобы был осмотрительнее.

20.

Вы отремонтировали часы, а они все равно не идут.

 

Почувствуете в этом свою вину.
Попросите у кого-нибудь совета.
Будете находиться в нерешительности.
Потребуете нового ремонта или обмена часов.
Вернетесь в бюро ремонта, т.к. у вас есть что сказать мастеру.

21.

Знакомо ли вам чувство радости?

 

Скорее чувство покоя.
Немного.
Когда есть с кем порадоваться.
Часто испытываю это чувство.
Многое раздражает, а не радует.

22.

Вас подвел деловой партнер, друг, приятель.

 

Выплеснете на него всю свою злость.
Подумаете: « Это и к лучшему».
Расстроитесь.
Заставите исправить положение.
Затаите обиду.

23.

Вам долго не возвращают нужную книгу.

 

Открыто обвините этого человека в необязательности.
Оставите книгу у него.
Слегка рассердитесь.
Потребуете книгу обратно.
Посоветуетесь с другим, как обычно.

24.

Обувь, купленная вами совсем недавно, пришла в негодность.

 

Обменяете на новую.
Пойдете ругаться с продавцом.
Оставите на черный день.
Будете озабочены этим, не зная как поступить.
Станете носить дальше.

25.

Вы закончили важную работу, которая была высоко оценена другими.

 

Останетесь недовольны, с вашей точки зрения, невысокой оценкой.
Будете находится в состоянии апатии.
Поделитесь радостью с другими.
Останетесь недовольны собой.
Будете очень довольны.

26.

Вам позвонили поздно ночью, неправильно набрав номер.
Не пойдете к телефону в любом случае.
Скажете по телефону, что нужно правильно набирать номер.
Недовольно выслушаете извинения.
В гневе бросите трубку.
Обрадуетесь, т.к. вам все равно не до сна.

27.

На день рождения вам преподнесли приятный сюрприз.

 

Это невозможно, т.к. мало кто способен на такие сюрпризы.
Вам кажется, что вы этого не заслужили.
Будете довольны.
Останетесь равнодушны, т.к. вы этого ожидали.
Очень обрадуетесь

28.

Ваше место в театре занято.

 

Сядете на другие место, хотя там хуже видно.
Будете пребывать в недоумении.
Отреагируете на ситуацию.
Попробуете освободить место.
Сдержитесь в проявлении отрицательных эмоций.

29.

Оказавшись один на один с малознакомым человеком, вы:

 

Долго и мучительно выбираете тему для разговора.
Напряженно молчите.
Сами предлагаете тему для беседы.
Вынуждаете его развлекать вас.
Ждете появления кого-нибудь из знакомых.

30.

Вы смотрите телевизор, а ваши близкие переключают его на другую программу.

 

Что ж, придется смотреть эту.
Рассердитесь и потребуете переключить обратно.
Промолчите, демонстрирую недовольство.
Поссоритесь.
Любезно согласитесь, т.к. новая программа вроде бы интереснее.

31.

Вы собрались уходить, а ваш начальник просит вас остаться., т.к. необходимо еще поработать.

 

Неуверенно откажетесь.
Не подчинитесь, страшно негодуя при этом.
Откажетесь, ссылаясь на занятость.
Согласитесь, радуясь, что на вас обратили внимание.
Согласитесь, проклиная себя за это.

32.

Если вам необходимо с кем-нибудь познакомиться, как вы это делаете?

 

Полагаетесь на судьбу, стечение обстоятельств.
Просите кого-нибудь посодействовать.
Действуете очень напористо и решительно.
Проявляете инициативу, договариваетесь о встрече.
Мысленно проигрываете эту ситуацию в разных вариантах, не переходя к делу.

33.

Сосед попросил у вас утюг, а вы в это время сами гладите.

 

Категорически откажете.
Откажете, и вас замучают угрызения совести.
Отдадите и включите старый утюг.
Просто откажете.
Дадите, не желая того.

34.

Вы пришли на рынок. И пожилая женщина просит вас купить у нее оставшийся товар.

 

Откажетесь, сожалея, что так поступили.
Купите, досадуя на себя.
Пройдете мимо.
Будете раздражены этим.
Купите на последние деньги.

35.

Когда вы находитесь в гостях, где много неизвестных вам людей, то:

 

Общаетесь только со знакомыми.
Стремитесь максимально привлечь к себе внимание.
Чувствуете себя скованно.
Нередко находитесь в центре внимания.
Не решаетесь с кем-нибудь познакомиться.

36.

Врач неожиданно заканчивает работу после того, как вы уже долго пождали приема.

 

Примите как должное.
Расстроитесь и уйдете.
Возмутитесь, а потом все-таки успокоитесь.
Выскажите врачу все, что накипело, не выбирая выражений.
Потребуете, чтобы прием продолжал другой врач.


Обработка и интерпретация результатов:
При обработке данных используются да критерия:
Оценка принадлежности к группе, сделанная в результате подсчета общей суммы баллов по опроснику ( S = 1Σa + 2Σb + 3Σc + 4Σd + 5Σk, где а – ответы, оцениваемые 1 баллом, b – ответы, оцениваемые 2 баллами, с – ответы, оцениваемые 3 баллами, d – ответы, оцениваемые 4 баллами и k – ответы, оцениваемые 5 баллами).
Оценка, полученная на основе сравнения 3 количественных характеристик (дискриминирующих признаков): 1 признак получает количественную оценку в результате сложения ответов, которым приписываются 1 и 2 балла, и указывает на выраженность тенденции самоподавления: Р1 = 1Σa + 2Σb; 2 признак получен при сложении ответов с оценками 3 и 4 балла, он отражает развитость конструктивных стратегий: Р2 = 3Σc + 4Σd; 3 признак –количественная величина склонности человека к доминированию, полученная путем сложения ответов с оценками 4 и 5 баллов: Р3 = 4Σd + 5Σk.
Деление испытуемых на группы, которое осуществляется в соответствии с новым критерием (тремя дискриминирующими признаками) позволило снять целый ряд вопросов относительно так называемых «спорных случаев» и сформировать количественно и качественно новые группы (таблица 1,2).

Таблица 1.
Показатели центральных тенденций и разброса данных в трех группах, выделенных с помощью разных критериев: суммы баллов по опроснику и 3 дискриминирующих признаков

 

Сумма баллов по опроснику

Р1

Р2

Р3

№ группы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Среднее

108

121

133

18

11

6

81

104

114

65

87

111

Медиана

108

121

132

18

11

5

84

104

115

68

88

110

Дисперсия

11

18

19

19

9

8

183

76

196

210

98

91

Минимум

90

111

126

11

4

1

46

80

72

28

60

93

Максимум

114

129

144

29

20

14

101

120

130

95

107

129

Нижн. Квартиль

104

118

130

15

9

3

69

99

106

56

80

105

Верхн. Квартиль

111

125

136

21

13

6

90

111

124

76

93

117

1,2,3 – номера групп

Таблица 2
Распределение испытуемых по группам: (1) по критерию суммы баллов и (2) по критерию сравнения выраженности трех тенденций (дискриминирующих признаков)


№ группы

Сумма баллов

Границы групп по дискриминирующим признакам

Границы группы

Р1

Р2

Р3

1

90-111

15-21

69-90

56-75

2

112-123

9-13

99-111

80-93

3

124-144

3-6

106-124

105-117

Для стандартизации данных и определения границ между тремя эмпирическими группами проводилось преобразование результатов в стены (таблица 3). Стены – это стандартизованный показатель, который разбивает нормальное распределение на десять интервалов-категорий, каждая из которых содержит разный процент распределения.

 

Таблица 3.
Преобразование сырых данных (суммы баллов по опроснику)
в стены.


Х

Частота

Накопленная частота (L)

LЧ1/n

Стены

Границы групп

87.0

2

2

0.008

1

87-111 баллов
стратегия самоподавления

91.83

2

4

0.016

1

96.67

2

6

0.025

2

101.5

14

20

0.085

3

106.3

23

43

0.172

4

111.2

29

72

0.305

4

116.0

30

102

0.432

5

120.8

46

148

0.627

6

112-130 баллов
конструктивная стратегия

125.7

35

183

0.775

7

130.5

35

218

0.924

8

135.5

13

231

0.979

8

131 и выше
агрессивная стратегия

140.2

5

236

1.000

9

Х – значения переменной
L – накопленная частота
n - объем выборки

В соответствии с полученными данными определились три группы испытуемых: 1 – с ориентацией на стратегию самоподавления ( n = 44); 2 – с преобладанием конструктивной стратегии самоутверждения (n= 135); 3 – с предпочтением агрессивной стратегии самоутверждения ( n = 57).

Стратегия самоподавления (самоотрицания) может проявляться в конформной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, полизависимости, в проявлении гиперответственности, мазохизма и др. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения.
Стратегия конструктивного самоутверждения , как правило, проявляется в умении решать проблемы, склонности к обоснованному риску, в спонтанном проявлении свих способностей, в творчестве. Лица с выраженным конструктивным самоутверждением используют разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации. Для них характерно стремление к самораскрытию и самовыражению.
Стратегия доминирования как стратегия компенсации гиперпотребности в самоутверждении может проявляться в форме вербальной агрессии, в виде создания искусственных препятствий и связанных с ними состояний фрустрации у другого человека в виде утаивания от него важной информации и эмоциональной изоляции.
По мнению ряда авторов (Бэрон Р, Ричардсон Д., 1997) некоторая деструктивность данной стратегии, включающей как гиперсамоутверждение и принуждение в форме множества агрессивных действий, не предполагает причинение ущерба другой личности. Данная стратегия выражается в большом стремлении к доминированию в межличностных отношениях. Люди с данной стратегией предпочитают сохранять устойчивость самооценки с помощью механизма проекции. Для них характерны средние значения по фактору самораскрытия и высокие показатели по самовыражению.