Элективный курс "Основы общей психологии"

Куманцова Марина Васильевна

Элективный курс "Основы общей психологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по основам общей психологии для 10-11 классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Сухиничи Калужской области

Количество часов в неделю – 1, всего за год – 35.

Сухиничи, 2020

Пояснительная записка

Преподавание психологии предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Цели преподавания психологии:

  • Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры.
  • Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности учащегося:

  • формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
  • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
  • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
  • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
  • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и переживаний других людей;
  • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.

Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:

А) программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В. Дубровиной, 2003).

Б) программы Савченко М.Ю. по профориентации и личностному развитию учащихся 9-11 классов (изд. ВАКО, 2008).
Программа рассчитана на 1 год обучения (10  класс, 34 часа). Программа включает в себя следующие разделы: Введение в науку, Познавательные процессы, Эмоции и чувства, Личность.

Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны для девушек и юношей в силу возрастных особенностей развития. Элективный курс «Основы психологии» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии и самопознания. Психологические знания помогут старшеклассникам в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей. Занятие по психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных акцентах и способах проведения:

  • учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития личности.
  • еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях “психологического” взаимодействия, его целях и результатах.
  • большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Курс «Основы психологии» имеет теоретико-прикладную направленность, то есть в каждой теме предусматривается психологический практикум, в котором старшеклассникам предлагаются  психотехнические игры и упражнения, анализ жизненных ситуаций, рефлексивные упражнения. Занятия содержат следующие элементы:

1.Ведется индивидуальная работа в тетради, которые хранятся у старшеклассников, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.

2. Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

3.В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми юношеского возраста:

объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

4.Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.

5.Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме письменной работы в тетради.

Завершается курс итоговым занятием, включающим процедуры рефлексивного осмысления проведенной работы.

Ожидаемые результаты.

Личностными результатами элективного курса являются:

  • Знание своих индивидуальных психологических особенностей, эффективное их использование в учебной и коммуникативной деятельности;
  • Мотивация к самопознанию, саморазвитию, узнаванию других и сотрудничеству;
  • Сформированность адекватной самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении и общении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Метапредметными результатами курса «Основы психологии» являются:

Регулятивные УУД:

  • Анализ и управление своей познавательной деятельностью и эмоциональным состоянием;
  • Самостоятельно преобразовывать проблему в задачу, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • Познание теоретических основ психологии и внутреннего мира личности;
  • Умение анализировать, рефлексировать, формулировать проблему, ставить цель;
  • Любознательность и интерес к новому и способам решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • Умение ясно выражать свои мысли, мнение;
  • Умение слушать собеседника и давать обратную связь.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Тема

Основные

понятия

Введение в психологию – 2 часа

1.

1


Что изучает психология? Значение и задачи психологии как науки.


Психология как наука, психика, отрасли психологии


2.

1


Головной мозг и психика. Зависимость психической деятельности человека от особенностей его нервной системы


Нейропсихология, межполушарная асимметрия


Познавательные процессы – 9 часов

3.

1


Понятие об ощущениях. Как мы ощущаем окружающий мир.


Ощущение, виды ощущений, пороги ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия


4.

1


Понятие о восприятии. Восприятие другого человека


Восприятие, свойства восприятия, константность, активность, иллюзии восприятия

5.

1

Процессы и виды памяти. Особенности моей памяти.

Память, виды памяти, процессы памяти

6.

1

Мышление и его характеристика.

Мышление, виды мышления, операции мыслительные, ум, интеллект

7.

1

Практикум: Исследование моего мышления

Креативность мышления

8.

1

Воображение и аутотренинг.

Воображение, воссоздающее и творческое воображение, галлюцинации, приёмы воображения: агглютинация, акцентирование, схематизация, аутогенная тренировка, медитация, саморегуляция

9.

1

Сновидения как форма воображения.

Фрейдизм

10.

1

Практикум: Воображение. Фантазия. Творчество.

Проективные методики, рефлексия

11

1


Понятие о внимании. Свойства и виды внимания.


Внимание, концентрация, распределение, объём, устойчивость, переключение внимания, доминанта

Эмоции и чувства – 8 часов

12

1

 Понятия об эмоциях и чувствах, их физиологические основы

Эмоции, чувства, информационная теория П.Симонова, Теория Джемса-Ланге, теория Йеркса-Додсона

13

1

Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические.

Виды эмоций, приспособительно-защитная функция эмоций

14

1

 Виды чувств. Настроения, аффекты, страсти, стресс.

Аффекты, настроение, страсти, стресс

15

1

Способы выражения эмоций и чувств

Агрессия, «Я-высказывание»

16

1

Трудные состояния, их типология

Трудное состояние, монотония, скука, депрессия, фрустрация, дистресс, стресс

17

1

Психологический стресс: что с ним делать?

Травматический стресс, посттравматические стрессовые нарушения, экзаменационный стресс

18

1

 Основы саморегуляции

Саморегуляция, мышечная релаксация, ресурсное состояние


19

1

Практикум: Эмоциональный термометр (измерение своего эмоционального состояния)

Личность – 15 часов

20

1

Юношеская «Я-концепция». Знаю ли я свой возраст?

Возрастная периодизация, возраст, теория детского развития, «Я-концепция»


21

1

Личность и ее проявления: понятие о личности, природа личности и ее формирование

Личность, человек, индивид, индивидуальность, психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология

22

1

Потребность в самовыражении.

Личность, «Я-концепция», самовыражение, самоактуализация

23

1

Направленность и способности личности.

Движущие силы личности, способности, задатки, талант, мотив, мотивация, направленность личности

24

1

Понятие о темпераменте. Учение Гиппократа, теория Павлова.

Темперамент, интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность, теория Павлова

25

1

Понятие о характере. Черты характера.

Характер, рефлексия

26

1

Практикум: «Я и моя самооценка»

27

1

Практикум: «Акцентуации характера»

Акцентуация характера, теории Личко А.Е., Леонгарда К.

28

1

Структурный анализ личности.

Понятия эго-состояний Родитель, Взрослый, Ребенок по Э.Берну.

29

1

Социотип личности.

Экстраверт-интроверт, рациональный – иррациональный, логик – этик, сенсорик – интуит (типология Юнга)

30

1

Практикум: исследование собственной личности.

Черты личности по Р. Кэттелу

31

1

Конформисты. Гипертимы. Демонстративные личности.

Конформность. Независимость. Гипертимность. Демонстративность. Истеричность.

32

1

Замкнутый и напряженно-аффективный тип.

33,34

2

Обобщение. Презентация творческих работ.

Список литературы:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.
  4. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1995
  5. Орлов Ю. М. Психология самопознания и самовоспитания характера. М., 1987.
  6. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
  7. Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.