Занятие для подростков: "Как стать успешным в жизни?"

Рогинская Яна Васильевна

Цель: стимулировать у детей стремление к успеху, целеполаганию, планированию своей деятельности;

способствовать развитию навыков уверенного поведения,

формировать стремление к самосовершенствованию личности.

Ход занятия.

 1.Настрой на занятие.

Сегодня мы поговорим об успешном человеке.

-Кого, на ваш взгляд, можно считать успешным человеком?

С чем ассоциируется слово успех? (Высказывания учащихся)

-Одни считают, что успех - это признание, богатство, деньги, слава, власть.

Другие думают, что успешный человек - тот, кто показывает хорошие результаты в учёбе, работе, уверенный, счастливый, довольный жизнью. Он  занимается любимым делом, его уважают другие.

Успеха достигают действительно лучшие.

 -В чем причина того, что не все могут быть успешными?

(Нет уверенности в себе, не доводят дело да конца.)

-Как добиться успеха? Ответом могут быть стихи:

-Как добиться успеха
В этом мире огромном?
Надо много трудиться
И стремиться быть умным.
Кругозор свой расширить,
Свой характер улучшить.
И немного усилий,
Чтобы выглядеть лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kak_stat_uspeshnym.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

       

           Психологическое занятие

«Как стать успешным в жизни»

для обучающихся 7-8 классов

                                                                               

Цель: стимулировать у детей стремление к успеху, целеполаганию, планированию своей деятельности;

способствовать развитию навыков уверенного поведения,

формировать стремление к самосовершенствованию личности.

Ход занятия.

 1.Настрой на занятие.

Сегодня мы поговорим об успешном человеке.

-Кого, на ваш взгляд, можно считать успешным человеком?

С чем ассоциируется слово успех? (Высказывания учащихся)

-Одни считают, что успех - это признание, богатство, деньги, слава, власть.

Другие думают, что успешный человек - тот, кто показывает хорошие результаты в учёбе, работе, уверенный, счастливый, довольный жизнью. Он  занимается любимым делом, его уважают другие.

Успеха достигают действительно лучшие.

 -В чем причина того, что не все могут быть успешными?

(Нет уверенности в себе, не доводят дело да конца.)

-Как добиться успеха? Ответом могут быть стихи:

-Как добиться успеха
В этом мире огромном?
Надо много трудиться
И стремиться быть умным.
Кругозор свой расширить,
Свой характер улучшить.
И немного усилий,
Чтобы выглядеть лучше.

-Чтобы добиться в чём-то успеха, нужно в себе воспитывать некоторые качества. Воспитать себя - это непросто, но возможно.

Сегодня я расскажу вам о том, что необходимо воспитать в себе, чтобы быть успешным. Также мы выполним некоторые упражнения.

2. Работа по проблеме занятия. Построение «Лестницы успеха».

1).Желание и цель. Желать, уметь трудиться! Ставить цели! Без желания у вас не будет энергии, и без энергии вы ничего не добьетесь. Желание и цели мотивируют, сосредотачивают, заставляют стремиться к победе и направляют энергию в нужное русло.

Нелегко идти к поставленной цели. Препятствия и помехи встречаются на пути, ЧТО поможет преодолеть их? (обсуждение) Вера в себя!

2).Адекватная самооценка

Упражнение «Мне удается»

Психологический смысл упражнения.

Создание условий для самопрезентации, повышение мотивации к обучению новым видам деятельности.

Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:

1.Как им удалось этому научиться?

2.Где может пригодиться это умение?

Анализ, обсуждение:

-Чему из того, о чем рассказали другие участники, захотелось научиться каждому из вас? Кто из участников вас удивил? Заставил взглянуть на него по-новому?

Вывод из 2-х упражнений:

Важно принимать себя, свою индивидуальность, позитивно относиться к себе. Это способствует формированию адекватной  самооценки, чувства собственного достоинства и является залогом уверенности  и  успешности.

Мини-лекция:

 «Самая трудная вера – это вера в себя» — гласит народная мудрость. И действительно, все чаще можно встретить людей, чья самооценка очень низкая. Одно дело – видеть свои достоинства и бороться с недостатками, и совсем другое – обнаруживать в себе все новые и новые минусы.
Уверенность в своих силах формируется у человека с детства – малыш учится делать первые шаги, говорить,  дружить… Появляется окрыляющее чувство: «Я могу! Я достоин!» И хорошо, если родители помогут этому чувству окрепнуть, подбадривая в трудных ситуациях: «Мы любим тебя, не смотря ни на что», «Все получится». Это помогает ребенку, подростку сформировать позитивное отношение к самому себе: «Я хороший, я любимый, я нужный».
Ведь на нашу самооценку влияет, прежде всего, мнение окружающих людей. Неосторожные замечания, грубые шутки, а то и намеренное хамство могут заставить человека разувериться в себе. И если Вы все чаще вслух или мысленно произносите фразы: «Я не достоин», «Всё во мне — плохо», «Я — неудачник» — значит, пришло время повышать самооценку. Ведь без нее не получится быть счастливым и гармоничным человеком.
Но для начала давайте разберемся с мифами, которые мешают нам повысить свою самооценку.

Миф первый: заниженная самооценка – это навсегда. Напротив, многие актеры, политики и музыканты смогли доказать своим примером, что уверенность в себе достижима. Они побороли свои комплексы, а значит – это под силу каждому.
Миф второй: повысив самооценку, я рискую стать наглым и самоуверенным типом, от которого другим одни неприятности. Но уверенность – не значит самоуверенность. Тот, кто верит в себя – спокоен и вежлив, а значит – приятен в общении.
Миф третий: повышение самооценки – процесс долгий, скучный и трудоемкий. Наоборот, повысить самооценку можно за считанные месяцы, причем делая это в интересной форме. А как именно – сейчас узнаете:
Во-первых, необходимо перестать сравнивать себя с другими. Каждый человек – уникальный, и уже одним этим хорош. Лучше ведите «Дневник собственных побед», куда следует заносить все то, чего Вам удалось добиться за день, неделю, месяц.
Во-вторых, старайтесь общаться с уверенными в себе, открытыми и доброжелательными людьми. Они буквально заражают оптимистичным отношением к жизни. А от агрессивных и злобных лучше держаться подальше: их вы не переубедите, а настроение себе испортите.
В-третьих, старайтесь использовать только позитивные суждения о себе: вместо «Я не уверен», следует говорить «Я справлюсь». И никогда не принижайте свои достоинства на людях. За комплименты благодарите искренним «Спасибо, мне очень приятно», вместо «Ой, да ладно Вам, Вы меня смущаете».
В-четвертых, ставьте себе достижимые цели. Тот, кто задвигает себя в рамки и чересчур сжатые строки, всегда чувствует себя проигравшим. Делайте на пути к цели остановки – и силы сэкономите, и без спешки найдете оптимальный вариант решения проблемы.
Начните повышать свою самооценку прямо сейчас – почитайте специальную литературу или посоветуйтесь с психологом – и у Вас все получится!

3).Осознание самого себя. Человек должен знать, в чём его сильные и слабые стороны. Если не знает, кем является на самом деле, никогда не поймёт, на что действительно он способен. (Ребята на листочках записывают сильные и слабые стороны своего характера)

4). Уверенность. Развитие уверенности в себе начинается с устранения демона, который называется страх; этот демон сидит у человека на плече и нашёптывает ему: «Ты не сможешь этого сделать…» (Н. Хилл. Закон успеха)

Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Распределите карточки на 2 группы: уверенное, неуверенное поведение.

Неуверенность:

Предпочитает промолчать, даже если не согласен.

Трудно входит в контакт с незнакомыми людьми.

Трудно принимать решения.

Живет без понимания собственных целей, ценностей

Страх, тревожность.

Скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы.

Нарушение ритма дыхания.

Голос тихий и робкий.

Речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки.

Враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость.

Ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины.

Уверенность:

Легко высказывает и отстаивает свою точку зрения.

Легко устанавливает контакты, начинает и заканчивает беседу.

Легко принимает решения.

Признает свою уникальность.

Знает и стремиться к достижению своих целей.

Легкость во всем теле.

Ощущение внутренней силы.

Непринужденность жестов, грациозность движений.

Позитивное восприятие мира.

Эмоциональная окраска и образность речи.

Ощущение собственной значимости, гордость.

Ведите себя уверенно: поговорим о теле.

 Формула успеха по системе Норбекова:осанка- улыбка- настроение- уверенность- цель.
Сохраняйте ровную осанку при ходьбе, улыбайтесь и намеренно (пока это не станет подсознательной привычкой) фокусируйте внимание на том, что является физическим проявлением уверенности. Когда нам хорошо, мы улыбаемся, но улыбка, в свою очередь, может заставить нас чувствовать себя хорошо. А прямая, стройная осанка (присущая очень уверенным людям) поможет вам чувствовать себя так же уверенно, как выглядит ваше тело. 

  Внешние признаки уверенного человека:

  • выглядит спокойным;
  • держится с достоинством;
  • открытый взгляд;
  • ровная осанка;
  • спокойный и уверенный голос.

Д/з: устраивайте себе задания и упражнения по развитию уверенности в себе.
Каждый вечер записывайте по одному небольшому заданию на следующий день, которое будет выводить вас немного за рамки прежней зоны комфорта. Это может быть ответ у доски на вопрос, который пока еще для вас сложен,  или диалог с кем-то, кто не очень хорошо вам знаком. 

На следующий день, пообещайте себе, что выполните задание по уверенности в себе, которое Вы поставили перед собой. И сделайте это! Уже через месяц вы убедитесь в том, насколько увереннее Вы стали за такой короткий промежуток времени. 

5). Настойчивость. На успешных людей смотрим как на образец для подражания, объект уважения. Но ведь они не всегда были такими. С чего-то начинали и проходили через полосы неудач. И только тот, кто смог преодолеть отчаяние и настойчиво работать над проектом, в успех которого он верил, теперь может назвать себя успешным человеком, прожившим жизнь не зря. Немало тому подтверждений из биографии известных людей. Например, чтобы создать электрическую лампочку, Томас Эдисон проделал больше тысячи экспериментов. Все его коллеги давно потеряли веру в возможность создания работающей модели. Одна неудача следовала за другой. И когда в очередной раз в лаборатории прогремел очередной взрыв, помощник Эдисона, не выдержав закричал: «Ты – сумасшедший, нас чуть не убило! Ты не можешь понять, что создать электрическую лампочку невозможно!»

На что Томас Эдисон спокойно ответил: «Да, каждая неудача, которую мы терпим, - это единственный путь к истине. Каждая неудача приближает нас к правильному решению. Каждый раз мы узнаем, что этот путь не приведет к успеху, но сразу же выбираем новый путь и делаем новый эксперимент». Помощник в ужасе убежал и Эдисону пришлось продолжить эксперименты в одиночку.

Только на 1016 – й раз лампочка Томаса Эдисона загорелась и изменила ход нашей цивилизации. Квартиры, предприятия, заводы, шахты – везде, на земле и под землей сегодня горит лампочка Эдисона. Негаснущий памятник упорству и правильному отношению к неудачам.

6). Умение не впадать в отчаяние. Стойкость и умение не принимать близко к сердцу чужие упреки и критику помогают сохранить душевное равновесие, не поддаться сомнениям и не потерпеть неудачу.(пример с вождением)

7).Сосредоточенность. Сосредоточенность на одной задаче - гарантия ее выполнения, доведения  до конца. Любые отвлекающие проекты должны подождать или идти по плану только после главного.

8). Оптимизм. Оптимизм является важнейшей чертой характера любого успешного человека. Без него все остальное было бы трудновыполнимо. Поэтому абсолютно необходимо придерживаться позитивного мышления и никогда не сдаваться.

9).Сильный характер. Во многом успешность зависит от характера человека. Например, любой человек может научиться рано вставать, но не каждый на это пойдет, и уж тем более не каждый человек сможет делать это регулярно. Так что достижение успеха конкретным человеком еще и определяется его характером, способностями, уровнем интеллекта.

Упражнение «Мои планы».

На альбомном листе каждый ученик обводит свою ладошку и на каждом пальчике кратко записывает пункт своего плана на будущее.

-Подумайте, какие препятствия могут возникнуть в достижении каждой цели?

Давайте придумаем слова, которыми сами себе поможем.

Я СПРАВЛЮСЬ.

У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ.

Я НАУЧУСЬ.

ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО.

Я НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ.

Конечно, иногда приходиться повторять эти слова много раз, пока они помогут, но с каждым разом вы будете действовать увереннее и спокойнее.

Подведение итога

-Трудно быть успешным?

Трудно, но возможно. Всегда найдется сфера жизни, в  которой вы можете стать успешным.

-А сейчас давайте попробуем сформулировать жизненный девиз.

— Цель нашел? Иди к ней смело.

Будь настойчивым, умелым!

— Иди к цели с добрым делом,

И в глаза смотри всем смело!

— Выбрав цель своей жизни,

Так скажу я, друзья,

Если могут другие,

Значит, смогу и я!

— Знай, выбор в жизни сделать

Пришел и твой черед;

Не жди, а просто действуй,

Смело иди вперед!

-Успех заключается в душевной гармонии, в счастье, в реализации себя и своего потенциала, в любимом деле. Не останавливайтесь перед препятствиями, идите вперед, стремитесь к поставленной цели. Тогда вас будет ждать успех!