Семейная история как основа идентичности

Лексина Татьяна Владимировна

В литературе имеется достаточно много типологий идентичности (этническая, расовая, национальная и др.) Это связано со сложностью определения.  Понятие включает культуру, нацию и конкретную личность.

Идентичность – внутреннее состояние человека, возникающее под воздействием внешнего окружения. Формирование образа «Я» - комплекс представлений о себе и окружающем мире, о своем месте в этом мире, результат взаимодействия с окружающей средой. Этот комплекс включает в себя  непосредственно то, что окружает  (люди, место жительства, образ жизни, традиции, природа), а также ценности, идеалы, нормы. Именно благодаря этим характеристикам личность узнает себя, удовлетворяет свои потребности.

В современном мире очень трудно сохранить свою идентичность: так стремительно несется жизнь, люди постоянно перемещаются, контактируют с другими культурами, взглядами, обычаями, что создает предпосылки для возникновения интегральных характеристик.

Особенно в детском возрасте необходимо формировать и оберегать идентичность. Огромный поток информации, который обрушивается на ребенка, может привести к кризису идентичности. Несомненно, любой кризис, поиск – это очередная ступень в развитии, что необходимо для качественных изменений. Задача взрослого – обеспечить положительную направленность этих изменений, сформировать объективную картину окружающей действительности, уберечь подвижную психику ребенка от ложных ценностей, а впоследствии от необдуманных и опасных поступков. В первую очередь, этот фундамент жизненных ценностей закладывается в семье. Если он есть, то человек чувствует защиту в своей идентичности, ощущает себя принадлежным, а не одиноким. Словно дерево питается от корней, мы черпаем силы в семейной истории, в трудную минуту обращаемся к семейному опыту, храним воспоминания и передаем традиции следующим поколениям.  В истории каждой семьи есть события ВОВ 1941-1945 г.г. Это трагичное, тяжелое время, когда люди проявляли невероятное мужество. Но сколько мудрости, патриотизма, милосердия передали нам наши предки, чтобы следующие поколения жили счастливой мирной жизнью.

Проблема современности – переписывание истории, утрата устойчивости общечеловеческих норм, изменение социокультурных характеристик. Очень важно в изменяющемся социуме  проявить гибкость и открытость к новому и в то же время сохранить свою идентичность, историю своей семьи и своего народа.

 

 

Тренинг «Моя семейная история»

Цель: укрепление семейных ценностей.

  1. Упражнение «Моя фамилия»

- Назовите свою фамилию и самое характерное качество вашей семьи (спортивные, умные, добрые, дружные и т.п.)

Вывод: У нас много общего, но у каждой семьи есть своя отличительная особенность.

  1. Упражнение «Мои корни»

- Лист А4 разделите на 5 частей по горизонтали. В самой верхней части в центре напишите имена ваших детей (если есть). «Этажом» ниже запишите себя, супруга; слева или справа запишите имена ваших сестер и братьев, можно двоюродных или троюродных.

Еще ниже записываем имена родителей и родственников поколения родителей (дяди и тети). Также заполняем две оставшиеся части внизу, записывая имена бабушек и дедушек и прабабушек и прадедушек соответственно.

- Скажите, какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнение?

Вывод: знание своей семейной истории делает нас богаче и сильнее.

  1. Упражнение «Семья треугольников»

- Представьте себе, что существует семья треугольников. Это замечательная семья. У них есть свои традиции. Они живут дружно и весело. Но вот у них появляется ребенок-квадрат. Как теперь будет жить эта семья? Как принять такого ребенка? Будет ли ему комфортно в семье, где все не такие, как он? Что делать?

Вывод: каждый человек имеет право на индивидуальность. Задача взрослых – принять нового члена в свою семью, сохранив его неповторимость, грамотно сформировать понятие «идентичности» (ты - член семьи треугольников, тебя очень любят, у тебя тоже есть углы, но ты особенный, неповторимый)

  1. Упражнение «Пожелание»

В заключении участники высказывают друг другу пожелания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл identichnost.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Семейная история как основа идентичности

В литературе имеется достаточно много типологий идентичности (этническая, расовая, национальная и др.) Это связано со сложностью определения.  Понятие включает культуру, нацию и конкретную личность.

Идентичность – внутреннее состояние человека, возникающее под воздействием внешнего окружения. Формирование образа «Я» - комплекс представлений о себе и окружающем мире, о своем месте в этом мире, результат взаимодействия с окружающей средой. Этот комплекс включает в себя  непосредственно то, что окружает  (люди, место жительства, образ жизни, традиции, природа), а также ценности, идеалы, нормы. Именно благодаря этим характеристикам личность узнает себя, удовлетворяет свои потребности.

В современном мире очень трудно сохранить свою идентичность: так стремительно несется жизнь, люди постоянно перемещаются, контактируют с другими культурами, взглядами, обычаями, что создает предпосылки для возникновения интегральных характеристик.

Особенно в детском возрасте необходимо формировать и оберегать идентичность. Огромный поток информации, который обрушивается на ребенка, может привести к кризису идентичности. Несомненно, любой кризис, поиск – это очередная ступень в развитии, что необходимо для качественных изменений. Задача взрослого – обеспечить положительную направленность этих изменений, сформировать объективную картину окружающей действительности, уберечь подвижную психику ребенка от ложных ценностей, а впоследствии от необдуманных и опасных поступков. В первую очередь, этот фундамент жизненных ценностей закладывается в семье. Если он есть, то человек чувствует защиту в своей идентичности, ощущает себя принадлежным, а не одиноким. Словно дерево питается от корней, мы черпаем силы в семейной истории, в трудную минуту обращаемся к семейному опыту, храним воспоминания и передаем традиции следующим поколениям.  В истории каждой семьи есть события ВОВ 1941-1945 г.г. Это трагичное, тяжелое время, когда люди проявляли невероятное мужество. Но сколько мудрости, патриотизма, милосердия передали нам наши предки, чтобы следующие поколения жили счастливой мирной жизнью.

Проблема современности – переписывание истории, утрата устойчивости общечеловеческих норм, изменение социокультурных характеристик. Очень важно в изменяющемся социуме  проявить гибкость и открытость к новому и в то же время сохранить свою идентичность, историю своей семьи и своего народа.

Тренинг «Моя семейная история»

Цель: укрепление семейных ценностей.

  1. Упражнение «Моя фамилия»

- Назовите свою фамилию и самое характерное качество вашей семьи (спортивные, умные, добрые, дружные и т.п.)

Вывод: У нас много общего, но у каждой семьи есть своя отличительная особенность.

  1. Упражнение «Мои корни»

- Лист А4 разделите на 5 частей по горизонтали. В самой верхней части в центре напишите имена ваших детей (если есть). «Этажом» ниже запишите себя, супруга; слева или справа запишите имена ваших сестер и братьев, можно двоюродных или троюродных.

Еще ниже записываем имена родителей и родственников поколения родителей (дяди и тети). Также заполняем две оставшиеся части внизу, записывая имена бабушек и дедушек и прабабушек и прадедушек соответственно.

- Скажите, какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнение?

Вывод: знание своей семейной истории делает нас богаче и сильнее.

  1. Упражнение «Семья треугольников»

- Представьте себе, что существует семья треугольников. Это замечательная семья. У них есть свои традиции. Они живут дружно и весело. Но вот у них появляется ребенок-квадрат. Как теперь будет жить эта семья? Как принять такого ребенка? Будет ли ему комфортно в семье, где все не такие, как он? Что делать?

Вывод: каждый человек имеет право на индивидуальность. Задача взрослых – принять нового члена в свою семью, сохранив его неповторимость, грамотно сформировать понятие «идентичности» (ты - член семьи треугольников, тебя очень любят, у тебя тоже есть углы, но ты особенный, неповторимый)

  1. Упражнение «Пожелание»

В заключении участники высказывают друг другу пожелания.