Заключение по изучению готовности дошкольников к обучению в школе

Черненко Инна Анатольевна

Результаты психологического обследования. 

Цели исследования: 

  1. Изучение уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся школы «Ступени».
  2. Определение  уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся.
  3. Выявление готовности обучающихся к обучению в общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по изучению готовности  обучающихся школы «Ступени» к обучению в общеобразовательной школе

от  23.04.2017г.

Дата исследования: март  2017 года.  

Цели исследования:  

  1. Изучение уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся школы «Ступени».
  2. Определение  уровня зрелости отдельных психических функций обучающихся.
  3. Выявление готовности обучающихся к обучению в общеобразовательной школе.

Объект исследования: обучающиеся 6-7 летнего возраста школы «Ступени».

Количество: 23 обучающихся.

Применяемые методики: 

- Гештальт-тест Бендер;

- Тест Тулуз-Пьерона;

- Тест Равенна;

- Кратковременная зрительная и слуховая память;

- Структурно-уровневые характеристики мышления;

- Речевое развитие.

Результаты

        Психологическое обследование обучающихся школы «Ступени» позволило выявить уровень развития психологических качеств, который был выделен по пяти зонам: высокое и хорошее развитие, уровень среднего, слабого, очень слабого развития и готовность обучающихся к обучению в общеобразовательной школе.

        Развитое линейное визуальное мышление позволяет проводить в уме операции сравнения различных изображений и их деталей, а также продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление позволяет проводить операции, которые нельзя реализовать на основе процесса восприятия.

Уровень развития

Линейное визуальное мышление (%)

Начало года

Конец года

высокий

-

хороший

12

30

средний (норма)

67

57

слабый

21

13

очень  слабый

        

Использование рисунков, графиков и других вспомогательных наглядных материалов не имеет успеха для 21% обучающихся (начало учебного года), для 13% детей в конце учебного года. В начале учебного года 67% обучающихся, лучше понимали и усваивали материал, когда информация была дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами эти дети ещё не умели. К концу учебного года количество таких детей уменьшилось до 57%. Число обучающихся, которые могут самостоятельно в процессе обучения пользоваться рисунками или схемами – 30%, в начале года таких детей было лишь 12%.

Таким образом, уровень развития линейного визуального мышления обучающихся повысился на 8%.

        Структурное визуальное мышление позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими закономерностями, переносить их в рамках данной визуальной структуры, то есть мыслить по аналогии, мыслить самостоятельно.

Уровень развития

Структурное визуальное мышление (%)

Начало года

Конец года

хороший

4

9

средний (норма)

21

43

слабый

71

48

оч. слабый

4

В начале учебного года способность к синтезу в элементарной форме уже присутствовала у 25% обучающихся, в конце года самостоятельность мышления развита уже у 52% детей. Однако многие обучающиеся (75% в начале года и 48% в конце года) ещё не умеют выделять закономерные связи между предметами, явлениями  и не ориентируются на них в своих умозаключениях, в процессе обучения таким детям требуется помощь взрослых.

Следует отметить, что уровень развития структурного визуального мышления детей повысился на 27%.

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребёнка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Благодаря этому типу мышления знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребёнка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.

Уровень развития

Понятийное интуитивное мышление (%)

Начало года

Конец года

хороший

17

13

средний

38

70

слабый

33

17

очень слабый

12

Имеются необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления, при условии постоянного контроля со стороны взрослых за тем, чтобы материал не просто вызубривался ребёнком, а был им правильно понят (55% - начало года, 83% - конец года). Остальные обучающиеся (45% в начале учебного года и 17% в конце года) пока не способные понять суть материала и использовать знания, полученные ими на занятии, в своём личном опыте.

Необходимо отметить, что уровень развития понятийного интуитивного мышления повысился на 28%.    

 Понятийное логическое мышление (мышление по аналогии) характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребёнок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.

Уровень развития

Понятийное логическое мышление (%)

Начало года

Конец года

хороший

-

средний

63

75

слабый

25

25

очень слабый

12

На 12% уменьшилось количество обучающихся, которые пока ещё не умеют действовать по правилу, не могут самостоятельно разбираться в материале. Обучающихся с хорошим уровнем развития понятийного логического мышления нет.

Абстрактное мышление  позволяет выделять различные формальные признаки (количественные, интервальные, функциональные) и оперировать ими. Если мышление ребёнка остаётся преимущественно образным, он оказывается не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала.

Уровень развития

Абстрактное мышление (%)

Начало года

Конец года

хороший

13

средний

25

25

слабый

75

62

Уровень развития абстрактного мышления повысился на 13%, однако у многих  детей (62%) уровень развития абстрактного мышления остаётся пока ниже нормы.

Сравнение уровней развития понятийного речевого и понятийного образного мышления проводится для того, чтобы выяснить репрезентативную систему ребёнка. Если лучше развито речевое мышление, то ребёнок лучше воспринимает и понимает материал на слух, то есть, когда слушает объяснения, когда рассуждает самостоятельно или обсуждает что-то с другими людьми. Попытки использовать схемы, рисунки и иллюстрации могут только отвлечь или запутать такого ребёнка. Если у ребёнка лучше развито образное мышление, а речевое мышление развито слабо, то подробные рассказы оказываются бесполезными. Ребёнку важно это увидеть. Он лучше понимает, когда есть схемы, иллюстрации, таблицы, когда ему просто показывают, как надо действовать и мало говорят. Однако понимание со слуха абсолютно необходимо при обучении в образовательных учреждениях.

Уровень развития

Речевое мышление (%)

Образное мышление (%)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

хороший

4

5

-

13

средний

55

83

63

83

слабый

37

12

37

4

оч. слабый

4

-

Если на начало учебного года многие обучающиеся (41%) испытывали затруднения при восприятии информации на слух, то к концу учебного года таких детей стало меньше (12%). В начале учебного года 37% обучающихся не понимали информацию, представленную наглядно, к концу года таких детей стало на 33% меньше.

Речевое развитие. Чтобы понимать объяснения педагога ребёнок должен не только знать слова, которые он слышит, его собственная речь должна быть грамматически правильной. Если, мысленно кодируя рассказ педагога, ребёнок изменяет и искажает фразы, то и запоминает он именно этот «переработанный» вариант. В таких случаях информация, усвоенная ребёнком, по смыслу будет иметь мало общего с тем, что пытался объяснить педагог. На занятии ребёнку может быть понятно всё, но в последствии он ничего не сможет вспомнить.

В начале года 83% детей не владели грамматически правильным построением речи, что влияло на качество усвоения программного материала. К концу года таких детей стало  на 21% меньше.

Уровень развития

Речевое  развитие (%)

Начало года

Конец года

хороший

-

-

средний

17

38

слабый

62

58

оч. слабый

21

4

Оценка кратковременной речевой памяти позволяет выяснить, какой объём пока ещё неосмысленной рядоположенной словесной информации ребёнок может удержать в уме. У детей-визуалов обычно хорошо развита зрительная память, которая помогает компенсировать недостатки речевой памяти, если используется наглядное представление информации. Дети с сильной памятью, но недостаточно развитым мышлением в начальной школе не имеют особых проблем, могут учиться и на «отлично». Трудности ожидают их в средней школе, когда от детей начинают требовать умения думать и понимать. Только связь с мышлением позволяет памяти подняться на новый уровень за счёт подключения смысловой обработки и структурирования запоминаемого материала.

Уровень развития

Кратковременная речевая  память

Кратковременная зрительная память

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

высокий

-

8

4

хороший

12

33

17

17

средний

63

42

33

67

слабый

25

21

42

12

оч. слабый

-

4

-

К концу году развитие речевой памяти достигло хорошего уровня у 33% детей. У 25% детей отмечается слабая речевая память , эти обучающиеся не могут запомнить даже трёх слов. Только на 30% увеличилось количество детей, к концу учебного года, способных запомнить информацию, представленную наглядно. Зрительная память может в определённой степени компенсировать недостатки развития речевой памяти. Если ребёнок запоминает меньше трёх слов, и при этом развитие его зрительной памяти не превышает среднего уровня, он будет не сразу понимать объяснения учителя или обращённые к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребёнок будет испытывать при восприятии нового материала.

Тест Тулуз-Пьерона позволяет замерить скоростные характеристики психических процессов, а также даёт информацию об объёме и качестве произвольного внимания.

Уровень развития

Психические процессы

Скорость (%)

Внимательность (%)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

высокий

8

15

38

38

хороший

12

39

17

38

средний

59

39

12

16

слабый

4

-

-

-

оч. слабый

17

7

33

8

К концу учебного года большинство обучающихся (93%) научились работать в режиме соответствующем нормативным показателям готовности к обучению в школе. Значительно повысился уровень развития произвольного внимания. Многие обучающиеся (92%) могут длительное время работать внимательно.

Успешное выполнение работы по визуальным образцам возможно при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Зрительно-графический гештальт-тест Бендер позволяет оценить степень сформированности зрительно-моторной координации.

Уровень развития

Зрительно- моторная координация (%)

Начало года

Конец года

хороший

25

средний

17

8

слабый

58

92

оч. слабый

-

К 7-ми годам не полностью сформировалась зрительно-моторная координация у 92% обучающихся, остальные 8% воспитанников справились с заданием.

Если ребёнок плохо справляется с тестом Бендер – это не значит, что он не умеет (или не сможет научиться) писать. Хорошо рисующие дети могут не справиться с задачей повторения образца, который находится у них перед глазами. Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.

        

Уровень развития

Тревожность (%)

Начало года

Конец года

высокая

16

повышенная

54

50

в норме

33

25

пониженная

13

8

К концу года у 25% обучающихся средний уровень тревожности, следовательно, причин для беспокойства нет. Неопределённые ситуации воспринимаются такими детьми в положительном ключе и не содержат эмоционально-дестабилизирующего фактора.

        Дети с пониженной тревожностью (8%) - это обычно инфантильные, избалованные, беспечные дети, не замечающие изменения ситуации, отличающиеся неадекватностью и инертностью поведения. Эти дети часто не замечают фрустрирующих воздействий. Поэтому у них отсутствуют предупредительные мобилизующие реакции в ситуациях с неопределённым исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий.

        У 66% детей повышенный и высокий уровень тревожности, что свидетельствует о постоянном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому дети вынуждены противостоять.

Результаты психологического обследования обучающихся школы «Ступени»

        

Уровень развития

Начало года

Конец года

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

хороший

-

-

-

17

средний

33

42

82

50

слабый

67

58

18

33

-

-

        Вывод: Большинство детей (77%) лучше понимают и усваивают материал, когда информация дополнительно представлена наглядно, однако самостоятельно пользоваться рисунками или схемами пока могут только 17% обучающихся. Уровень развития линейного визуального мышления обучающихся повысился на 22%.

Самостоятельность мышления, способность к синтезу в элементарной форме развита у 56% обучающихся. Следует отметить, что уровень развития структурного визуального мышления детей значительно повысился, на 24%.

Могут самостоятельно разбираться в материале, самообучаться 22% детей. У 39% детей имеются необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления. Остальные обучающиеся (39%) пока не способны понять суть материала и использовать знания, полученные ими на занятии, в своём личном опыте. К концу учебного года уровень развития понятийного интуитивного мышления повысился на 21%.    

У 44% обучающихся  к концу учебного года не сформировалась понятийная структура, дети не умеют осуществлять перенос принципа деятельности в другие аналогичные ситуации.

Уровень развития абстрактного мышления повысился на 32%, однако у многих  детей (44%) уровень развития абстрактного мышления остаётся пока ниже нормы.

У 88% обучающихся развита кратковременная речевая память. Всего 78% обучающихся к концу учебного года научились запоминать информацию, представленную наглядно.

К концу учебного года 94% обучающихся научились работать в режиме соответствующем нормативным показателям готовности к обучению в школе. Значительно повысился уровень развития произвольного внимания. Все воспитанники могут длительное время работать внимательно.

К 7-ми годам сформировалась зрительно-моторная координация у 27% обучающихся.

Таким образом, у большинства обучающихся уровень зрелости отдельных психических функций достиг среднего уровня, однако у некоторых обучающихся развитие определённых характеристик мышления происходит медленно.

Педагог-психолог                                                                                 И.А.Черненко