Нейропсихологический подход в развитии высших психических функций у детей с ОВЗ младшего школьного возраста

Мартынова Галина Юрьевна

В материале представлен  цикл занятий с использованием способа замещающего онтогенеза в коррекции ВПФ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нейропсихологический подход к коррекции ВПФ у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Цель: Развитие ВПФ с применением метода  замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Занятие 1

Приветствие

Дети встают в круг, по очереди перекатывают друг другу большой гимнастический мяч (в начале называя свое имя, затем слова приветствия и имя человека, которому передают мяч).

  1. Пальчиковая гимнастика

(проводиться сидя в кругу, на матах)

-«Колечко»

Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

-«Кулак, ребро, ладонь»

Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

-«Лягушка».

Положить руки на пол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости пола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук.

-«Зайчик – колечко – цепочка»

Инструктор показывает три положения пальцев, ребенок воспроизводит сначала вместе с инструктором, а затем по память. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («Зайчик - колечко - цепочка»), произносимыми вслух или про себя.

-«Упражнения с массажными мячиками»

2.Зарядка

-«Массаж ушных раковин»

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

-«Потянулись—сломались»

Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструктор поясняет: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях, в плечах, упали плечи, «повисла» голова, «сломались» в талии, подогнулись колени, «упали» на пол.

Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).

-«Горизонтальная восьмерка»

Держась за боковые ручки, лабиринт двигают в воздухе, так чтобы шарик «описал» знак бесконечности и не выпал из лабиринта. Повторить 3 - 5 раз.

-«Перекрестные движения»

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3.Упражнения на ковриках

-«Растяжка «Звезда»

Исходная позиция - лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом — левая рука и правая нога.

-«Медуза»

Лежа на спине, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

-«Качалка»

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед - назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.

 4.Игры вместе

-Эстафета «Змейка»

По одному участнику дети пробегают змейкой, огибая препятствия, передавая эстафету следующему участнику.

-«Огонь и лед»

Попеременное напряжение и расслабление всего тела. «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом, бег, прыжки и т.д. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

-«Построй пирамиду»

Две команды наперегонки строят пирамиду, прокатывая каждую деталь.

Занятие 2

Инструкция

  1. Приветствие

Дети встают в круг, по очереди перекатывают друг другу большой гимнастический мяч (в начале, называя свое имя, затем слова приветствия и имя человека, которому передают мяч).

2.Пальчиковая гимнастика

(проводиться сидя в кругу, на матах)

-«Колечко»

-«Кулак, ребро, ладонь»

-«Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6 - 8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

-«Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

3.Зарядка

-«Волшебные руки»

Предложите детям представить, что их руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Вращаем прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая вперед, левая назад).

-«Паровозик»

Правую руку нужно положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10 - 12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

-«Медвежьи покачивания»

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

-«Изучаем предлоги»

Возьмите мягкий модуль и сначала совместно проделайте задание совместно (проговаривая и фиксируя все положения), а затем попросите ребенка показать вам следующие действия: «ты на модуле», «ребенок под модулем», «ребенок перед модулем», «ребенок за модулем», «ты ходишь вокруг модуля», и т д.

4.Упражнения на ковриках

«Растяжка 1»

Лечь на спину, одна нога согнута в колене, другая вытянута, нога, согнутая в колене, упирается в пол пяткой, друая нога вытягивается и наоборот, при выполнении этого упражнения не следует сильно выгибать спину.

«Растяжка 2»

Ребенок лежит на животе, ноги прямые, оберуки, согнутые в локтях, лежат на полу, лоб лежит на ладонях. По команде взрослого ребенок поднимает одновременно голову с локтями и ноги, глаза смотрят вверх, ноги не сгибаются.

«Лодочка»

Дети ложатся на живот, руки вытягивают вперед, приподнимают прямые ноги. По команде взрослого дети должны прогнуться и покачаться в таком положении.

«Ползание»

И.п. - дети стоят на четвереньках (на руках и коленях), по очереди:

  1. делают шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы дети одновременно переставляли руку и ногу. Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).
  2. делают шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой. Это же упражнение выполняют в обратном на правлении (пятясь назад).

5.Игры вместе

-«Тоннель»

Мягкий модуль кладем горизонтально перед ребенком, даем инструкцию: «Перед тобой тоннель, тебе нужно пролезть через этот тоннель, а я (инструктор или мама) буду ждать с другой стороны». Помогаем ребенку, если это необходимо, залезть внутрь и переходим к другому концу трубы

- Не упади»

Необходимо пройти по канату по очереди, держа равновесие.

-Игра «Домики»

Фигуры расположены по всему залу. Дети выбирают одну из них. Когда играет музыка дети разбегаются в разных направлениях, когда музыка выключается - бегут к своим фигурам.

Занятие 3

  1. Приветствие

Дети встают в круг, по очереди перекатывают друг другу большой гимнастический мяч (в начале, называя свое имя, затем слова приветствия и имя человека, которому передают мяч).

2.Пальчиковая гимнастика

(проводиться сидя в кругу, на матах)

-«Колечко»

-«Кулак, ребро, ладонь»

-«Лягушка».

Положить руки на пол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости пола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук.

-«Зайчик – колечко – цепочка»

Инструктор показывает три положения пальцев, ребенок воспроизводит сначала вместе с инструктором, а затем по память. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («Зайчик - колечко - цепочка»), произносимыми вслух или про себя.

-«Упражнения с мешочками, наполненными песком»

3.Зарядка

-«Разминка головы»

-«Горизонтальная восьмерка»

Ребенок в воздухе рисует в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

-«Перекрестное марширование»

На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения) Инструктор при освоении упражнения отсчитывает 1 - 12 в медленном темпе. На втором этапе ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также на счет 1 - 12. На третьем и пятом этапах - перекрестные движения, на четвертом - односторонние. Обязательное условие - начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил упражнение под счет, можно предложить выполнить его самостоятельно, самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.

-«Мельница»

Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Дыхание произвольное.

-«Руки—ноги»

Детям предлагается выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

- ноги вместе - руки врозь;

- ноги врозь - руки вместе;

- ноги вместе - руки вместе;

- ноги врозь - руки врозь.

4.Упражнения на ковриках

«Растяжка «Звезда»

См. занятие 1.

-«Велосипед»

Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом - другого колена; затем снова противоположного.

-«Равновесие»

Дети объединяются в пары (с родителем или другим ребенком) и садятся на пол друг против друга, берутся за руки и изображают работу пилы.

-«Бревнышко»

Ребенок прокатывается «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища.

-Дыхательные упражнения

(лежа на спине). Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

-«Освободись»

Ребенок лежит на коврике, специалист объясняет: «Сейчас мы тебя закроем. Я буду считать до 3 - х, а потом скажу: «Освободись!». И по команде ты постараешься раскидать все побыстрее. Чем быстрее, тем лучше!». (Со временем можно увеличивать используемое количество мягких модулей, для усложнения)

5 Игры вместе

-«Игра с мячом»

Игра с мячом в парах. Ведущий дает задания как именно нужно кидать мяч партнеру (просто в руки, с ударом о пол, с хлопком в ладоши и т.д)

-«Полоса препятствий»

Дети по одному обходят (в быстро темпе) мягкие модули с продвижением вперед: наступая на модуль, проползая под модулем, обходя справа, слева от модуля. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

-«Гусеница»

Дети образуют цепочку (встают друг за дружкой) – «гусеницу». Первый игрок – «голова», последний – «хвост». Гусеница начинает движение вперед, обходя препятствия или выполняя команды ведущего (пройтись на носочках, помахать правой рукой и т.д.). Затем темп движения можно ускорить, а количество препятствий – увеличить.

-Эстафета «Прямиком по болоту»

Необходимо быстрее, чем другая пара добраться от пункта А до пункта Б перекладывая коврики и наступая только на них

Литература:

  1.  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2015. — 474 с.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.
  3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
  4. Глозман Ж.М. Нейропсихология в детском возрасте Учебное пособие.-М.:Академия, 2009г.-272с.