консультация как говорить с детьми про эмоции

Батищева Елена Ярославовна

Консультация как говорить с детьми о эмоциях и чувствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_pro_chuvstva.docx86.75 КБ

Предварительный просмотр:

Гнев, страх, раздражение, обида, ревность — не в силах справиться с сильными эмоциями, дети склонны впадать в истерику или, наоборот, полностью закрываться от окружающих. Родителям в таком случае стоит сделать упор на трех вещах: научить ребенка определять свои чувства, признать их важность и дать приемы, позволяющие управлять эмоциями. Вот несколько упражнений, которые помогут на этом пути.

Градусник настроения

Прием из книги «Где живут эмоции?» Орели Шьен Шо Шин нарисуйте от руки специальный градусник для измерения эмоций ребенка. Ноль будет означать, что настроение на нуле, а +10 — состояние, когда ребенка невозможно удержать: он бегает, веселится и с удовольствием изучает новое.

Давая такое упражнение первый раз, проговорите уровень настроения малыша в данный момент. Проговорите, как оно будет меняться, если показатели по шкале будут двигаться вверх и вниз. Таким образом, ребенок начнет постепенно учиться самоконтролю.

Градусник настроения можно также  использовать для работы с отдельными эмоциями: страхом, обидой, ревностью.

Затем усложните задачу: предложите отмечать «градусы» в течение недели. Для этого можно нарисовать табличку и повесить ее на видное место — например, на холодильник.

Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили

Фабер

Эмоциональный интеллект ребенка Практическое руководство для родителей Джон Готтман.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер игра «Наши чувства». Развиваем эмоциональный интеллект

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158

Как говорить с детьми об эмоциях и  чувствах. Как помочь справиться ребёнку со своими эмоциями.

2367-dochki-materi-kak-imya-vliyaet-na-pol-vashego-rebenka.jpg

Педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна

Танец эмоций

С помощью танца можно научиться не только «выпускать пар», но и давать сигнал окружающим о том, что сейчас чувствует ребенок. Об этом пишет Виктория Шиманская в книге «Где живут эмоции?».

Предложите ребёнку придумать свои движения для каждой из эмоций. К примеру, разозлившись — топать                          

ногами, когда страшно — приседать, испытывая интерес — кружиться на месте, радуясь — подпрыгивать на одной ноге.

Исполните вместе получившийся танец эмоций и скажите, что ребенок может делать так каждый раз, когда он окажется не в силах справляться с чувствами.

Игра «Крокодил»

Хороший способ изучить эмоции — сыграть в игру, посвященную им. Его описывает нейропсихолог Татьяна Ланговая в комментариях к книге «Улыбочку, Красная Шапочка».

Если ребенок еще маленький, можно называть эмоции и просить показать их с помощью мимики и жестов. Потом перейти к угадыванию.

Затем усложните игру: описывайте эмоции, рассказывая о движениях, позе, мимике, которые ее сопровождают, и просите ребенка угадать, что имеете в виду. Например: «Когда ты испытываешь эту эмоцию, твои плечи опущены, руки висят, уголки губ смотрят вниз, глаза прикрыты, голос тихий» (грусть).

Играйте всей семьей, считайте очки — пусть это выглядит как веселое соревнование.

Выслушивание

Последний прием подойдет скорее для родителей, однако без него вся остальная работа может оказаться менее эффективной.

Сочувственное выслушивание — самый важный этап эмоционального воспитания. Об этом подробно пишет профессор психологии Джон Готтман в пособии «Эмоциональный интеллект ребенка». Не запрещайте ребенку выражать свои чувства, помогите понять и принять их.

Сядьте на одном уровне с ребенком, сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Ваше внимание даст ребенку понять, что вы серьезно относитесь к его проблеме и готовы потратить на нее время.

Используйте все органы чувств: зрение, чтобы наблюдать за физическими проявлениями эмоций ребенка, воображение, чтобы взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, и слова, чтобы обозначить эмоцию.

Дайте понять, что считаете чувства обоснованными. Допустим, ребенок расстроен из-за того, что бабушка прислала подарок брату, а не ему. Вместо слов вроде «Ну и что?», «Да и черт с ним» или «Не грусти» ответьте на этот порыв чувств

простым наблюдением: «Ты хочешь, чтобы бабушка прислала пакет и тебе? Бьюсь об заклад, ты немного завидуешь». Или расскажите историю из собственного опыта: «Раньше, когда я был маленьким, я тоже ревновал, если твоя тетя получала подарок». Эта фраза позволит ребенку понять, что его эмоции обоснованны, ведь даже папа и мама испытывали их.

ия.