Семинар - практикум для педагогов: "Первое слово - главное слово"
семинар направлен на знакомство педагогов с играми на развитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум: «Первое слово – главное слово»
Цель: повысить уровень педагогической компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения детей.
Задачи:
- совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста;
- познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
В речи педагогов наиболее распространены такие ошибки, как:
-торопливость и невнятность
-монотонность
-излишнее повышение или понижение голоса
-нарушение звукопроизношения
-слова-паразиты
-неправильная постановка ударения
-злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Отсюда вытекают аналогичные проблемы и в детской речи:
-односложность
-бедность
-отсутствие навыков культуры речи
-плохая дикции
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
Богатство
Уместность
Задание 1. Найдите похожие по звучанию слова:
Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
1 команда.
Спички – синички,
Врач – мяч,
Значок – крючок,
Ключи – кирпичи,
Стол – пол,
Халат – салат,
Елка – иголка,
Белка – стрелка,
2 команда
Зайцы – пальцы,
Яйцо – крыльцо,
Огурец – продавец,
Дворец – певец,
Пирог – творог,
Ворона – корона,
Топор – забор,
Нора – дыра.
Задание 2. Произнесите слова с правильным ударением:
1 команда –досуг, документ, искра, кашлянуть , облегчить, предложить, алфавит, баловать, договор, звонишь, завидно, красивее, каталог, квартал
2 команда - водопровод, обеспечение, торты, ходатайство, жалюзи, свёкла, столяр, облегчить, премировать, включим, средства, принудить, оптовый, щавель.
Задание 3. «Угадай слово». Одному из участников каждой команды необходимо объяснить за 1 минуту слова с карточки, не используя при этом однокоренные слова, коллеги должны отгадать загаданные слова. Необходимо как можно больше объяснить слов за одну минуту.
Задание 4. «Дыхательные упражнения»
- Педагогам необходимо с одного стаканчика наполненного водой переместить теннисный мячик в другой пустой стакан;
- Каждому педагогу необходимо дуть в трубочку, чтобы удержать на столе теннисный мячик, большой мячик;
- про помощи трубочки необходимо сдуть с ладошки кусочек ваты.
Задание 5. «Игры по развитию мелкой моторики рук»
- упражнение с цветными ватными палочками: педагогам необходимо при помощи прищепки переместить ватные палочки в стаканчик; таким же образом переместить кусочки губки с одной тарелки на другую.
- с помощью зубной щетки почистить мелкие игрушки; помыть их с помощью губки для мытья посуды;
- распутать животного, который запутался в разноцветных резниках; надеть на трубочку резинки.
- выложить узоры по мозаике марблс (по нарисованным дорожкам выложить тропинки из разноцветных камешков;
- расселить камешки по их домикам ( в файле с жидкостью для мытья посуды поместить камешки и нарисовать 2 домика разного цвета или формы, задача педагогов расселить камешки по цвету;
- два тазика, один из них с водой наполнен игрушками, второй пустой. Задача каждого при помощи сито переложить игрушки в пустой тазик.
Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:
- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.