Семинар - практикум для педагогов: "Первое слово - главное слово"

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

семинар направлен на знакомство педагогов с играми на развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_po_rechevomu_razvitiyu.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум: «Первое слово – главное слово»

Цель:  повысить уровень педагогической компетентности  педагогов,  используя  разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения детей.

Задачи:

- совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста;

- познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе.  

         Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

        К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

В речи педагогов наиболее распространены такие ошибки, как:

-торопливость и невнятность

-монотонность

-излишнее повышение или понижение голоса

-нарушение звукопроизношения

-слова-паразиты

-неправильная постановка ударения

-злоупотребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Отсюда вытекают аналогичные проблемы и в детской речи:

-односложность

-бедность

-отсутствие навыков культуры речи

-плохая дикции

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность 

Точность 

Логичность 

Чистота 

Выразительность 

Богатство 

Уместность

        Задание 1. Найдите похожие по звучанию слова:

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

1 команда.

Спички – синички,

Врач – мяч,

Значок – крючок,

Ключи – кирпичи,

Стол – пол,

Халат – салат,

Елка – иголка,

Белка – стрелка,

2 команда

Зайцы – пальцы,

Яйцо – крыльцо,

Огурец – продавец,

Дворец – певец,

Пирог – творог,

Ворона – корона,

Топор – забор,

Нора – дыра.

Задание 2. Произнесите слова с правильным ударением:

1 команда –досуг, документ, искра, кашлянуть , облегчить, предложить, алфавит, баловать, договор, звонишь, завидно, красивее, каталог, квартал

2 команда -  водопровод, обеспечение, торты, ходатайство, жалюзи, свёкла, столяр, облегчить, премировать, включим, средства, принудить, оптовый, щавель.

Задание 3. «Угадай слово». Одному из участников каждой команды необходимо объяснить за 1 минуту слова с карточки, не используя при этом однокоренные слова, коллеги должны отгадать загаданные слова. Необходимо как можно больше объяснить слов за одну минуту.

Задание 4. «Дыхательные упражнения»

- Педагогам необходимо с одного стаканчика наполненного водой переместить теннисный мячик в другой пустой  стакан;

- Каждому педагогу необходимо дуть в трубочку, чтобы удержать на столе теннисный мячик, большой мячик;

- про помощи трубочки необходимо сдуть с ладошки кусочек ваты.

Задание 5. «Игры по развитию мелкой моторики рук»

-  упражнение с цветными ватными палочками: педагогам необходимо при помощи прищепки переместить ватные палочки в стаканчик; таким же образом переместить кусочки губки с одной тарелки на другую.

- с помощью зубной щетки почистить мелкие игрушки; помыть их с помощью губки для мытья посуды;

- распутать животного, который запутался в разноцветных резниках; надеть на трубочку резинки.

- выложить  узоры по мозаике марблс (по нарисованным дорожкам выложить тропинки из разноцветных камешков;

- расселить камешки по их домикам ( в файле с жидкостью для мытья посуды поместить камешки и нарисовать 2 домика разного цвета или формы, задача педагогов  расселить камешки по цвету;

- два тазика, один из них с водой  наполнен игрушками, второй пустой. Задача каждого при помощи сито переложить игрушки в пустой тазик.

        Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.