консультации развитие эмоционального интеллекта

Тюгаева Надежда Борисовна

Консультация для развития эмоционального интеллекта у детей для родителей и педагогв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация19.76 КБ
Файл консультация18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни каждого человека. Однако, для того чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослой жизни, а еще и в детском возрасте.  Эмоциональный интеллект ребенка является фундаментом для дальнейшего становления личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру , поведение  и самочувствие среди людей.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее , чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

-умением контролировать свои чувства;

-способностью сознательно влиять на свои эмоции;

-умением определять свои чувства и признавать их;

-способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

-умением эффективно общаться с другими людьми;

-способностью распознавать и признавать чувства других.

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия (т.е. процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека). Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий. Модель эмоционального интеллекта предполагает развитие четырех основных функций:

-самосознание;
- самоконтроль;

-социальная чуткость;
- управление отношениями;

 Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

Используются такие методические средства, как:

-ролевые игры;

-психогимнастические игры;

-коммуникативные игры;

-игры и задания, направленные на развитие произвольности, воображения;

-релаксационные методы;

-использование эмоционально-символических методов.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

-комфортная организация режимных моментов;

-трудовая деятельность ( достижение положительных результатов)

-оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);

-игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);

-арттерапия  (рисование, ритмопластика, танец);

-занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;

-психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

-телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;

-задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;

-использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);

-художественная литература, музыка.

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация),  элементы телесной терапии.

Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д.

Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать»,  «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т.п.).

 Чем старше становится дошкольник, тем всё большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребёнок усваивает с помощью взрослых также немалое количество правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.

 По мере взросления малыша всё важней для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости.  Все эти отношения остро переживаются ребёнком и окрашены массой разнообразных эмоций.

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей  педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.

Воспитатель детского сада играет огромную роль в жизни ребенка, ведь он является свидетелем его ежедневных баталий - иногда успешных, иногда нет. А это требует большого терпения и внимания. Со временем воспитатель становится для ребенка близким человеком, но чтобы он смог развивать у детей эмоциональный интеллект, он должен сам своим собственным поведением служить им примером для подражания.

Больше шансов на успех в развитии эмоционального интеллекта имеет тот воспитатель, который обращает особое внимание на положительные качества ребенка и постоянно совершенствует их. Поэтому всевозможная похвала за по-настоящему хорошее поведение будет посредством воспитателя стимулировать ребенка к дальнейшим свершениям.

С момента самого первого контакта с дошкольником воспитатель становится для него авторитетом, поэтому если он будет проявлять чуткость к детям, то очень вероятно, что и дети также будут с теплотой относиться к своим сверстникам. То есть от взрослого напрямую зависит, как будет развиваться эмоциональная зрелость у его подопечных.

Целью воспитателя дошкольного заведения должно быть не безусловное подавление эмоций, а формирование у ребенка способности к сохранению их равновесия и управление ими, потому что каждая эмоция имеет свою ценность и значение. Всегда следует помнить, что излишнее погашение эмоций, прежде всего у детей, может вызывать апатию, а их беспрепятственное проявление – привести к формированию патологического поведения даже у взрослого человека. Поэтому так важно уже с малых лет научить детей способам обуздания своих эмоций. Дети должны знать, что человек не может повлиять на то, когда и какие чувства у него возникнут, но он может решить, как долго их удерживать.

Удержание в узде своих эмоций - залог эмоционального благополучия. Следовательно, целью воспитателя не должно быть только осуществление контроля над поведением детей. Очень важно объяснять им возможные последствия негативного поведения и предложить другие варианты своих поступков.

Чтобы помочь ребенку справиться с собственными эмоциями, необходимо:

-слушать его очень спокойно и внимательно;

-принять его эмоции и выразить это в словах;

-дать определение эмоциям ребенка;

-изменить стремление ребенка к фантазированию

Воспитателю следует обращать особое внимание на правильное распознавание тех или иных эмоций у детей и их правильную интерпретацию и, соответственно, - правильную реакцию на них. В дошкольной группе во время занятий обязательно нужно выделять время для совместного решения возникающих проблем и конфликтов. Это способствует формированию навыков взаимного внимания, приучает детей терпеливо выслушивать друг друга и грамотно выражать свои эмоции в рамках определенной темы. Дети, решая проблемы коллективно, учатся устанавливать социальные контакты, что, несомненно, будет полезным на любой стадии развития, как в детстве, так и в юности. Ребенок обязательно должен иметь сформированное самосознание, и чем больше для него будут открываться собственные эмоции, тем более умело он будет считывать эмоции других людей.

Главной задачей воспитателя должно стать познание ребенка, его преимуществ и недостатков, прежде всего обращая внимание на потребности детей детсадовского возраста. Необходимо стремиться постоянно получать информацию о ребенке, чтобы использовать ее в дальнейшей работе.

Работа должна быть нацелена на развитие тех навыков, свойств и преимуществ, которые непосредственно способствуют повседневной деятельности человека, чем можно укрепить сильные стороны личности. Вот почему такое большое значение в педагогическом и воспитательном процессе играют детский сад и та атмосфера, которая в нем царит.

Во время организации воспитательного процесса следует:

-помочь детям открыть, распознать и выразить свои эмоции;

-позаботиться о том, чтобы дети познали собственные потребности и потребности других людей;

-ввести детей в культуру бытия.

Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:

-снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;

-проигрывание различных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;

-в работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» кукол. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

-открыто побеседовать с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на  существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.

Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Эмоции не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться.

Важным условием становления эмоционального интеллекта дошкольников является первичная структура социализации – семья. Только в сотрудничестве с родителями воспитатель может добиться успеха. В ходе сотрудничества должна образовываться атмосфера доверия и плодотворного взаимодействия.

Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияя на повседневную деятельность. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит позитивный образ самого себя, разовьет эмпатию, необходимые социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Именно от успеха в воспитании зависит то, в какой мере дети станут ответственными и внимательными членами нашего общества.

Таким образом развитие эмоционального интеллекта дошкольников – важный и необходимый этап в развитии личности ребенка и является значимым фактором повышения психологической культуры в детском обществе в целом.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

«Развитие эмоционального интеллекта ребенка»

Существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет с помощью которых развивается интеллект ребенка. Но не все родители понимают, насколько важна для развития ребенка эмоциональный интеллект. Только в случае полноценного эмоционального развития можно говорить о гармонии в воспитании ребенка.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.

Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?

1. Управление собственным поведением

Приведем пример, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость.
Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему.
Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2. Понимание чувств других людей

На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?

В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.

Развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, и является неизменной частью успешной семейной жизни в будущем.

Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Практически все дети рождаются эмоционально открытыми и, по мере взросления малыша, уровень эмоционального интеллекта развивается и совершенствуется наравне с крупной и мелкой моторикой, слухом, речью, памятью и другими процессами.

Основная цель взрослого – научить малыша жить в гармонии со собой, принимать в себе весь спектр чувств – любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

Самое важное – любовь

         Фундамент и залог счастливой жизни любого ребенка – это психологически комфортная обстановка внутри его семьи. Из чего она складывается?

         Во-первых, это безусловная любовь и принятие с самых первых дней жизни. В любой жизненной ситуации помним, что родитель всегда должен стоять на стороне своего ребенка, быть его союзником и константой безопасности. Если ребенок капризничает всегда начните с вопроса «Что на самом деле его тревожит и беспокоит?». Ведь зачастую под внешними проявлениями скрываются не осознаваемые детьми стрессы, физические недомогания и желание обратить внимание взрослого на себя. В каждой ситуации вы непременно сможете найти истинную причину тревожного поведения своего ребенка.

          Во-вторых, благоприятный климат в семье. Именно из семьи ребенок черпает для себя всю первичную информацию о внешнем мире, учится отличать плохое от хорошего, познает границы и нормы, получает первые навыки социализации. Помните, воспитание ребенка прежде всего начинается с воспитание самого себя!

         В третьих, это позитивное окружение. Согласно последним исследованиям психологии, личность человека и его поведение являются совокупностью характеров окружающих его людей. Тщательно проанализируйте круг общения вашей семьи и окружите себя интересными разносторонними, культурными людьми.

Развиваем ум «с умом»

        Современные реалии диктуют необходимость раннего интеллектуального развития детей чуть ли ни с самого рождения. Оптимальный вариант – подойти к нему разумно и применить к своего ребенку с учетом его интересов и особенностей. Пробуйте разные методики развития, смотрите на реакцию ребенка, но никогда не настаивайте и не принуждайте заниматься – так вы можете сделать хуже и отбить у малыша интерес к новым знаниям.

        Обратите внимание на уровень загруженности ребенка. Стресс от чрезмерного количества развивающих занятий не виден сразу, но может проявиться в будущем от банальных капризов до нарушений речи и даже регресса в развитии. И не забывайте о важности физических занятий. Давно доказано, что высокая физическая активность ребенка значительно влияет на его успехи в интеллектуальном развитии.

Учим детей понимать свои эмоции

          Чувствовать настроение других людей, понимать мотивы их поступков, осознавать и контролировать свои эмоции – это умения, которые закладываются именно в детском возрасте, а степень их развития составляет коэффициент так называемого эмоционального интеллекта.

          Это, на первый взгляд новое понятие, уже давно находится под пристальным изучением психологов и педагогов всего мира, а актуальность его развития по последним данным не уступает развитию интеллектуальных знаний.

        Представьте, насколько огромен мир детских эмоций! Ребенок беспрерывно испытывает гамму разнообразных чувств, которые стремительно меняются в ходе событий дня и жизни. И чрезвычайно важно обозначить ему ориентиры в этом многообразии: «Почему я испытываю страх? Что значит грустить? Почему мне неспокойно и что мне делать со своей тревогой? Почему расстроилась моя мама? Как мне справиться со своим гневом? Могу ли я злиться на друзей?». Понимание себя и окружающих является залогом построения грамотных коммуникаций в будущем и психологического здоровья человека в целом, а следовательно прямым образом влияют на удовлетворенность жизнью и ощущение счастья.

Я управляю эмоциями или они мной?

         Что можно сделать для развития эмоционального интеллекта уже сегодня?

       Программы развития эмоционального интеллекта сейчас активно внедряются в учебных учреждениях дошкольного и школьного образования, методики широко используются в детских развивающих центрах, но наибольшее влияние на развитие навыков ориентации в мире эмоций могут оказать домашние занятия.

Варианты развития эмоционального интеллекта в домашних условиях:

        1) Книги, знакомящие детей с чувствами и эмоциями, игровые карточки с эмоциональной мимикой, специальные наклейки – сейчас рынок изобилует доступными пособиями по развитию эмоционального интеллекта! Что такое эмоции и как с ними дружить». Герои книг – это сказочные персонажи, которые знакомят детей с эмоциями, их проявлениями и способами управления ими в игровой форме.

       2) Фотоальбом эмоций. Составьте список эмоций и постарайтесь включить туда максимум эмоций: позитивных, нейтральных и негативных. Обсудите список с ребенком, покажите как выражать каждую эмоцию мимикой лица и жестикуляцией, попросите ребенка повторить. А теперь фотосессия! В роли моделей родители и дети. Сфотографируйте все эмоции малыша по списку, распечатайте, вклейте фото в отдельный альбом и сделайте подписи. Рассматривайте, обсуждайте, придумывайте истории к эмоциям. В дальнейшем вы можете дать ребенку задание создать такой же альбом из фото его друзей.

       3) Лови эмоцию. Покажите ребенку, как могут привычные вещи стать интересной игрой для из изучения эмоций: рисуйте части лица на камушках и собирайте композиции лиц с различными выражениями чувств, рисуйте рожицы смывающимися маркерами на кубиках и конструкторах – собирайте из них эмоциональные истории, фантазируйте! Эмоциями можно наделить любые окружающие ребенка предметы.

        Занимаясь всестороннем развитием своего чада важно помнить самое главное: смотрите, что необходимо именно вашему ребенку, чутко относитесь к его реакциям на нововведения в развитии, предоставляя многообразие вариантов – уважайте его выбор. Развивайте играючи, сделайте процесс интеллектуального и эмоционального развития частью ваших каждодневных рутинных дел – тогда ваш ребенок получит все шансы вырасти гармоничной и счастливой личностью.