ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Клиническая и социокультурная парадигма в специальном образовании и специальной педагогике"
Специальная педагогика изучает своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории детей с особыми образовательными потребностями. Жизнеобеспечение предполагает участие человека с ограниченными возможностями в общественном производстве, а также ведение домашнего хозяйства, самообслуживания. Человек с ограниченной трудоспособностью должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни, но и к восстановлению сил и здоровья, утраченных в повседневной трудовой деятельности, т.е. умение организовать свой отдых, свое свободное время - рекреацию.
Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, центром которой является сам человек, его особые образовательные и иные потребности, его права и интересы.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Социокультурная парадигма в организации специального образования выражается в концепции воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья как полезных членов общества. Многие десятилетия в связи с приоритетом интересов общества над интересами личности люди с ограниченными возможностями в нашей стране фактически имели статус социальной "малоценности", и на практике отношение к ним со стороны общества было патерналистское (покровительственное). Это выражалось во всем: характер образования не способствовал достижению достаточного уровня социальной адаптированности, получению престижной профессии и т.д. Патерналистские отношения государства привели к маргинализации – практической ликвидации возможности участвовать в социальной жизни, осуществлять социокультурные функции, взаимодействовать внутри социума. Снижая социальную активность людей с особыми потребностями, патерналистская позиция государства ограничивала участие лиц с ограниченными возможностями здоровья в создании семьи и вырабатывала иждивенческие настроения. Начиная с принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г., мировое сообщество строит взаимоотношения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на основе приоритета интересов личности по отношению к интересам общества. Современный процесс социокультурного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает преодоление существующих проблем их социальной и культурной интеграции в общество.
Социокультурные основы специальной педагогики обеспечивают формирование необходимых базовых навыков в сферах жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации и коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурный подход в специальном обучении предусматривает включение, приучение и посильное участие детей, имеющих отклонения в развитии, в различных формах учебной и досуговой деятельности, обеспечивая социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями здоровья, в центре которой находится сам человек, его особые образовательные или иные потребности, права и интересы.
В начале ХХ в. во всем мире была широко распространена концепция социальной реабилитации человека с недостатками развития как социально полезного члена общества. Основной идеей считались коррекция и компенсация дефекта с целью приобщения такого человека к общественно полезному труду, чтобы человек был способен обеспечивать свое существование и не становился обузой для общества.
Такое видение вопроса было дискредитировано в США и странах Западной Европы. Весьма популярными были идеи о социальной бесполезности людей, имеющих недостатки развития, о достижении биологической чистоты расы методом стерилизации лиц, являющихся носителями дефектов развития, в ряде стран были приняты законы о стерилизации. Особую роль в поддержании таких идей сыграл фашизм, в странах, где он пришел к власти, проводились широкомасштабные кампании по разжиганию социальной вражды, проводилось планомерное уничтожение людей, попавших в категорию социально бесполезных.
В нашей стране концепция социальной реабилитации лиц накладывалась на существовавшую в стране идею всеобщего построения коммунизма и социализма. Однако в условиях приоритета интересов общества над интересами отдельного человека лица с нарушениями по умолчанию приобретали статус граждан второго сорта. С тех пор в нашей стране сложилась патерналистская позиция к таким людям.
С одной стороны, патерналистская позиция принимает ребенка с ограничениями и включает его в систему образования, не способствующую получению образования, престижного и имеющего высокую конкурентоспособность на рынке труда.
С другой стороны, человеку с нарушениями развития патернализм (система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного.) прививает иждивенческие установки. Эти причины, а также слабая правовая защита, низкий уровень пенсий и пособий, выплачиваемых государством, приводят людей с нарушениями развития к вынужденному воспроизведению культуры бедности, маргинализации (обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику).
По окончании Второй мировой войны человечество приняло как высшую ценность и смысл жизни, существования человека его жизнь и благополучие, нужды и потребности.
Сегодня концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями считает основополагающей идею независимого образа жизни таких людей в условиях приоритета интересов человека над интересами общества.
Специальная педагогика считает своей основной целью приобретение навыков жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ОСНОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс (инфекция, травма). Лица с отклонением в развитии нуждаются в медицинской помощи. Любая медицинская помощь начинается с диагностики. В результате врач определяет диагноз и способы лечения. Если они не дают желаемых результатов, предпринимается симтоматическое лечение (т.е. лечится не сама болезнь, а ослабляются ее признаки).
Клинические основы очень значимы для специальной педагогики, они позволяют:
- Увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонений, понять сущность повреждений;
- Определить компенсаторные пути развития ребенка;
- Построить специальную педагогическую систематику и классификации внутри каждой предметной области спец.педагогики;
- Квалифицированно вести профилактическую работу
Клинический подход обусловливается тесной связью специальной педагогики с биологией человека, медициной и ее различными отраслями (анатомией, физиологией, нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, генетикой, офтальмологией, ортопедией, педиатрией, оториноларингологией, и др.) и необходимостью видеть и понимать биологические и социальные причины возникновения отклонений в развитии, сущность произошедших нарушений, особенности психофизиологического развития ребенка с отклонениями, обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем, основы создания специальной педагогической симптоматики и педагогической классификации конкретной области специальной педагогики, необходимые условия для квалифицированного коррекционно-развивающего процесса сопровождения человека с ограниченными возможностями здоровья.
Клинические основы значимы и необходимы для организации согласованного взаимодействия педагогического, психологического и медицинского сопровождения абилитации (лечебные, педагогические, психологические или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям (осуждённым и прочим), направленные на приспосабливание их к жизни в обществе, на приобретение возможности учиться и трудиться.), реабилитации, оздоровления, коррекции, компенсации, обучения, воспитания и социализации ребенка с особыми потребностями. Взаимодействие медицины, психологии и педагогики имеет непрерывный и многоэлементный характер, позволяющий получить системное видение проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья вследствие интерпретации полученных фактов с медицинской и педагогической точек зрения.
Медицина устанавливает характер и причину нарушения; специальная педагогика определяет педагогические возможности и перспективы развития ребенка, основные направления его обучения и воспитания на основе знания сущности, причин и времени возникновения нарушений в конкретных системах организма, что позволяет представителям специальной педагогики правильно строить индивидуальную коррекционно-образовательную программу для каждого ребенка с особыми потребностями.
Основополагающим для специальной педагогики является заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики детей с ограниченными возможностями подчиняется тем же основным закономерностям, которые присущи развитию нормального ребенка. Это обусловлено цикличностью, неравномерностью развития, пластичностью нервной системы. Однако наряду с общими для нормального и аномального развития закономерностями выделены специфические закономерности для всех типов аномального развития: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствования; замедленный процесс формирования понятий.
Психологическая основа специальной педагогики – опора на знание психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое позволяет понять сущность произошедших в организме повреждений.
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ОСНОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Отклонения в развитии имеют причиной какой-либо неблагоприятный процесс. Это может быть инфекция, травма, передача неблагоприятных наследственных признаков, приводящих к повреждению анатомических или функциональных (в том числе мозговых) структур организма человека. Лица с отклонениями в развитии нуждаются в медицинской помощи.
Любая медицинская помощь начинается с диагностики — выяснения сущности патологических проявлений различных повреждений (дефектов) и их причин. Производится медицинское обследование, в результате которого врач определяет возможности и способы лечения, прогнозирует ожидаемый от него эффект. Могут быть предприняты медикаментозные, физические и оперативные (хирургические) способы лечения. Если они не дают желаемых результатов, предпринимается симптоматическое лечение (т. е. лечится не сама болезнь, а ослабляется проявление признаков болезни) и основная надежда на возвращение человека к полноценной жизнедеятельности возлагается на специальную педагогику. Специальная педагогика помогает развить, закрепить и усилить эффект, достигнутый с помощью медицины, а также помогает человеку научиться полноценно жить с тем недостатком, который нельзя преодолеть медицинским путем.
Совокупность основных знании из этих наук составляет для специальной педагогики ее клинические основы.
Клинические основы значимы для специальной педагогики потому, что при проведении психолого-педагогической диагностики и построении индивидуальной коррекционно-образовательной программы они позволяют:
- Увидеть биологические и социальные причины возникновения;
- Отклонения в развитии;
- Понять сущность произошедших в организме повреждений;
- Понять особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов и систем организма;
- Определить обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;
- Построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики;
- Квалифицированно вести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами;
- Координировать коррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения развития человека с особыми образовательными потребностями.
Благодаря взаимосвязи медицины с психологией и педагогикой успешно устраняется односторонность каждой из этих дисциплин, что способствует формированию целостного научного взгляда на развитие человека, на сроки и последовательность анатомо-функциональных отношений в процессе развития у него высших психических функций, на возможности преодоления негативных тенденций в его развитии.
Отсюда, врачебный постуат - лечить не болезнь, а больного — применим к специальной педагогике не исправлять дефекты, а воспитывать человека (ребенка) с его проблемами, поддерживая и совершенствуя его развитие, адаптируя его к внутренним и внешнем средовым факторам. На это направлены согласованные способы абилитации и реабилитации оздоровления, воспитания, коррекции компенсации, медико-педагогической поддержки и сопровождения не только самого ребенка, но и его семьи.
Взаимодействие медиков и педагогов в процессе специального образования детей с отклонениями в развитии имеет непрерывный и многоаспектный характер.
Медицинские и педагогические знания тесно переплетаются, одни и те же факты, явления получают и медицинскую, и педагогическую интерпретацию, что позволяет получать системное видение проблемы развития ребенка с ограниченными возможностями. Так, диагностика нарушения слуха у детей проводится и в медицинском, и в педагогическом аспекте. Медики устанавливают характер и причину нарушения слуха, педагоги определяют педагогические возможности и перспективы формирования и развития у ребенка речи, возможности развития слухового восприятия, а также особенности этой работы, исходя из данных аудиологического обследования и собственной педагогической диагностики.
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации всегда сопровождается возрастанием соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических отклонений, особенно заметных в популяции детского возраста. Причиной этого является влияние многих взаимодополняющих факторов, главными из которых являются внешние (социальные - экологические, информационные, экономические, демографические, гигиенические) и, обусловленные ими, внутренние (биологические) средовые факторы. Их несоответствие, как правило, приводит к различным видам дизонтогенеза- нарушениям или отклонениям в ходе внутриутробного развития.
На развитие различных органов и систем организма, в том числе мозга, нервной системы, органов чувств, двигательной сферы, могут оказать негативное влияние такие биологические факторы, как генные и хромосомные болезни, нарушения обмена веществ, инфекционные, эндокринные и иные заболевания матери, осложнения беременности, родовая травма, а также обменные, эндокринные нарушения, физические и психические травмы ребенка первых лет жизни.
Влияние различных патогенных внутренних и внешних факторов приводит к нарушениям в развитии, изменяет морфологические и функциональные отношения в нервной системе организма ребенка.
В соответствии с этим учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития ребенка, до и после его рождения.
Во время эмбрионального периода организм чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей его среды. Именно в этом периоде появляется большинство врожденных дефектов и проявляются ошибки генетических систем. Известно, что от 30 до 60% эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, а это приводит к самопроизвольным выкидышам.
В процессе родов ребенок обретает относительную независимость. Нервную систему ребенка отличают удивительная гибкость и пластичность, что позволяет даже при значительных анатомических дефектах, но в благоприятных условиях окружающей ребенка среды обеспечивать его практически не отличающееся от нормы развитие. Существенными предпосылками такой организации средовых условий являются ранняя диагностика, своевременная абилитация или реабилитация, врачебно-педагогическое и психологическое сопровождение детей и их рациональное воспитание и обучение, а также уверенность в возможности их развития.
Первый год жизни ребенка является основой для его адаптации к окружающему миру, существованию в социуме. Что свидетельствует о способности ребенка воспринимать окружающий мир и его готовности жить в человеческом обществе? Важным на первом году жизни является развитие сенсорных и моторных функций, являющихся базой становления психических процессов. Сенсомоторное развитие обеспечивает познание многообразия окружающих предметов, их свойств, отличительных признаков.
Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма. У новорожденного можно наблюдать защитные, ориентировочные рефлексы, сосательный рефлекс, цеплятельный рефлекс, рефлекс отталкивания. Движения, организованные этими рефлексами, в дальнейшем угасают. Недоразвитие или отсутствие у новорожденного врожденных рефлексов, является признаком поражения определенных структур головного или спинного мозга, отвечающих за эти рефлексы. Когда же они проявляются раньше сроков, характерных для нормального развития ребенка, это означает поражение более высоких структур головного мозга, не выполняющих контроля (торможения) по отношению к нижележащим стволовым структурам спинного мозга.
Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира.
На 3-4-й неделе первого месяца проявляется зрительное сосредоточение на предмете. В это же время идет развитие слуховых реакций: наблюдается слуховое сосредоточение, причем не только на относительно сильный звук, но и на речевое воздействие взрослого, выражающееся в некотором торможении двигательных реакций.
В возрасте от 1 до З месяцев у ребенка происходит дальнейшее развитие зрительного и слухового анализатора. Увеличивается длительность сосредоточения, появляются самостоятельный поворот глаз, локализация звука в пространстве. Зрительное восприятие становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослым.
В последующие месяцы разрозненные движения ребенка связываются в определенную последовательность под контролем какого- либо воспринимающего органа и таким образом формируются двигательные системы. Ребенок обретает свободу передвижения.
На 2-З-м году жизни закладываются основы психической и речевой деятельности, совершенствуется самостоятельное хождение и координация. Этот период служит фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, так как контакт с окружающим миром и восприятие различных раздражителей в это время удлиняется. Дефицит информации, монотонность раздражителей могут заметно затруднить приобретение навыков или замедлить психическое развитие ребенка.
В возрасте 3-5 лет расширяется спектр коммуникативных функций -общительность, легкость вступления в контакт с редким чувством страха сменяются упрямством и «своеволием». Ребенок уже овладевает фразовой речью и собственным, пока еще ограниченным жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психогенного или соматического характера. В этот период (первый пубертат) наблюдается значительное увеличение роста при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции.
В возрастном диапазоне от 6 до 10 лет происходит вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитивный период).
К 7-8 годам происходит интенсивное наращивание мышечной массы, ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей, что обусловлено социальными потребностями, и к десятилетнему возрасту моторика и координация движений ребенка соответствуют аналогичным процессам взрослого человека.
Нервная система особенно сильно отражает эти перемены. К 10 годам в основном заканчивается рост черепа. Совершенствование нервной системы происходит за счет функционального развития преимущественно коркового отдела больших полушарий головного мозга, требующего большого энергетического обеспечения.
Знание сущности, причин и времени возникновения нарушений в этих системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с отклонением в развитии, проводить профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии.
ПОНЯТИЕ О МЕДИЦИНСКОЙ АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Медицинская абилитация в раннем возрасте— это система лечебно профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура, протезирование оперативное вмешательство и др.). Для того чтобы успешно проводить педагогическую абилитацию, специальному педагогу необходимо знать ключевые моменты медицинской абилитации для оптимального объединения усилий.
Большое место занимает профилактическая работа с ребенком и его семьей, распределенная во времени в соответствии с этапами онтогенеза.
Скрининг факторов риска осуществляется уже при первичном обращении будущих родителей в медикогенетическую или женскую консультацию. Этап прогнозирования рождения ребенка с отклонением в развитии (первые 12 недель беременности) и предупреждение рождения больного ребенка (от 12 недель до родов) проводятся акушерам и гинекологами. В случае заключения о неблагоприятном течении беременности могут проводиться превентивные (предупредительные) лечебные мероприятия при тщательном контроле за состоянием плода. При высоком риске будущая мать направляется в специализированный родильный дом, оснащенный соответствующим оборудованием и укомплектованный квалифицированными специалистами отделения неопатологии.
К мероприятиям второго этапа относится выбор правильной тактики и техники ведения родов.
После рождения ребенок в первые же часы обследуется специалистами для уточнения состояния его нервной системы, органов и тканей.
Комплекс мероприятий, проводимых разными учреждениями, от мониторинга состояния будущей матери до выхаживания ребенка с отклонением в развитии, связан в единую систему и обеспечивает комплексный подход в проведении медицинской абилитации.
Программа медицинской абилитации тесно связана с программами психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста и строится с учетом всех возможных и благоприятных факторов развития ребенка, таких, как осложненный акушерский анамнез, болезнь матери, патологическое течение беременности и родов, появление первых минимальных признаков аномального развития.
Предпочтение отдается абилитации в домашних условиях, где ребенок огражден от контактов с инфекциями, развивается в привычной домашней обстановке, не отлучаясь от матери. Семья становится первым помощником врача в организации лечебно-профилактических мер и лечебного ухода за ребенком.
Лечебное сопровождение детей раннего возраста должно быть комплексным. Врач, методист по лечебной гимнастике, массажист, логопед, а также специальный психолог и педагог обучают мать специальным приемам выработки возрастных навыков у ребенка, контролируют и оценивают эффективность работы, изменяют набор упражнений и лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с достигнутыми результатами.
Начальным этапом реабилитационной работы является медицинская реабилитация больного, т. е. использование всех возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций, стимуляции восстановительных и компенсаторных процессов, формирования и развития возможностей приспособления больного к новым условиям существования
Реабилитация предполагает использование единых методических и организационных подходов к решению, таких вопросов, как установление степени нарушений органов и систем организма, определение трудоспособности и трудового прогноза, разработка плана восстановительных мероприятий, направленных на эффективное возвращение больных в общество к привычной для них жизнедеятельности.
В содержание медицинской реабилитации входят медикаментозное лечение и фототерапия, терапия физическими средствами (ЛФК, массаж, физиотерапия), трудотерапия, арттерапия, восстановительное оперативное вмешательство, протезирование и ортезирование, физическая реабилитация протезированных лиц и санаторно-курортное лечение. Проведение медицинской реабилитации в детских возрастных группах невозможно без одновременного применения педагогических методов воздействия.
ПОСТРОЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦОННЫХ ПРОГРАММ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ
- Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.
- Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными.
- Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого больного в зависимости от нозологической формы, характера течения заболевания, возраста больного и пр.
- Заключительным этапом реабилитационной программы для детей — это возвращение к обычной для данного детского возраста деятельности, включая учебную.
Реабилитация детей осуществляется на базе учреждений системы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения. К их числу относятся специализированные отделения или палаты для детей, у матерей которых были патологические роды, детские специализированные ясли-сады и школы-интернаты, детские дома-интернаты для психоневрологических больных, неврологические отделения больниц, клиники институтов травматологии и ортопедии, местные и республиканские санатории, детские поликлиники.
В условиях детских больниц или неврологических клиник дети получают лечение в остром периоде заболевания. Помимо комплекса медикаментозного лечения, направленного на устранение причины, вызвавшей заболевание, в условиях больницы должен быть использован весь арсенал мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для быстрейшего восстановления нарушенных функций и предупреждение возможных осложнений, которые в дальнейшем могут быть основной причиной ограничения жизнедеятельности и здоровья. Проводится ортопедическая укладка, назначаются лечебная физкультура, массаж, физиотерапия. Больной приобщается к самостоятельному обслуживанию.
Уменьшение числа лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности может сегодня достигаться средствами медицины через:
- Совершенствование профилактики;
- Своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка;
- Совершенствование абилитационных и реабилитационных меропрятий;
- Повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА В организации специального образования выражается в концепции воспитания лиц с ОВЗ как полезных членов общества. Основная идея – коррекция и компенсация дефекта с целью приобщения такого человека к общественно - полезному труду, чтобы человек был способен обеспечивать свое существование
Социокультурные основы в специальной педагогике обеспечивают формирование необходимых базовых навыков в сферах жизнеобеспечения, самообслуживания, социализации и коммуникации лиц с ОВЗ; Социокультурный подход в специальном обучении предусматривает включение, приучение и посильное участие детей, имеющих отклонения в развитии, в различных формах учебной и досуговой деятельности, обепечивая социальную реабилитацию человека с ОВЗ, в центре которой находится сам человек, его особые образовательные или иные потребности, права и интересы
ПАТЕРНАЛИЗМ Это система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного
КЛИНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА Обусловливается тесной связью специальной педагогики с биологией человека, медициной и ее различными отраслями (анатомией, физиологией, нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, генетикой, офтальмологией, ортопедией, педиатрией, оториноларингологией, и др.) и необходимостью видеть и понимать биологические и социальные причины возникновения отклонений в развитии, сущность произошедших нарушений, особенности психофизиологического развития ребенка с отклонениями, обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем, основы создания специальной педагогической симптоматики и педагогической классификации конкретной области специальной педагогики, необходимые условия для квалифицированного корекционно-развивающего процесса сопровождения человека с ОВЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО Основополагающим для специальной педагогики является — развитие психики детей с ОВЗ и подчиняется тем же основным закономерностям, которые присущи развитию нормального ребенка, что обусловлено цикличностью, неравномерностью развития и пластичностью нервной системы
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗВОЛЯЮТ: 1_увидеть биологические и социальные причины возникновения; 2_отклонения в развитии; 3_понять сущность произошедших в организме повреждений; 4_понять особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов и систем организма; 5_ определить обходные (компенсаторные) пути развития на основе сохранных органов, анализаторов, систем; 6_ построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области специальной педагогики; 7_классифицированно вести профилактическую работу по предупреждению отклонений; 8_координировать клррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения
ПОСТУЛАТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Не исправлять дефекты, а воспитывать человека (ребенка) с его проблемами, поддерживая и совершенствуя его развитие, адаптитуя к внутренним и внешним средовым факторам
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА. ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ 1.ВНЕШНИЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ): _Экономические; _Информационные; _Экологические; _Демографические; _Гигиенические 2.ВНУТРЕННИЕ (БИОЛОГИЧЕСКИЕ): Их несоответствие, как правило, приводит к различным видам дизонтогенеза — нарушениям или отклонениям в ходе внутриутробного развития
Влияние различных патогенных внутренних и внешних факторов приводит к нарушениям в развитии, изменяет морфологические и функциональные отношения в нервной системе организма ребенка, при этом учитывается степень достижения зрелости в каждый период развития, до и после его рождения: 1_во время эмбрионального периода... 2_первый год жизни реенка... 3_в возрасте от 1 до 3 месяцев... 4_в последующие месяцы (после 3 месяцев)... 5_на 2-3 году жизни... 6_в возрасте от 3 до 5 лет... 7_от 6 о 10 лет... 8_к 7-8 годам... 9_к 10 годам...
МЕДИЦИНСКАЯ АБИЛИТАЦИЯ — это система лечебно — профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины; МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — использование всех возможностей до удовлетворительного уровня нарушенных функций, стимуляции восстановительных и компенсаторных процессов, формирования и развития возможностей приспособления больного к новым условиям существования
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ 1.Реабилитационные мероприятия начинаются с 1-х дней заболевания и проводятся непрерывно и поэтапно; 2.Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными; 3.Реабилитационная программа должна быть индивидуальной для каждого ребенка; 4.Заключительный этап реабилитационной программы для детей — это возвращение к обычной для детского возраста деятельности, включая учебную
КРИТЕРИИ ВЛИЯНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ УМЕНЬШЕНИЯ ЧИСЛА ЛИЦ С ОВЗ 1. Совершенствование профилактики; 2. Своевременность раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии реенка; 3. Совершенствование абилитационных и реабилитационных мероприятий; 4. Повышение качества медицинского сопровождения коррекционно-реабилитационного процесса
СПАСИБО