ПРЕЗЕНТАЦИЯ:"Основные тенденции развития отечественной системы образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП)"

ТЕМА: "Основные тенденции развития отечественной системы образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП)" 

Особые образовательные потребности – это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни.

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности – это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ДЕТЕЙ С ООП 

Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств.

Отметим, что «дети, имеющие особые образовательные потребности» - это не только название для тех, кто страдает от психических и физических нарушений, но также и для тех, кто их не имеет. Например, когда необходимость в специальном образовании возникает под влиянием каких-либо социокультурных факторов.

Особые образовательные потребности – это понятие, которое впервые было применено в лондонском докладе в 1978 году, посвященном проблемам образования и сложностям обучения детей-инвалидов. Постепенно оно начало употребляться все чаще. В настоящее время этот термин стал частью образовательной системы в европейских странах. Также он широко распространен в США и Канаде. В России понятие появилось позже, однако нельзя утверждать, что его значение является всего лишь калькой западного термина.

ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ООП 

Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:

  1. с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
  2. столкнувшиеся с трудностями при обучении;
  3. живущие в неблагоприятных условиях.

То есть в современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности – это условия развития ребенка, которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:

  • Для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
  • С проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
  • С интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место задержка психического развития);
  • У которых нарушена речь;
  • Имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • Со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
  • Аутисты;
  • Дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения.

ООП, ОБЩИЕ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ 

Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:

  1. Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата;
  2. Использование специфических средств для осуществления обучения;
  3. В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе;
  4. Дифференциация и индивидуализация обучения;
  5. Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения;
  6. Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет;
  7. Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс

ОБЩИЕ НЕДОСТАТКИ, КОТОРЫЕ НАБЛЮДАЮТСЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ООП   

Обучающиеся с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор;
  • Проблемы с общей и мелкой моторикой;
  • Заторможенность в развитии речи;
  • Трудность в произвольной регулировке поведения;
  • Некоммуникабельность;
  • Проблемы с познавательной деятельностью;
  • Пессимизм;
  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение;
  • Низкая или слишком высокая самооценка;
  • Неуверенность в своих силах;
  • Полная или частичная зависимость от окружающих

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩИХ НЕДОСТАТКОВ ДЕТЕЙ С ООП 

 Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах .

Специфические недостатки, характерные для развития детей с ООП Работа с детьми с особыми образовательными потребностями, помимо решения общих проблем, должна также включать в себя и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. К специфическим недостаткам относятся те, которые обусловлены поражением нервной системы. Например, проблемы со слухом и зрением.

Методика обучения детей с особыми образовательными потребностями учитывает эти недостатки при разработке программ и планов. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему школьного образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включены уроки по формированию устной речи.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ООП                                  

  1. Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор;
  2. Дифференцированное обучение детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки учащихся;
  3. Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений;
  4. Формирование и активация у обучающихся познавательной активности;
  5. Закладка основ научного мировоззрения;
  6. Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме

ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ      

Индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями призвано выполнять следующие функции:

  • Развивающая. Данная функция предполагает, что процесс обучения направлен на развитие полноценной личности, чему способствует получение детьми соответствующих знаний, умений и навыков. - Образовательная. Не менее важная функция. Образование детей с особыми образовательными потребностями способствует формированию у них базовых знаний, которые будут являться основой информационного фонда. Также существует объективная необходимость развивать у них практические навыки, которые помогут им в дальнейшем и существенно упростят их жизнь.
  • Воспитательная. Функция направлена на формирование всестороннего и гармоничного развития личности. Для этой цели учащимся преподают литературу, искусство, историю, физическую культуру.
  • Коррекционная. Данная функция предполагает воздействие на детей путем особых методов и приемов, которые стимулируют познавательные возможности.

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 

Развитие детей с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие составляющие:

  • Диагностико-мониторинговая. Работа по диагностике - одна из самых главных при обучении детей с ООП. В коррекционном процессе ей отводится ведущая роль. Она является индикатором результативности всех мероприятий по развитию детей с ООП. Она включает в себя исследование особенностей и потребностей каждого из учащихся, который нуждается в помощи. Исходя из этого, разрабатывается программа, групповая или индивидуальная. Также большое значение имеет исследование динамики, с которой развивается ребенок в процессе обучения в специальной школе по специальной программе, оценка эффективности образовательного плана.
  • Физкультурно-оздоровительная. Поскольку большинство детей с ООП имеют отклонения в физическом развитии, эта составляющая процесса развития обучающихся крайне важна. Она включает в себя занятия для детей лечебной физкультурой, что помогает им научиться управлять своим телом в пространстве, отработать четкость движений, довести некоторые действия до автоматизма.
  • Воспитательно-образовательная. Данная составляющая способствует формированию всесторонне развитых личностей. В итоге дети с ООП, которые еще недавно не могли нормально существовать в мире, становятся гармонично развитыми. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделяется процессу воспитания полноценных членов современного общества.
  • Коррекционно-развивающая. Эта составляющая направлена на развитие полноценной личности. В ее основе лежит организованная деятельность детей с ООП, направленная на получение необходимых для полноценной жизни знаний, усвоение исторического опыта. То есть процесс обучения должен быть основан таким образом, чтобы максимально активизировать стремление к познанию учеников. Это поможет им догнать в развитии сверстников, которые не имеют отклонений в развитии.
  • Социально-педагогическая. Именно эта составляющая завершает формирование полноценной личности, готовой к самостоятельному существованию в современном социуме.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ООП                 

Для детей с ООП могут применяться две формы организации обучения: коллективная и индивидуальная. Эффективность их зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в специальных школах, где созданы особые условия для таких детей. При общении со сверстниками ребенок, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем некоторые абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для ребенка в следующих ситуациях:

  • Для него характерно наличие множественных нарушений развития. Например, в случае тяжелой формы умственной отсталости или при обучении детей с одновременными нарушениями слуха и зрения;
  • Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии;
  • Возрастные особенности. Индивидуальное обучение в раннем возрасте дает хороший результат;
  • При обучении ребенка в домашних условиях

Однако фактически индивидуальное обучение для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

Таким образом, появление термина "особые образовательные потребности" говорит о взрослении нашего общества. Поскольку данное понятие переводит ребенка с ограниченными возможностями и аномалиями в развитии в разряд нормальных полноценных личностей. Обучение детей с ООП направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни. По факту особыми образовательными потребностями называются потребности, которые отличаются от тех, что предлагаются всем детям в рамках общеобразовательных школ. Чем шире возможности их удовлетворения, тем выше шанс ребенка получить максимальный уровень развития и необходимую ему поддержку на сложном этапе взросления. Качество системы образования детей с ООП определяется индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, поскольку для каждого «особого» ребенка характерно наличие своей собственной проблемы, которая мешает ему вести полноценную жизнь. Причем зачастую эту проблему можно решить, пусть и не полностью. Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активация у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемлемой частью нового социума.

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Автор: Бачурина Л.С. Магистрант 1 курса АПП ЮФУ

Слайд 2

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Слайд 3

ГРУППЫ ДЕТЕЙ С ООП Контингент детей, имеющих ООП современная наука разделяет на 3 группы: 1.С характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья; 2.Столкнувшиеся с трудностями при обучении; 3.Живущие в неблагоприятных условиях

Слайд 4

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.Для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха); 2.С проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения); 3.С интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место задержка психического развития); 4.У которых нарушена речь; 5.Имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом; 6.Со сложной структурой нарушений; 7.Аутисты; 8.Дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения

Слайд 5

ООП, ОБЩИЕ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ 1.Обучение детей с ООП должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии; 2.Использование специфических средств для осуществления обучения; 3.В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе; 4.Дифференциация и индивидуализация обучения; 5.Продление процесса учебы после окончания школы; 6.Участие квалифицированных специалистов в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс

Слайд 6

ОБЩИЕ НЕДОСТАТКИ, КОТОРЫЕ НАБЛЮДАЮТСЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ООП 1.Недостаток знаний об окружающей среде; 2.Проблемы с общей и мелкой моторикой; 3.Заторможенность при развитии речи; 4.Трудность в произвольной регулировке поведения; 5.Некоммуникабельность; 6.Проблемы с познавательной деятельностью; 7.Пессимизм; 8.Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение; 9.Низкая или слишком высокая самооценка; 10.Неуверенность в своих силах; 11.Полная или частичная зависимость от окружающих

Слайд 7

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩИХ НЕДОСТАТКОВ ДЕТЕЙ С ООП

Слайд 8

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ООП

Слайд 9

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ООП ЗАДАЧИ 1.Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активировать желание у детей познавать мир, расширить кругозор; 2.Дифференцированное обучение; 3.Стимулирование к самостоятельности; 4.Формирование познавательной активности; 5.Закладка основ научного мировоззрения; 6.Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности ФУНКЦИИ РАЗВИВАЮЩАЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ; КОРРЕКЦИОННАЯ

Слайд 10

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДИАГНОСТИКО-МОНИТОРИНГОВАЯ; ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ; ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ; КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ; СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Слайд 11

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С ООП В следующих ситуациях: 1.Для него характерно наличие множественных нарушений развития; 2.Когда у ребенка наблюдаются специфические отклонения в развитии; 3.Возрастные особенности; 4.При обучении ребенка в домашних условиях

Слайд 12

Основной целью обучения детей с ООП является введение в общество ранее изолированных индивидуумов, а также достижение каждым ребенком, который причислен к этой категории, максимального уровня образования и развития, активации у него стремления к познанию окружающего мира. Крайне важно формирование и развитие из них полноценных личностей, которые станут неотъемемой частью нового социума

Слайд 13

СПАСИБО