ПРЕЗЕНТАЦИЯ: "Социальная дезадаптация несовершеннолетних из семей СОП"

ТЕМА:"Социальная дезадаптация несовершеннолетних из семей СОП"

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 

Комплекс факторов, приводящий к детской социальной дезадаптации: биологические, медицинские, физиологические, психологические, психофизиологические, педагогические, социальные дезадаптирующие факторы.

Основная задача социализации в детском возрасте – это адаптация к условиям окружающей природной и социальной среды.

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса называется социальной адаптацией.

Социальная адаптация как мультинаправленный процесс, включает в себя такие процессы, как адаптация:

  • К школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению;
  • Учебная - приспособление к условиям обучения в образовательных учреждениях среднего или высшего профессионального образования;
  •  Выпускника - процесс и результат успешного приспособления выпускника образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) профессионального образования к изменившимся социальным условиям (среде профессиональной деятельности);
  • Социально-педагогическая  -оптимальность социализации, социального воспитания с позиции научения и воспитания;
  • Социально-психологическая - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру;
  • Профессиональная - приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственнотехнических и социальных норм поведения и образа жизни, необходимых для выполнения профессиональных деятельности человека, основа которого закладывается в процессе профессионального образования;
  • Функциональная - адаптация (приспособление) человека к выполнению обязанностей, обусловленных функциональным назначением какой-либо деятельности человека. Результат процесса адаптации можно отследить в уровне адаптированности (как уровень фактического приспособления индивида, уровень его социального статуса и самоощущения) и адаптивности (как способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. Обратная характеристика - неадаптивность (тенденция несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности) - свидетельствует о неспособности человека в этих условиях адаптироваться к предлагаемой деятельности. В более широком контексте критерий адаптированности может быть применим не только к человеку (группе)

Но может быть рассмотрен и как :

  • Адаптированность среды и человека – как наиболее оптимальные условия среды для естественной адаптации в ней конкретного человека (определенной группы);
  • Адаптированность среды – как приспособленность среды для естественной адаптации к ней человека (группы), в частности в процессуальном контексте говорят о таком явлении, как
  • Адаптивность системы образования – как одном из основных принципов государственной политики в сфере образования, заключающемся в приспособлении системы образования (совокупности образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием) к особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Петровский А.В. выделяет три стадии развития личности в процессе социализации:

  1. Адаптацию - это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей.
  2. Интеграцию  -включение индивида в общество, в группу, др
  3. Социализацию - процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которое направлено все воспитательное пространство: воспитатели, учителя и другие люди, окружающие ребенка. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.

Социальная адаптация ребенка - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой. Однако не каждый человек проходит данную стадию развития легко и благополучно. Известны затруднения и сбои в процессе адаптации и социального развития, от самых формальнообусловленных (воспитание детей в изоляции или сообществами животных) до собственно индивидуальнопсихологических.

В аспекте проблемы воспитания подрастающего поколения особую роль играет разработка вопросов детской социальной дезадаптации. Для этого необходимо еще раз вспомнить определение дезадаптации.

Дезадаптация - (от фр. des - приставка, означающая уничтожение, удаление чего-либо + adaptatio - приспособление, прилаживание) - несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования .

Дезадаптация, в том числе детская, может быть рассмотрена в трех основных аспектах:

  1. Как процесс - снижение адаптационных возможностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.);
  2. Как проявление - характеристика нетипичного для данного человека поведения в определенных условиях;
  3. Как результат - свидетельство о том, что поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, в учебе, играх и пр.) ребенка (воспитанника детского сада, ученика и пр.) не соответствуют тем социальным нормам, которые характерны для него (его сверстников) в данных условиях среды.

Как уже говорилось, социальная дезадаптация – это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация – в широком смысле - проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Социальная дезадаптация проявляется срывом компенсаторных механизмов, позволяющих личности успешно функционировать в семье, школе, обществе в целом. Дезадаптированные дети - дети, которые по различным причинам не могут на равных со сверстниками, другими детьми адаптироваться к условиям среды их жизнедеятельности (детский сад, школа, сверстники и пр.), что существенно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении . Дезадаптация ребенка свидетельствует о несоответствии его поведения и учебы возрастным социальным нормам в сравнении с основной массой его сверстников.

Многие дети имеют проблемы в повседневной жизни: неуверенность в себе, ощущение покинутости и беззащитности, непонимания со стороны родителей и педагогов. В таком случае ребенок начинает проявлять агрессивность, демонстративность в поведении, либо полностью «уходит в себя». Постепенно развиваются проблемы в обучении и поведении. Согласно данным Н.Я.Семаго, при исследовании механизмов дезадаптации выявлено особое значение в ее возникновении кризисных, «переломных» моментов в жизни ребенка. К ним можно отнести резкое изменение социальной ситуации его развития (адаптация к детскому саду, школе).

Причины дезадаптации в детском саду могут быть связаны с психологической неготовностью ребенка к ДОУ, индивидуальными особенностями ребенка, некорректными действиями педагогов (излишняя строгость и агрессия со стороны воспитателя). Причинами социальной дезадаптации, конфликтности ребенка могут быть следующие особенности его психики и личности (причем, для социальной дезадаптации достаточно хотя бы одного условия, но часто причины имеют комплексный характер):

  • Отсутствие навыков общения;
  • Неадекватное оценивание себя в ситуации общения;
  • Высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития        выше среднегруппового);
  • Эмоциональная неуравновешенность;
  • Установки, препятствующие общению, такие, например, как готовность унизить собеседника, проявить свое     превосходство.  Это превращает общение в своего рода соревнование;
  • Тревожность и боязнь общения;
  • Замкнутость.

Наибольший риск в плане развития дезадаптации представляет также переход от дошкольного образования со своей системой оценок, критериев и ценностей к школьному образованию, предъявляющему совершенно иную систему требований к ребенку.

Наиболее часто социальная дезадаптация в детско-подростковом возрасте проявляется в виде дезадаптации школьной. Школьная дезадаптация - невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует. Наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка/подростка его программе, соответствующей его способностям, или его пребывания в школе, согласующегося с принятыми дисциплинарными нормами.

Различными авторами выявлены следующие основные факторы, которые в большинстве случаев приводят к школьной дезадаптации (Н.Я. Семаго, 2000):

  1. Социально-педагогическая запущенность;(несформированность личности ребенка в процессе общения, деятельности...);
  2. Недостаточное развитие произвольных компонентов деятельности;(направленность на цели и достижения);
  3. Парциальная несформированность отдельных звеньев высших психологических функций (ВПФ), в том числе речи;
  4. Атипичное формирование функциональных взаимодействий мозга (в частности, левшество и связанные с ним проблемы развития двигательной, познавательной и эмоциональной сфер);
  5. Нарушения нейродинамических характеристик деятельности (нестабильность психических процессов);
  6. Соматическая ослабленность;
  7. Эмоционально-личностные проблемы, в том числе коммуникативные

Социальная дезадаптация подростка выступает в 4 основных формах:

  • Нарушение обучения;
  • Нарушение поведения;
  • Нарушении общения ;
  • Смешанных видах дезадаптации.

Ранними признаками школьной дезадаптации являются: появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих, удлинение времени, необходимого для приготовления домашних заданий, появление потребности в помощи родителей или репетиторов, утрата интереса к учебе, страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (контрольными, зачетами, экзаменами), отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность, антидисциплинарные поступки.

Глубокие формы школьной дезадаптации проявляются в виде неуспеваемости, второгодничества, «школьной фобии» (страха перед школой), отказ от посещения школы, нарушение поведения с озорством, драками, срывами уроков, побегами, воровством, употреблением алкоголя и наркотических веществ, ранними сексуальными связями, изоляции, конфликтов с одноклассниками, родителями и педагогами, и, наконец, полной невозможности пребывания в стенах обычной школы. По данным Н.М. Иовчук

(2000) в РоссИовчукНина Михайловна. Город: Москва Ученая степень: доктор медицинских наук Должность: психиатр высшей категории, профессор, главный редактор журнала «Вопросы психического здоровья детей и подростков» Учреждение: Московский городской психолого-педагогический университет ии 2,5 млн. детей нигде не учатся (10%) и на них приходится 40 % всей преступности; бродяжничают от 2 до 4 млн. детей.

Тяжелые формы школьной дезадаптации так или иначе приводят к дезадаптации социальной, крайними формами проявления которой могут стать :

  • Низкий образовательный и профессиональный уровень молодежи;
  • Алкоголизм;
  • Наркомания;
  • Правонарушения;
  • Проституция;
  • Сверхраннее материнство с отказами от новорожденных

При социальной дезадаптации подростка оказывается разрушенным основное условие позитивной социализации – адекватное профессиональное самоопределение.

Социальная дезадаптация подростка представляет собой сложное вторичное социально-личностное явление, результат нарушенного взаимодействия личности школьника и среды.

Под «средой» понимают особенности психологического климата в педагогическом коллективе, личностных характеристик учителей и администрации школы, психогигиенических факторов учебного процесса, взаимоотношения в семье, а также состояние психического здоровья родителей школьника, взаимоотношений в среде сверстников и многое другое.

Любой из этих факторов может создавать предпосылки для возникновения социальной дезадаптации, однако, как правило, возникает комплекс факторов:

1. Школьный фактор. Отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, непонимание душевного состояния школьника, несправедливое, грубое, оскорбительное отношение учителя, занижение оценок, отсутствие своевременной помощи даже при обоснованном пропуске занятий, вымогательство, психологическое и физическое насилие. По данным Н.М.Иовчук, 16% школьников испытывают физическое насилие; 22% школьников подвергаются психологическому насилию со стороны педагогов.

2. Семейный фактор. Бедность, неблагоприятные жилищные условия, неполная семья, неблагополучная семья с тяжелым эмоциональным климатом, низкий интеллектуальный и культурный уровень членов семьи, примитивность их запросов, бездуховность, трудовая незанятость родителей, или, напротив, их чрезмерная занятость, алкоголизм, наркомания одного или обоих родителей, правонарушения, инвалидность всех членов семьи, в том числе и по психическому заболеванию; уродливые способы воспитания – отторжения ребенка родителями, заброшенность, запущенность или, наоборот, чрезмерная опека, заласкивание, вседозволенность, или жестокое, чрезмерно требовательное и холодное отношение родителей, или противоречивость требований и форм поощрения и наказания (при нескольких взрослых, выполняющих в семье функции воспитателя); противоречивость политических взглядов в одной семье; несоответствие высказываемых родителями принципов чести, совести, достоинства их реальным поступкам.

3. Средовой фактор. Влияние среды сверстников, «улицы», легкость свободного от занятий и обязанностей образа жизни, искаженный образ «лидера», «кумира», доступность алкоголя, наркотиков, легкость заработка, острота новых ощущений и впечатлений, романтический ореол нарушений закона и т. д.

4. Социальный фактор. Приобретает особое значение в период социально-экономической и политической нестабильности общества. Отмечается утрата идеалов при отсутствии новых; стремление к обогащению при потере интереса к приобретению специальности и профессионализма; появление множества значимых для подростка сверхдорогих соблазнов; безнаказанность спекуляции, воровства, взяточничества и коррупции.

Значительную роль в становлении личности играют средства массовой информации с пропагандой секса, зла, насилия и т.п. Социальный фактор сам по себе не вызывает дезадаптации подростка, но участвует в формировании нравственной основы созревающей личности, может создавать предпосылки для социальной дезадаптации.

5. Соматический фактор: тяжелые физические заболевания, в том числе инфекционные, оставляющие после своего завершение длительные состояния повышенной утомляемости, истощаемости, слабости; хронические соматические заболевания, требующие длительного и частого лечения в больнице; врожденные уродства; нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, речи.

6. Психический фактор: тяжелые психические заболевания у детей и подростков, приводящие к инвалидности – встречаются редко. В большинстве случаев к социальной дезадаптации приводят мягкие, пограничные психические расстройства.

7. Возрастной фактор: особенности подросткового периода присущи любому здоровому подростку и создают возрастную зону риска.

8. Коррекционно-профилактический фактор. Наличие или отсутствие медико-социально-психологической службы образовательного учреждения (детского сада, школы, колледжа, училища). Своевременное выявление признаков декомпенсации, предотвращение наступления тяжелых форм социальной дезадаптации у школьников, квалификации социальных работников и взаимодействие служб.

Таким образом, подводя промежуточный итог по проблеме детской социальной дезадаптации, следует отметить:

  1. Социальная дезадаптация имеет многофакторное происхождение;
  2. Признаками школьной дезадаптации являются неуспеваемость, нарушение поведения, конфликтность, неконтактность, отказ от посещения школы;
  3. Признаки школьной дезадаптации возникают с 1 по 11 класс, но особенно выражены в 12-14 лет;
  4. Во всех случаях школьная дезадаптация не возникает внезапно, а нарастает в течении 1-5 лет;
  5. Только 3-6 % дезадаптированных учащихся не обнаруживаются психических расстройств, в остальных случаях обнаруживают – уродства характера, депрессии (до 50% учащихся), мягкие или скрытые формы шизофрении. Причины школьной дезадаптации у детей могут иметь совершенно разную природу. Важную роль, наряду с общесоциальными факторами слияния, играют и конкретные личности, даже в ходе стихийной социализации ребенка.

Дезадаптирующий человек (дезадаптирующий ребенок, дезадаптирующая группа) - человек (группа), который (которая) в определенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдельной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и таким образом сдерживает активность этой личности, ее способность наиболее полно реализовать себя.

Семьи подростков с выраженной социальной дезадаптацией в основном являлись крайне неблагополучными:

  • Это неполные семьи (больше 60%), чаще в связи с разводом, реже в связи со смертью, лишением прав материнства или отцовства.
  • В более ¾ «полных» семей отец, мать или оба родителя страдали алкоголизмом или наркоманией, были безразличны к детям или проявляли к ним особую жестокость.
  • В 5% случаев «полные» семьи» были многодетными или отличались крайней бедностью;
  • В 20% случаях один из родителей страдал душевным заболеванием, или фактически являлся инвалидом.
  • В 90% , из которой был выведен подросток, отсутствовали психолог и социальный педагог или о них ничего не было известно родителям учащегося.

ТАКЖЕ

К основным дезадаптирующим факторам относятся:

  • 1-5 класс (7-11 лет) – двигательная расторможенность, утомляемость, истощаемость, тормозимость или замкнутость;
  • 6-8 класс (12-14 лет) – ранние специфические подростковые проявления (оппозиционность, негативизм, стремление к самостоятельности и группированию);
  • 9-11 класс (15-17 лет) – декомпенсация у подростков с формирующимися психопатиями (уродствами характера), депрессивные состояния и неврозы.

Это выражается в некотором падении успеваемости, прогулами, изменением поведения. При этом семьи большинства учащихся являются полными, благополучными и обеспеченными. Т.е. временное состояние декомпенсации объясняется не высоким интеллектом учащихся и их целенаправленностью, а индивидуальным педагогических подходом и профилактической работой служб – психологической, медицинской. Таким образом, школьная социальная дезадаптация – длительный и мучительный процесс, поддающийся однако комплексной профилактике. Система профилактики не только дешевле, но и гуманнее системы коррекции (исправления) глубоких форм школьной дезадаптации. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОП СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Слайд 2

ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ: 1_биологические; 2_медицинские; 3_физиологические; 4_психологические; 5_психофизиологические; 6_педагогические; 7_социальные

Слайд 3

ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДЕТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ: 1_биологические; 2_медицинские; 3_физиологические; 4_психологические; 5_психофизиологические; 6_педагогические; 7_социальные

Слайд 4

Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Включает в себя такие процессы, как адаптация: 1. к школе; 2. учебная; 3. выпускника; 4. социально-педагогическая; 5. социально-психологическая; 6. профессиональная; 7. функциональная Обратная характеристика адаптации - неадаптивность

Слайд 5

Более широкий контекст критерий адаптивности, применимый не только к человеку, но и к группе: 1. Адаптированность среды человека; 2. Адаптированность среды; 3. Адаптивность системы образования

Слайд 6

Петровский выделяет 3 стадии развития личности в процессе социализации: 1. Адаптацию; 2. Интеграцию; 3. Социализацию

Слайд 7

Социальная адаптация ребенка — это процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятых в этих общностях нормам и правилам. Показатель успешной социальной адаптации — психологическая удовлетворенность ребенка этой средой

Слайд 8

Дезадаптация — это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования

Слайд 9

Основные аспекты дезадаптации: 1. Как процесс... 2. Как проявления... 3. Как результат... Проявления социальной дезадаптации: 1. Нарушения норм морали и права; 2. Асоциальные формы поведения; 3. Деформация системы внутренней регуляции; 4. Деформация референтных и ценностных ориентаций; 5. Деформация социальных установок

Слайд 10

Причины дезадаптации в ДОУ 1. Индивидуальные особенности ребенка; 2. Некорректные действия педагогов; 3. Чаще причины имеют комплексный характер: - отсутствие навыков общения; - неадекватное оценивание себя в ситуации общения; - высокие требования к окружающим; - эмоциональная неуравновешенность; - установки, препятствующие общению; - тревожность и боязнь общения; - замкнутость Наибольший риск — это переход от дошкольного образования со своей системой оценок, критериев и ценностей к школьному образованию, предъявляющему совершенно иную систему требований к ребенку

Слайд 11

Причины дезадаптации в школе по Н.Я. Семаго: 1. Социально-педагогическая запущенность; 2. Недостаточное развитие произвольных компонентов в деятельности; 3. Парциальная несформированность отдельных звеньев высших психологических функций (ВПР), в том числе речи; 4. Атипичное формирование функциональных взаимодействий мозга, в частности, левшество и связанные с ним проблемы развития двигательной, познавательной и эмоциональной сфер; 5. Нарушение нейродинамических характеристик деятельности (нестабильность психических процессов); 6. Соматическая ослабленность; 7. Эмоционально-личностные проблемы

Слайд 12

4 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ: - нарушение обучения; - нарушение поведения; - нарушение общения; - смешанные виды

Слайд 13

Данные Н.М. Иовчук (д.мед.наук; профессор; гл. редактор журнала « Вопросы психического здоровья детей и подростков») - 2,5 млн. детей нигде не учатся; - из них-40% всей преступности; - от 2 до 4 млн. - бродяжничают Крайние формы проявления социальной дезадаптации - низкий образовательный и профессиональный уровень; - алкоголизм; - наркомания; - правонарушения; - проституция; - сверхраннее материнство с отказом от новорожденных

Слайд 14

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ 1. Разрушение основного условия позитивной социализации — адекватное профессиональное самоопределение; 2. Нарушение взаимодействия личности и среды Под «средой» понимают: - особенности психологического климата в педагогическом коллективе; - личностных характеристик учителей и администрации школы; - психогигиенических факторов учебного процесса; - взаимоотношения в семье; - состояние психического здоровья родителей школьника; - взаимоотношения в среде сверстников и др.

Слайд 15

Комплекс предпосылок для возникновения социальной дезадаптации: - школьный фактор; - семейный фактор; - средовой фактор; - социальный фактор; - соматический фактор; - психический фактор; - возрастной фактор; - коррекционно-профилактический фактор

Слайд 16

Небольшой итог: 1. Социальная дезадаптация имеет многофакторное происхождение; 2. Признаками школьной дезадаптации являются неуспеваемость, нарушение поведения, конфликтность, неконтактность, отказ от посещения школы; 3. Признаки школьной дезадаптации возникают с 1 по 11 класс, но особенно выражены в 12-14 лет; 4. Школьная дезадаптация не возникает внезапно, а нарастает в течение 1-5 лет; 5. У многих учащихся обнаружены депрессии, уродства характера; мягкие или скрытые формы шизофрении

Слайд 17

ОСНОВНЫЕ ДЕЗАДАПТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ 7-11 лет (1-5 кл.) - двигательная расторможенность, утомляемость, истощаемость, тормозимость или замкнутость; 12-14 лет (6-8 кл.) - ранние специфические подростковые проявления; 15-17 лет (9-11 кл.) - декомпенсация у подростков с формирующимися психопатиями (уродствами характера), депрессивные состояния и неврозы

Слайд 18

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ — ДЛИТЕЛЬНЫЙ И МУЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ПОДДАЮЩИЙСЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА МЕДИЦИНСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБ

Слайд 19

Спасибо