«Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Мелехина Дарья Алексеевна

Так что же такое задержка психического развития? Это вид психического нарушения, который на сегодняшний день остается самым распространенным из всех форм и видов отклонений от нормы. А также является особым типом психического развития ребенка, который характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. Эти нарушения обусловлены рядом факторов: наследственность, социальная и психологическая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melehina_d.a.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития»

Мелехина Д.А.

МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный», г. Тамбов, zvezdnij@list.ru 

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии интеллектуальных способностей человека. Современный мир требует всесторонне развитых, подкованных, интеллектуальных людей, от которых будет зависеть дальнейшее развитие нашего общества.

К сожалению, в настоящее время растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов. Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, поскольку именно этот возрастной период наиболее сензитивен для развития познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности ребенка.

Так что же такое задержка психического развития? Это вид психического нарушения, который на сегодняшний день остается самым распространенным из всех форм и видов отклонений от нормы. А также является особым типом психического развития ребенка, который характеризуется незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. Эти нарушения обусловлены рядом факторов: наследственность, социальная и психологическая среда [1].

Дети с ЗПР часто имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, двигательной расторможенностью или вялостью. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций: память, внимание, воображение, мышление. У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в возрастной период, опирались на свойственные возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно-развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. 

Рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития:

1. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

2. В каждой дидактической игре должна ставиться конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

3. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.

4. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).  

В работе с детьми ЗПР использовать короткие игровые задания, чтобы увеличить возможность увидеть результат и дать положительную мотивацию. Дети любят игры: «Выдели предметы» (одни кружком, другие квадратом), «Найди лишний предмет», «Обведи по цифрам» (в пределах знаний ребенка). Упражнения на развитие внимания: «Запрещенное слово», «Запрещенное движение», и др.

В целом необходимо, чтобы: решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям; задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать детей невозможностью их решить; на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее 8-10 видов); необходимо включать интересные физические минутки для снятия напряжения и отдыха.

Любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают доступ к самым сокровенным тайнам детской души.

Литература

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003.
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М.. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001.