Семинар-практикум "Конфликты в педагогическом коллективе"

Фицай Эльвира Хикматулловна

Презентация по теме семенара.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила нашей встречи - Выключите свой звук. - Основная коммуникация в чате. - Используйте «+» как знак согласия. - Регистрация.

Слайд 2

Семинар-практикум Педагогические конфликты Педагог-психолог МАДОУ д/с 92 Фицай Эльвира Хикматулловна Педагог-психолог МАОУ СОШ 70 Лаврова Татьяна Валерьевна

Слайд 3

Сказ о богатыре русском Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бились, два бились, три бились… Наконец, обессиленные, упали они. Чуть дыша, Горыныч спрашивает: - Чего ж тебе было надобно, Иванушка? - Да, я водицы испить хотел… Ды-к пил бы! Чего ж драться-то начал!? Конфликтные ситуации: «педагог-родитель» «педагог ребёнок» Трудные ситуации из-за того, что: - мы не поясняем оппоненту, что мы от него хотим; - не слышим, что хочет наш собеседник от нас.

Слайд 4

Конфликт – воспринимаемая несовместимость целей и действий. (Д. Майерс) Конфликт – острый способ разрешения противоречий, заключающийся в противодействии, сопровождающийся негативными эмоциями. (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов) Конфликт – столкновение, противоборство сторон, при которой хотя бы одна из сторон воспринимает действия другой стороны как угрозу ее интересам. (В.П. Шейнов) «Конфликт» (с onflictus (лат.) – столкновение)

Слайд 5

Педагогический конфликт Противоречия, возникающие в образовательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся, нуждающиеся в разрешении и гармонизации отношений. (А.С. Белкин) Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление педагога утвердить свою позицию и как протест ребёнку против несправедливого наказания и неправильной оценки его деятельности. (М.М. Рыбакова )

Слайд 6

Упражнение «Руки» Инструкция: Соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую.

Слайд 7

Причины конфликта Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту (например: неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет») - На слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом. Формула конфликта: + + = Что означает выражение «решить конфликт»? Конфликтная ситуации (накопившиеся противоречия) Повод (инцидент) «Последняя капля» Конфликт

Слайд 8

Причины возникновения межличностных конфликтов Взаимная "симпатия (антипатия)". Характерна для отношений двух отдельно взятых коллег и никак не затрагивает других, но последствия может ощутить на себе весь коллектив Неблагоприятная психологическая атмосфера - вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т. д. Плохая психологическая коммуникация – люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого Неумение контролировать свое эмоциональное состояние Низкий уровень самоуважения Замкнутость (необщительность)

Слайд 9

Тест "Мусорный бак" Вы идете по улице, думаете о чем-то своем и вдруг перед вами мусорный бак и опрокидываете его. Что выпадает из-под крышки этого мусорного бака? 1. Ничего не выпадает - бак пуст. 2. На дорогу падает груда разносортного неупакованного мусора. 3. Яблочные огрызки, обглоданные куриные косточки и прочие объедки. 4. Хорошо завязанный черный пластиковый мусорный мешок. Тест «Тактика поведения в конфликте». Тест «Конфликтная ли вы личность?». Анкета «Если вам наступили на ногу…».

Слайд 10

Плюсы и минусы конфликта Плюсы - Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта). - Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения. - Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение. - Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное. -Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации. - Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Минусы - Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям. - Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат. - Ухудшение качества работы. - Сложное восстановление деловых отношений. - Представление о победителях или побежденных как о врагах. - Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживани й.

Слайд 11

Приемы разрешения конфликтов Определите причину конфликта. Покажите собеседнику, готовность говорить по данной ситуации, вам не безразличны эмоции, переживания собеседника (проанализировать время, место удобное для решения данной проблемы). Разделяйте ответственность. Сужайте зону конфликта. Планирование совместных путей решения конфликта. Резюмирование, подведение итогов встречи.

Слайд 12

Стратегии поведения Снижающие напряжение: Преодоление партнеру возможности выговориться. Вербализация эмоционального состояния: своего и партнера. В случае вашей неправоты –немедленное признание ее. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. Обращение к фактам. Спокойный уверенный темп речи. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта. Проявление интереса к проблемам партнера. Повышающие напряжение: Перебивание партнера. Игнорирование эмоционального состояния: своего и партнера. Подчеркивание различий между собой и партнером, приуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего. Демонстрация в незаинтересованности в проблеме партнера. Принижения партнера, негативная оценка личности партнера. Переход на «личности». Резкое убыстрения темпа речи. Избегание пространственной близости и наклона тела.

Слайд 13

Техники ассертивного поведения: «твердый внутри и мягкий снаружи» «Заезженная пластинка» (простое повторение ясного и четкого послания с использованием Я - сообщения). «Игра в туман» = техника внешнего согласия (согласиться с аспектом сообщения, но не с фактом « Да, ты прав, такое впечатление может сложиться…»). «Требование уточнений» = техника бесконечного уточнения («На основании каких фактов ты пришел к таким выводам ?»); «Настойчивое требование, несмотря на негатив » («Возможно, ты прав, однако..»). «Техника английского профессора» (сомнение, что выполнение чьих-либо требований не нарушает его личных прав («Это часть моей личности»).

Слайд 14

Как обойти конфликт Уверенное предъявление своих требований, без необходимости оправдываться. Восприятие аргументов противной стороны. Готовность к компромиссу. Умение снять негативный эмоциональный фон. Умение контролировать свои негативные эмоции, но не вытеснять их, (подавленные реакции усугубляют проблему). Корректность в обращении.

Слайд 15

Упражнение «Другими словами» Задание: перефразировать не конструктивные раздражающие и обидные высказывания на конструктивные. Например, «Вы должны принести мне тетрадь» «Я была бы рада, ели бы Вы принесли мне тетрадь»

Слайд 16

Примеры к упражнению «Другими словами» не конструктивные выражения Он должен заботиться обо мне. Меня заставили. Ты должна дать мне программу, книгу. Он меня унизил. Он –упрямый осел. конструктивные выражения Мне хочется, чтобы он заботился обо мне. Я не сумела отказаться. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу. Мне было неприятно. Я не смог его убедить.

Слайд 17

Юмор решает проблемы Ученик обратился к Учителю. Учитель, как тебе удаётся всегда с юмором относиться к трудностям? Меня обычно даже небольшие проблемы выводят из себя и бесят! — Это дело тренировки. Тренируйтесь даже в трудностях находить смешную сторону. Например, вспомнив какую-то проблему из своей жизни, постарайтесь увидеть в ней что-то смешное. Таким образом вы сможете сразу решить половину проблемы, так как снимете внутреннее напряжение, вызванное этой проблемой, и решить её станет гораздо легче! — Получается, что юмор помогаем решать проблемы? — Именно так! — А как, например, использовать юмор, когда мы с кем-то начинаем ругаться. — Когда зарождается конфликт, попробуйте посмеяться над ситуацией. Очень полезно было бы увидеть себя со стороны и посмеяться над собой. Это значит, что мы способны оставаться в роли наблюдателя, а значит, можем сохранять свою осознанность по отношению к ситуации и своим эмоциям. Если это удаётся, то пламя конфликта не успевает разгореться, так как оно тушится дождичком нашего доброго юмора и самоиронии. Таким образом, юмор над собой в конфликтных ситуациях позволяет не только тушить пламя конфликта, но и развивать свою осознанность.

Слайд 18

Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать… Неизвестный автор СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 19

Елена Ярославовна Батищева педагог-психолог МАДОУ д/с 158 г. Тюмень Ссылка на Вебинар “Детские конфликты” https://youtu.be/FvBpPoKen-Q-