Преемственность семьи и школы в формировании социально – коммуникативной сферы ребенка.

Статья для дефектологов и родителей с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность семьи и школы в формировании социально – коммуникативной сферы ребенка.

Самая большая роскошь – это

 роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент- Экзюпери

Совершенствование системы образования в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрение в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей  наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

В России 1,7 млн детей являются инвалидами, что составляет около 5% всех детей страны.  Тенденция к увеличению численности таких детей не меняется и, к сожалению сохраняется. Данная категория детей имеет различные дефекты в развитии, но их объединяет проблема ограниченности их возможностей в социальной адаптации, социализации и интеграции в общество.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - весьма специфичный контингент учащихся. Определяет судьбу личности не сам по себе дефект, а его социальные последствия, комплекс изменений черт его личности и отношения к нему общества. Поэтому ограниченность определяется не самой болезнью, а той социальной средой, которой окружен такой ребенок.  

Необходимо учесть, что для социально-педагогической адаптации таких детей необходимо создавать такую образовательную среду, в которой имелись бы возможности для коррекции не только отклонений в развитии детей, но и коррекции отношения самого  социального окружения (социума) к такой категории детей.

Интеграция “проблемных” детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

        Дополнительное образование предоставляет ребёнку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, оказывает огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить  жизненно важные практические навыки.

Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.

С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности, умственных способностей другими, что приводит формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии.

 По мере взросления они начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом формируются излишне заниженная самооценка, социальная пассивность, происходит сужение активного жизненного пространства.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении  их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию.

Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека,  мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.

«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» - под этими словами Антуана де Сент- Экзюпери  готов подписаться каждый из нас.

Как часто в нашем существовании (социуме, бытие) не хватает задушевных разговоров, добрых слов, умения слушать и слышать, нежных прикосновений, сопричастности к внутреннему миру другого человека, просто таких черт характера, как такт и деликатность.  В жизни нередко контактируя с человеком, мы зачастую не знаем о нем почти ничего: его возраст, социальный статус, национальность, финансовое положение, но одно мы можем сказать с уверенностью уже после нескольких минут общения, приятен нам собеседник или нет. Будет ли желанен повторный  контакт, независимо, от того деловое это общение или просто знакомство.

Поэтому, я в своей работе поставил во главу угла – коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность – это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения.

Коммуника́бельность (позднелат. — соединимый, сообщающийся) — способность к установке связей. Под коммуникабельностью можно подразумевать как способность к установке связей между людьми (дружеских, деловых), так и между разнотипными системами передачи информации.

           К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:

  • творческое мышление;
  • культуру речевого действия;
  • культуру самонастройки на общение;
  • психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
  • культуру жестов и пластики движений,
  • культуру эмоций;

Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно-значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.

Я стараюсь восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности. Сотрудничество носит комплексный характер, включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённых единой идеей «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».

Одной из задач  своей педагогической деятельности, я считаю – не только развитие потенциала ребенка, но и  сохранение, и укрепление психологического здоровья, полноценной социальной адаптации в обществе.

 Для этого необходимы факторы:

  • создание ситуации успеха;
  • обеспечение атмосферы комфорта;
  • формирование адекватной гибкой самооценки;
  • развитие рефлексии;
  • повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.

Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью развития навыков общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

        Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

В психологии общения - умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Коммуникабельность является одним из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, затрагивающим как профессиональные, так и личные отношения. Коммуникабельность является одним из важнейших личных качеств в профессиях, предусматривающих активное общение с другими людьми.

Начиная работать с ребенком-инвалидом, наблюдая  за ним, постоянно идешь на  контакт,  ищешь точки соприкосновения, интересные дела и темы. Ведь многие дети находятся в состоянии депрессии,  самоизолируются от общества, стесняются показать людям свою непохожесть.

Изолированность, замкнутость от всего мира и состояние безысходности, потери чего-то главного в жизни стало причиной внутриличностных нарушений и частичной утраты коммуникативных навыков этих детей.

Дети просто не научились общаться, считая, что их никто не понимает, не доверяя никому, о своих проблемах старались молчать.

Как объединить в группу и разговорить этих детей, помочь им раскрыться, быть полноценными членами нашего общества, не чувствуя ущербности, не испытывая чувства стыда?

         Решению этих задач способствовало:

- знакомство детей друг с другом;

- создание условий для раскрепощения;

- их сближение и объединение;

- осознание собственной индивидуальности, повышение     самооценки;

- развитие коммуникативных навыков и умений;

- снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния.

Без общения с другими людьми немыслимо существование на Земле. И даже когда человек находится далеко, например, высоко  в горах или в самом центре пустыни, где на сотни километров вокруг нет ни одного человека, он все равно ощущает присутствие людей: вспоминаются строки любимого поэта, используются вещи, которые сделали другие люди. Но помимо ощущения присутствия необходимо и настоящее общение.

При проведении занятий по развитию коммуникабельности и навыков общения в стандартных ситуациях мною используется: проведение игровых программ и массовых игр: игры знакомства, игры по этикету; ролевые игры-шутки; упражнения на вербальную и невербальную коммуникацию; игры на развитие эмоциональных реакций и различных видов поведения в разных ситуациях. Все эти можно разделить на несколько направлений:

           «Я  и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физический свободно чувствующий себя человек спокоен и психологически защищен. (Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик)

«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. (Иностранец, волшебный мешочек)

«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также   реакций других людей. Развитие умения адекватно выражать свои эмоции. (Рассматривание фотографий, определение настроения, нарисовать свою эмоцию, скинуть пиджак)

«Я  и Я». Эти упражнения, направлены на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям. (анкеты: «Кто Я», «Моё хорошее и моё плохое», « Как мои эмоции отражаются на теле»)

«Я и другие». Игры, направленные на развитии у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимание индивидуальных особенностей других людей. Формирование внимательного и доброжелательного отношения  к людям и друг к другу. (Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру, упражнение «Плот»)

«Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, понимаемого и любимого другими члена семьи.

Словарная работа. Развитию коммуникабельной компетенции способствует и  словарная работа, которую я провожу на каждом занятии. Я знакомлю с новыми словами, показываю,  как употреблять их в правильном контексте, шаг за шагом расширяя словарный запас детей.

Пословицы и поговорки. Для придания речи образности и яркости, на занятиях по развитию речи, учим с детьми пословицы и поговорки, которые выражают народную мудрость и способны выразительно, без утомительных и сложных пояснений характеризовать что-либо, моделируем ситуации, где они будут уместны.

Сюжетно-ролевые игры. Также одним из разделов моей программы являются сюжетно-ролевые игры.

«Весь мир театр, и люди в нём актеры» – слова великого В. Шекспира подтверждаются на каждом шагу.

Вместе с детьми пытаемся рассмотреть различные ситуации, где им придется контактировать с незнакомыми людьми, разыгрываем поведенческие сценарии, прививая им навыки коммуникабельного поведения, соблюдение норм речевой коммуникации.

Ставим небольшие спектакли, где дети могут не только вербально, но и невербально выражать свои мысли и желания, при помощи мимики и жестов.

Заинтересованное общение. И самое главное, что я постоянно веду беседы с детьми, даже если дети занимаются ручным трудом.  Всё время идет разговор, это  могут быть различные темы, никак не связанные между собой, касается это просмотренного фильма, домашних или личных дел, отношений в семье или сверстниками. Иной раз дети выдумывают истории, далёкие от реальности, где они главные действующие лица, и вокруг них крутиться весь мир, не пытаюсь их прервать, понимая, что ребенок высказывает сокровенные желания, выдает желаемое за действительность, не боясь осуждения. Нам всем иногда нужна сказка.  

Включения детей в активные формы личностно-ориентированной деятельности оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, расширяет коммуникативные связи, возможности их интеллектуального и физического развития.

Но педагог один не может самого главного: наполнить жизнь ребенка с ОВЗ общением со сверстниками.  

Каждый человек уникален и в силу своей уникальности – неидеален. Кто- то умный, но страшный зануда, кто-то весельчак, кто-то молчун, а у кого-то сегодня просто плохое настроение и поэтому он сердится на весь мир. Все – разные.

Но есть некоторые особенности, которые присутствуют в человеке в силу определенных обстоятельств, болезни, травмы…  Нужно понимать эти особенности, помогать человеку их преодолевать

Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного дерева, очищенного ручья, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Поэтому, возникла необходимость в социализации детей с ОВЗ через проект «Дети – детям».

Цель проекта «Дети - детям»: создание воспитательного пространства для   взаимодействия детей,  родителей и педагогов.

Задачи:

  • развить способности учащихся к    толерантному поведению;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ;
  • развитие системы взаимодействия при организации и проведении мероприятий различного характера.

Участниками  проекта станут учащиеся творческих объединений ДДТ, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители и педагоги.

Направления деятельности по проекту:

  • «Твори добро» (воспитательная деятельность);
  • «Творческая мастерская» (образовательная деятельность);
  • «Я и Я-коллектив» (тренинговая деятельность).

Срок реализации проекта – 1 год, поэтому в следующем учебном году нами запланированы совместные воспитательные мероприятия с творческими объединениями, где дети с ОВЗ будут не пассивными зрителями, а активными участниками, н—р: участие в постановке спектакля, где воспитанники смогут раскрыть свои возможности, не только для своих родителей, но и для широкой публики. Личность ребёнка с ОВЗ развивается через творчество и сотрудничество, что является основополагающим в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, развивая коммуникативную компетентность через данный проект,    можно будет получить положительный результат сотворчества всех участников образовательного процесса. Мы надеемся, что  творчество и сотрудничество поможем избавиться нашим детям от многих недугов, повысить интеллект,   раскрыть творческий потенциал каждого воспитанника, совершенствовать эмоционально – личностное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Составил социальный педагог                                                    А.В. Филиппов.