Консультация для родителей "Чем опасно раннее обучение чтению детей".

Пермякова Анна Викторовна

Очень часто в жизни родители желая добра своему ребёнку, начинают рано развивать его, и в том числе,  достаточно рано обучают чтению. Каковы же последствия раннего обучения чтению?

 Энергия мозга ребенка конечна и узконаправленна, поэтому всё должно быть своевременно. Если в 3-4 года мы будем предлагать ребенку буквы, он конечно научиться чтению, но непривычным для нас способом. Он учится глобальному чтению. Обучение чтению ребёнка столь раннего возраста потребляет огромное количество энергии его головного мозга. В результате чего, не хватает энергии на то что ему нужно для развития в данный момент. Это не даст полной мере развиваться восприятию, координации движений, ловкости, чувству пространства, ритма, а также музыкальным способностям. Чуть позже могут возникнуть проблемы саморегуляции эмоциональной и волевой сферы. Причём вернуться назад, уже в более старшем возрасте, не представляется возможным, так как мозг ребенка в своем развитии идет дальше и назад не возвращается. Поэтому важно развивать ребенка с учетом его сензитивных периодов.

Разберёмся подробнее, почему же в жизни мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда  ребёнка рано обучили чтению, и, он, попадая в школу, очень быстро теряет свои опережающие позиции. Почему же так происходит?

 Потому что, для того чтобы научить читать ребёнка ему нужно различать образы букв, здесь нужна развитая графико-пространственная сторона, которая в 3-4 года развита недостаточно, а затем, нужно научиться соединять буквы в целую цепочку, в ряд, здесь должна быть дочтаточно развита сторона действия, что тоже недоступно для ребенка 3-4 года.  Только после этого действие становится автоматизированным, и буквы становятся не просто рисунками в книге, а знаками, символами, то есть течением данного процесса  управляет  левое полушарие головного мозга, которое у детей в 3-4 года развито недостаточно для данного процесса.

В таком раннем возрасте чтение у детей не опирается на нужную моторную основу. Отсюда будет устойчивое послоговое чтением, замена букв или угадывающее чтение.

 Могут возникать также другие сложности:

 Возможным последствием раннего обучения чтению является энергетическое истощение мозга ребенка. Обкрадывание участков обеспечивающих движение тела и восприятия пространства, и этот телесные дефицит, возможно, останется у ребёнка на всю жизнь в виде неловкости и неуклюжести.

 Также, возможным последствиям раннего обучения чтению, является заикание, нарушение речевого развития, а также могут наблюдаться нарушения эмоциональной сферы. Проявляться это может в виде капризности или агрессивности ребенка.

У ребёнка, который рано начал читать переход к беглому чтению затягивается, так как буквы долго будут оставаться рисунками, а не символами, вследствие отсутствия должной опоры на моторику и пространственное восприятие.

Могут не сформироваться школьные навыки, возможно проявление соматических реакций.

Необходимо добавить, что энергозатратность процесса чтения в старшем дошкольном возрасте во много раз меньше, так как этот период сензитивный для данного процесса. Мозг ребенка, скажем так, готов к чтению и опирается на уже достаточно сформированные функции.

Что же нужно ребенку развивать в 3-4 года? В этом возрасте лучше развивать ребёнка в ловкости с помощью детских игр, можно прыгать на одной ноге, отстукивать простые ритмы, играть с ребёнком в игры на  развитие мелкой моторики, развивать сюжетно –ролевую игру, где будут естественным образом развиваться речь, мышление, внимание, произвольность, можно учить составлять рассказ по по картинкам, создавать различные узоры из кубиков. И главное, чаще разговаривайте с ребёнком, дарите внимание и заботу!

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опасность раннего обучения чтению детей

Очень часто в жизни родители желая добра своему ребёнку, начинают рано развивать его, и в том числе,  достаточно рано обучают чтению. Каковы же последствия раннего обучения чтению?

 Энергия мозга ребенка конечна и узконаправленна, поэтому всё должно быть своевременно. Если в 3-4 года мы будем предлагать ребенку буквы, он конечно научиться чтению, но непривычным для нас способом. Он учится глобальному чтению.  Обучение чтению ребёнка столь раннего возраста потребляет огромное количество энергии его головного мозга. В результате чего, не хватает энергии на то, что ему нужно для развития в данный момент. Это не даст полной мере развиваться восприятию координации движений, ловкости, чувству пространства, ритма, а также музыкальным способностям. Чуть позже могут возникнуть проблемы саморегуляции эмоциональной и волевой сферы. Причём вернуться назад, уже в более старшем возрасте, не представляется возможным, так как мозг ребенка в своем развитии идет дальше и назад не возвращается. Поэтому важно развивать ребенка с учетом его сензитивных периодов.

Разберёмся подробнее, почему же в жизни мы очень часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда  ребёнка рано обучили чтению, и, он, попадая в школу, очень быстро теряет свои опережающие позиции. Почему же так происходит?

 Потому что, для того чтобы научить читать ребёнка ему нужно различать образы букв, здесь нужна развитая графико-пространственная сторона, которая в 3-4 года развита недостаточно, а затем, нужно научиться соединять буквы в целую цепочку, в ряд, здесь должна быть дочтаточно развита сторона действия, что тоже недоступно для ребенка 3-4 года.  Только после этого действие становится автоматизированным, и буквы становятся не просто рисунками в книге, а знаками, символами, то есть с течением данного процесса  управляет  левое полушарие головного мозга, которое у детей в 3-4 года развито недостаточно для данного процесса.

В таком раннем возрасте чтение у детей не опирается на нужную моторную основу. Отсюда будет устойчивое послоговое чтением, замена букв или угадывающее чтение.

 Могут возникать также другие сложности:

 Возможным последствием раннего обучения  чтению является энергетическое истощение мозга ребенка. Обкрадывание участков обеспечивающих движение тела и восприятия пространства, и этот телесные дефицит, возможно, останется у ребёнка на всю жизнь в виде неловкости и неуклюжести.

 Также, возможным последствиям раннего обучения чтению, является заикание, нарушение речевого развития, а также могут наблюдаться нарушения эмоциональной сферы. Проявляться это может в виде капризности или агрессивности ребенка.

У ребёнка, который рано начал читать переход к беглому чтению затягивается, так как буквы долго будут оставаться рисунками, а не символами, вследствие отсутствия должной опоры на моторику и пространственное восприятие.

Могут не сформироваться школьные навыки, возможно проявление соматических реакций.

Необходимо добавить, что энергозатратность процесса чтения в старшем дошкольном возрасте во много раз меньше, так как этот период сензитивный для данного процесса. Мозг ребенка, скажем так, готов к чтению и опирается на уже достаточно сформированные функции.

Что же нужно ребенку развивать в 3-4 года? В этом возрасте лучше развивать ребёнка в ловкости с помощью детских игр, можно прыгать на одной ноге, отстукивать простые ритмы, играть с ребёнком в игры на  развитие мелкой моторики, развивать сюжетно –ролевую игру, где будут естественным образом развиваться речь, мышление, внимание, произвольность, можно учить составлять рассказ по по картинкам, создавать различные узоры из кубиков. И главное, чаще разговаривайте с ребёнком, дарите внимание и заботу!