Профилактика профессионального выгорания педагогов

Иващенко Светлана Сименовна

В презентации представлен материал по данной теме, который был использаван в процессе семинара-тренинга, с целью профилактики профессионального выгорания педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика профессионального выгорания педагогов

Слайд 2

Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда распространённые выражения типа «Эта работа - сплошная головная боль!» Э. Берн

Слайд 3

Особенности становления профессионально-педагогической деятельности период стаж особенности адаптация до 5 лет - процесс формирования профессионально значимых качеств - самоутверждение Стабилизация профессиональной деятельности, формирование профессиональной позиции 6 – 10 лет - совершенствование арсенала педагогических методов и приемов - повышение значимости профессиональной деятельности - уменьшение количества конфликтов, связанных с потребностью самоутверждения «педагогический кризис» 11 – 15 лет - осознание противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с детьми и т.д.) и возможностями - возможна стереотипизация профессиональной деятельности кризис «середины жизни» 16 – 20 лет - может возникнуть несоответствие между «Я-реальным» и «Я-идеальным» - расцвет профессионализма - возможно снижение профессионализма, формирование защитных механизмов высокий уровень сформированности профессионально значимых качеств 21 – 25 лет - возможность посвящения себя профессии «профессиональное сгорание» более 25 лет - биологическое и профессиональное старение (невосприимчивость к новому) - возможно возникновение «синдрома сгорания»

Слайд 4

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 5

Стресс – по своей сути, вид эмоционального состояния, характеризующийся повышенной физической и психической активностью, т.е. физическим или психологическим напряжением.

Слайд 6

Состояние нервно-эмоциональной напряжённости :  снижение работоспособности,  эффективности функционирования систем и органов,  истощение энергетических ресурсов Физиологические признаки: Язвы Мигрень Гипертония Боль в спине Артрит Астма Заболевания сердца Психологические проявления: Раздражительность Потеря аппетита Депрессия Потеря интереса к межличностным отношениям и пр.

Слайд 7

Стадии стресса: Непосредственная реакция на воздействие – стадия тревоги, состоящая из 3-х фаз: импульс, стресс, адаптация Максимально эффективная адаптация – стадия ресистентности Нарушение адаптационного процесса – стадия истощения (Ганс Селье)

Слайд 8

Стадии профессионального выгорания 1стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Отсутствие положительных эмоций, отстранённость в отношениях с членами семьи; Состояние тревожности, неудовлетворённости. 2стадия: Недоразумения с клиентами, проблемы в отношениях с коллегами; Усугубление проблем (от антипатии до вспышек раздражения). 3стадия Притупление представлений о ценностях жизни, равнодушие ко всему; Полное отсутствие интереса ко всему, физически ощутимый холод и безразличие.

Слайд 9

Три аспекта профессионального выгорания Снижение самооценки (беспомощность, апатия, агрессия, отчаяние); Одиночество (преобладание объект – объектных отношений); Эмоциональное истощение, соматизация (усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьёзным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.).

Слайд 10

Симптомы профессионального выгорания Психофизические Социально – психологические Поведенческие

Слайд 11

Психофизические симптомы Чувство постоянной усталости; Ощущение эмоционального и физического истощения; Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды; Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; Резкое увеличение или потеря веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное или сонливое состояние; Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности.

Слайд 12

Социально – психологические симптомы Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); Повышенная раздражительность; Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); Постоянное переживание негативных эмоций (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность), при отсутствии видимых причин; Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство гиперответственности и страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ни чего не получится»).

Слайд 13

Поведенческие симптомы Ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее; Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); Постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает; Руководитель затрудняется в принятии решений; Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях; Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; Поиск неадекватных способов ухода от проблем, самоуспокоения и самоудовлетворения.

Слайд 14

Факторы профессионального выгорания Личностный фактор (чувство собственной значимости, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства) Ролевой фактор (конфликт ролей и ролевая неопределённость, конкуренция) Организационный фактор (авторитарность руководства, ограничения деятельности («инициатива наказуема»), нечёткость функциональных обязанностей)

Слайд 15

Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своём физическом состоянии Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях Опыт успешного преодоления профессионального стресса Способность конструктивно меняться в напряжённых условиях Высокая мобильность Открытость Общительность Самостоятельность Стремление опираться на собственные силы Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Слайд 16

Стрессоустойчивость – совокупность личностных качеств, позволяющих переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности

Слайд 17

Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием Забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; удовольствие (релаксация, игра); умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты и безнадёжности: стремление находить смысл во всём – как в значительных событиях, так и в повседневных заботах; Стремление бороться со своими негативными убеждениями; Создание сообщества. Повышение уровня профессионального мастерства

Слайд 18

Способы борьбы со стрессом: 1группа - включает способы, использующие физические факторы воздействия: физическая культура, закаливание и т.д.; 2группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз; 3группа – употребление биологически активных веществ, с целью повышения общей устойчивости организма.

Слайд 19

Саморегуляция – управление своим эмоциональным состоянием, которое достигается путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряжённости) Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления) Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности)

Слайд 20

Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. (Франсуа Виньон) Произвольная саморегуляция означает умение целенаправленно оценивать своё эмоциональное состояние и изменять его по своему желанию. (от лат. – regulare - приводить в порядок, налаживать)

Слайд 21

«То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, приобретай сегодня» (восточная мудрость) Способы саморегуляции:

Слайд 22

Способы, связанные с управлением дыханием – эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание ( с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, т.е. релаксации.

Слайд 23

Способы связанные с управлением тонусом мышц, движением. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряжённость, быстро восстановить силы.

Слайд 24

Часто убеждение бывает действеннее, чем сила. (из басни Эзопа) Способы, связанные с воздействием слова – сознательный механизм самовнушения, в результате которого осуществляется непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью ( без частицы «не»): Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение сделанное самому себе; Самопрограммирование Самоодобрение (самопоощрение)

Слайд 25

Способы, связанные с использованием образов – воображение открывает доступ к подсознательным резервам психики. Чтобы использовать образы для саморегуляции: Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно – это ваши ресурсные ситуации .

Слайд 26

Способы саморегуляции: Смех, улыбка, юмор; Размышления о хорошем, приятном; Различные движения типа потягивания, расслабления мышц; Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; Вдыхание свежего воздуха; Чтение стихов; Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо…

Слайд 27

Задание Ответьте на вопросы: Что помогает вам поднять настроение, переключиться? _________________ Что вы можете использовать из вышеперечисленных способов? _______________________________ Составьте перечень этих способов, добавьте свои. __________________ Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряжённость или усталость?

Слайд 28

Приёмы самоподдержки: «Вечерний пересмотр событий» Визуализация – мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая ещё не произошла (приём, помогающий строить реальность) Этапы визуализации: × решите чего вы хотите добиться, мысленно создав точные картины, сцены (буквально, чётко, в цветах и красках) × расслабьтесь × в течение 5-10 минут мысленно представляйте желаемую реальность (как бы создавая видеофильм успешных действий)

Слайд 29

Памятка по профилактике синдрома профессионального выгорания Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. Не ищите в работе счастье или спасение. Она не спасение, а деятельность, которая хороша сама по себе. Живите своей, а не чужой жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. При желании кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам? ………