Профилактика суицидального поведения подростков

Иващенко Светлана Сименовна

В презентации представлен материал, использованный в качестве превенции в работе с педагогами области, с целью профилактики суицидального поведения подростков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»

Слайд 2

Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них… ..............................у них – нет будущего. Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами, ..............................читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку, ..............................чтобы сделать этот шаг? Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами, ..............................но умерли с этим клеймом. Они продолжают умирать

Слайд 3

Статистика Россия находится на первом месте по числу суицидов среди молодежи 14-19 лет. (По данным Всемирной организации здравоохранения). Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. (По данным государственной статистики). Каждый день 17 детей совершают самоубийство. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. (По данным статистики).

Слайд 4

Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.

Слайд 5

Особенности подросткового возраста

Слайд 6

«Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения - лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны». (Анна Фрейд)

Слайд 7

Кризис взросления Максимализм, эгоцентричность, неумение прогнозировать свою жизнь Чрезмерная зависимость от другого человека Кризис идентификации Страх, враждебность

Слайд 8

Типы суицидального поведения : Демонстративное поведение Истинный суицид Скрытый суицид Аффективное суицидальное поведение

Слайд 9

Мотивы и поводы суицидального поведения Дисгармония в семье . Несформированное понимание смерти. Депрессия. Психическое состояние. Потеря смысла жизни. Влияние СМИ. Бесконтрольное использование подростками интернет-ресурсов. Нарушения общения со сверстниками. Подростковая субкультура. Боязнь наказания или позора. Самоосуждение за неблаговидный поступок Роль образовательных учреждений .

Слайд 10

Выявление суицидальных намерений (предупреждающие знаки) Сниженное настроение Нарушение сна, режима питания Злоупотребление алкоголем, наркотиками Саморазрушительное поведение Разговоры о смерти Социальное отчуждение Снижение внимания к себе Резкое изменение состояния Резкое изменение поведения Приведение дел в порядок Разговор об отсутствии смысла жизни, о собственной ненужности, о безысходности ситуации

Слайд 11

Факторы, увеличивающие риск Суицидальные попытки в прошлом Годовщины утрат Переживание имеющей место сейчас или ожидаемой потери Алкоголизм Смертельные болезни Психическое заболевание

Слайд 12

Общая превенция Раннее выявление. Укрепление психического здоровья. Развитие у несовершеннолетних положительной самооценки и самоуважения. Обучение социальным и другим жизненным навыкам . Поощрение искреннего обмена переживаниями со взрослыми. Создание безопасной обстановки для каждого .

Слайд 13

Цель превентивной работы - формирование новых установок по отношению к суицидальному поведению . Необходимо включать подростков в активные сферы жизни, где они могут почувствовать свою востребованность, свою значимость.

Слайд 14

Чего не надо делать Не впадать в замешательство и не выглядеть шокированным Не пытаться спорить или отговаривать Не пытаться преуменьшить переживаемую боль Не пытаться улучшить и исправить состояние Не предлагать простых ответов на сложные вопросы Не говорить о том, что другим хуже…. Никогда не обещайте держать план суицида в секрете

Слайд 15

При выявлении риска самоубийства В первую очередь, следует установить диалог . Первым шагом в превенции самоубийства всегда является доверительное общение. Диалог должен соответствовать ситуации.

Слайд 16

Если совершена суицидальная попытка или самоубийство Суицид оказывает очень сильное влияние на окружающих. Должны существовать специальные инструкции относительно информирования о совершении в школе суицидальной попытки или самоубийства. Тактично, но объективно известить о самоубийстве или суицидальной попытке и проработать переживания, вызванные случившимся событием. После попытки самоубийства большинство жертв нуждается в медицинской помощи . Устранив проблемы физического здоровья, следует приступить к психотерапии.

Слайд 17

Профилактика • Снижение факторов риска Усиление личностных ресурсов Улучшение психологической адаптации Повышение осведомленности о причинах развития, способах совладания суицидального поведения. Оптимизация межличностных отношений в школе

Слайд 18

Формы и методы работы Тренинги Формирование коллектива Нормализация стиля общения педагогов с учащимися Оптимизация учебной деятельности Вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности Организация школьного самоуправления Формирование установок на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности

Слайд 19

КАК ПОМОЧЬ ? ВЫСЛУШИВАЙТЕ ОБСУЖДАЙТЕ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ

Слайд 20

Как понять, что ребенок решился на самоубийство Словесные признаки Поведенческие признаки. Ситуационные признаки.

Слайд 21

К «группе риска» по суициду относятся подростки: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”; злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие; с затяжным депрессивным состоянием; сверхкритичные к себе подростки; страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней; фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями; страдающие от болезней или покинутые окружением подростки; из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей; из семей, в которых были случаи суицидов.

Слайд 23

Суицид – это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему.