Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Иващенко Светлана Сименовна

В презентации представлен лекционный материал для педагогов области по данной теме

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Слайд 2

По данным научного центра здоровья РАМН сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, не менее 30% из них нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь в дошкольном возрасте достигает 25%, а по некоторым данным 30 – 45%, в школьном возрасте 20 – 30% детей требуется специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60% детей относятся к группе риска.

Слайд 3

Область изучения специальной психологии Дети, подростки и взрослые, у которых по разным причинам возникли нарушения в развитии.

Слайд 4

Термин «дезонтогения» был введён представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма ещё не достигли зрелости. Первым термин «дезонтогения» в 1927г. употребил Швальбе для обозначения отклонений в формировании структур организма в период внутриутробного развития.

Слайд 5

Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы развитие отклоняется от нормального.

Слайд 6

Общие закономерности аномального (отклоняющегося) развития • замедленное и ограниченное восприятие; • недостатки развития моторики; • недостатки речевого развития; • недостатки развития мыслительной деятельности; • недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире; • недостатки в развитии личности, межличностных отношениях

Слайд 7

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Слайд 8

Причины, обуславливающие неполноценное психическое развитие ребенка. Органические; Дефицит общения; Дефицит деятельности; Бедность микросреды; Травмирующее воздействие микросреды.

Слайд 9

Классификация лиц, имеющих нарушения в развитии Лица с первичными нарушениями в развитии: слепые и слабовидящие; глухие и слабослышащие; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с нарушением интеллекта (умственная отсталость, ЗПР); с ранним детским аутизмом; с нарушением речи. Лица с комплексными нарушениями в развитии. Дети с трудностями в обучении. Дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами.

Слайд 10

В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития: · Дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие); · Дети с нарушениями зрения (не зрячие и слабовидящие); · Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; · Дети с тяжёлыми нарушениями речи; · Дети с задержкой психического развития; · Умственно отсталые дети; · Дети с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы; · Дети с нарушениями поведения; · Дети со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения.

Слайд 11

Классификация нарушений развития По времени возникновения нарушения делятся на врождённые и приобретенные. По обратимости патологического процесса – на необратимые, частично обратимые и практически обратимые. По этиологии – нарушения церебрально-органического, психогенного и соматогенного происхождения.

Слайд 12

Классификация В.В. Лебединского Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость. Задержанное развитие. Повреждённое развитие. Дефицитарное развитие. Искажённое развитие. Дисгармоническое развитие.

Слайд 13

Недоразвитие , под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов. Наиболее характерным примером недоразвития является олигофрения.

Слайд 14

Задержанное развитие — замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

Слайд 15

Поврежденное психическое развитие , представленное органической деменцией — нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.

Слайд 16

Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Слайд 17

Искаженное психическое развитие — разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития.

Слайд 18

Дисгармоническое психическое развитие , связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания

Слайд 19

Семаго Н.Я. и Семаго М.М. считают наиболее адекватным использовать в психологии термин «дети с отклонениями в развитии» Отклоняющееся развитие – это выход психического развития в целом или его отдельных системообразующих компонентов, (структур, функциональных систем) за пределы социально-психологического норматива, определяемого для конкретной образовательной, социокультурной, национальной/этнической ситуации вне зависимости от знака отклонения

Слайд 20

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Слайд 21

Значение слуха в восприятии окружающего мира: способствует более полной предметности восприятия и его целостности; обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающем мире; даёт возможность определить место возникновения звука в окружающей среде, направление движения источника звука, расстояние до него; способствует определению свойства предмета по его звучанию; обеспечивает моделирование ситуации на основе услышанных звуков; даёт возможность воспринимать и понимать речь, контролировать собственную речь.

Слайд 22

15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. 15% детей в возрасте от 6 до 19 лет имеют значительную потерю слуха, по крайней мере на одном ухе. 90% плохослышащих детей появляются у родителей с нормальным слухом. По данным детского сурдологического центра г.Москвы

Слайд 23

Факторы риска нарушений слуха (тугоухости и глухоты)

Слайд 24

инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз); токсикозы беременности; асфиксия новорожденного; внутричерепная родовая травма; гипербилирубинемия; резус-конфликт; гемолитическая болезнь новорожденного; масса тела при рождении менее 1500 г, недоношенность;

Слайд 25

переношенность (более 40 недель); применение препаратов с ототоксическим действием (антибиотиков аминогликозидного ряда – стрептомицина, мономицина, канамицина, гентамицина, амикацина и др., фуросемида, аспирина, хинина), назначаемых матери во время беременности; наследственные заболевания у матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора; детские инфекции (паратит, скарлатина, корь и др.); эпидемический менингит; грипп; острые и хронические средние отиты; черепно-мозговая травма.

Слайд 26

Причины нарушений слуха

Слайд 27

Различные заболевания (менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения). Врожденная деформация слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва. Химические отравления (напр., хинином). Родовые травмы (например, деформация головы ребенка при использовании щипцов). Механические травмы (ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистков, взрывов и т.д.). Наследственные факторы . Заболевания родителей (алкоголизм, «кессонная болезнь» (у летчиков, водолазов).

Слайд 28

Дети с нарушениями слуха медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы. Глухота и тугоухость могут быть : наследственными, врожденными, приобретенными. Место и степень поражения слуха определяют при помощи: Аудиометрии – тональной (с применением аппаратуры) речевой - для первичной проверки слуха.

Слайд 29

Дети с нарушениями слуха – дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).

Слайд 30

Типы нарушений слуха

Слайд 31

Дети с нарушениями слуха (классификация Л.В. Неймана) (1961) Слабослышащие дети I степень не превышает 50 дБ II степень 50 – 70 дБ III степень более 70 дб Глухие дети I группа 125 – 250 Гц II группа 125 – 500 Гц III группа 125 – 1000 Гц VI группа 125 – 2000 Гц и выше

Слайд 32

Дети с нарушениями слуха (международная классификация 1988) Степень тугоухости Потеря слуха (500- 2000 Гц) в дБ I 26 – 40 II 41 – 55 III 56 – 70 IV 71 – 90 Глухота Более 90

Слайд 33

ПО ХАРАКТЕРУ: временный характер (отит, простуда, образование серных пробок, аномальное строение наружного и среднего уха) – такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. В результате лечения слух восстанавливается. стойкие нарушения, связанные с поражением внутреннего уха – сенсоневральная тугоухость и глухота . Нормальный слух не восстанавливается. Речь идет о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции. К сенсоневральной тугоухости может присоединяться и кондуктивный компонент. Такое поражение слуха называется смешанным .

Слайд 34

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Тугоухость ПО СОСТОЯНИЮ СЛУХА

Слайд 35

ГЛУХОТА врожденная приобретенная рано оглохшие (ранняя глухота) безречевые дети позднооглохшие

Слайд 36

Тугоухость – стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения. Тугоухие – это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

Слайд 37

тугоухость кондуктивная – нарушение прохождения звука до внутреннего уха (звукопроведения), причины которого находятся в наружном или среднем ухе. сенсоневральная – нарушение преобразования механических колебаний в электрические импульсы во внутреннем ухе (звуковосприятие), стойкое и необратимое поражение слуховых рецепторов (слуховых волосковых клеток) в улитке.

Слайд 38

Легкая степень тугоухости: Шепотная речь – 3-6 м от уха; Разговорная – 6-8 м. Умеренная степень тугоухости: Шепотная речь – 1-3 м от уха; Разговорная – 4-6 м. Значительная степень тугоухости: Шепотная речь – не далее 1м; Разговорная средней громкости – 2-4 м. Тяжелая степень тугоухости: Шепотная речь – 0,5 м; Разговорная речь – на расстоянии не более чем 2 м.

Слайд 39

ПО ВРЕМЕНИ НАСТУПЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЛУХА Ранооглохшие – те, которые потеряли слух на 1-2-м году жизни или родились неслышащими (глухие без речи) Позднооглохшие – те, которые потеряли слух в 3-4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты (глухие, сохранившие речь)

Слайд 40

глухие дети – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. слабослышащие дети – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

Слайд 41

Дети с нарушениями слуха (психолого-педагогическая классификация по Боскис Р.М.) Классификация учитывает: степень поражения слуховой функции; уровень развития речи при данной степени поражения слуха; время возникновения нарушения слуха. 4 группы: глухие без речи (ранооглохшие); глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие с развитой речью; слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Слайд 42

Восприятие Выключение или снижение функции слухового анализатора лишает ребенка возможности получения ощущений и восприятий от огромного звукового многообразия окружающего мира, что приводит к нарушению информационного баланса.

Слайд 43

Внимание Объем внимания, развитие его устойчивости, переключанмости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе

Слайд 44

Память Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной и словесной памяти. Нарушения запоминания, узнавания и воспроизведения наглядного материала в большей степени проявляются у глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Слайд 45

Память При запоминании слов глухие дети испытывают трудности удержания в памяти звуко-буквенной последовательности, искажают буквенный состав слов, уподобляют одни слова другим с похожим написанием, допускают замены и перестановки букв и слогов, в меньшей степени группируют слова по смыслу, редко употребляют опосредованные способы запоминания.

Слайд 46

Мышление Изучение мышления детей с нарушением слуха – наиболее разработанная проблема сурдопсихологии. Потенциальные возможности развития мышления у детей с нарушением слуха реализуются лишь в специальной, систематической работепо его развитию в соответствии с общими законами развития детского мышления.

Слайд 47

Воображение Особенности воображения детей с нарушением слуха обусловлены замедленным формированием их словесной речи и абстрактного мышления. Наблюдается стереотипность, шаблонность, привязанность к заданным моделям, образцам действий

Слайд 48

Развитие личности Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и себе.

Слайд 49

Развитие личности Морально-этические представления глухих детей в целом соответствуют социальным критериям общества, но тем не менее отличаются некоторой ограниченностью. Задерживается развитие эмоциональной сферы Неадекватная самооценка Ограничение социальных связей и неполноценное усвоение социального опыта приводит к искажению в понимании межличностных отношений.

Слайд 50

Уровень речевого развития детей с нарушениями слуха Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы. Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики)

Слайд 51

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.

Слайд 52

ПО НАЛИЧИЮ ИЛИ ОТСУТСТВИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ Дети, не имеющие отклонений в развитии Дети, имеющие отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Слайд 53

Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота); характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем , в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития ; наличием или отсутствием допольнительных отклонений в развитии .

Слайд 54

Успешность коррекционной работы зависит от ряда благоприятных факторов: интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения: активного участия семьи в его воспитании и обучении; потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.) использования сурдотехнических средств.

Слайд 55

Слухопротезирование и кохлеарное имплантирование – медицинские методы коррекции нарушенного слуха. кохлеарное имплантирование – разновидность слухопротезирования

Слайд 56

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста Авторы: Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева, Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста Авторы: Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко, А.Д. Салахова, А.А. Катаева, Г.В., Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова. ( рекомендованы Управлением по дошкольному образованию Гособразования СССР (1991)).

Слайд 57

Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития (программно-методический комплект) Авторы: О.П. Гаврилушкина, Л.А. Головчиц, Л.В. Дмитриева, Н.Д. Соколова, В.М. Шатов, Н.Д. Шматко Программно-методический комплект рекомендован Управлением дошкольного образования Минобразования РФ к изданию с грифом «Допущено МО РФ» (04.06.2002)

Слайд 58

Особенности восприятия речи окружающих детьми с нарушенным слухом слухо-зрительный способ восприятия речи – основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха. слуховой способ восприятия речи, при котором ребёнок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха. зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь.

Слайд 59

Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей По уровню речевого развития всех детей с нарушенным слухом можно разделить на 3 группы, в зависимости от особенностей произносительной, грамматической и лексической сторон речи: 1 – дети с незначительным снижением слуха 2 – глухие и слабослышащие дети, включённые в коррекционную работу с раннего возраста 3 - слабослышащие и глухие дети с грубым системным нарушением речи

Слайд 60

Психологические особенности детей с нарушениями слуха Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно, что тормозит психическое развитие в целом – дефицитарный тип развития.

Слайд 61

психическая деятельность упрощается: несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, стереотипия мышления – отставание в развитии мыслительных операций преобладание письменной речи над устной недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других трудности формирования динамических характеристик зрительного внимания в условиях слуховой депривации, приводящей к речевому недоразвитию в связи с нарушением взаимодействия с социумом усвоение информации затруднено – память имеет свои особенности

Слайд 62

Особенности личностной сферы эмоциональной коммуникативной

Слайд 63

Абилитация детей с нарушенным слухом Для наиболее эффективного процесса абилитации необходимо: Раннее (2-4 месяца) выявление и диагностика нарушений слуха; Лечение; Раннее бинауральное слухопротезирование; Регулярный контроль слуха; Проведение кохлеарной имплантации; Занятия с сурдопедагогом; Обучение родителей умению развивать слух, мышление, понимание речи, говорение во время ежедневных дел.

Слайд 64

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих (разделы) Физическое воспитание детей Формирование игровой деятельности Изобразительная и конструктивная деятельность Трудовое воспитание Ознакомление с окружающим миром Развитие речи Развитие слухового восприятия и обучение произношению Формирование элементарных математических представлений Музыкальное воспитание

Слайд 65

Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушением слуха «Развитие речи». Задачи раздела связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основные задачи: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной); отработка различных видов речевой деятельности; проведение элементарных языковых наблюдений.

Слайд 66

«Развитие слухового восприятия и обучение произношению». Цель работы : формирование и развитие у детей навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Задачи : обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации.

Слайд 67

Обучение произношению предполагает : создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры.

Слайд 68

Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь: в стационарах при отделениях отоларингологии крупных больниц по месту жительства; в группах кратковременного пребывания при специальных ДОУ; в центрах медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации системы социальной защиты.

Слайд 69

Модели интегрированного воспитания и обучения Временная интеграция , при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера; Частичная интеграция – при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1-2 человека лишь на часть дня в массовые группы;

Слайд 70

Модели интегрированного воспитания и обучения Комбинированная интеграция , при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1-2 человек наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы; При полной интеграции ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом ДОУ не получая повседневой помощи специалита непосредственно в детском саду. Смешанные дошкольные группы , где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1-2 неслышащих ребенка, а группа из 4-5 детей). В смешанной группе работает не только 2 воспитателя, но и учитель-дефектолог.

Слайд 71

Педагогическое обследование предполагает: регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низко-, средне- высокочастотных игрушек и речи (произносится имя ребенка, слоги типа папапа, сисиси ), при этом: в первые 1,5 года регистрируются реакции на уровне безусловно-ориентировочного рефлекса: вздрагивание, торможение движений, раскрытие глаз, поворот головы в сторону источника звука и т.п.; с 1,5 лет у неговорящих детей выявление возможности воспринимать на слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом звукоподражания (типа у____, ква-ква-ква , пи-пи-пи ), лепетные слова (типа ляля, утя, бобо ), полные слова и фразы. Все педагогические методы исследования слуха детей относятся к субъективным, т.к. основаны на непроизвольных или произвольных реакциях самого ребенка.

Слайд 72

Характеристика методов обследования слуха детей Медицинское обследование

Слайд 74

Дети с нарушениями зрения

Слайд 75

Клинико - психолого-педагогическая характеристика

Слайд 76

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними.

Слайд 77

Нарушения зрения выражаются как в тотальной ( слепота ), так и неполной ( слабовидение ) потере зрения. Слепые ( незрячие ) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения. Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения с остротой зрения на лучшевидящем глазу от 0,05 до 0,2.

Слайд 78

По степени сохранности остаточного зрения различают: абсолютную (тотальную) слепоту – полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения; практическую слепоту – наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение.

Слайд 79

Нарушения зрения врожденные приобретенные

Слайд 80

Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др. Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней).

Слайд 81

Причины приобретенных нарушений: заболевания органов зрения; заболевания ЦНС (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит); осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина); травматические повреждения мозга или глаз.

Слайд 82

Прогрессирующий характер – постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. Непрогрессирующий характер – врожденные пороки зрительного анализатора: астигматизм – недостаток преломляющей способности глаза, катаракта – помутнение хрусталика.

Слайд 83

СЛЕПЫЕ ДЕТИ в зависимости от времени поражения зрительного анализатора слепорожденные рано ослепшие лишившиеся зрения после 3 лет жизни

Слайд 84

Последствия слепоты: ограниченность двигательной сферы; неполнота содержания социального опыта; своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта; возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности; неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др. Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.

Слайд 85

Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется: неточностью, фрагментарностью, замедленностью. Чаще всего у слабовидящих детей выявляются косоглазие и амблиопия . Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения и м.б. односторонним и двустороним. Причинами косоглазия выступают нарушения рефракции (преломляющей способности хрусталика), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях), конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

Слайд 86

Амблиопия – формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической основы, наиболее частая причина – косоглазие. Коррекция амблиопии – использование специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнения и дидактические задания, стимулирующие деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения.

Слайд 87

Миопия – близорукость Гиперметропия – дальнозоркость Астигматизм – аномалия преломляющей способности глаза, при котором изображение получается расплывчатым. А. не всегда корригируется очками, поэтому у детей возникают трудности видения объема, глубины, удаленности объекта. Часто причинами слабовидения являются атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм (непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок) и др. глазные заболевания.

Слайд 88

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от: причин; тяжести и времени возникновения нарушений зрения; от своевременного начала коррекционной работы.

Слайд 89

Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются: Ограниченность знаний и представлений об окружающем – с преобладанием общих, неконкретных знаний; При достаточно формальном словарном запасе (вербализм) – недостаточная предметная соотнесенность слов.

Слайд 90

Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и др. Для детей с дефектами зрения характерны также медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

Слайд 91

В ДОУ для детей с нарушением зрения принимаются дети на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования на ПМПК. Цели работы с детьми в ДОУ являются: Воспитание Лечение Возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения Подготовка слепых и слабовидящих детей к школьному обучению.

Слайд 92

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения. Программы. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) Авторы: В.А., Бельмер, Л.П. Григорьева, В.З. Денискина, В.А. Кручинин, Р.Д. Максютова, И.В. Новичкова, Л.И. Плаксина , Е.Н. Подколзина, Л.С. Сековец, Б.В. Сермеев, Б.К. Тупоногов Программы рекомендованы МО РФ (2003)

Слайд 93

Программа построена с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие зрительного восприятия, формирование предметных представлений, ориентировку в пространстве и развитие мобильности. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию тактильно-двигательного и слухового восприятия как компенсаторной основы обучения.

Слайд 94

Логопедическая работа Направлена на коррекцию нарушений речи и ее развитие. У детей с нарушениями зрения имеет место ограниченный словарный запас, нарушение понимания смысловой стороны речи. Характерный признак – своеобразный вербализм и эхолалии на фоне ограниченного словарного запаса. Важное место в логопедической работе имеет специальный подбор дидактического материала необходимой величины, объемности и окраски, использование рельефных картинок, специальных наборов игрушек для тактильного их восприятия. В целях развития двигательных навыков и психомоторных функций проводятся занятия ритмикой и лечебная физкультура.

Слайд 95

Основные принципы коррекционно-педагогической работы в специальном детском саду широкое применение наглядности, адаптируемой к условиям восприятия (зрительного или осязательного); Использование оптических средств коррекции зрительного восприятия; Проведение специальной работы по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, наблюдения) при регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения; Развитие предметно-практических действий на основе поэтапного, пооперационного выполнения заданий (ручной труд, конструирование, лепка, аппликация); Организация преемственности между обучением в ДОУ и школах-интернатах для детей с нарушением зрения, между общественным и семейным воспитанием.

Слайд 96

Коррекционно-педагогическая работа имеет комплексный характер и направлена на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного. Важно использовать в познании окружающего мира остаточное зрение. Важным условием педагогической коррекционной работы является ее сочетание с медицинскими мероприятиями, необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и систематическое лечение. Предъявляются особые требования к освещенности, к организации режима с максимальным использованием дневного света.

Слайд 97

Домашнее воспитание и обучение. Особенности. Консультативная помощь специалистов Тифлопедагог Психолог Офтальмолог

Слайд 98

начинать коррекционную работу с первых месяцев жизни; постоянно поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, обогащать его опыт тактильными и кинестетическими ощущениями; развивать ориентировку в пространстве; проводить специальные занятия по развитию речи (смысловая сторона речи); «комментированное» общение взрослого с ребенком (фиксировать в слове какой-либо предмет, его свойства, признаки, действия, состояние и т.д.); специальная предметно-развивающая среда для сенсорного развития; организация разнообразных видов деятельности – общения, игры, движения, труда, рисования, конструирования развитие моторики и физическое воспитание. демократический стиль в отношениях родителей с ребенком.