Роль игры в формировании личности ребёнка

Иващенко Светлана Сименовна

В презентации представлен материал, использованный при освещении данной темы на курсах повышения квалификации педагогических работников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_formirovanii_lichnosti_rebyonka_wecompress.com_.pptx496.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль игры в формировании личности ребёнка

Слайд 2

Новорожденность синтез психосоматического единства (3 нед . - 3,5 мес.) Становление эмоционально-психологической общности взрослого и новорожденного Кризис новорожденности - становление адресного поведения (3,5 мес. - 7 мес.)

Слайд 3

Младенчество синтез чувственно-практической достоверности себя в мире (6 мес. - 12 мес.) Становление практического взаимодействия ребенка и взрослого Кризис младенчества - обретение субъектности в действии (11 мес. - 18 мес.)

Слайд 4

Раннее детство синтез самости (1 год 3 мес. - 3,0 года) Coорганизованная жизнедеятельность взрослого и ребенка Кризис раннего детства - становление самодействующего субъекта (2,5 года - 3,5 года) Феноменология кризиса трех лет

Слайд 5

Дошкольное детство синтез субъекта собственных действий (3,0 года - 6,5 лет) Игра как основа построения новой формы событийности Кризис детства - становление личного поведения (5,5 лет - 7,5 лет) Феноменология кризиса детства

Слайд 6

«Нам следует, искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» (1953,; стр. 173-174)

Слайд 7

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Слайд 8

игры исторически возникли как необходимость передачи детям знаний и опыта взрослых, т.е. обучением детей, подготовкой их к самостоятельной жизни. Игровая деятельность оказывает стимулирующее влияние на развитие всех психических процессов – выполняя различные роли, ребенок начинает мыслить представлениями и образами, видеть предмет с разных сторон. В игре развивается творческое воображение ребенка, ставя себя на место других персонажей, он учится вырабатывать собственную линию поведения.

Слайд 9

социальное назначение игры: средство передачи «культурных приобретений» подготавливает детей к труду социальна и по своему содержанию овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности

Слайд 10

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

Слайд 11

Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная (до 1 – 1,6 лет): - ознакомительный - отобразительный сюжетно-отобразительная (2 – 3 года) сюжетно-ролевая – высший этап игры дошкольников

Слайд 12

Роль игры в воспитании Роль игры в воспитании и её развивающий потенциал поистине огромны. Функции игры: развивающая обучающая воспитательная

Слайд 13

Функции игры: 1. эмоционально развивающая функция ; 2. диагностическая функция - раскрываются скрытые таланты; 3. релаксационная функция - снижается излишнее напряжение; 4. компенсаторная функция - дает человеку то, что ему не хватает; 5. коммуникативная функция - является великолепным средством для общения; 6. функция самореализации - служит средством для достижения желаний и реализации возможностей; 7. социокультурная функция - в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения; 8. терапевтическая функция - может служить средством лечения психических расстройств человека.

Слайд 14

Классификация детских игр А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию детских игр: Игры с правилами Творческие игры

Слайд 15

Согласно этой классификации игр игры имеют: Готовое содержание Заранее установленную последовательность действий. Цель игр: Решение поставленной задачи Четкое выполнение правил игры.

Слайд 16

Активность в творческих играх направлена на выполнение замысла, развитие сюжета игры. Особенность игры: Дети сами выбирают тему игры. Развивают сюжет. Распределяют роли. Подбирают нужные игрушки и атрибуты. Роль взрослого в игре: Побуждает к игре. Тактически руководит игрой. Развивает фантазию детей. Сохраняет самодеятельность детей.

Слайд 18

Руководство игрой - совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры каждого ребенка и играющего коллектива в целом.

Слайд 19

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы. Игровые технологии, направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-действенного и логического мышления . С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к обучению в школе.

Слайд 20

Игровая терапия - психотерапевтический - метод, основанный на использовании ролевой игры - как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности Происходит от греч. theraрeia лечение. Форма коммуникационной психотерапии.

Слайд 21

В начале 20 - х гг. Я. Морено - предложил осуществлять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека и назвал новый метод психодрамой . Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации - , разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность …

Слайд 22

Игровая терапия — метод лечебно педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик И.т. лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.

Слайд 23

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.