Роль семьи в формировании индивидуально-типологических особенностей личности

Иващенко Светлана Сименовна

В презентации представлен материал по данной теме, который был использован в процессе чтения лекций на курсах повышения квалификации педагогов области

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в формировании индивидуально-личностных особенностей ребёнка

Слайд 2

Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы (космос, планета, страна, общество и государство), мезофакторы(тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия, Микрофакторы (семья, школа и ближайшее окружение ребенка). Несмотря на использование термина «микро» - это наиболее значимый фактор для формирования личности.

Слайд 3

Семья – это особая социальная группа, играющая в воспитании личности основную, долговременную и важнейшую роль.

Слайд 4

Семья – первая в жизни человека социальная общность, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения

Слайд 5

Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура и динамика. (Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В.)

Слайд 6

Функции семьи: Семья как социальный институт органически связана с обществом Семья – это сфера межличностных отношений Социальные (по отношению к обществу) Индивидуальные (по отношению к личности)

Слайд 7

Супружеские духовного(культурного) общения хозяйственно-бытовая управленческая первичного социального контроля представительская эмоциональная сексуально-эротическая Родительские рождения и воспитания (первичной социализации) детей содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных (недееспособных) членов семьи Функции семьи:

Слайд 8

Родительские функции: источник эмоционального тепла и поддержки директивная инстанция образец для подражания старший друг

Слайд 9

Структура семьи – это состав её членов, а также совокупность их взаимоотношений. Нарушения структуры семьи затрудняют или препятствуют выполнению её функций.

Слайд 10

Функциональная семья - это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная семья - это та семья, которая с этими задачами не справляется. Типы семей:

Слайд 11

Отличительные особенности семьи, которые могут выступать как причины её дисфункций (Эйдемиллер 2002г.): Патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений. Несколько поколений находятся в длительной зависимости друг от друга не только с духовной, но и материально-бытовой стороны, что приводит к невозможности независимой самостоятельной жизни. Границы между подсистемами прародителей, родителей и детей плохо структурированы и диффузны, поэтому власть нередко принадлежит старшим. Отсутствие мужчин в нескольких поколениях, что ведёт к задержке развития у детей, их психической неустойчивости и чувствительности к состоянию матери, к затруднениям полоролевой идентификации, формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни.

Слайд 12

Динамика (жизненный цикл) семьи – это изменение её структуры и функций в зависимости от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование. Развитие семьи отражается в фазах жизненного цикла (ЖЦС) – сначала она расширяется, а затем сокращается. Е.Дюваль в 1950г. Первым опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил ЖЦС на 8 стадий.

Слайд 13

Стадии развития семьи:

Слайд 14

0 Вовлечение – Встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

Слайд 15

1 Супружеские пары без детей – задачи стадии: формирование брачных отношений, удовлетворяющих обоих супругов; урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями; вхождение в круг родственников.

Слайд 16

2 Появление в семье детей (возраст ребёнка до 2,5 лет) Задачи стадии: адаптация к ситуации появления ребёнка, забота о правильном его развитии; организация семейной жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.

Слайд 17

3. Семья с детьми - дошкольниками (возраст старшего ребёнка от 2,5 до 6 лет) т Задачи стадии: адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учётом необходимости содействия их развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

Слайд 18

4 Семьи с детьми – младшими школьниками (возраст старших от 6 до 13 лет) Задачи стадии: Присоединение к семьям с детьми школьного возраста; Побуждение детей к достижению успехов в учёбе.

Слайд 19

5 Семьи с подростками (старший ребёнок от 13 до 20 лет) Задачи стадии: Установление в семье равновесия между свободой и ответственностью; Создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями и решение проблем карьеры.

Слайд 20

6 Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребёнка до момента, когда самый младший покинет дом) Задачи стадии : Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки; Сохранение духа поддержки, как основы семьи.

Слайд 21

7 Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию) Задачи стадии : перестройка супружеских отношений; поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением.

Слайд 22

8 Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов) Задачи стадии : Адаптация к уходу на пенсию; Решение проблем тяжёлой утраты и одинокой жизни; Сохранение семейных связей и адаптация к старости.

Слайд 23

Родители не только не мешают и не препятствуют работе, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам. Д. Лешли Конкретными носителями всего того, чем должен овладеть ребёнок в ходе жизни, являются воспитывающие и обучающие его взрослые. Д.Б. Эльконин

Слайд 24

На процесс социального научения ребёнка оказывает влияние множество семейных факторов Стили родительского поведения Количество детей в семье и возрастная разница между ними Характер детских взаимоотношений Применяемые меры дисциплинарного воздействия Структура и условия жизни семьи

Слайд 25

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений, ведущая роль в которой принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать какие формы взаимоотношений способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своём ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Слайд 26

Социально-психологический тип личности и характеристика его по форме отношений Формы отношений Социально-психологические типы личности гармоничный конформный доминирую щий сензитивный инфантильный тревожный интровертивный К людям Открытый правдивый вежливый Нечестный хитрый изворотливый желает понравиться Вспыльчивый властолюбивый горделивый высокомерный Правдивый откровенный стыдливый доверчивый человеколюбивый Равнодушный беспомощный эгоистичный нерешительный стеснительный Замкнутый грубый вспыльчивый не терпеливый подозрительный Чуткий внимательный замкнутый самостоятельный нерешительный, стеснительный К деятельности В равной степени любит физический и умственный труд Недобросовестный активный нарушает этические нормы активный, нарушает этические нормы Добросовестный, активный, больше любит умственный труд Пассивный безответственный может не соблюдать этические нормы Неисполнительный нарушает этические нормы безответственный Пассивный любит физический труд исполнительный добросовестный К своим возможностям адекватное преувеличивает завышает занижает преувеличивает завышает занижает К себе Требователен верен слову Не самокритичен не верен слову Требователен к другим, не самокритичен, обращает внимание на одежду самокритичен, не обращает внимания на одежду Требователен к другим, не самокритичен Не уверен в себе, обращает внимание на одежду, не самокритичен Требователен к себе верен слову самокритичен

Слайд 27

Стили семейного воспитания, способствующие формированию типов личности Конформный - попустительский Доминирующий - состязательный Сензитивный - рассудительный Инфантильный - предупредительный Тревожный - контролирующий Интровертивный - сочувствующий Минияров В.М. «Психология семейного воспитания» Москва – Воронеж 2000г.

Слайд 28

основные формы отношений родителей к ребёнку и окружающим, которые были положены в основу классификации стилей семейного воспитания: отношение родителей к деятельности ребенка; отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения; отношение родителей к ребенку; отношение родителей к окружающим людям; отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей; отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.

Слайд 29

Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания Типы личности Виды отношений конформный Доминирующий сензитивный Инфантильный тревожный Интровертивный 1.Отношение родителей к деятельности ребенка Удовлетворение желаний ребенка путем ласки, смирения, сопереживания Стимулирование к состязанию с другими Предоставление полной свободы действий Предупреждение всех самостоятельных действий, ограничение инициативы Полное ограничение самостоятельной деятельности Ребенок пре- доставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной деятельности 2.Отношение родителей к методам по пощрения и наказания Непоследовательное или даже одновременное применение наказаний и поощрений Похвала и поощрение Ни похвалы, ни наказаний Никогда не наказывают, только хвалят Применение насильственных мер в виде наказаний Отсутствуют похвала и наказание 3.Отношение родителей к ребенку Отсутствие заботы о детях С восторгом, гордостью С любовью и вниманием, добрые, простые отношения Предупреждают все его требования и желания Жесткие, требовательные С любовью 4.Отношение родителей к окружающим людям Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к мел кой наживе Ставят себя в пример и своего ребенка Живут жизнью ребенка. Помогают окружающим людям Хвастается своим ребенком Раздражение по отношению к окружающим людям Доброе терпеливое от- ношение к людям с искренностью и любовью 5.Отношение родителей к нравственным ценностям Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе Требуют формального соблюдения нравственных форм Приучают действовать не по шаблону, а по совести Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее приличие Беспрекословное выполнение нравственных требований Строгое требование действовать по правилам 6.Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка Не возбуждают внимание ребенка, не пробуждают к размышлениям. Стараются устранить такие рассуждения Потакательство всему, чем ни занимался, лишь бы мог выделиться Наблюдательность, привычка к размышлению над окружающими явлениями Не побуждается к размышлениям и мыслительным действиям, т.к. распоряжается своим временем Запрещается рассуждать, обязан выполнять немедленно распоряжения Родители много беседуют и рассуждают Стиль сем. воспитания Попустительский Состязательный Рассудительный Предупредительный Контролирующий Сочувствующий

Слайд 30

Абсолютной нормы в семейном воспитании не существует. Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Слайд 32

Демократический стиль способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Родитель всегда объясняет ребёнку мотивы своих требований и поощряет их обсуждение Власть используется лишь в меру необходимости В ребёнке ценится как послушание так и независимость Родитель устанавливает правила и твёрдо проводит их в жизнь, но при этом не считает себя непогрешимым К мнению ребёнка прислушиваются, но не исходят только из его желаний

Слайд 33

Оптимальная родительская позиция Адекватность – умение видеть и понимать индивидуальность ребёнка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость – способность перестройки воздействия на ребёнка в связи с изменениями условий жизни семьи. Прогностичность – стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. В неблагополучных семьях отчётливо выявляется изменение родительской позиции по одному или по всем трём выделенным показателям. Она становится неоптимальной .

Слайд 34

Психологи утверждают, что потребность в любви – основная эмоциональная потребность человека. Метафора психиатра Росса Кемпбелла: «Каждый ребенок – это „сосуд“, который нужно наполнить любовью. Ребенок жаждет любви. И когда он ее чувствует, он развивается нормально. Чаще всего дети совершают проступки, когда „сосуд любви“ пуст».

Слайд 35

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, а также поддержания его физического и душевного здоровья.

Слайд 36

Росс Кемпбелл считает, что родительская любовь может быть двух видов: Соответствующая – соответствует потребностям и ожиданиям ребёнка, обеспечивает его полноценное воспитание и благоприятствует его эмоциональному росту, укреплению его уверенности в себе. Несоответствующая – препятствует его эмоциональному росту, не удовлетворяет его эмоциональные потребности, поощряет зависимость ребёнка от родителей, препятствует его самоуважению, снижает самооценку и уверенность в себе. (чувство собственности, стремление к соблазну, замещающая любовь, перестановка ролей). Критерии: потребности ребёнка в эмоциональной близости и душевном тепле

Слайд 37

Типы родительской любви

Слайд 38

«Хочу чтобы мой ребёнок был счастлив и буду помогать ему в этом». Действенная любовь (симпатия, уважение, близость) – тёплое эмоциональное отношение к ребёнку, принимающее его личность, активное внимание к интересам ребёнка, уважение его прав и признание обязанностей, оказание помощи при разумной требовательности.

Слайд 39

«Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Отстранённая любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребёнком) – высокая оценка ребёнка, однако мягкое обращение сочетается с недостаточным вниманием к повседневным нуждам, поверхностным знаниям душевного мира ребёнка. Внешнее любование ребёнком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.

Слайд 40

«Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но, всё равно, это мой ребёнок и я его люблю» Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения) – признание действительных или мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребёнка Предоставление ребёнку привилегий, излишняя опека, повышенное внимание, при отсутствии доверия, занижении его способностей и возможностей.

Слайд 41

«Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит» Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция) – не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения или личностных свойств ребёнка, его беспомощности на его болезненность, наследственность или иные причины. Неблагополучие ребёнка как бы негласно признаётся его правом, родители не вмешиваются в его дела и контакты, недостаточно ориентируются в душевном мире своего ребёнка, плохо знают его внутренние переживания.

Слайд 42

«Этот ребёнок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело» Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция) – общение с ребёнком ограничено, родители как бы не замечают его присутствия, становясь холодно неприступными при его приближении и совершенно отстраняется когда ребёнок нуждается в его помощи и поддержке.

Слайд 43

«Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребёнок так не развит(неумён, упрям, труслив, неприятен другим людям)». Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция) – родитель обычно не замечает в ребёнке ни чего положительного, игнорируя любые его достижения, но при этом, мучительно переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребёнком. Постоянное одёргивание, требовательность, понукания, назидания. Такие родители водят ребёнка от одного специалиста к другому, побуждая тех его исправить.

Слайд 44

«Мой ребёнок негодяй и я докажу ему это!» Преследование (антипатия, неуважение, отсутствие близости) – присутствует твёрдая убеждённость родителей, что их ребёнок превратился в законченного негодяя и мерзавца. Во всех проявлениях ребёнка видят «злую волю». Родители склонны к чрезмерно строгим мерам воздействия, пытаясь строгостью и жёстким контролем переломить ребёнка, выступая инициаторами привлечения к его воспитанию общественности.

Слайд 45

«Я не хочу иметь дела с этим «негодяем». Отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дистанция) – преобладает отстранение от проблем ребёнка, но родители как бы издали «следят» за ребёнком, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. При обострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремясь передоверить ребёнка другим воспитательным учреждениям. В поведении родителей прослеживается неосознанный призыв к тому, чтобы их оградили от ребёнка.

Слайд 46

Воспитанию мешают: Усталость Неорганизованный быт Ограниченность представлений родителей о недостатках детей Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей

Слайд 47

Трудности (конфликты)возникают: При завышенных ожиданиях родителей оправдать которые ребёнок не в состоянии При неадекватном отношении к ребёнку При непоследовательности требований При противоречивых воспитательных подходах

Слайд 48

Ошибки в воспитании, вызванные определённой мотивацией родителей • воспитание и потребность в эмоциональном контакте • воспитание и потребность смысла жизни • воспитание и потребность в достижении • воспитание как реализация определённой системы • воспитание как формирование определённых качеств

Слайд 49

«Родительская директива» - скрытое приказание, неявно сформированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Р.и М. Гулдинги «Психотерапия нового решения»

Слайд 50

перечень родительских директив: « Не живи » «Не будь ребёнком» «Не расти» «Не думай» «Не чувствуй» «Не достигай успеха» «Не будь лидером» «Не принадлежи» «Не будь близким» «Не делай» «Не будь самим собой» . «Не чувствуй себя хорошо»

Слайд 51

А.И. Луньков и В.К. Лосева дают родителям следующие советы:  дать ребёнку возможность увидеть, что вы сами как родитель освобождаетесь от директив;  оставить ребёнку право не следовать указаниям при общении, а учиться самому выбирать оптимальный вариант поведения.

Слайд 52

Семьи, которые с наибольшей вероятностью будут нуждаться в психологической помощи: Семья проживающая в деструктивном районе; Семья на разных этапах жизненного цикла; Неполная семья; Семья одинокой матери; Многодетная семья; Бездетная семья; Семья с приёмными детьми; Совокупная семья (повторный брак); Семья с проблемным членом; Альтернативная семья (пробный или гражданский брак, семья с раздельно проживающими партнёрами, гомосексуальная семья, конкубинат и пр.).

Слайд 53

Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 54

Реакция родителей на болезнь ребенка Отрицательные эмоции Стадии приспособления к ситуации

Слайд 55

Чувство вины Страх Ощущение беспомощности Чувство разочарования Поиск виновных Потеря взаимопонимания между супругами

Слайд 56

Стадии приспособления к ситуации

Слайд 57

Неадекватная оценка возможностей ребенка Неправильное воспитание Дестабилизация внутрисемейных отношений Сложные взаимоотношения семьи и детского сада и школы Проблемы социализации и интеграции

Слайд 59

Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка Помощь в решении личных проблем, связанных с появлением больного ребенка Установление правильных детско-родительских отношений Гармонизация семейных взаимоотношений Обучение элементарным методам психолого-педагогической коррекции

Слайд 60

Спасибо за внимание