СТАТЬЯ "Психолого-педагогические проблемы для формирования условий развития творческого потенциала в дошкольном образовательном учреждении"

Малышева Виктория Валерьевна

Эта статья предназначена для педагогов дошкольного образования: воспитателей, а также узких специалистов. В ней говориться о потенциале ребенка дошкольного возраста, какие проблемы существуют в развитии этого потенциала и рекомендации: как  успешно можно развивать потенциал ребенка?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_lomonosovskie_chteniya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Ломоносовские чтения на Алтае                                                                                                  

УДК 1174

Психолого-педагогические проблемы для формирования условий развития творческого потенциала в дошкольном образовательном учреждении

Малышева В.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

 «Детский сад №80»

victoria.malisheva@mail.ru

Аннотация

        В данной статье актуализируется тема развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста, а также описываются проблемы развития творческого потенциала, с которыми сталкиваются  педагоги образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Изучение данной темы говорит нам о том, что существует необходимость внедрения инновационных методов в современное образовательное пространство детского сада.

Ключевые слова: творческий потенциалпедагогдошкольный возраст, образовательный процесс, инновационные методы

         С самого раннего возраста ребенок уникален. Его интересует разная деятельность, и к ней он подходит творчески. Не важно – игра, танцы, музыка, художественное творчество, к любой деятельности он приходит со своим подходом, взглядом, отношением. Чем старше становится человек, тем ему становится тяжелее формировать его творческие способности. Поэтому необходима помощь для раскрытия его творческого потенциала.

        Так что же такое творчество? Это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных социально-философских концепций оно признается универсальным способом самореализации личности. По содержанию творчество духовно, а по форме – часто материально, ибо в основе его лежит идеальный образ будущего творения, которое может воплотиться во вполне осязаемые объекты – ноты, слова, машины, корабли и т. п.

      А что такое потенциал? Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Так как же верно нужно идти педагогу к своей цели и умело развивать творческий потенциал ребенка?

      Творческий потенциал имеет свою структуру, которая включает в себя следующие компоненты.

  • мотивационно-целевой;
  • содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • рефлексивно-оценочный компоненты.

    Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у детей интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности

   Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

       Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности детей в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

         Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.
        Показателем творческого развития является 
креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, нешаблонному их решению.

         Исследования педагогов-психологов Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова, С.Я. Рубинштейна, О.В. Дыбиной говорят о том, что творческий потенциал не может развиваться самостоятельно, творчеству можно научить. Оно не является врожденным качеством и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Дети – активные участники творческого процесса, поэтому их творчество отличается искренностью переживаний, неповторимостью.

        Одним из главных направлений работы в детском саду является создание условий для оптимального творческого развития  детей, включая и способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

         Развитие детского творчества в условиях дошкольного образовательного учреждения сопряжено с некоторыми проблемами: нет постоянных узких специалистов (зачастую это приходящие специалисты, которые работают на платных образовательных услугах). Конечно, родитель всегда рад развивать полноценно своего ребенка, но не  у каждого  финансовая сторона позволяет сделать это. Недостаточное финансирование ДОУ и как следствие – низкое качество предметно-развивающей среды в группах также тормозит эффективное развитие творчества у ребенка.

         Другая проблема – это психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ. Без него в детском саду можно столкнуться  с трудностями развития творческого потенциала. Поэтому главной  задачей в работе с дошкольниками - это создание условий для творческого проявления детей во всех видах детской деятельности. Мониторинг, наблюдение за деятельностью детей, оценка результатов и характера деятельности – все это должен  делать грамотный  педагог, исходя из знаний о потенциале каждого дошкольника. В следствии чего,  далее выстраивать свою индивидуальную работу.

         Самым главным в образовательном процессе является взаимодействие всех участников образовательного процесса. Психолого- педагогическое взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.  А в условиях ДОУ педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. Существует несколько типов взаимодействия и все эти типы взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга.

         В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия.  Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения. В организации педагогического взаимодействия  педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

         Существует модели взаимодействия участников  образовательного процесса ДОУ, которые помогают правильно создать условия для развития творческого потенциала дошкольника:

  1. 1) Ребенок – ребенок:
  • свободно общается  со сверстниками;
  • развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;
  • самовыражается  через  совместную творческую деятельность;
  • учится договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.
  1. 2) Родитель – ребенок:
  • сотрудничество,
  • сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  1. 3) Педагог - ребенок:
  • признание ценности личности ребенка;
  • признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • диалоговое взаимодействие с ребенком;
  • актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
  • активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
  • создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
  • ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    
  1. 4) Педагог - родитель:
  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  
  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).            
  1. 5) Педагог – педагог - администрация:
  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
  • эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
  • демократичность в общении;
  • сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;
  • учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;
  • проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

         Таким образом,  эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса позволит решить следующие задач, которые помогут создать благоприятные условия развития творческого потенциала каждого ребенка.

         Но взаимодействие не может быть эффективным без психолого-педагогических условий. Психолого-педагогические условия – это:

1)        применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного процесса;

2)        создание специальных художественно-эстетических видов деятельности и социокультурных ситуаций для диалога в сообществе сверстников и взрослых;

3)        формирование системы обратной связи  педагогов с  родителями посредством информационных технологий;

4)        разработку диалоговых и коммуникативных технологий воспитания социокультурной идентификации  во взросло-детском сообществе;

5)        внесение в предметно-развивающую среду пособий, игр, игрушек, поделок для самостоятельного приобщения детей к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности.

         В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

         Сейчас много говорят и внедряют в жизнь различные инновационные технологии, которые безусловно помогают педагогическому процессу. Инновационные методы - это широкое пространство для новаторских идей, которое требует созданию новых методов воспитания, шагающих в ногу со временем. Но нужно их умело, постепенно и  ненавязчиво внедрять. Очень важно, чтобы использование данных методов имело комплексный характер и четкую программу развития. Что касается развития творческого потенциала детей в ДОУ – это, конечно же, театрализованная игра. Она является способом самовыражения детей и положительно влияет на развитие творческого начала

          Еще хотелось бы добавить о профессиональной компетентности педагога, который развивает творческий потенциал ребенка. Профессионализм отражается в авторитете человека, качестве и эффективности его труда, умении передать свой опыт другим людям, умении справляться с нестандартными рабочими ситуациями.

Существует несколько стадий профессионализации:

1) первичное становление – на этой стадии работник в достаточной мере освоил необходимые для его профессиональной деятельности навыки, знания, умения.

2) стадия опытности – на этой стадии работник не только эффективно работает, но уже может делиться опытом с другими и обучать более молодых специалистов..

3) стадия экспертности – на этой стадии специалист является авторитетом в определенной области, он сам продуцирует определенные нормы, ценности профессии, может выстраивать тактику и стратегию развития отрасли. Как элемент выступает обучение других специалистов в виде мастер-классов, семинаров, эксперт создает новые методы и программы трудовой деятельности в данной области.

         Все стадии становления человека как профессионала подразумевают его непрерывное обучение и самосовершенствование как профессионала и личности, поскольку становление профессионала связано с соблюдением определенных нравственных позиций, знанием производственной и профессиональной этики.

        Таким образом, преодолевая все эти проблемы, применяя в своей работе новые методы обучения и воспитания, мы помогаем ребенку развить его творческий потенциал, и выбрать свой путь. И неважно, кем ребенок вырастет, кем станет, он будет подходить к любой жизненной ситуации, в том числе и к трудностям, творчески.

         Библиографический список

1. Комарова Т. С. Школа творческого воспитания.  – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с.

2. Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. – 54 с.

3. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. -  М.: Просвещение, 1996. -  118 с.

4. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб.  Пособие для студ. высш. учеб.  заведений.-  М.: Издательский центр Академия – 2006. -  336с.

5. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2003. -  216 с.

6. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 2005. – 248 с.

7.  Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность.– М.: Магистр, 2003.–275 с.

8. Совершенствование творчества дошкольников в деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. – Свердловск, 1990. – 137 с.

9. Совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников в деятельности. Межвузовский сборник трудов / Под ред. А.Н. Троян, Н.Д. Ватутиной. Свердловск: УГПИ, 2008. - 137с.

10. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. -  М.: Просвещение, 1991. -  207 с.

11. Фадеева Е.М. Дифференцированный подход в методической работе ДОУ//Управление ДОУ. – 2006. №7. – С.70.

12. Швайко Г.С. Совет педагогов / Ребёнок в детском саду. – 2004. №1. – С. 24.

 



     

     

Психолого-педагогические проблемы в образовании