«Повышение родительских компетенций через групповое взаимодействие» «Принятие родителями детей с ОВЗ и инвалидностью»

Новикова Светлана Эдуардовна

Выступление специалистов МБДОУ №24 «Космос» на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_vystuplenie.docx15.46 КБ
Файл Презентация к выступлению936.57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление специалистов МБДОУ №24 «Космос»

на городском методическом объединении педагогов-психологов ДОУ

«Повышение родительских компетенций через групповое взаимодействие»

«Принятие родителями детей с ОВЗ и инвалидностью»

Добры день, уважаемые коллеги.

Работая с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, заметила, что родители, узнав об отклонениях в развитии ребёнка, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, т.е. не все родители принимают своего особенного ребёнка и отклонения в его развитии.

Стадии принятия неизбежного были разработаны американским психологом Элизабет Кюблер-Росс:

1) отрицание

2) гнев

3) торг или сделка

4) депрессия

5) принятие.

Отрицание. У родителей наблюдается «психологическая глухота». Они ждут «волшебной таблетки» или чудо-психолога, который сможет вывести их ребенка на результат. И, не получая его, обвиняют в этом педагогов.

В стадии гнева попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени может доставаться, как специалисту, так и ребёнку.

Родители в данной стадии пытаются заключить «сделку», договориться, как с Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я пожертвую деньги на строительство храма, больницы, буду помогать бедным и т.д.», так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем какой вы классный специалист».

В стадии депрессии, когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось (начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны ситуации развода и отказа от ребенка.

Родители, находящиеся на одной из вышеперечисленных стадий, очень трудно идут на взаимодействие с педагогами, и, тем самым усложняют коррекционную работу.

Мы хотели бы вам предложить фрагмент практического занятия для родителей с элементами тренинга, используемое в нашей практике.    

Психотерапевтическое упражнение «Сломанная кукла»

Цель: Повышение родительских компетенций через принятие собственного ребенка.

Оборудование: кукла

Инструкция: Уважаемые родители, как часто происходят ситуации, за которые вам бывает горько, неприятно, а возможно и стыдно. Задумывались ли вы, что своим неосторожным словом, негативными эмоциями и поступками травмируете своего ребенка?

Давайте представим, что эта кукла – ваш ребенок, ребенок с ОВЗ.

Психолог берет куклу, отрывает ей руки, ноги и голову, раздавая оторванные части родителям. Каждый участник должен вспомнить ситуацию со своим ребенком, за которую ему стыдно, и озвучить ее в кругу участников.

Далее, после того, как каждый родитель озвучивает свою ситуацию, участники собирают куклу в единое целое. Происходит рефлексия.

Психолог подводит участников к тому, что они совместно сформулировали ряд рекомендаций по компетентному реагированию в подобных ситуациях.

Упражнение «Ресурсный камень»

Цель: стабилизация эмоционального фона

Оборудование: камни разного размера, акриловые краски, кисти

Инструкция: на столе разложены камни разного размера. Психолог просит каждого выбрать себе камень. Далее психолог поясняет, что выбор камня символизирует Родители, выбирают себе тот камень, который соответствует их эмоциональному состоянию, степени родительской некомпетентности, тяжести внутренней пустоты.

Психолог предлагает взять камень и окрасить его по своему желанию. Данный камень остается у каждого родителя в качестве ресурса положительных эмоций.

Как показывает практика, данные упражнения имеет мощный психотерапевтический эффект. У родителей происходит осознание собственной некомпетентности и появляется желание стать лучше.

Подготовили:

Умерова Е.Д.

Новикова С.Э.

Атаева Е.Р.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повышение родительских компетенций через групповое взаимодействие» «Принятие родителями детей с ОВЗ и инвалидностью»

Слайд 2

Стадии принятия неизбежного ( Элизабет Кюблер -Росс ) 1) отрицание 2) гнев 3) торг или сделка 4) депрессия 5) принятие

Слайд 3

Отрицание . У родителей наблюдается «психологическая глухота». Они ждут «волшебной таблетки» или чудо-психолога, который сможет вывести их ребенка на результат. И, не получая его, обвиняют в этом педагогов. В стадии гнева попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени может доставаться, как специалисту, так и ребёнку. Родители в данной стадии пытаются заключить «сделку», договориться, как с Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я пожертвую деньги на строительство храма, больницы, буду помогать бедным и т.д.», так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем какой вы классный специалист». В стадии депрессии , когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось (начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны ситуации развода и отказа от ребенка. Родители, находящиеся на одной из вышеперечисленных стадий, очень трудно идут на взаимодействие с педагогами, и, тем самым усложняют коррекционную работу.

Слайд 4

Психотерапевтическое упражнение «Сломанная кукла» Цель : Повышение родительских компетенций через принятие собственного ребенка. Оборудование : кукла

Слайд 5

Упражнение «Ресурсный камень» Цель : стабилизация эмоционального фона Оборудование : камни разного размера, акриловые краски, кисти