Технологии взаимодействия педагога с современными родителями.

Полева Галина Петровна

Ведущую роль в организации сотрудничества  образовательной организации, в нашем случае детского сада,  и семьи играет педагог. Именно от его работы зависит то, насколько родители понимают и принимают политику, которую проводит образовательная организация по отношению к воспитанию, обучению детей и участвует в ее реализации.

В практической работе с родителями обучающихся  педагоги используют  различные технологии. Об эффективных  технологиях взаимодействия  на современном этапе рассказывается в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии взаимодействия педагога с современными родителями

Семья и образовательная организация — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Поэтому налаживание взаимодействия между педагогами и родителями — одна из самых важных задач в процессе обучения и воспитания.

Ведущую роль в организации сотрудничества  образовательной организации, в нашем случае детского сада,  и семьи играет педагог, а именно воспитатель группы. Именно от его работы зависит то, насколько родители понимают и принимают политику, которую проводит образовательная организация по отношению к воспитанию, обучению детей и участвует в ее реализации.

В практической работе с родителями обучающихся  педагоги используют коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

Наиболее распространенными формами остаются родительские собрания и индивидуальные беседы. К современным формам и методам взаимодействия с родителями  относят также беседы с родителями по телефону (в том числе с использованием видеосвязи ), информирование посредством смс (используется на современном этапе редко),  использование мессенджеров (вайбер, ватсап, телеграмм, твиттер и  другие), фотоотчеты, встречи родителей с администрацией, коллективные творческие дела, дни открытых дверей.

Мы думаем, что они всем Вам хорошо известны. Давайте посмотрим, можно ли внести в них какие-то элементы, которые сделают их более эффективными, способными облегчить и улучшить коммуникацию, оперативно реагировать на изменения, наладить постоянный и прочный контакт с родительской аудиторией.

Родительское собрание без скуки

Чем старше ребенок, тем реже родители ходят на родительские собрания. Важно помнить, что собрание можно использовать не только для обсуждения текущих проблем группы и мероприятий, но и для мини-лекций по каким-то болевым проблемам, таким как сквернословие, агрессивное поведение. Можно пригласить на лекцию специалиста — психолога или врача. Но лекция не должна быть унылым монологом. Важно, чтобы эти лекции были:

  1. около 10 минут, не более;
  2. практичными, то есть содержали бы не теорию, а конкретные признаки, на которые нужно обратить внимание родителям, конкретные действия, которые они могут предпринять, а также действия, которые нельзя предпринимать ни в коем случае, чтобы не сделать хуже;
  3. лекцию лучше дополнить памяткой родителям по данной теме, как бумажной, так и различными вариантами электронных (через электронную почту, социальные сети, общие чаты в мессенджерах).

Кроме того, родительское собрание можно использовать для мини-тренингов общения, например при наборе новой группы с целью знакомства и развития взаимодействия родителей. Возможно, родители не сразу оценят эту идею, но попробуйте, может получиться очень интересный опыт для всех заинтересованных сторон! Используйте простые тренинги и упражнения, которые несложно организовать, и которые займут минимальное время (см. файл «Тесты и упражнения»).

Есть еще один инструмент в помощь и педагогу, и родителю — это родительские чек-листы. Теперь необязательно делать списки необходимых действий, можно воспользоваться бесплатным сервисом www.canva.com. Удобно, что там можно воспользоваться готовыми шаблонами, а потом сохранить в формате PDF и распечатать, а также продублировать в своем блоге или сайте, просто встроив туда. Тогда родители не смогут сказать, что потеряли листочек. Интересно оформленный листок родители могут повесить на холодильник или над рабочим столом, он будет привлекать внимание (см. файл «Инструкция по работе в сервисе «Canva»).

Сервис Canva позволяет человеку, не имеющему дизайнерских навыков, создавать различные продукты: постеры, плакаты, красочные объявления и чек-листы, обложки для книг, групповые альбомы, презентации, анимации, инфографику, визитки и многое другое. Если Вы зарегистрируетесь в нем впервые, то каждый Ваш шаг будет сопровождаться инструкцией по созданию материалов, так что освоить его будет просто. Это поможет Вам сделать свои презентации или раздаточные материалы более интересными и запоминающимися.

C:\Users\User\Desktop\чек-лист.jpgВ современных условиях возможно проводить родительские собрания онлайн, например посредством программ  «ZOOM», «Teams», «Skypе».

Консультации и информационные материалы по другому

Консультации могут быть как отдельным мероприятием, для которого родителей приглашают, так и короткой беседой с папой или мамой, которые забирают ребенка из сада. Большинство родителей хотят знать, как там ребенок, что он умеет, как ладит с детьми, что с дисциплиной. Воспитатель, способный рассказать о ребенке, не отделываясь общими фразами, подкрепляет свой авторитет у родителей и устанавливает с ними более тесный контакт. Конечно, уследить за каждым из 20-30 детей в группе. Но можно делать это выборочно.

Полезный прием. Если каждый день Вы наблюдаете за 2-3 детьми в течение дня, отмечаете для себя как они себя ведут, какие делают успехи на занятиях, как общаются, какие возникают проблемы, то вполне реально вечером рассказать родителю о его ребенке. В детском саду можно сделать кармашки с именами ребенка внутри шкафчика, куда можно записывать такие наблюдения на карточках, чтобы родители могли ознакомиться с ними, пока ребенок одевается.

Цифровые средства организации взаимодействия :Современные средства поддержания контакта с родителями

Сегодня распространение информационных технологий позволяет воспитателю активно использовать самые современные средства для поддержания контакта с родителями. С появлением компьютеров и смартфонов это можно делать быстрее и надежнее. Давайте посмотрим, что может использовать современный педагог.

В нашем современном обществе родители очень заняты и в связи с недостаточным количеством времени не имеют возможности достаточно полно, эффективно и успешно взаимодействовать с педагогом, хотя и осознают данную необходимость как благо для развития своего ребенка.

Попробуем решить данную проблему с помощью сетевого взаимодействия посредством информационных технологий, которые предоставляют колоссальные возможности для выстраивания эффективных коммуникаций педагогов и родителей.

Совет. Обязательно собирайте контактные данные родителей своих воспитанников либо лично, либо через администрацию образовательного учреждения. Как минимум Вам необходимо знать ФИО родителей, их сотовые телефоны и личную почту (по возможности). Напомните родителям, что сотрудники сада ответственны за нераспространение их персональных данных. Они могут быть уверены, что их контакты не попадут чужим людям.

Давайте рассмотрим четыре наиболее эффективных способа взаимодействия, позволяющих превратить родителей в Ваших союзников:

— группа в социальной сети, например, Вконтакте;

— блог или личный сайт педагога;

— электронная почта;

— популярные бесплатные мессенджеры, например, Twitter, WhatsApp или Viber.

Совет. Если Вы не использовали ни один из предложенных каналов связи до сегодняшнего дня, обязательно начните это делать! Обещаем, что активность родителей в образовательном процессе и в вопросах воспитания детей значительно возрастет.

Проведем краткий обзор по каждому из вышеперечисленных каналов связи.

Нужна ли группа «группы…» в социальной сети?

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность педагога, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения детей.

Совет. Чтобы создать такую группу, проведите опрос среди родителей и выясните, какой социальной сетью пользуется большинство из них.

Плюсы. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы.

Минусы. Общение в социальной сети может свести к минимуму живое общение с родителями. Кроме того, если сразу не оговорить с родителями правила группы, она превратится в ленту бесполезных постов. К группе могут присоединиться посторонние пользователи, размещать рекламу, запрещенные материалы, некорректно высказываться.

Совет. Создавайте закрытые группы, проверяйте запросы на вступление в группу и материалы, которые предлагают разместить.

Блог или личный сайт педагога – это возможно?

Блоги и странички приобретают большую популярность среди педагогов. Здесь можно разместить информацию о своей профессиональной деятельности и достижениях, а также рекомендации для родителей (сеть интернет, Twitter).

Плюсы. Материалы, которые педагог размещает на своей страничке или в блоге, демонстрируют родителям его профессиональные интересы, знания и навыки. Это повышает авторитет педагога, формирует уважение и доверие к нему.

Совет. В блоге можно размещать видеоконсультации для родителей, которые пропустили собрание.

Минусы. Чтобы создать и вести блог или личную страницу, педагог должен иметь специальные знания и умения. Помимо технических вопросов, нужно понимать, о чем и как писать, чтобы посетителям было интересно. Кроме того, это отнимает много времени, ведь заниматься блогом или страничкой придется в нерабочее время.

Как использовать электронную почту

С помощью электронной почты родители получают информацию о жизни группы, мероприятиях образовательного учреждения. Необязательно использовать свою личную почту — заведите почту группы, но в настройках укажите отправку всех писем на Ваш личный электронный адрес в папку «Родители  группа…».

Совет. Используйте свою электронную почту как «Ящик пожеланий от родителей». Это позволит напрямую отправить в Ваш адрес рекомендацию, а возможно и претензию, на которую Вы сможете своевременно и тактично отреагировать.

Плюсы. Электронную почту группы легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы, что экономит время.

Минусы. Электронную почту нужно постоянно проверять, чистить от спама и неактуальных писем. Она не предполагает общение в режиме реального времени. Если Вы написали поздно вечером, то родитель, скорее всего, ответит с задержкой. Кроме того, он может долгое время не проверять ящик, а потом нечаянно удалить Ваше письмо вместе со спамом или сменить адрес электронной почты и не предупредить.

Совет. Проведите групповую рассылку письма-приглашения родителям с правилами общения через электронную почту и информацией по «Ящику пожеланий». Проверяйте свою электронную почту не реже чем 2 раза в неделю.

Чаты в бесплатных мессенджерах: сейчас у всех!

Мессенджеры — программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, Telegram). Их используют и педагоги, и родители. Однако радость от того, что теперь можно «поймать» постоянно занятого родителя, быстро сменяется на раздражение, когда родители начинают писать педагогам круглосуточно. Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами правильно.

Факт. По данным на январь 2018 года среднемесячная аудитория Вконтакте составляет 97 миллионов человек, что определяет ее как самую крупную социальную сеть в Российской Федерации.

Плюсы. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями и обеспечить приватность для решения личных обращений.

Минусы. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с детской одеждой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если Вы недовольны поведением родителя или его ребенка, обсуждайте проблему с ним лично, не пишите сообщений по этому поводу. Имейте в виду, что некоторые родители могут использовать Ваши высказывания как улику и основание для обращения к администрации образовательного учреждения или в правоохранительные органы, если конфликт достигает максимума.

Совет. Рекомендуем использовать все вышеперечисленные каналы связи, независимо от того есть ли группы Вконтакте или сайт у самого образовательного учреждения.

Шпаргалка «Правила общения в родительском чате»

Чтобы добиться максимального эффекта от сетевого взаимодействия, стоит учесть 3 самых важных фактора:

— правила общения;

— тематика общения;

— этика общения.

Чтобы не попасть в ловушку собственной вежливости и выстроить бесконфликтное общение с родителями, разработайте свод простых правил сетевого общения.

В зависимости от способа взаимодействия: социальная сеть, электронная почта, блог или мессенджер, правила устанавливаются разные.

Свод правил отправляется на ознакомление всем участникам группы при открытии группы, а в последующем всем новым участникам.

Обязательно предусмотрите следующие основные правила:

Правило 1. Определите временные рамки общения

Установите четкие границы времени для общения в мессенджерах, а также временной промежуток для ответов. Не нужно мгновенно реагировать на сообщения, расставляйте приоритеты и следите за допустимым временем общения. Не забывайте сами четко следовать данному правилу.

Совет. Установите правило для чата в мессенджере: писать не раньше 08:00, не позже 20:00. Ответы на обращения обрабатываются в течение дня. Во время выходных и праздничных дней возможно присылать только экстренные обращения.

Правило 2. Пишите только по делу

При обсуждении важных вопросов в общих родительских чатах отслеживайте сообщения не по теме. Мягко, но настойчиво возвращайте родителей к изначальной теме разговора. Чтобы удобно было фиксировать сообщения по одному вопросу, в теме сообщение обозначьте его суть.

Правило 3. Предотвращайте конфликты

Держите нейтралитет, общайтесь одинаково со всеми родителями. Если назревает конфликт, призывайте родителей не смешивать личное и деловое общение. При необходимости приглашайте на личную беседу.

Если родители постоянно засоряют общий чат длинными обсуждениями малозначительных вопросов или личными разговорами, предложите создать отдельный родительский чат для обмена мнениями, где все желающие смогут предаться такой активности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

За разглашение персональных данных предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Передача через мессенджеры, социальные сети личной информации независимо от того, кто именно ее передает, сразу влечет за собой риски нарушить закон № 152-ФЗ «О персональных данных». Родители часто просят прислать фотографии, видео с прошедших мероприятий. Принципиально важно при обмене фото, видео — не публиковать их без согласия субъекта персональных данных. Закон допускает возможность для личных целей использовать персональные данные, но при этом не должны нарушаться права субъектов. Поэтому на собрании получите от родителей письменное согласие на работу с персональными данными по всем используемым каналам связи.

Этика общения

В Интернете, как и при личной встрече, необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать разговор. Правила общения при сетевом взаимодействии несколько отличаются от этики повседневной жизни. Предлагаем Вам придерживаться нескольких простых правил этикета:

— Будьте вежливы. Обязательно приветствуйте родителей обращением, типа: «Уважаемые родители…», а когда отвечаете или обращаетесь лично к автору сообщения, не забывайте называть его по имени и отчеству.

— При составлении писем к родителям через электронную почту необходимо помнить о структуре письма. Начинается письмо всегда со слов «Уважаемые родители», «Предлагаем Вам», «Приглашаем Вас», «Напоминаем Вам». А заканчивается своеобразной визиткой, т.е. личной подписью или информацией, например: «С уважением, Мария Ивановна», «Ждем всех желающих», «Будем рады видеть Вас» и т.д.

— Расставляйте смысловые и эмоциональные акценты, придерживайтесь уважительного тона общения. Не злоупотребляйте смайликами и картинками.

— Следите за орфографией и пунктуацией. Не пишите предложения заглавными буквами.

— Предложения, которые состоят только из заглавных букв, человек подсознательно воспринимает как повышение голоса. В случае виртуального общения, Вы — то, что Вы пишите, поэтому излагайте мысль кратко и емко, ставьте необходимые знаки препинания.

Совет. Перед отправкой всегда читайте свое сообщение, это позволит убрать лишний текст и исправить ошибки.

Как понять, насколько эффективно Ваше взаимодействие с родителями?

 Создайте  электронный  опрос в сервисах Google. Ознакомьтесь с инструкцией по созданию опроса и начните внедрять новую технологию в своей практике.

 «Трудные» родители

 С некоторыми родителями ладить легко, с некоторыми трудно, потому что все люди разные, имеют разные взгляды на роль сада  в воспитании и образовании, разные ожидания. Но есть учителя и воспитатели, которые испытывают больше трудностей и напряжения с родителями. Чем это вызвано?

Давайте рассмотрим, какие факторы мешают построению конструктивного диалога между учителем и родителем:

1. Незнание техник общения или неумение ими пользоваться — здесь могут помочь тренинги и упражнения, да и просто литература по правилам эффективной коммуникации, которую легко найти.

2. Проекция — приписывание родителям своих представлений и ожиданий. Например, если Вы готовы к диалогу, оборонительная позиция родителей может стать сюрпризом и привести в замешательство. Здесь нужна рефлексия учителя, то есть отслеживание этих проекций, если что-то не ладится в процессе диалога, не всегда то, что важно для Вас, важно и для родителя.

3. Директивная позиция в отношении родителей, которая ведет к сопротивлению последних. Учителю и воспитателю нужно помнить, что родитель — равноправный участник воспитательного процесса, а не исполнитель учительских указаний.

4. Эмоциональный настрой   воспитателя (агрессивность, истерика, суетливость, напористость, равнодушие). Чтобы исключить этот фактор, нужно перед встречей с родителями эмоционально настроить себя на партнерское спокойное общение. Если Вы чувствуете, что поддаетесь эмоциям, возьмите небольшую паузу (например, сосчитайте до 10, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов).

5. Использование стереотипов, установок, затрудняющих общение. Осознание и изменение этих установок способно очень существенно повысить качество общения. Попробуйте выявить собственные установки и заменить их на более продуктивные, воспользовавшись таблицей в приложении.

В любом случае, совершенствование навыков общения, подтверждение значимости родителя в процессе воспитания, демонстрация положительного отношения к ребенку будут способствовать установлению контакта с «трудными» родителями, но они не помешают и в отношениях с родителями, которые готовы конструктивно общаться. А главное, если возникают проблемы с ребенком, важно придерживаться установки: мы вместе против проблемы, а не против друг друга!

 Чек-лист. Установки педагога

Практическая работа

Отметьте, какие негативные и позитивные установки (мысли) Вы видите у себя.

Обсуждение установок.

В заключение: Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов.