Аналитическая справка по результатам психолого-педагогического исследования развития детей в средней дошкольной группе, посещающих доп.образование

Миронова Анна Сергеевна

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на корректировку и развитие высших психических функций, свойств личности, коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей. Программа способствует восполнению дефицита знаний, умений и способностей дошкольника.

Педагог-психолог: Миронова Анна Сергеевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ работы30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по результатам психолого-педагогического исследования развития детей в средней дошкольной группе, посещающих дополнительное образование «Волшебная комната» в 2020-2021 учебном году.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на корректировку и развитие высших психических функций, свойств личности, коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей. Программа способствует восполнению дефицита знаний, умений и способностей дошкольника.

Педагог-психолог: Миронова Анна Сергеевна

1 часть 1.1.Характеристика группы.

Посещали кружок 63 ребенка среднего возраста (4 – 5 лет). Из них 33 мальчика и 30 девочек.

1.2. Цель исследования

- определение уровня усвоения детьми средней группы дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Задачи исследования: 

- определить уровень усвоения детьми программного материала;

 - определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с началом года и концом);

- оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы на новый учебный год по итогам исследования.

1.3. Методы диагностики:

«Экспресс-диагностика в детском саду». Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко.

Обследование проводилось по трем образовательным областям:

  1. Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности и особенностей зрительного восприятия (внимание).
  2. Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве, а также знание основных геометрических фигур (восприятие).
  3. Оценка объема образной памяти (память).

Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:

- «0» низкий (ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя),

- «1» средний (ребенок справляется с заданием с небольшой помощью воспитателя),

- «2» высокий (ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием).

2 часть

2.1 Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности и особенностей зрительного восприятия (Приложение 1).

По итогам диагностики детей, которые посещают кружок «Волшебная комната» на начало учебного года выявлены следующие результаты:

Высокий уровень: 31,5%

Средний уровень: 31,5%

Низкий уровень:   37%

На конец учебного года:

Высокий уровень: 86%

Средний уровень: 14%

Низкий уровень:    0%

По итогам диагностики контрольной группы на конец учебного года выявлены следующие результаты:

Высокий уровень: 43%

Средний уровень: 24%

Низкий уровень:   33%

Вывод: по результатам проведенной диагностики, к концу учебного года у детей повысился показатель, это говорит о том, что дети стали лучше понимать инструкцию, внимание стало более устойчивым, повысилась концентрация внимания и его объем, а также целенаправленность и особенность зрительного восприятия.

Рекомендации: Произвольное внимание тесно связано с речью. Поэтому необходимо продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду в ДОУ, пополнять развивающими играми группы, создавать здоровьесберегающие факторы и повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско- родительские мероприятия для повышения компетенции воспитательных навыков у родителей, налаживанию партнерских отношений с семьями.

Развивать наблюдательность, внимание, память у детей. Создавать положительный эмоциональный фон. Формировать чувство уверенности, а также умение подчиниться требованиям педагога.

2.2 Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве, а также знание основных геометрических фигур (Приложение 1).

По итогам диагностики детей, которые посещают кружок «Волшебная комната» на начало учебного года выявлены следующие результаты:

На начало учебного года:

Высокий уровень: 26%

Средний уровень: 74%

Низкий уровень: -

На конец учебного года:

Высокий уровень: 89%

Средний уровень: 11%

Низкий уровень: -

По итогам диагностики контрольной группы на конец учебного года выявлены следующие результаты:

Высокий уровень: 71%

Средний уровень: 29%

Низкий уровень:   -

Вывод: по результатам проведенной диагностики, к концу учебного года у детей улучшился показатель степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве, а также знание основных геометрических фигур.

Рекомендации: продолжать создавать развивающую предметно – пространственную среду в ДОУ, расширять арсенал малоподвижных игр, а также логических игр.

Стоит уделить особое внимание формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления». «Геометрическое мышление» вполне возможно развить в дошкольном возрасте.

В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А.Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - С.233.

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника). Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и зачатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

2.3 Оценка объема образной памяти (Приложение 1).

По итогам диагностики детей, которые посещают кружок «Волшебная комната» на начало учебного года выявлены следующие результаты:

Высокий уровень: 37%

Средний уровень: 37%

Низкий уровень: 26%

На конец учебного года:

Высокий уровень: 57%

Средний уровень: 35%

Низкий уровень: 8%

По итогам диагностики контрольной группы на конец учебного года выявлены следующие результаты:

Высокий уровень: 57%

Средний уровень: 24%

Низкий уровень:   19%

Вывод: по результатам проведенной диагностики, к концу учебного года у детей увеличился объем образной памяти.

Рекомендации: широко использовать наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения, повторение уже из знакомого полезно сочетать с показом натуральных объектов, картин, различных иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объёма запоминаемого, прочности сохранения в памяти. Особенно уместно использовать картинки, книжки-ширмы, игрушки при запоминании стихотворений, потешек и т. д. Этот приём особенно заметно улучшает и облегчает запоминание текста большого объёма. Кроме того, он воспитывает интерес к книгам, к творчеству писателей, поэтов. Дети чаще всего берут красочно иллюстрированные книги стихов, сказок и по иллюстрациям припоминают их содержание. При запоминании очень важно опираться не только на зрение, но и на другие органы чувств; слух, обоняние, осязание, вкус. 

Направления
развития

Уровни
усвоения

ИТОГ
2020/2021 уч.год

Начало года

Конец года

Кружок

Контр.гр.

Внимание

высокий
средний
низкий

31.5%
31,5%
37%

86%
14%
0%

43%
24%
7%

Восприятие

высокий
средний
низкий

26%
74%
0%

89%
11%
0%

71%
29%
0%

Память

высокий
средний
низкий

37%
37%
26%

57%
35%
8%

57%
24%
19%

Выводы: Итоговые результаты исследования свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы. Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.

Из результатов исследования определяются следующие направления работы, требующие углубленной работы на следующий учебный год:

- физическое развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие.

Факторы, положительно повлиявшие на результаты педагогической диагностики:

Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.

Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.

 Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год

1. Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).

2. Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.

3. Самообразование педагогов.

4. Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.

Приложение 1

 

баллы

min

0

max

2

 

Первичная диагностика

 

Итоговая диагностика

 

Итоговая диагностика контрольной группы

1

Оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания,
а также целенаправленности и особенностей зрительного восприятия

2

Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве, а так же знание основных геометрических фигур

3

Оценка объема образной памяти

Направления
развития

Уровни
усвоения

ИТОГ
2020/2021 уч.год

Начало года

Конец года

Внимание

высокий
средний
низкий

31.5%
31,5%
37%

43%
24%
7%

Восприятие

высокий
средний
низкий

26%
74%
0%

71%
29%
0%

Память

высокий
средний
низкий

37%
37%
26%

57%
24%
19%