консультации для педагогов

Киселева Юлия Эдуардовна

оказание методического и психологического содействия и практической помощи в решении профессиональных проблем начинающего/молодого педагога, содействие в повышении их профессионального уровня и развитии творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           

        

Банк  внеурочных занятий для профилактики гиперактивного поведения с младшими школьниками во внеурочное время.

                                           C:\Users\Администратор\Desktop\картинки\2_png.jpg

                                           

Составила: КиселеваЮ.Э.

Магнитогорск, 2021

Аннотация

Педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить - гиперактивность.

Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т. е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка. Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.

 Разработанные коррекционные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для  работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.

В банк внеурочных занятий  вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу

1.«Почесать спинку».

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два больших круга так, чтобы каждый из вас оказался напротив ученика из другого — внешнего или внутреннего круга... Теперь я хочу, чтобы дети из внешнего круга одновременно повернулись направо. А теперь пусть повернутся направо и все те, кто стоят во внутреннем кругу. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника.

Теперь мы начнем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Назовите имена двух школьников из разных кругов, стоящих друг рядом с другом.) Пусть Олег и Ольга начнут растирать ладонями плечи стоящих перед ними учеников. Когда Олег и Ольга завершат массаж, те двое сделают такой же массаж двоим следующим — стоящим перед ними. И так далее по кругу, пока массаж не "вернется" к тем, кто его начал — к Олегу и Ольге.

2.«Шершавые дощечки».

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания.

Материал к заданию. Ящик с двумя наборами дощечек по пять штук (10x9 см), которые оклеены шершавой бумагой пяти сортов. Ящик должен быть у каждого ученика. Дощечки одинаковы попарно.

а) Ученик с закрытыми глазами берет из одного набора дощечку, щупает ее, затем ищет путем ощупывания подходящую дощечку в другом наборе и кладет ее рядом. Берет следующую дощечку из первого набора и подбирает такую же из второго и т.д.

б) Ученик с закрытыми глазами ищет дощечку с самой крупнозернистой поверхностью в одном из наборов и кладет ее в сторону. Из оставшихся снова выбирает дощечку с самой крупнозернистой поверхностью и кла-дет ее рядом с первой. Так до тех пор, пока не получится равномерно упорядоченный ряд.

Задание можно начинать выполнять и с самой гладкой дощечки.

Затем с открытыми глазами ученик проверяет себя. Для этого он переворачивает выложенные дощечки обратной стороной и смотрит на имеющиеся там цифры. Если задание выполнено верно, то цифры будут расположены как в натуральном ряду.

3. «Замри».

Цель: формирование элементов самоконтроля

Инструкция: Играет веселая, подвижная музыка. Ученики свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается. Дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем через 7—10 сек, музыка вновь возникает, и ученики продолжают движение.

4.«Тряпичная кукла».

Цель: упражнение на релаксацию, дает детям нежно позаботиться друг о друге.

Инструкция: Вы можете рассказать мне, что такое нежность? Когда окружающие люди проявляют по отношению к вам нежность? А когда вы сами нежны по отношению к другим людям?

Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы сможете быть особенно нежными и милыми по отношению к остальным ученикам. Сядьте все, пожалуйста, в круг. Кто из вас хотел бы отдохнуть и расслабиться? Хорошо, Галя, ложись на пол в центр круга и хорошенько расслабься, как тряпичная кукла. Я покажу сейчас остальным, как можно понежить тряпичную куклу.

Нежно приподнимите по очереди руки и ноги Гали и мягко положите их обратно на пол. При этом прокомментируйте свои действия словами, например: "Я мягко прикасаюсь к твоему локтю и запястью и медленно и нежно поднимаю твою руку вверх. Ты можешь расслабить все свои мускулы и не помогать мне при этом. Теперь ты можешь почувствовать приятный вес своей руки, а я буду нежно и ласково поднимать, и опускать твою руку, а потом осторожно положу ее обратно на пол".

Ты хочешь, чтобы дети тоже подошли к тебе и по очереди нежно приподнимали твои руки и ноги подобно тому, как я это только что делала? (Пусть первая четверка детей продемонстрирует вам, что они могут это делать столь же аккуратно, как и Вы.) Вы все видели, как нежно и осторожно ваши одноклассники делали это. Большое спасибо. Галя, ты можешь встать. Теперь вы все можете разбиться на пятерки. Каждый из вас должен хотя бы один раз побыть "тряпичной куклой". А остальные четверо в это время сядут возле него, и по очереди будут нежно и ласково поднимать, и опускать его руки и ноги.

Проследите, пожалуйста, чтобы у детей, лежащих в центре каждой подгруппы, одновременно была расслаблена только одна конечность, то есть, чтобы только один из четверых поднимал его руку или ногу. Ребе-нок, лежащий на полу, в каждой подгруппе может при желании останавливать движение ноги или руки.

5. «Разрывание бумаги».

Цель: разрядка накопившейся энергии.

Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале я спрашиваю детей, кто из них обещает убрать помещение в конце занятия, и объясняю, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций.

Затем я начинаю разрывать газеты или журналы, показываю детям, как лучше это делать. Я даю им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются ко мне, и мы вместе бросаем кусочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится большой, мы все вместе принимаемся энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

Обычно я разрешаю продолжать это занятие столько, сколько позволяет время. После наступает момент уборки. Я предлагаю детям вспомнить о том, какое обещание они давали мне в начале занятия. Когда уборка завершена, я прошу их поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей энергии, и каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях. Я многократно прибегала к этому упражнению, и оно неизменно вызывало у детей радость и воодушевление. Кроме того, оно не требует какой-либо подготовки.

6. «Смеяться запрещается».

Цель: успокоить возбужденную группу, настроить на работу, которая требует концентрации внимания.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине, и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих, и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза.

Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.

7.«Штриховка».

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

Материал к заданию. Лист бумаги, карандаши.

1 вариант. Учитель предлагает ученикам выполнить разные виды штриховки, используя при этом карандаши разного цвета.

2 вариант. Учитель предлагает детям, используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые.

8. «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: упражнение на релаксацию.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.) Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

9.«Путешествие на облаке».

Цель: упражнение на релаксацию, дает детям успокоиться и настроиться на работу.

Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать

спокойную инструментальную музыку.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

10.«Зашифруй слова».

Цель: развитие произвольного внимания.

Материал к заданию: Каждому ученику выдаете; лист бумаги с напечатанными словами, цифрами и ключом. Детям нужно зашифровать слова, используя ключ, расположенный в верхней части листа. Задание требуется выполнить как можно быстрее и без ошибок.

11.«Речка».

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

Материал к заданию: Набор бланков с рисунками, карандаш.

В задании «Речка» нужно «проплыть» по речке с извилистыми берегами, островами, камнями, опасными водоворотами (спиралевидные знаки), загромождениями лодками и плавающими бревнами. «Проплыть» нужно как можно быстрее, преодолев все препятствия. «Плавать» и по течению и против течения, не поворачивая лист, и выбирая каждый раз иной путь между препятствиями.

12.«Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения.

Инструкция: Тренер встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорит: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я— большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов.

По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов».

Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—3 минуты он дает новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи-именинницы.

Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

13.«Игра с коробками».

Цель: Применялась для: разрядки накопившейся энергии, развития концентрации внимания, сплочения группы

Описание техники: Ограничения предлагаемой техники связаны лишь с пределами детского воображения. Наличие всего нескольких или даже одной коробки может давать простор фантазии. Наиболее интересны для ребенка коробки из-под столов и иной мебели. Так, например, длинная коробка, открывающаяся с одной стороны, может служить для ребенка «домом», на ее противоположном от «двери» конце и по бокам ребенок может нарисовать окна. В других случаях крупная коробка может изображать автобус, в который дети смогут заходить с той или другой стороны. При этом они могут вырезать по бокам окна. Удлиненная коробка, открывающаяся с обеих сторон, может изображать «тоннель». Некоторые дети, особенно в ходе групповых занятий, любят прятаться в коробки

14.«Камень мудрости».

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

Материалы: Красивый, не слишком маленький камень.

Инструкция: Я принесла вам что-то необыкновенное — это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чем-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребенка, остальные говорить не могут. Затем камень передается другому ребенку и т.д. Можно также передавать камень ребенку, который просто хочет что-то сказать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?

— Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время все заняты своими разговорами?

— Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?

15.«Запретная цифра».

Цель: формирование элементов самоконтроля

Инструкция: Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: один, два, три…когда очередь доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.

16.«Летает – не летает».

Цель: развитие произвольности  движений

Инструкция: Ученики кладут на стол пальцы. Учитель называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от стола, поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего или же не поднимет пальцы при назывании летающего объекта, выбывает из игры. (Рекомендуется перед началом задания поговорить с учениками о некоторых летающих предметах, сделанных руками человека, о летающих сказочных существах, о некоторых нелетающих птицах и т.д.).

17.«Графический диктант».

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.  

Материал к заданию. Индивидуальный набор бланков (4 штуки 10x15 см). На каждом бланке изображены 3 ряда мелких геометрических фигур: верхний ряд состоит из 17 треугольников, средний ряд — из 16 кружков, нижний ряд — из 17 квадратов. Фигуры верхнего и нижнего рядов расположены друг против друга, среднего — в промежутке между ними. Учитель говорит: «Мы будем рисовать узоры. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять их, чтобы получился узор. Запомните три правила:

1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

2) линия узора должна идти только вперед;

3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда в узоре не получится промежутков. Нарисуем первый узор вместе».

Вместе с учениками учитель выполняет тренировочный узор и анализирует его. Затем учащиеся под диктовку учителя рисуют три основных узора.

18. «Быстрые превращения».

Цель: упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы

Материалы: Аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

19. «Птенцы».

Цель: Игра дает возможность установить в группе спокойную атмосферу и развивает концентрацию внимания.  

 Инструкция: Я хочу предложить вам игру, которая называется "Птенцы". Кто из вас хотел бы быть Птицей-мамой или Птицей-папой?

Птицы-родители идут к двери. Затем выбираются пять детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и птица сама приглашается обратно в класс. Один из Птенцов очень тонким голосом пищит; остальные дети сидят очень тихо. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего Птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: "Вот ты где!". Этот Птенец может поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, можно сыграть в эту игру еще раз.

При повторе можно обыгрывать других зверей, например щенят, котят, телят, ягнят и т.д.

20. «Найди одинаковые».

Цель: развитие произвольного внимания

Материал к заданию. Листы бумаги с изображением фигуры-образца и несколькими похожими, но отличающимися малозаметными компонентами, фигурами).

Учитель просит учеников рассмотреть фигуру-образец слева на рисунке и найти точно такую же в правой части.

21. «Запретная цифра».

Цель: формирование элементов самоконтроля

Инструкция: Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: один, два, три…когда очередь доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.

Рекомендации по оптимизации общения  родителя и учителя с гиперактивным ребенком.

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребёнка рамки поведения - что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7. Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка.

16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.

Приведённый вариант поведенческого тренинга является идеальным и не всегда его использование возможно у нас в настоящее время. Но родители и учителя могут использовать отдельные элементы этой программы, взяв её основную идею: поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).

При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание, которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Рекомендации учителям по работе с гиперактивными детьми.

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.



Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов                                                               2020                              

Личностные особенности матери как фактор воспитания

«особого» ребёнка

Современный подход к семье с «особым» ребёнком рассматривает её как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка. В силу различных причин, в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, часто используются неправильные типы воспитания.

 «Гиперопека» часто встречается у детей с отклонениями в развитии. Ребёнок не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Жалея ребёнка и стремясь оказать ему помощь, родители сами ограничивают возможности его развития. Тяжёлый дефект провоцирует родителей на использование неадекватного воспитательного подхода.

Противоречивое воспитание «особого» ребёнка может вызвать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. При этом у ребёнка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом.

 Повышенная моральная ответственность ведёт к возникновению у  «особого» ребёнка хронического перенапряжения. Он  всегда не дотягивает до оптимального результата, поэтому постоянно неуспешен. Его часто ругают и он чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную самооценку.

Симбиотический тип воспитания развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребёнка. Чаще встречается у одиноких матерей больных детей. Такая материнская любовь искажает возможности не только собственной личности, но и личностного развития ребёнка. В результате формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви.

Отвержение. Отсутствие любви к ребёнку бывает в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом, может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребёнка (чаще у отцов). В случае материнского отвержения ребёнка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта.

Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей матерей имеет определяющее значение. Анна Фрейд формулировала это так: «Внутренний мир матери определяет окружающий мир младенца».

А.И. Захаров выделил следующие психологические типы или образы матерей:

«Царевна Несмеяна». Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья. Никогда не смеётся, любит иронизировать, делать замечания, стыдить. Больше всего боится избаловать ребёнка.

«Снежная Королева». Любит повелевать, жестока и непреклонна, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная. Считает ошибки заблуждениями, недостатки – пороками, а любую критику в свой адрес – злым умыслом.

«Спящая Красавица». Склонна к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная нарцистическая натура, разочарованная и усталая, отстраненная от ребёнка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

«Унтер Пришибеев». Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всём командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности. Легко раздражается, придирчива, нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям.

«Суматошная» мать. Взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию.

«Наседка». Жертвенная, тревожно – беспокойная, во всём опекает, не отпускает детей от себя, стремится заменить собой сверстников, всё сделать для ребёнка, но только не способствовать его самостоятельности и активности.

«Вечный ребёнок». Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей – обузой, себя – жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдаёт их кому-либо «на поруки», страдая при этом от чувства своего бессилия и беспомощности.

Приведённые психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям.

Всё выше изложенное в равной степени относится и к семьям, воспитывающим детей с нормативным развитием, и к семьям, имеющим «особых» детей. В силу действия ряда факторов, значение протекающих в семье процессов, личностных особенностей родителей, преобладающего типа воспитания приобретает большую важность для детей с отклонениями в развитии по сравнению с обычными детьми.

Рождение «особого» ребёнка коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на её членов (в наибольшей степени на мать ребёнка) длительное психопатогенное воздействие. К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы прежде всего относят особенности межличностных контактов и взаимодействий с детьми, которые, в свою очередь обусловлены конституциональными чертами личности родителей. Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребёнка (сильный стрессовый фактор).

С одной стороны, родительское отношение может вызвать вторичные нарушения у ребёнка, а с другой – нарушения в развитии у детей приводят к различным искажениям родительского отношения. Не только детская патология сама по себе, но и её характер является важным фактором, влияющим на отношение к ребёнку со стороны матери и на её личностные особенности.

Исследование личностных особенностей матерей, имеющих больного ребёнка, показало наличие внутренних конфликтов, сомнений, противоречий. У них отмечаются тенденции к самокопанию и рефлексии на фоне негативного отношения к себе, субъективное ощущение личной и социальной неадекватности. Матери детей-инвалидов ставят себе в вину рождение больного ребёнка, замыкаются в себе, считают, что отношение к ним и к их детям вызывают у окружающих людей негативизм и непонимание.

Проведённые экспериментальные исследования (В.В. Ткачёва, 1999, 2005) позволили выделить три психологических типа матерей как варианты акцентуаций, возникающих в результате длительной психотравмирующей ситуации: авторитарный, невротичный, психосоматичный.

Для родительницы авторитарного типа характерны:

- активная жизненная позиция, стремление руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения для себя и для своего ребёнка;

- неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над  своей импульсивностью, склонность к участию в ссорах, холодность и отстраненность от проблем ребёнка при установлении с ним контакта;

- неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно частое использование жестких форм наказания (окрик, избиение);

- часть родителей проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребёнка, чрезмерно опекают своего ребёнка.

Полярные характеристики имеет портрет родительницы невротического типа. Ей свойственны:

- пассивная личностная позиция;

- оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребёнка и непонимание того, что некоторые его недостатки вторичны и являются результатом собственной личностной несостоятельности матери;

- стремление оградить ребёнка от всех проблем;

- проявление слабости или инертности при реализации поставленной воспитательной цели;

- постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чём-либо, что, в свою очередь, передаётся ребёнку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера;

- некритично оценивают возможности своего ребёнка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты за действительные.

У категории родителей психосоматического типа проявляются черты характера, как первой, так и второй группы. Им свойственны более частые смены полярных настроений. У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но аффективное реагирование на стресс не выносится во внешний план. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребёнка проживается ими изнутри. Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере. Такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают, как авторитарные, и не жалуются на потребность в отдыхе, как невротичные. Склонны гиперопекать своих детей. Стремятся найти лучших специалистов или сами становятся таковыми не только для собственных детей, но и для чужих.

Возможно установление связи между психологическим типом родителей и моделью воспитания, которую они избирают. Эта связь достаточно условна, однако некоторые тенденции всё же можно проследить. Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относящиеся к авторитарному типу, т. к. в основе их типа лежит стеническая реакция на стресс. Родители, относящиеся к невротичному типу, используют воспитательную модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипостенического реагирования на стресс. Психосоматическому типу присуще смешанное реагирование на стрессовые факторы, что обусловливает наличие у лиц этой группы как стенических, так и гипостенических характеристик.

Литература:

  1. Венгер А.А. Выявление и коррекция поведения детей и подростков. – Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2000.
  2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – Л., 1982.
  3. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на становление патологических черт личности ребенка. // Дефектология. – 2005. − №1. – с. 76-82.
  4. Мастюкова Е.М., Московнина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высш. уч. завед./ Под ред. В.И. Селивёрстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408с.
  5. Психология семьи и больной ребёнок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с. Авторы-составители: Добряков И.В., Защиринская О.В.
  6. Ткачёва В.В. Семья ребёнка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 144 с. (Специальная психология.)
  7. Филиппова Т.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  8. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 432 с. – (Психологический факультет).



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов                                                                                    2021

Как направить потенциал лидера на пользу класса. Шесть способов влияния и практические примеры

Хотите влиять на класс - работайте с лидером и учитесь сотрудничать с ним.

 Лидер класса - это популярный подросток, который может вести за собой.

Используйте его потенциал на пользу класса.

Рекомендации помогут:
- определить лидера;
- выявить ведущие мотивы поведения лидера;
- выстроить сотрудничество;
- выбрать способы влияния.

Определите лидера в классе

Лидер отличается от других учеников в классе тем, что он не просто может быть центром внимания, но и умеет общаться с ровесниками и взрослыми. Это поможет вам отличить настоящего лидера от «выскочек» и учеников с демонстративным типом личности.
Лидер - устойчивая высшая позиция человека в группе. Он ведет других за собой. Главный признак, по которому можно распознать лидера, - ему подражают остальные ученики. Группа всегда копирует вожака.
Посмотрите, кто в классе задает моду - начиная от внешности, поведения и заканчивая досугом. Далее узнайте ведущие мотивы поведения:
- вознаграждение;
- одобрение ровесников и взрослых;
- интерес и удовольствие от результата;
- самоутверждение и высокие достижения;
- воплощение собственных ценностей и идей, которые
имеют мировоззренческий характер.
Примените диагностический инструментарий «Экспресс-тест на определение ведущего мотива поведения у лидера класса» в конце статьи.
Признаки, по которым можно отличить лидера. Это
должны быть не единичные, а повторяющиеся случаи. Например, внешние особенности лидера копируют другие ученики. Увлечения лидера становятся интересны другим ученикам.
Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.

Совет
Не позволяйте лидеру при всех саботировать решения, которые приняли вы.

Как выстроить сотрудничество с лидером

Главная ошибка классного руководителя в работе с лидером - противопоставлять свою власть его власти. Конфронтация или попытки подавить подростка-лидера осложнят отношения с классом. Установите с ним конструктивные отношения.
Воспользуйтесь памяткой «Как выстроить сотрудничество с лидером» в конце статьи. Правила помогут установить партнерские отношения и сотрудничество с лидером.

Выберите способы влияния на лидера

Есть шесть способов, которые помогут вам влиять на лидера:
1) педагогический;
2) поведенческий;
3) НЛП-подход;
4) доверительный;
5) информационный;
6) пресечение.
Выстраивайте свою работу, учитывая подходящий способ влияния. Воспользуйтесь карточкой «Шесть способов влияния на лидера» ^ 60. В карточке есть описание шести способов влияния и практические примеры использования.

Проведите анализ работы с классом и его лидером.
Есть мнение, что появление в классе лидера - это результат упущения в работе классного руководителя. В этой ситуации лидер возмещает то, что не дается «сверху». Например, лидер помогает классу находить способы реализации интересов, а не просто слушаться. Еще дает поддержку отреагировать на эмоции, так как при директивном общении с педагогом это невозможно.
Лидер может противостоять попустительству или непоследовательности действий учителя. Иногда лидер - «спасатель» класса, он дополняет функции педагога, дает остальным ученикам недостающий ресурс: поддержку, эмоциональную разрядку и направляет. Задайте себе вопросы для самоанализа:
- Как я справляюсь с функциями управления?
- Как я умею мотивировать, направить, контролировать, поддерживать и скоординировать учеников?
- Как я оцениваю и принимаю качество имеющихся результатов?
- Устанавливаю ли я границы допустимого?
Именно эти вопросы помогут вам проанализировать результаты работы с классом и его лидером.

Памятка
Как выстроить сотрудничество с лидером

  1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением.
    Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
  2. Установите партнерские отношения. Помните, у вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
  3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
    Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
  4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит -
    и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
  5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
  6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.

Шесть способов влияния на лидера

Способ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Описание
Привлеките лидера в деятельность: в диалог о материале урока, внеклассную работу, групповые задания с другими учениками. Сам факт участия лидера в деятельности привлекает к ней тех, кто хочет больше с ним общаться.
А саму деятельность делает в глазах подростков более привлекательной и престижной. Благодаря этому способу вы увеличите активность класса, просто передавая часть полномочий и организационных функций лидеру. Способ применяйте в случае, если у вас сложились партнерские отношения с лидером.

Пример
1. Пригласите лидера участвовать в деле: «Дима, попрошу тебя начать дискуссию.
Скажи, что ты думаешь о...»; «Катя, ты можешь взять на себя выбор сценария?».
2. Назначьте лидера ответственным за дело, порученное классу: «К пятнице наш класс должен принести плакат на конкурс к Дню права. Назначаю ответственным Мишу Миша, ватман и краски я могу дать, остальное на тебе и тех, кто будет тебе помогать».
3. Разбейте класс на группы. В группу учащихся с невысокой активностью включите лидера.

Способ 2. БИХЕВИОРИСТИЧЕСКИЙ (поведенческий)

Описание
Способ дает результат, если вы используете его регулярно. Формируйте в лидере положительные качества.
В работе с лидером фокусируйтесь не на его действиях, а на его качествах, потому что даже негативное внимание к действиям лидера вызовет волну подражания.
Сначала подумайте, какие качества личности есть в лидере в вашем классе. Обращайте внимание на разные стороны личности: активность, инициативность, умение высказывать свое мнение, дружелюбие и ответственность.

Пример
1. Выберите два-три качества, которые считаете ценными. Последовательно реагируйте на их проявление, подкрепляя их. Реагируйте и на отрицательные качества. Используйте шпаргалку «Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса».
2. Поощрите последовательно дружелюбие лидера и негативно подкрепите агрессию, то не только он, но и класс усвоит, что дружелюбное поведение приносит положительные результаты. Лидеру подражают, значит, его качества будут воспринимать как престижные.

Способ 3. НЛП-ПОДХОД

Описание
Суть способа - в программировании успеха и положительного поведения лидера. Формируя его позитивное поведение, вы создаете норму поведения для класса.
Помните: надо изменить направление мышления лидера в сторону результата, который вы ожидаете. Говорите о положительных чертах лидера и о конкретном результате.
Следите за тоном в общении: он должен быть деловым и оптимистичным. Старайтесь понять настроение лидера. Проводите индивидуальные беседы и дискуссии.

Пример
1. «Катя, я думаю, мы договоримся, ты человек взрослый и мудрый. Помоги мне набрать группу для проведения субботника».
2. «Рома, ты очень авторитетный человек
в классе. Помоги, будь добр. Надо всем собраться и принять решение по выпускному вечеру. Когда ты сможешь собрать ребят?»
3. Организуйте дело так, чтобы лидер был вынужден вложить в него силы, время и творчество. Потраченные усилия заставят его оставаться вашим союзником. Например, попросите его отксерокопировать материалы для занятия.

Способ 4. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ

Описание
Имея доверительные отношения с лидером, вы получаете союзника всем вашим начинаниям. Кроме того, его хорошее отношение к вам поспособствует вашим благополучным отношениям с остальными учениками. Главное - не переходите границы. Не рассказывайте о личной жизни, не сплетничайте, не флиртуйте.
Создайте с лидером искренний диалог, покажите, что считаете его значимым человеком. Доверительность достигнуть можно через прямое обращение.

Пример
1. Обратитесь за помощью: «Коля, мне нужна твоя помощь в одном деле, рассказываю только тебе» (и дальше о деле, имеющем значение для всего класса), «Маша, буду говорить тебе как есть...».
2. Задавайте вопросы лидеру о том, что ему важно и интересно. Расспросите о его хобби и выразите интерес к нему. Скажите, что редко можно встретить человека с такими качествами.
3. Поручите лидеру дело, которое обычно педагоги не поручают сделать ученику (купить в магазине что-то, помочь найти информацию в интернете).

Способ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Описание
Этот способ воздействия имеет отсроченное действие. Его суть в том, чтобы дать лидеру какую-то информацию «не для всех», способную изменить что-то в желаемую сторону. Например, лидер может рассказать или не рассказать это классу, но изменения в его поведении зададут вектор изменениям остальных. Предоставьте информацию, которая важна не только для него, а для всего класса: о предстоящей проверке, о возможной смене учителя, о мероприятиях.

Пример 1. Дайте лидеру «случайно» услышать или скажите только ему, что надвигается серьезная проверка, которая затронет всех учеников (независимый тест знаний).
2. «Миша, я только тебе это скажу, ты думай сам, говорить ли ребятам. В понедельник придет медицинская комиссия в школу. Будет проверять у учеников содержание никотина в организме».
3. Попросите лидера задержаться и расскажите ему что-то о себе или о проблемах в классе. Спросите его мнение. Следите за тоном в общении. Советуйтесь, а не угрожайте.

Способ 6. ПРЕСЕЧЕНИЕ

Описание
Способ на крайний случай - если лидер асоциален, недисциплинирован и провоцирует 
буллинг. Суть способа - разрушить систему «лидер - последователи» с помощью административных мер.
Воздействуйте на учеников так, чтобы негативные действия лидера и его ближайших последователей пресекались директором школы, Советом профилактики.Это могут быть выговоры с занесением в личное дело, участие в малом педсовете с приглашением родителей, привлечение КДН
Пример
1. «Вы очень веселились на уроке. И ты, Саша, тоже. Я вижу, сил у вас много, значит, сегодня на 7-м уроке дополнительная алгебра. Жду всех, завуч в расписание поставит этот предмет, пока не сможем работать нормально».
2. «Тебе, Коля, персональное задание.
Пересаживайся за отдельную парту и пиши вот эту работу. У тебя спорная оценка, повысь ее».
3. В ответ на недисциплинированное поведение на уроке в течение недели проводите дополнительные занятия. Обязательно проведите беседу и уточните причины поведения.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ
НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО МОТИВА ПОВЕДЕНИЯ У ЛИДЕРА КЛАССА

Авторская модификация теста «Определение ведущего мотива у сотрудников».

Инструкция. Прочитай вопрос и все варианты ответов. Затем проранжируй варианты ответов, присваивая цифру 5 наиболее правильному для тебя ответу, цифру 4 менее подходящему и так далее до цифры 1.
1. Почему ты можешь взяться за сложное дело:
□ А. Из-за какого-то вознаграждения
□ Б. Это возможность заявить о себе, показать себя
□ В. Возьмусь, только если это интересно мне
□ Г. Возьмусь, чтобы доказать себе, что я это могу
□ Д. Если это на пользу всем
2. Представь, что ты - руководитель компании. Что ты бы использовал для того, чтобы вознаградить кого-то:
□ А. Деньги, грамоты, почетные дипломы
□ Б. Похвала при всех, выражение восхищения его достижениями
□ В. Увеличение полномочий, свобода действий
□ Г. Стажировка или обучение в самой престижной компании
□ Д. Включение в группу лиц, принимающих самые важные решения
3. Какую компанию ты выбрал бы для работы:
□ А. Где больше платят
□ Б. Где отличный коллектив
□ В. Где интересные для тебя задачи
□ Г. Где можно многому научиться
□ Д. Где принципы и идеи близки твоим
4. Выбери самое важное для тебя слово из перечисленных:
□ А. Вознаграждение
□ Б. Пр изнание
□ В. Творчество
□ Г Достижения
□ Д. Команда
5. Перед тобой пять объявлений о вакансии, тебе нужно откликнуться на одно из них. Какое ты выберешь:
□ А. Самая высокая зарплата, возможности заработка не ограничены
□ Б. У нас прекрасный коллектив, мы друзья, присоединяйтесь к нам
□ В. Творческая работа, требующая погружения. График свободный
□ Г. Требуются суперпрофессионалы. Обучение мирового уровня за счет компании
□ Д. Работа на благо общества! Для тех, кто не боится участвовать в принятии решений

Как проанализировать результаты:
Подсчитайте сумму баллов для ответов А, Б, В, Г, Д. Для этого суммируйте выставленные учеником отметки по всем вопросам для каждого варианта (А, Б, В...) отдельно.
Посмотрите, какой вариант набрал больше всего баллов:
А - главный мотив поведения лидера - вознаграждение;
Б - одобрение ровесников и взрослых;
В - его интересы и удовольствие от процесса движения к результату;
Г - самоутверждение и высокие достижения;
Д - воплощение собственных ценностей и идей, которые имеют мировоззренческий характер.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Восемь способов, чтобы подкрепить качества лидера класса


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

1. Способ
Внимание

Как использовать

Сосредоточьтесь на лидере в те моменты, когда он проявляет желаемое качество (например, дружелюбен), невербально выразите поддержку и уважение
(улыбнитесь, кивните, развернитесь в его сторону)

2 Способ
Прямая похвала

Как использовать

Выразите одобрение, ни с кем не сравнивая лидера:
«Ты так хорошо умеешь договариваться», «Это очень взрослое решение», «Я горжусь тобой», «Ты такой
молодец!»

3 Способ
Льготы, привилегии

Как использовать

Подумайте, что можете дать лидеру взамен за желаемое поведение. Дайте возможность действовать
свободно, получить от чего-то удовольствие

4 Способ
Поощрение

Как использовать

Наградите грамотой, благодарственным письмом, присудите призовое место. Выскажите теплые слова в адрес родителей

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

5 Способ
Игнорирование

Как использовать

Не обращайте внимания на подростка, когда он проявляет негативное качество (если это не угрожает безопасности).
Так вы погасите дурашливость, угрозы, ворчание

6 Способ
Невербальное выражение недовольства

Как использовать

Нахмурьтесь, строго посмотрите, покачайте головой

7 Способ
Вербальное выражение недовольства

Как использовать

От «нельзя», «нет», «на меня это не действует» до развернутых содержательных высказываний о том, почему вы считаете что-то неправильным

8 Способ
Прекращение дела из-за проявления негатива

Как использовать

Нагрубил - смените дискуссию на монотонную работу



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов                                                                           2020                                                                                                            

Как разрешить конфликт с учеником

Процесс примирения включает четыре этапа: «Белый флаг», «Поговорим?», «Мирные предложения», «Рукопожатие». Научите педагогов поэтапно разрешать конфликты с учащимися.

Эмоциональная готовность к примирению


Любой конфликт вызывает у участников негативные эмоции, каждый чувствует себя задетым и оскорбленным, ждет определенного поведения с другой стороны. Неверные ожидания могут быть препятствием, чтобы примириться. Поэтому во время процесса примирения не стоит ждать, что ученик будет вести себя корректно, проявит инициативу к примирению.
Нужно быть готовым к тому, что участники конфликта будут эмоциональными и несдержанными, им захочется выплеснуть эмоции, которые до момента примирения испытывали из-за 
конфликтной ситуации. Процесс примирения займет не один день и будет неудачным, если пытаться добиться его в день конфликта. Инициатором примирения скорее всего будет педагог.
Чтобы примирительный диалог начался правильно и принес результаты, педагогу нужно оставаться в своей профессиональной позиции: не переходить на личности, не срываться на крик, не давить, не впадать в обиду. Важно также не реагировать на провокации и не выделять ученика негативным образом перед всем классом – «ну, как всегда, хуже всех!».

Правила шести НЕ- при конфликте с учеником

1. Не начинайте разговор с негативного высказывания в адрес учащегося -«ты, Олег, конечно, лентяй и поведение у тебя ужасное».
2. Не требуйте немедленного разрешения конфликта - «я хочу, чтобы мы немедленно разобрались в этой ситуации».
3. Не настаивайте на том, чтобы ученик проявил инициативу к примирению - «ты должен передо мной извиниться и пообещать больше так не делать».
4. Не обращайтесь за помощью к родителям, одноклассникам, другим педагогам - «я сейчас позвоню твоим родителям»; «позову класс, и мы вместе разберемся»; «давай я позову Марию Владимировну».
5. Не делайте конфликт всеобщим достоянием - «посмотрите, какой наглец, я всем расскажу, какой ты».
6. Не приводите в качестве положительного примера одноклассников - «а вот Иванов себя хорошо ведет».

Этапы процесса примирения

Если педагог будет придерживаться последовательности этапов примирения, то сможет избежать ошибок и не усугубить конфликт с учащимся. Расскажите педагогам, что нужно делать на каждом этапе, чтобы завершить конфликт.

Этап 1. «Белый флаг».

Проявите инициативу и постройте диалог с учащимся на любую тему, кроме собственно конфликта. Не ссылайтесь на неравенство в отношениях – «я старше, и я знаю…», «я учитель», «мое дело – научить вас, а ваше – учиться», «ты еще маленький, чтобы судить об этом». Не усугубляйте конфликт: будьте корректными в высказываниях, займите нейтральную позицию, обращайтесь к ученику по имени.
Можно задать учащемуся вопрос неучебного характера: «Ты не видел NN в кабинете?», завести разговор на отвлеченную тему, например: «Ну и погода!», «У вас на физкультуре все нормально прошло?». Можно дать ученику задание, которое не относится к конфликту и соответствует его интересам: «Ты хорошо рисуешь, не хотел(а) бы принять участие в конкурсе …?», «У нас будет концерт, ты хочешь спеть?», «Пригласи команду самых активных учеников поучаствовать в соревнованиях». Таким образом, вы покажете учащемуся, что сотрудничество между вами возможно и за пределами конфликта.

Совет
Не стоит пытаться примириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение – это разные процессы, не нужно их смешивать

Этап 2. «Поговорим?».

Если ученик сам пришел к вам, чтобы обсудить конфликт, то предыдущий этап необязателен – начните сразу со второго. Но чаще педагогу самому нужно предложить учащемуся поговорить о том, что произошло. Используйте для начала разговора предложения: «Я не могу забыть наш разговор», «Меня огорчает наш конфликт», «Мне важно понять тебя», «Мне хотелось бы понять, как ты видишь ситуацию», «Я думаю, ты хочешь высказаться», «Тебе ведь что-то не понравилось, расскажи». Если ученик уходит от ответа, наберитесь терпения и используйте высказывания, например: «Я вижу, что и у тебя много эмоций в связи с этим», «Я помню, как ты среагировал(а) на это», «Для меня это очень важный вопрос», «Ты можешь еще раз сказать, что заставило тебя …?»
Когда ученик начинает говорить, даже если это путаная и обвинительная речь, обязательно выслушайте его. Используйте технику активного слушания: сидите или стойте рядом, желательно в пол-оборота – если вы расположитесь друг против друга, это только усилит конфронтацию. Избегайте закрытых жестов – скрещенных рук, ног. Кивайте, используйте «угу-поддакивания» – «А! Угу. Ммм», не перебивайте, не отвлекайтесь. Время от времени резюмируйте то, что сказал ученик:
«По-твоему, я во всех этих случаях была несправедлива к тебе?», «Ты считаешь все это несовременным?»
Выслушав ученика, выскажите свое мнение. Сделайте это лаконично и конкретно, очень понятно и недвусмысленно: «Я считаю, что ответственность – это очень важно», «Я не могу допустить, чтобы один ученик унижал другого», «Мне трудно принять, что Пушкин может не нравиться». Важно задать вопрос о том, с чем не согласен ученик – с содержанием или с формой реакции учителя. Обоюдное высказывание накипевшего позволит психологически «разгрузиться», завершить конфликт, увидеть хотя бы частично ситуацию глазами оппонента.

Цели и результаты этапов примирения с учащимся

 

 

Этап

Цель
Выйти на диалог: создать атмосферу для продуктивного диалога вне зависимости от остроты конфликта

Этап пройден, если…

 

«Белый флаг»

Ученик демонстрирует готовность к диалогу: отвечает на содержание нейтрального высказывания педагога, хотя бы немногословно поддерживает беседу, не дистанцируется физически (не выбегает из кабинета, не отворачивается), соглашается сотрудничать

 

 

 

 

«Поговорим?»

Обсудить взаимные претензии, понять факторы, которые спровоцировали конфликт

Оба участника конфликта высказались, смогли выразить эмоции, сравнили точки зрения

 

 

 

 

«Мирные предложения»

Определить желаемую выгоду от примирения и от окончания конфликта. Уловить вербальные и невербальные признаки готовности учащегося к примирению. Озвучить собственную готовность продолжать конструктивное взаимодействие, несмотря на произошедший конфликт

Участники обсуждают желаемые условия сотрудничества, диалог касается будущего, а не прошлого. Ученик дает развернутые, содержательные ответы. Его поза открытая. Жестикуляция умеренная – он не зажат, не размахивает руками.
Стиль речи – обычный, не конфликтный

 

 

 

 

 

 

 

«Рукопожатие»

Достичь примирения. Закрепить

окончание конфликта, завершить диалог на позитивной ноте

Ученик дал положительную обратную связь

 

 

 

 

 

 

Внимание
Примирение не означает, что стороны придут к единому мнению, но услышать мнение другого необходимо

Этап 3. «Мирные предложения».

Педагогу нужно обязательно сказать, что в любом случае он остается учителем и ему важно справедливо и полно работать с этим учащимся. Так как отношения ученика и учителя не ограничиваются коротким промежутком времени, стоит акцентировать на этом внимание: «Нам еще несколько лет работать вместе», «Мы видимся почти каждый день», «У нас четыре урока в неделю».
Нужно подчеркнуть, что сотрудничество не пострадает от конфликта: «Мы в любом случае будем готовиться к экзаменам», «У нас еще много материала впереди», «Будем сотрудничать, как и раньше», «Я не хочу, чтобы ты из-за нашего конфликта пропустил(а) важное мероприятие». Можно высказаться о том, что, когда нет конфликтов, решать общие задачи легче. Но человеческие отношения невозможны без конфликтов. При этом заверить учащегося: «Мое отношение к тебе не изменилось», «Я не сержусь», «Меня конфликты не пугают».
Если в конфликте нашли отражение какие-то ваши или учащегося значимые убеждения, обсудите условия, которые позволят в дальнейшем взаимодействии меньше задевать друг друга. Используйте в разговоре фразы: «Хорошо, я не буду этого касаться – я поняла, как это неприятно для тебя», «Я могу допустить…, если ты…», «Ты можешь делать так, если я буду в курсе», «Ты можешь делать так, но тогда я буду…», «Как мне реагировать, если…». При этом полезно обращаться к ученику с вопросами: «Согласен?», «Что скажешь?», «Как тебе такой вариант?».

Этап 4. «Рукопожатие».

Нужно коротко проговорить достигнутые договоренности: «Мы с тобой решили, что…», «Я тебя услышала, я больше не…», «Я буду…», «Прошу тебя учитывать, что…». Необходимо, чтобы высказывания носили позитивный характер, звучали как мотивирующие договоренности к дальнейшей работе, акцентировали внимание учителя к переживаниям ученика. Затем педагогу стоит получить от ученика обратную связь. Для этого можно использовать вопросы: «Тебя устраивает, что …?», «Ты согласен поступить так?», «Моя реакция на это тебя устраивает?», «Как ты считаешь, это поможет?», «Тебе будет лучше, если мы сделаем так?», «Как ты думаешь, мы можем сделать так?».
Если ученик дает позитивную обратную связь, соглашается с условиями примирения, не высказывает возражений, сомнений, негативных чувств, можно завершить обсуждение. При этом педагогу обязательно нужно показать, что ему стало легче после разговора: «Я очень переживала, спасибо за откровенность!», «Я рада, что мы поговорили!», «Мне стало намного легче после нашего разговора!».

10 СОВЕТОВ ПОМОГУТ РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ С УЧЕНИКОМ

1. Не пытайтесь помириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение -это разные процессы, не смешивайте их.
2. Миритесь наедине.
3. Начинайте примирение с разговора на нейтральную тему.
4. Обращайтесь к ученику по имени. Избегайте высокомерного, обиженного, раздраженного тона.
5. Не используйте свои возраст, опыт, образование как аргумент, чтобы ученик с вами согласился.
6. Обращайте внимание на содержание, а не на форму реакций учащегося.
7. Будьте искренни. Нет недопустимых эмоций - выражать можно все.
8. Оставайтесь корректным, не позволяйте гневу и обиде управлять вашим поведением. Если чувствуете, что не выдерживаете, сделайте перерыв.
9. Сочувствуйте собеседнику. Принимайте во внимание его переживания, дослушивайте до конца, давайте обратную связь.
10. Не бойтесь в процессе примирения признавать свои ошибки и извиняться. Если вы правы, не нужно ложного, демонстративного согласия, только чтобы примириться.

Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2018г