Методический материал к проведению диагностики по определению психотипа личности

Москаль Ирина Владимировна

В жизни случаются ситуации, когда человек вынужден делать то, к чему у него не лежит душа, при этом он отказывается от своего любимого занятия. Занимаясь нелюбимым делом, мы не способны получать от этого удовольствие. Именно поэтому важно знать свой характер, чтобы понять свои желания и возможности.

                Типология психиатра М. Е. Бурно помогает понять личностные качества, благодаря которым можно максимально раскрыть свой потенциал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_material_po_psihotipam.docx127.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методический материал к теме «Психотипы» (типология М.Е. Бурно)

Существует мнение, что есть характеры хорошие, а есть плохие.

Мы считаем, что у каждого характера есть свои положительные и отрицательные стороны. Познакомившись с разными сторонами своего характера, Вы сможете выбрать, где, в какой ситуации (в общении со сверстниками, близкими, в учебе), помогают те или иные качества. То, что считалось слабостью, может оказаться силой. Узнав силу своей слабости, Вы сможете быть свободнее в выборе своего жизненного пути.

        В жизни случаются ситуации, когда человек вынужден делать то, к чему у него не лежит душа, при этом он отказывается от своего любимого занятия. Занимаясь нелюбимым делом, мы не способны получать от этого удовольствие. Именно поэтому важно знать свой характер, чтобы понять свои желания и возможности.

        Типология психиатра М. Е. Бурно помогает понять личностные качества, благодаря которым можно максимально раскрыть свой потенциал. Ниже вы сможете с ними ознакомиться.

Демонстративный (истероид)

Ядро данного характера - эгоцентризм на фоне инфантилизма (эгоцентризм - повышенное стремление привлекать к себе внимание). Истероид стремится всячески выставить напоказ, как бы выйти из среды скромных зрителей на сцену, поэтому нередко данную особенность называют театральностью. Испытывает потребность казаться больше, чем он есть на самом деле, и порой даже больше, чем мог быть

У данного радикала поза пронизывает все его поведение, почти любой жест. Все картинно, красиво или необычно сделано для привлечения внимания - одежда, прическа, манера держаться, говорить - все рассчитано на зрителя.

Истероид нарочно нарушает шаблоны, стереотипы, и все это для привлечения внимания. Людям такого склада может быть свойственно: неожиданно споткнуться, специально опоздать, постоянно присутствовать своим смехом, замечаниями, шутками, ужимками, игрой голоса, кривлянием, суетой. Удивлять любыми контрастами - одеждой, настроением, мировоззрением. Много театрального драматизма: интриги, заговоры, язвительность, эксцентрика, «бури в стакане воды».

Среди людей истероидного радикала много людей искусства: 3. Гиппиус, В. Маяковский, И. Северянин, К. Брюллов, А. Вертинский, А Пугачева и др.

Замкнуто-углубленный (аутист)

Аутистичность (autos-сам, греч.)-определенная природная самостоятельность, независимость «Я» от внешних воздействий, событий.

Смотрящий в себя, живущий в — своем (зачастую придуманном) мире. Главные особенности - замкнутость и отрешенность от реальной жизни. Аутист не способен до конца понять окружающий мир, т.к. он очень своеобразен, индивидуален.

Это об аутистах говорят: «человек иной породы», «не от мира сего». Глубоко общается только с узким кругом людей, с большинством общение формальное, даже если оно внешне дружелюбно и многословно. Если аутист не может найти созвучие ни с кем, то тогда может найти созвучие с собой. Уединившись, он с тихой радостью отдается своим увлечениям: шахматам, компьютеру, поэзии, природе, искусству, чтению, иностранным языкам и т.д. интенсивное общение с людьми только помешало бы, испортило внутреннее общение с собой. Но такая самодостаточность присуща не всем аутистам. Многие рвутся к людям и натыкаются на иголки несовпадений. Им нередко кажется, что все люди вместе, а они трагически выпадают из этой общности. Теоретичность (проникнутость собственными концепциями на все случаи жизни с известной независимостью от людского мнения) помогает замкнуто-углубленному не беспокоиться о своей внешности, пребывать то в вяло-небритом, неряшливом состоянии, то в подчеркнуто-утонченной изысканности.

Выдающиеся люди с аутистическим характером: С. Боттичелли, И. С. Бах, Л. Бетховен, А. Рублев, Ф. Тютчев, Н. Гумилев, Б. Пастернак, А. Ахматова, И. Бродский, А. Тарковский, М. Ю. Лермонтов, Г. Гессе, А. Вивальди, Г. Матисс и др.

Синтонный (циклоид)

Это полнокровная земная естественность: живая непосредственность, резонанс в общении, открытость, понятное выражение своих чувств, внутренняя слаженность, жизнелюбие, чувственность, заражающая своим вкусом к жизни. А также стремление жить с удовольствием и разрешение другим делать то же самое, особый душевный сплав, колебания «душевной погоды», реалистичность мышления, цельное душевно-телесное тепло (по временам чем-то «занавешивающееся»). С естественностью, натуральностью мало совместима фальшь, искусственность. Ложь и хитрость иногда тоже находят себе место, но они продолжение циклоидной непосредственности, идущие от внутреннего «очень хочу» настолько, что это сильней искусственных запретов. «Что естественно, то истинно» - невольно чувствует циклоидная душа.

Что касается оптимизма, энергичности, практичности - здесь возможны варианты. Циклоидное ядро может «застилаться» стойкой печалью, и такие циклоиды называются - депрессивные. Но сквозь грусть, а, стало быть, и вялость, бездеятельность, все равно светится душевное тепло. Даже загрустив, он любит юмор, душевное общение, но только не так ярко. Временами же печаль растворяется, и мы видим живую подвижную, полнокровную естественность, пока не наступит следующий спад. Встречаются циклоиды, которые почти всегда в приподнятом настроении. Они веселы, будто хлебнули шампанского. У них подвижность, деятельность, общительность могут достигать чрезвычайных степеней. Между этими двумя полюсами находится весь спектр циклоидных людей.

Выдающиеся люди с синтонным характером: А. Куинджи, К. Серов, Г. Серебрякова, К. Коровин, А. С. Пушкин, А. Дюма - отец, Штраус, В. А. Моцарт, Гейнсборо, Ренуар, М. Мусоргский и др.

Напряженно-авторитарный (эпилептоид)

Ядром данного характера является напряженная прямолинейность (прямолинейность - это склонность мысли и чувства двигаться к цели по кратчайшему пути, то есть по прямой). В прямолинейном мышлении редко присутствуют объем, игра парадоксов, разветвлений, создается впечатление, что мысль движется внутри какого-то коридора. Эпилептоидная напряженность состоит из мрачного настроения, агрессивной злобноватости, подозрительности, и поэтому нуждается во внешней разрядке. Если что-то не получается, то эпилептоид склонен объяснять неудачу внешними причинами (например, врагами), а не внутренней несостоятельностью. В общении с людьми может проявляться авторитарность.

Для эпилептоида характерны сверхуверенность в своей правоте, могучая воля, стремление к власти. В литературе очень часто описываются негативные качества эпилептоидов: мстительность, подозрительность. Но если мы посмотрим на выдающихся людей этого радикала, мы увидим, что агрессивная злобность — совсем не обязательное качество. Эпилептоиды обладают даром убеждения. Эпилептоидов чаще всего ценят за честность, справедливость, добросовестность, исполнительность, верность и целеустремленность.

Выдающиеся люди авторитарного радикала: Суриков, Крамской, Перов, Верещагин, Салтыков-Щедрин, И.В. Сталин, B.C. Высоцкий и др.

Застенчиво-сомневающийся (психастеник)

Рис. Малютина Д.

Ядро психастенического характера состоит из:

а) оборонительности, б) неестественности в) аналитичности и реалистичности.

Оборонительность проявляется в стремлении спрятаться от трудностей жизни в своей маленький уютный уголок. Неестественность проявляется ощущением душевного «онемения» в ситуациях, когда большинство людей естественно испытывают те или иные чувства. У психастеника на празднике нет внутренней веселой раскованности, на похоронах - нет чувства острого горя со слезами, да еще в голову могут лезть дурацкие мысли, не очень соответствующие ситуации. Онемение - душевная защита психастеника, оно невольно включается, оберегая его ранимую душу от больших и малых стрессов. Острые переживания радости или горя приходят позже при воспоминании о событии, тогда приходит сожаление, что не сказал добрых слов другу, не выразил сочувствия, так как тогда не мог жить от сердца, а только от головы. Психастеник волнуется перед экзаменом, плохо спит перед важной встречей, а когда доходит до дела - ведет себя собранно, даже расчетливо. Реалистичность проявляется в том, что мышление опирается на факты, он не увлекается красивыми формулами, уважает опыт, правду жизни, стремится к простой глубине. Для ученого такого типа характерен полный охват темы, осторожность выводов, масса тонких и убедительных доказательств - все это результат неуверенности, творческих сомнений.

Знаменитые психастеники: Э. Мунг, А.П. Чехов, Баратынский, В. Белинский, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, К. Моне и др.

Застенчиво-раздражительный характер (астеник)

В типологии М. Бурно этот тип родственен предыдущему. Человек с таким характером раним, испытывает чувство неполноценности. Но у психастеника это вызывается мыслительным анализом, а астеник испытывает это скорее ввиду раздражительности, обидчивости, вечной усталости и истощающейся чувствительности.

Астеник может очень долго хранить обиду. В общении с малознакомыми людьми он очень застенчив, зато в домашнем кругу может вести себя крайне раздражительно. Причём после срывов на домашних астеник остывает и не испытывает чувства вины. «Ну, сорвался немного, с кем не бывает? Пустяки».

Педантичный характер (ананкаст)

Как и у психастеников, такие люди испытывают тревогу. Но у тревожно-сомневающегося она проявляется в форме болезненных сомнений, а у людей с педантичным характером – в символически-ритуальных навязчивостях (ананказмах).

Педант склонен к соблюдению формальностей, мелочной точности, скрупулёзности и, возможно, коллекционированию. Часто такие люди мнительны, брезгливы и сверхаккуратны.

Полифонический

Для полифонического радикала характерно одновременное звучание нескольких характерологических радикалов. Мироощущение такого человека может казаться «странным», «загадочным». Соединяя в себе несоединимое, этот характер представляет собой взаимопроникновение идеалистического и материалистического мировоззрения. Это отчетливо видится в философских сочинениях Б. Спинозы, в картинах Босха, С. Дали, Пикассо, Малевича, Филонова, в гоголевских произведениях (особенно ярко в повести «Вий»), в известном булгаковском «Аннушка уже купила подсолнечное масло и не только купила, но даже и разлила». Такое творчество дает возможность видеть-обдумывать мир, людей, себя одновременно из самых противоположных точек, в самых невероятных разрезах.

О полифоническом характере возможно говорить лишь в «широком смысле», когда на первый план в личностной картине выходит то один радикал, то другой, да еще время от времени наплывают элементы третьего.

К полифоническим характерам относятся: Б. Спиноза, И. Босх, С. Дали, П. Пикассо, К. Малевич, Филонов, Н.В. Гоголь, М. Булгаков.

В современной популярной литературе Вы можете встретить такое краткое описание типов:

  1. СИНТОННЫЙ - (реалистичность, материя, "теплый свет", естество, и радость, и грусть одновременно)
  2. ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ характер (истерик) (красочно-образный, театральный)
  3. ЗАМКНУТО-УГЛУБЛЕННЫЙ (аутистический) характер (флегматик, шизоид) Дух, Предопределение, правящее миром. Этот Дух называют по-разному: Бог, Истина, Смысл, Гармония, Красота, Любовь, Абсолютный Принцип, Нерушимое, Вечный Разум, Добро, Цель, Творчество.
  4. НАПРЯЖЕННО-АВТОРИТАРНЫЙ характер (холерик, эпилептоид) прямолинейно-агрессивное, самолюбивое мышление
  5. ТРЕВОЖНО-СОМНЕВАЮЩИЙСЯ характер (психастеник, меланхолик) переживание своей неполноценности, сказывающееся в робости, застенчивости, стеснительности, нерешительности, тревожной мнительности, в малодушии, склонности к сомнениям, неуверенности в себе, 
  6. ЗАСТЕНЧИВО-РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ характер (астеник) Напрягаясь острой застенчивостью с сослуживцами, знакомыми, астеники (застенчиво-раздражительные) часто уже не способны сдерживаться с домашними, которых и не стесняются. Деперсонализация (менее выраженная, стойкая здесь) не спасает их от эмоционального захлеста, и на близкого человека обрушиваются по пустяку (например, за вопрос, который можно было бы и не задавать – и так ясно) такие ужасные оскорбления, что, кажется, после этого и жить вместе уже никак невозможно. Однако астеник (застенчиво-раздражительный), чуть остыв, сам уже нередко не чувствует в недавних своих словах, в своем поведении этой злостности-оскорбительности. Ему кажется – ну, пошумел немножко, ничего страшного. Отдохнул – и снова милый, теплый и преданный.
  7. ПЕДАНТИЧНЫЙ характер (ананкаст) Поскольку педант привержен внешнему порядку до мелочной точности, формалист, «профессионально-скрупулезный» коллекционер до мозга костей – постольку и содержание многих его тревог (как он и сам это понимает) становится тоже, в сущности, бессодержательным в житейски-практическом смысле. Часто при этом бессодержательность выступает уже в таком гротескном виде, что и самому уже остро-неприятно инороден карикатурный педантизм в виде каких-то навязчивостей. 
  8. А где остальные?? Мозаичный и его подтипы? ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ - одновременное звучание нескольких характерологических радикалов, своеобразие, странность, загадочность, соединение несоединимого: материалистического с идеалистическим, неземной реализм

Практикум по определению психотипа.

Краткий характерологический опросник М.Е. Бурно (книга "О характерах людей" 2014)

Бланк опросника
Сосредоточившись в тишине, не спеша, запишите на листке бумаги в столбик двойные номера (например «1.1» или «3.2») только тех утверждений, с которыми Вы безоговорочно согласны. Если не согласны хотя бы с одним словом – не записывайте. Спасибо!

1.1. Стремлюсь к земным, полнокровным ощущениям, этим прежде всего и живу.
2.1. Чувствую, что непременно смогу сделать то, казалось бы, невозможное, что уж очень хочется сделать.
3.1. Отмечаю у себя склонность к тревожным сомнениям, к самоанализу, самоупрекам.
4.1. Легко раздражаюсь, раздражение быстро проходит.
1.2. По временам без понятных причин печалюсь, обостряется душевная ранимость, тревожность, мнительность.
2.2. По временам испытываю в душе напряженность со справедливым желанием наказать своего обидчика, вообще какого-нибудь негодяя.
6.1. Мои мысли, переживания могут существовать как таковые (не записанные, не рассказанные кому-то) – и без моего тела.
3.2. Мне свойственны: робость, застенчивость, нерешительность, непрактичность, ненаходчивость, неуверенность в себе, рассеянность, излишняя совестливость.
4.2. От волнения у меня легко начинает колотиться сердце.
5.2. Мне свойственны «глупые» страхи, желания, с содержанием которых я своею душой, мыслью совершенно не согласен (не согласна).
6.2. Символическое, абстрактное искусство мне ближе, нежели реалистическое, земное.
7.2. В своих переживаниях обнаруживаю немало загадочно таинственного.
5.1. Обычно стремлюсь довести работу, которую выполняю, до совершенства, а иначе испытываю чувство незаконченности в душе.
7.1. С удовольствием играл бы (играла бы) в театре, в самодеятельности.
1.3. Мне по душе живая, практическая, организаторская работа.
2.3. По натуре я честный и смелый воин, чувствительный к малейшей несправедливости.
3.3. Больше тепла испытываю к близкому мне человеку, когда он далеко от меня, а не рядом.
2.4. Люди нередко несправедливы ко мне.
5.3. Не нахожу покоя, пока не выполню свое какое-то навязчивое желание, не опасное для меня и других людей, не постыдное на людях (навязчивое желание притронуться к чему либо, наступить на черту, посчитать машины).
6.3. Красота как таковая (сама по себе) будет существовать и без людей после человечества.
4.3. Ощутимо трудно расставаться со всем, к чему хотя бы немного привык (привыкла).
1.4. Стараюсь изо всех сил не общаться с теми людьми, которые могут испортить мне настроение, а их много.
7.3. Не люблю говорить о том, что многим нравлюсь.
3.4. Не мщу, но в душе долго помню сделанное мне зло.
4.4. Нередко от робости вольно или невольно изображаю в жизни свою противоположность – что-то вроде «нахальства от застенчивости».
5.4. Переживаю, если какой-то человек дурно обо мне думает.
6.4. Мне лермонтовское ближе, созвучнее пушкинского.
7.4. Быстрая сообразительность, красочное воображение, богатая память – это про меня.

Толкование результатов исследования

28 утверждений охватывают 7 характеров (по 4 утверждения («характерологических узла») из каждого характера). С утверждениями 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 обычно соглашается человек с сангвиническим (синтонным) характером (С); с утверждениями 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 – человек с авторитарным характером (А); с утверждениями 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 – человек с тревожно-сомневающимся характером (ТС); с утверждениями 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 – человек с застенчиво-раздражительным характером (ЗР); с утверждениями 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 – человек с педантичным характером (П); с утверждениями 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 – человек с замкнуто-углубленным характером (ЗУ); с утверждениями 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 – человек с демонстративным характером (Д).

Утверждения-свойства тревожно-сомневающегося (ТС) характера обычно соединяются в характерологической картине, полученной благодаря Опроснику, с утверждениями-свойствами застенчиво-раздражительного характера (ЗР). Но если наличествуют 3-4 утверждения-свойства тревожно-сомневающегося (ТС) характера («тревожно-сомневающийся характерологический узел»), то это – вероятнее всего тревожно-сомневающийся (ТС) характер, сколько бы ни было утверждений-свойств из застенчиво-раздражительного характера (ЗР). То же самое следует иметь в виду, если 3-4 утверждения-свойства сангвинического (синтонного) характера (С) («сангвинический характерологический узел») соединяются с утверждениями-свойствами тревожно-сомневающегося (ТС) характера или если 3-4 утверждения-свойства авторитарного (А) характера («авторитарный характерологический узел») соединяются с утверждениями-свойствами сангвинического (синтонного) (С) характера.
Достаточно и 2-х утверждений-свойств замкнуто-углубленного характера (ЗУ) («замкнуто-углубленный характерологический узел») для того, чтобы предположить замкнуто-углубленный характер (ЗУ), даже если соединяющихся с ним утверждений-свойств всех других характеров будет по 4.
Если вы выбрали по 3-4 утверждения-свойства из застенчиво-раздражительного (ЗР) характера и (или) педантичного (П), и (или) демонстративного (Д), то возможно говорить лишь о том, что у вас преобладают (или наличествуют) в каждом отдельном случае свойства какого-то (каких-то) из этих характеров. Это объясняется тем, что указанные три «характерологических узла» в практической работе не оказались такими надежными, как все остальные.
В тех случаях, когда люди выбирают из каждой из конкретных групп утверждений-свойств менее 3-х утверждений, возможно говорить о мозаичном характере (без отчетливого характерологического рисунка).