Профилактика экстремизма и формирование толерантности среди студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шахунский колледж аграрной индустрии» (ГБПОУ ШКАИ)

В работе представлены основные формы и методы, используемые в работе для профилактики экстремизма и терроризма среди обучающихся Шахунского колледжа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_ekstremizma.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика экстремизма  и формирование толерантности среди студентов Государственного бюджетного профессионального  образовательного учреждения «Шахунский колледж аграрной индустрии» (ГБПОУ ШКАИ)

 

Толерантность – глобальная проблема, наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание на всех уровнях.

Воспитание – неотъемлемая часть культуры. Одна из функций воспитания заключается в том, что оно является средством социальной преемственности. Старшее поколение передает младшему опыт и знания, которые сохраняют целостность общества и позволяют ему развиваться дальше.

На сегодняшний день существует необходимость комплексного подхода в формировании у молодёжи образа жизни, направленного на духовно-нравственный потенциал.

Роль профессиональных образовательных организаций заключается в  приобщении студентов к ценностям культуры, здорового образа жизни, а также воспитании толерантности,  что позволяет формировать личность студента в целом, развивать его творческие способности, чувства, эмоциональность, терпимость, милосердие, коммуникативность.

В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Шахунский колледж аграрной индустрии» (ГБПОУ ШКАИ) действует   социально-психологическая служба по социально-психологическому сопровождению, охватывающая все направления работы колледжа и всех участников образовательного пространства.  Проводится  профилактическая работа, психологическое просвещение, психологическое консультирование   обучающихся колледжа     по предупреждению возможных негативных явлений в психологическом и личностном развитии обучающихся, по формированию здорового образа жизни, твердой позитивной жизненной позиции, толерантного отношения к окружающим, по созданию и поддержанию благоприятного эмоционально-психологического климата в студенческом и педагогических коллективах, Работа проводится в системном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса (администрация, преподаватели, классные руководители, мастера производственного обучения, социальный педагог, психолог).

Проводятся индивидуальные консультации с обучающимися, попавшими в сложные жизненные  ситуации, с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Основными формами деятельности, направленной на профилактику терроризма и экстремизма, являются лектории и семинары для обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся, классные часы, выработка рекомендаций по индивидуальной работе со студентами, консультирование участников образовательного процесса.

Ежегодно   пополняется банк литературы, в том числе и на электронных носителях, которые оказывают существенную помощь в организации и проведении профилактических, развивающих и коррекционных мероприятий.

В работе педагога-психолога используются программы:

- «Я и мой мир» (формирование социальных навыков подростков), разработана на основе  программы Т.Н. Гущиной «Формирование социальных навыков у подростков»;

- «Я личность» (направленная на развитие личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения, на повышение эмоционального благополучия обучающихся, адаптацию).

Для профилактики внутригрупповых конфликтов проводятся тренинги, беседы с обучающимися, которые являются «непринимаемыми» в коллективе. Выдаются рекомендации классным руководителям и мастерам производственного обучения для внесения корректив в план воспитательной работы. По итогам наблюдений в урочной и внеаудиторной деятельности   педагогом-психологом и социальным педагогом колледжа  проводятся беседы с обучающимися, находящимися в подавленном эмоциональном состоянии или трудной жизненной ситуации.

В колледже разработана и действует комплексная программа «Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к системе среднего профессионального образования (СПО)  в ГБПОУ «Шахунский колледж аграрной индустрии».  

Периодически обновляется уголок психолога на сайте  образовательной организации www.shapt.ru. Оформляются сменные стенды: «Социально-психологическое сопровождение», «Правовой уголок», «В здоровом теле – здоровый дух» по формированию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, пополнению законодательной базы у студентов. Размещается информация в классные уголки   на различные темы, в том числе и по повышению психологических знаний. Разработан раздаточный материал (буклеты, памятки с рекомендациями) для участников образовательного процесса по темам «Правильное питание -  залог здоровья», «Готовимся к экзаменам вместе», «Как сдать успешно экзамены», «Как избежать конфликтных ситуаций».

Одним из направлений профилактической работы  Шахунского колледжа является проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного поведения среди обучающихся. Мероприятия направлены на предупреждение распространения в подростковой среде национальной, расовой или религиозной розни, на формирование толерантного отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, проводятся с учётом запросов министерства образования Нижегородской области и Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей министерства образования и науки РФ. Формами организации мероприятий стали:

  • Единый классный час «Планета толерантности»;
  •  Час общения «Поговорим о толерантности»;
  • Лекция-беседа «Будь ответственным, длительным, законопослушным»;
  • Просмотр и обсуждение фильма «Слово на ладони»;
  • Тренинг развития межличностных отношений;
  • Театрализованное представление «Перед вами две дороги...»;
  • Родительское собрание «Конфликт поколений»;
  • Семинар-практикум «Способы урегулирования конфликтов»;
  • Социальная акция «Рука помощи»;
  • Встреча с инспектором ПДН, лекция-беседа «Экстремизм, вандализм»;
  • Встреча с работниками библиотеки, лекция-беседа «Милосердие и толерантность». Оформление книжной выставки;
  • Просмотр и обсуждение электронных презентаций, подготовленных студентами по толерантности.

Комплексная работа всех участников образовательного процесса и межведомственного взаимодействия способствует привлечению обучающихся в разные виды аудиторной и внеклассной деятельности.

Необходимость и актуальность работы по профилактике экстремизма и формированию толерантности у обучающихся очевидны. Только системное воспитание будет способствовать формированию навыков толерантного поведения, стойких поведенческих навыков в опасных жизненных ситуациях.