Тренинг для учащихся 9-11 классов "Экзамен без стресса. Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"

Тренинг для учащихся 9-11 классов, который поможет участникам разобраться в своём эмоциональном состоянии в процессе подготовки к экзаменам, снять тревожное состояние и создать позитивный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_oge_ege.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагоги-психологи ГБУ ГППЦ ДОгМ

ТО Переделкино

Гришакова Светлана Александровна

Дедова Светлана Михайловна

Тренинг для учащихся 9-11 классов

"Экзамен без стресса. Психологическая подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ"

Что такое ЕГЭ?                                                                                              

На этот вопрос очень хорошо ответили ребята из «Уральских пельменей». О том, как воспринимают родители выпускников ЕГЭ этот ролик (просмотр в/ф «ЕГЭ по рассказам школьников»).

Конечно же, это шутка. Однако в каждой шутке есть доля истины. А с чем ассоциируется у вас это понятие? Предлагаю вам для ответа приём «Ассоциация». (Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему). Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ЕГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

Задание:

  1. ЕГЭ- …   (напишите 10 ассоциаций).                                                  

Далее записываются на доске все ответы учащихся:

Например: ЕГЭ- это

  • проверка знаний
  • испытание
  • страх
  • волнение и т.д.      

  1. Знаками «+» или «-« обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.

  1. Подсчитайте количество  «+» и «-«. Сделайте вывод, какие эмоции вызывает  у вас предстоящий экзамен.

Вывод: У многих  учащихся слово «ЕГЭ» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов.  Чаще всего ЕГЭ вызывает негативные эмоции  учащихся и их родителей. С ЕГЭ ассоциируется  тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результатах, которые неизменно повлияют на поступление в вузы. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.  

Как можно изменить негативное отношение к ЕГЭ?

  1. Техника «Расшифровка»: На чистых листах  учащиеся пишут  на одной строке с большими пробелами 3 буквы «Е», «Г», «Э». Детям предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему, но чтобы обязательно получилось словосочетание из начальных букв «е», «г», «э», пусть даже смешное, злое или бессмысленное.

Условия:

  1. нельзя использовать слова однокоренные следующим словам, как  «единый», «государственный», «экзамен».
  2. Разрешается ругаться.
  3. Обязательно составить 10 словосочетаний.

Е

Г

Э

естественный

громкий

эксперимент

ель

голубая

эндемичная

едкий

гнусный

экскремент

евнух

грабил

Эдуарда

ехали

гости

электропоездом

Записываются все предлагаемые учащимися словосочетания.

Задание:

  1. По желанию зачитайте полученные словосочетания (несколько для примера)
  2. Распределите все 10 словосочетаний по эмоциям: плюс - фраза вызывает положительные эмоции, минус - фраза несет негативные эмоции, ноль - фраза нейтральная.
  3. Подсчитайте количество плюсов, минусов, нулей. Выясните, каких эмоций у вас больше?
  4.  Определите, кем вы являетесь  в большей степени:  
  • «оптимист» (больше плюсов),
  • «пессимист» (минусы)
  • «пофигист»  (больше нулей),
  • «реалист» (если есть все эти знаки).

Обратите внимание, что количество плюсов стало больше, чем при выполнении первого задания. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы отрицательные эмоции, связанные с ЕГЭ постепенно схлынули и плавно перешли на положительную волну. Это поможет посмотреть на ЕГЭ с другой стороны.

3. Упражнение «Откровенно говоря». Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии. Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями. Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным». Примерное содержание карточек:

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой…  

Откровенно говоря, когда у меня свободное время…

Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…

Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…

Обсуждение: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

4. Упражнение. «Эксперимент».  Цель: смоделировать ситуацию, научить самообладанию в стрессовых ситуациях. Инструкция: «Каждый  из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения  задания. Это задание-модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».

Содержание задания: «ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО; наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног»

Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вы выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»

  1. Что вы знаете о правилах и процедуре проведения ЕГЭ?

Учащимся предлагается распечатка теста, в которой содержатся тесты с выбором ответов на знание правил и процедуре экзамена. Каждый ученик выполняет индивидуально. Далее идет проверка теста по предложенным учителем ответам.

О правилах и процедуре проведения ЕГЭ.

А 1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?

  1. мобильным телефоном
  2. гелевой черной ручкой
  3. тестовым материалом (КИМ)

А 2. На экзамен необходимо принести:

  1. учебник
  2. паспорт
  3. персональный компьютер

А 3. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:

  1. встает в угол
  2. удаляется с экзамена
  3. платит штраф

А 4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:

  1. к организатору
  2. к президенту РФ
  3. к другу

А5. Во избежание ошибок ответ лучше сначала записать номера ответов:

  1. на ладони
  2. на полях бланка
  3. на черновике

А6. Если в задании группы «В» вместо одного слова нужно написать другое, то старое зачеркивается:

  1. одной чертой
  2. двумя чертами
  3. тремя чертами

А7. После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:

  1. галочку
  2. звездочку
  3. крестик

А8. При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки:

  1. 2-3 мм
  2. 4-5 мм
  3. 10 мм

А9. Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое - либо сомнение, то надо:

  1. хлопнуть в ладоши
  2. топнуть ногой
  3. поднять руку

А10. Для подачи апелляции о нарушениях процедуры проведения ЕГЭ необходимо обратиться:

  1. к ответственному организатору
  2. к дежурному по этажу
  3. к министру образования РФ

Спасибо за ответы.

Далее идет проверка теста

1. Проверьте ответы.

2. Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку.

отметка «3»- 5-6 баллов

отметка «4» - 7-8 баллов

отметка «5» - 9-10 баллов

Ответы: 1, 2, 2, 1, 3, 2, 3, 1, 3, 1

Информирование.

Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:

1.Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное потоотделение, кроме того, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.

2 Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период- укрепление уверенности ребенка в себе.

3. Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.  

Какие обстоятельства или события чаще всего вызывают у них стресс?


При обсуждении ответов обратить внимание на недостаток времени как стрессовый фактор. Ведущий напоминает, что очень часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену. 

Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте (недостаток времени).


Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников.

Предлагается участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно их полностью избежать, однако можно попытаться свести к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и связанный с ним стресс. Участникам предлагается подумать, чем располагает школа, чтобы помочь ребятам избежать цейтнота. 

В высказываниях подчеркнуть: режим дня школы, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п (запись на доске). 

Можно обсудить:

  • Чем вызвана необходимость режима дня в школе?
  • Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника?
  • Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), расписание экзаменов, почему?
  • Можно ли также распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)?


Участникам раздаются бланки «Моя рабочая неделя».

утро

день

вечер

ночь

Понедельник

Вторник

Среда

четверг

Пятница

Суббота


На этих бланках участники закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня. По окончании работы желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета) и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты

предотвращения цейтнота, как:


— планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;

— делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда у участника есть внешкольные занятия;

— не браться за несколько дел одновременно.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя, свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Заключительная часть

Участникам предлагается поделиться собственным опытом предотвращения цейтнота при помощи предварительного планирования или других способов.

Ведущий обращает внимание на то, что, если все-таки возникает ситуация цейтнота, человеку необходимо в короткий срок мобилизовать все свои силы. Существуют методы быстрой 
мобилизации ресурсов и восстановления сил.