Страхи детей, причины и пути преодоления. Консультация для воспитателей.

Макарова Людмила Анатольевна

Страхи детей, причины и пути преодоления детских страхов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi_i_puti_ih_preodoleniya.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики «Красный Бор»

Консультация для воспитателей

«Детские страхи: причины и способы преодоления»

Подготовила педагог – психолог Макарова Л.А.

Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Детские страхи у  детей – одно из самых распространенных явлений. Причин для страха в маленьком возрасте много. Мир еще непонятен, и не известен, ребенок живёт в мире, где сказочные персонажи реальны, а  неодушевлённые предметы могут оживать. У ребенка разыгрывается фантазия и ему многое мерещится. Вне зависимости от того чем вызвана и как проявляется боязнь, взрослые должны относится к датским страхам серьёзно. Нередко взрослые сами усиливают детские страхи и тревожность ребенка, пугая уколами, животным, полицейскими, болезнями и т.д. Психологи утверждают, что существуют около 30 разновидностей страха – безобидных, серьезных, а иногда и смешных по взрослым меркам. По данным многочисленным исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве, в том числе самом раннем. Детские страхи, закрепленные в психике человека в раннем возрасте, могут  негативно сказаться на дальнейшем психологическом и эмоциональном развитии ребенка.

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

От 0 – 1: страх разлуки с мамой; незнакомых; уколов; резких звуков, шума; страх глубины (при купании), страх высоты, смена окружающей обстановки.

В 1 год: преобладает страх одиночества и незнакомых людей, боязнь получить травму, связанную с новыми двигательными активностями.

2 - 3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты; движущегося транспорта; природных явлений.

В 3 - 4: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; замкнутого пространства; страх при засыпании;

Взрослым важно знать, что:

Детские страхи - это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с взрослым.

Страх – это здоровая реакция  на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен.

Причины детских страхов:

1. Негативный детский опыт – это любая травмирующая ситуация, то есть то, что сильно напугало ребенка: собака, поезд, громкий звук и т.д.

2.Ошибки в воспитании – нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребенком могут служить катализатором детских страхов.

3. Тревожность в обращении с ребенком эмоциональная нестабильность, напряженность взрослых, установка на неудачу, наличие своих нерешенных страхов передается ребенку.

4. Принципиальность и большое количество запретов.

5. Избыточное количество запретов. Такие установки, как «Ты упадешь», «Ты ударишься», и т.д. формируют чувство тревоги в ребенке, которое потом трансформируется в страх.

6.Психические расстройства. Страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это диагностировать нужна консультация нескольких специалистов.

7. Агрессивное, негативное  и конфликтное окружение. Часто авторитарный стиль воспитания, запрет на участие в эмоциональных играх  вызывают у ребенка хроническую тревожность, которая со временем перерастет в страхи. Когда взрослый доминирует, наказывает, властвует, у ребенка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности, ребенок находится в постоянном чувстве беды.

8. Эмоциональное неприятие или отсутствие контакта с ребенком, в том числе тактильного. Нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал себя заброшенным и ненужным.

Как помочь ребенку справиться  со страхом?

1. Общение. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

2. Рисование и лепка. Страх можно нарисовать и выкинуть, можно залить водой или нарисовать себя рядом — «не боящегося». Можно слепить и изменить в нём что-то, сделать смешным. Рисуя, рассказывая, свой страх ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям.

3. Сказка. Сказку можно сочинить вместе. Попросите ребёнка сочинить историю, в которой он является главным героем и сталкивается с чем-то страшным (важно аккуратно к этому подвести), пусть ребёнок даст волю своей фантазии, но в конце обязательно попросите его завершить сказку так, чтобы он вышел победителем. Читайте сказки, где главный герой побеждает свои страхи. Обсуждайте их.

4. Игры. Вы можете вместе с ребёнком проиграть момент встречи со страхом. Пусть он среди всех своих игрушек выберет ту, что ему напоминает страх, и ту, что похожа на него самого. Спросите, когда страх приходит к нему и что говорит. Пусть ребёнок станет своим страхом и поиграет «за» него. Когда ребёнок принимает на себя роль страха, он прорабатывает его и часто перестаёт бояться.

5. Песочница, песок. Игры с песком очень успокаивают детей. Если есть песочный стол, то обязательно предложите ребёнку порисовать на нём — любые сюжеты или просто героев. Подобного рода занятия укрепляют нервную систему. Игры в песочнице улучают память, мелкую моторику, раскрепощают и снимают внутреннее напряжение.

6. Досуг. Хорошие впечатления — залог отличного настроения. Что может порадовать ребёнка? Прогулки, игры, творчество, развлечения и, конечно же, вы рядом!

7. Музыкальная терапия. Специально подобранные мелодии являются источником позитивных переживаний для детей. Можно использовать классическую музыку, поскольку классика устраняет депрессию, стрессы и страхи в любом возрасте.

Рекомендации психолога

  • Никогда не насмехайтесь над тем, что ребенок боится. Для вас это может казаться пустяком, а для него это серьезная проблема.
  • Ни в коем случае не пугайте ребенка врачами, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ведь ребенок все воспринимает всерьез.
  • Обязательно уделяйте ребенку время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе малыш будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь.
  • Разрешайте ребенку немного пошуметь, побегать, покричать. Таким образом, ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
  • Дайте ребенку возможность общаться со сверстниками в неформальной обстановке, не ограничивайте его в этом.

Литература:

1.Арефьева Т.А., Галкина Н.И. «Преодоление страхов у детей». М.,2005.

2.Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страха». – СПб.,1995.

3.Захаров А.И. « Дневные и ночные страхи у детей». – СПб.:Речь,2010.