Основы психосоматики
Презентация к лекции "Основы психосоматики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_osnovy_psihosomatiki.pptx | 158.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Библейская мудрость Веселое сердце благотворно, как врачевство , а унылый дух сушит кости. (Притчи 17:22)
«Психосоматический» и « соматопсихический » Термин «психосоматический» отражает процесс, при котором психологические проблемы являются первичным пусковым фактором для различных заболеваний и нарушений . Термин « соматопсихический » относят к психологическим состояниям, основанием для которых послужил физический недуг .
Классификация психосоматических расстройств: 1 Конверсионные симптомы. Конверсионные (истерические) симптомы являются выражением невротического конфликта через тело. Симптомы таким образом имеют символический характер.
Классификация психосоматических расстройств: 2 Психосоматические реакции и функциональные синдромы. Психосоматические реакции – это кратковременные реакции тела на острое эмоциональное состояние: страх, гнев, радость… Они возникают непосредственно вслед за переживанием неприятных, чрезмерно сильных, или опасных обстоятельств.
Классификация психосоматических расстройств: 3 Психосоматические заболевания и Психосоматозы Психосоматические заболевания – заболевания, обусловленные стрессом с органической манифестацией Специфические психосоматозы характеризуются не только структурными нарушениями соответствующих органов и систем, но и течением , свойственным этим болезням.
Лимбическая система – эмоциональный центр мозга
Факторы, влияющие на возникновение стрессзависимых реакций и заболеваний: Общая схема соматизации : Информация - Анализатор – Второй блок мозга – Оценка ситуации – Лимбическая система (эмоция ) – Вегетативная реакция- Выработка и осуществление ответа Третьим блоком – Оценка результата . Если результат третьим блоком мозга оценен как не соответствующий ожиданиям (или в случае нарушения корково-подкорковых связей) и фрустрирующая ситуация не устранена + нет другого плана + нет адекватной приспособительной реакции - нарастание эмоционального напряжения в лимбической системе – усиление влияния на эндокринную и вегетативную систему, энергетический блок мозга – изменение энергетического тонуса мозга и всего организма нарушение цикла сон-бодрствование, снижение памяти, внимания, нарушение влечений – раздражительность.
далее Далее развитие процесса повреждения того или иного органа зависит от того, по какому пути в большей степени пойдёт возбуждение (симпатическая или парасимпатическая н.с . , эндокринные ответы и т.д ), что в свою очередь зависит от наследственной предрасположенности и приобретённых особенностей организма, а также от того, были ли такие ситуации в прошлом и от состояния организма в момент стрессового воздействия.
Возраст Наиболее уязвимым возрастом в плане возникновения и закрепления психосоматических реакций является младенческий и ранний возрасты (если не рассматривать перинатальный период и диаду мать-дитя) В младенческом возрасте психические и физиологические процессы так прочно переплетены, что организм на любое неблагополучие реагирует генерализованно . Возникшие реакции могут закрепиться в долговременной памяти, что создаёт базу для соматизации психического напряжения в дальнейшем, вплоть до зрелого возраста.
1 Физиологический и Психологический стресс ( Селье ) В ответ на неблагоприятные изменения внешней среды организм вырабатывает ответную реакцию. Можно выделить несколько стадий: - стадия тревоги, когда организму плохо, он страдает и одновременно мобилизует все свои резервные возможности для восстановления равновесия между организмом и средой. -резистентности, когда организм может относительно нормально функционировать в неблагоприятных условиях. -истощения. Если условия так и не улучшаются, резервные силы истощаются и организм начинает разрушаться. Умеренный стресс может быть полезен для организма ( Эустресс )
2 Слабость органа Психологический стресс вызывает неспецифический физиологический ответ, который наиболее разрушительно влияет на наиболее слабый орган. Слабость органа определяется наследственной предрасположенностью, врождёнными и приобретёнными дефектами, особенностью протекания психических процессов.
3 Особенности личности. К особенностям личности можно отнести инфантильность, невротическую жизненную позицию. Эмоции и состояния, которые приводят к конкретным психосоматозам : Страх, чувство беспомощности и неопределённости – развитие язвы желудка и 12-и п. кишки. Гнев и агрессия, направленная на решение проблемы = развитие эссенциальной гипертензии – риск развития стенокардии и инфаркта миокарда.
Алекситимия (может развиться вследствие нарушения корково-подкорковых связей, или как результат воспитания и т.д ) 1 сложности в определении и описании собственных чувств, 2 трудности в определении различий между соматическими ощущениями и чувствами, 3 снижение способности к символизации, 4 фокусированием прежде всего на внешних событиях, а не на внутренних переживаниях.
4 Социальное окружение Социальное окружение влияет на соматизацию следующим образом: 1 Непосредственно являясь стрессовым фактором 2 Закрепляя психосоматические проявления своей ответной реакцией 3 Передавая культурные стереотипы интерпретации внешнего мира, отношения к внутреннему миру и поведения.
Стрессогенные семейные факторы: 1 Сенсорная, эмоциональная и социальная депривация/ гиперстимуляция 2 Высокие требования 3 Противоречивое воспитание, «двойные послания» 4 Напряжённая эмоциональная обстановка, конфликты, тревожность матери. 5 Гиперопека и т.д
5 Отсутствие адекватных и адаптивных инструментов, помогающих справиться с эмоциональным стрессом. Психологические защиты. Неосознаваемые реакции психики, направленные на снижение эмоционального напряжения. Могут быть успешными (способствовать адаптации) и не успешными. проекция, интроекция, регрессия, репрессия, реактивные образования, вытеснение, изоляция, подавление, рационализация, обесценивание и т.д. Копинг -стратегии ( совладающее поведение). Сознательное поведение, направленное на преодоление сложной ситуации. проблемно-ориентированные; эмоционально-ориентированные
На протекание и прогноз психосоматических заболеваний так же влияют Внутренняя картина болезни, типы реагирования на болезнь (личностные особенности ) Наличие ВТОРИЧНОЙ ВЫГОДЫ (неосознаваемая защитная реакция) Поведение врача и ближнего социального круга. (игры, ятрогении) Наличие желания быть здоровым и смысла жизни
Некоторые направления профилактической и психотерапевтической работы психолога с психосоматическими пациентами: 1 Работа с социальным окружением (в случае с детьми -прежде всего с семьёй ). 2 Обучение регулированию и выражению эмоций через тело. 3 Обучение осознанию и оречевлению , или символическому выражению чувств и желаний. 4 Обучение сознательной саморегуляции . - расширение спектра возможностей реагирования на разные ситуации. - выработка копинг -стратегий. - смыслообразование
Общие рекомендации при общении с психосоматическими пациентами: Не специалист (психиатр, клинический психолог) редко может правильно поставить психологический, или психиатрический диагноз и определить правильный тип поведения. Рекомендации носят общий характер. 1 Держаться в рамках профессиональной этики и компетенции! 2 Не включаться эмоционально 3 Не пытаться «спасти » 4 Не вступать в игры 5 Отслеживать собственное психологическое состояние 6 Направить к психологу или психиатру
Спасибо за внимание!