Методическая разработка психолого-педагогического занятия «Известно всем из века в век: не злостью славен человек»

Тема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует и будет волновать человечество. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, нравственность, духовность, истина, свобода, праведность, порядочность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_psihologo-pedagogicheskogo_zanyatiya.docx45.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Номинация: «Молодые педагоги-психологи»

Методическая разработка

психолого-педагогического занятия

«Известно всем из века в век: не злостью славен человек»

   

Автор: педагог-психолог

Скрипкарь Анна Андреевна

2020 год

Тема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует и будет волновать человечество. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, нравственность, духовность, истина, свобода, праведность, порядочность.

Задумываясь над проблемой добра и зла, человек всегда старался понять, являются ли они понятиями относительными или абсолютными. То есть, может ли оценка добра и зла меняться в зависимости от обстоятельств и от уровня развития человека, или добро и зло представляют собой явления по существу добрые и злые? Понятие физического зла (страданий) относительно, потому что оно, рассматриваемое с точки зрения нравственного развития человека, может послужить и добру. Однако нравственное зло, есть зло абсолютное и может принести только зло.

Формированию этических категорий и эмоциональной сферы дошкольников, посвящен один из главных разделов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разумейка».

Раннее развитие самостоятельности и инициативности детей в принятии решений и в поступках, которое проводит педагог-психолог на своих занятиях, способствует психологической безопасности детей в социальном плане. В процессе таких занятий выявляются дети с различными типами поведения (застенчивые, агрессивные, гиперактивные), что помогает в дальнейшем правильно выстраивать индивидуальную работу с каждым из них. По результатам таких занятий педагогом-психологом совместно с родителями вырабатываются правила поведения в детском обществе и приучение детей в игровой повседневной жизни.

Данная методическая разработка простроена с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей 5-6 лет, со спецификой и возможностями образовательных областей. Совместная деятельность включает в себя следующие образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие в интеграции с художественным творчеством. Данная интеграция целесообразна, так как в процессе организации деятельности расширяет возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми и включает элементы арт-терапии, сказкотерапии.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что в современном обществе наблюдается нивелирование ценностных ориентиров. Дошкольный период - достаточно короткий промежуток времени жизни человека, поэтому важно именно в это время заложить нравственные ориентиры личности, формирование эмоционального благополучия - есть основа душевного состояния ребенка, его успешного общения и социализации.

Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий с использованием технологии интеллектуально-познавательной деятельности и с применением современных гаджетов, что способствует формированию адекватной позиции восприятия и оценки ребенком собственных поступков, гармонизации отношений родителей и детей.

На занятии использованы такие наглядные пособия, как музыкальный центр, мультимедийный проектор, интерактивная доска, релаксационная музыка, аудиозапись песни «Дорога добра», картинки с изображениями отрицательных и положительных поступков героев, цветные карандаши, альбом, пиктограммы с изображением различных эмоций, магнитная доска, магниты, клей, бумажные заготовки частей лица (глаза, нос, брови, рот).

Цель занятия: формирование представлений о моральных ценностях (добро, зло), воспитание нравственных чувств.

Задачи занятия:

Обучающая:

- раскрыть сущность полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.

Развивающие:

-   формировать познавательный интерес, социально-личностные качества;

- овладеть средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающим.

 Воспитательная:

- воспитывать нравственные чувства, внимательное и участливое отношение к окружающим.

В водной части был использован организационный момент для создания непринужденной и доброжелательной обстановки в группе. В качестве средства мотивации была использована психогимнастика и музыкотерапия.

В основной части использовались технические средства обучения, демонстрационный материал с проблемными вопросами, сказкотерапия, которые способствовали развитию интегративной деятельности, направленной на активность, самостоятельность, творчество и регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Рефлексия. В процессе занятия выстраивается отношение ребенка к себе, к своим поступкам.


Методическая разработка

психолого-педагогического занятия

«Известно всем из века в век: не злостью славен человек»

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Основные виды деятельности: интеллектуально-познавательная, социально-коммуникативная.

Формы работы с детьми: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Цель занятия: формирование представлений о моральных ценностях (добро, зло), воспитание нравственных чувств.

Задачи занятия:

Обучающая: раскрыть сущность полярных понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.

Развивающие: формировать познавательный интерес, социально-личностные качества; овладеть средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающим.

 Воспитательная: воспитывать нравственные чувства, внимательное и участливое отношение к окружающим.

Методические приемы: словесные, наглядные, наблюдения, игровые: психогимнастические этюды, словесная режиссерская игра, упражнения на релаксацию.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

  • усвоить понятия «добро» и «зло»;
  • понимать, что такое добрые и злые поступки;
  • расширение словарного запаса;
  • дифференциация чувственных представлений.  

Метапредметные:

регулятивные:

  • формирование произвольности;
  • воспитание самостоятельности в выполнении заданий.

познавательные:

  • формирование активной познавательной позиции;

коммуникативные:

  • установление эмоционального контакта в рамках группы;
  • формирование мотивации на взаимодействие.

Личностные:

  • формировать нравственные ценности о добре и зле;
  • развитие творческих способностей через создание аппликаций;

развитие тактильных ощущений.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, интерактивная доска, релаксационная музыка, аудиозапись песни «Дорога добра», картинки с изображениями отрицательных и положительных поступков героев, цветные карандаши, альбом, пиктограммы с изображением различных эмоций, магнитная доска, магниты, клей, бумажные заготовки частей лица (глаза, нос, брови, рот).

Ход занятия:

1. Вводная часть. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами, вижу, что вы пришли сегодня на занятие с хорошим настроением.

Для начала, давайте встанем в круг, закроем глаза на минуту, улыбнемся.  Откройте глаза, посмотрите: у нас в кабинете стало светлее. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

- Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит здесь собрались добрые люди.

Звучит запись песни «Дорога добра».

-  Ребята, о чем эта песня? (Ответы детей).

- Верно! А кто мне назовет слово, противоположное по значению? (Ответы детей).

- Молодцы, вы верно ответили на вопросы. Сегодня наше занятие будет посвящено теме добра и зла.

2. Основная часть.

2.1 Изучение нового материала.

- Перед вами лежать обручи. В красный обруч пусть встанут те ребята, которые считают себя добрыми, а в синий-злыми. Почему в синий обруч оказался пуст? (Ответы детей).

- Какого человека мы называем добрым? (Ответы детей).

- Ребята, посмотрите на картинки, выберите из них те, которые «притягивают» к себе слово «доброта». Посмотрим какие картинки вы выбрали. (Выбранные картинки: ноты, цветы, небо, солнце, ветки дерево, портреты детей, руки, которые держат птиц, радуга, ручей и тд. вывешиваются на магнитную доску).

- Как вы думаете, тяжело ли добрым людям жить на этой планете? И почему? (Ответы детей).  

- Тогда может лучше так? Что говорит Закон Джунглей? Сначала ударь, потом подавай голос. (Ответы детей).  

- Встречали ли вы таких людей? (Ответы детей).  

- У вас на столах лежат цветные квадраты. Выберете из них те, которые, как вам кажется, могут нам об этих людях рассказать. Почему вы выбрали такие темные цвета? (Ответы детей).  

- Значит злые люди выглядят мрачно, не улыбаются, не помогают тем, кто в них нуждается. (Ответы детей).  

- Сейчас я прочитаю вам рассказ, послушайте его, пожалуйста, внимательно.

Работа с рассказом «Доброе слово».  (Название рассказа сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим. Изображения героев рассказа появляются на интерактивной доске).

Рассказ «Доброе слово»

     У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

-Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

   Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

-Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

    На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

-Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

     Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

    А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

- Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… .  Ну что ты остановилась? Иди сюда.

    Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

- Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

   Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

- Они будут птицами.

    И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.     

Вопросы для обсуждения:

- Как вы считает, каким персонажем, в начале рассказа, была Гадюка?

- Какая цель была у Гадюки?

- Достигла ли она своей цели?

- Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?

- Что можно об этом правиле сказать?

- И как оно помогло ей сохранить птенцов?

- Ребята, сейчас я вам предложу прослушать три музыкальные композицию. (Дети слушают). А теперь выберете ту композицию, которая показывает Гадюку в начале рассказа. (Ответы детей). Да, вы правы, ребята. Это страшная и мрачная музыка. Услышим ее еще раз. А теперь выберете ту композицию, которая показывает Гадюку в конце рассказа. (Ответы детей). Верно, это спокойная, светлая музыка. Послушаем.

- А третья музыкальная композиция очень подвижная и задорная. Она нам поможет немного отдохнуть. Давайте встанем в круг и выполним под музыку упражнения.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протяните,

Лучики его словите,

И к груди скорей прижмите.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

- Надеюсь, мы все отдохнули и готовы к следующему заданию.

2.2 Практическая работа.

- Ребята, какую часть тела человека мы можем назвать «громкоговорящей»? (Ответы детей). Перед вами сюжеты ситуаций из нашей жизни. (На выбор предлагаются шесть картинок по теме «Чувства и эмоции»).

- Давайте разделимся на две группы. Первая группа возьмет картинки, которые вызывают у нас эмоции добра, вторая - эмоции зла. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Первая группа выбрала эмоции: радость, восторг, любовь. Как вы думаете, эти эмоции относятся к добрым? (Ответы детей). Вторая группа выбрала эмоции: страх, злость, гнев. Как вы думаете, эти эмоции относятся к злым? (Ответы детей).

Вывод: в своей жизни человек испытывает разные эмоции (добрые, злые и т.д). Но научиться управлять «злыми» эмоциями он может. Сейчас мы этим и займемся.

Пантомимический этюд «Превратись в пластилинчик».

- Итак, у нас две группы. Каждая группа выбирает себе одного человека. Он должен превратиться в кусочек пластилина. Для начала пластилинчик нужно размять. (Каждая команда разминает (растирает) ребенка-пластилинчика).

- Дальше вам надо решить, он злой или добрый. Превратите его в доброе или злое животное. Угадайте, какое животное перед вами, какие эмоции оно выражает? (Ответы детей). Почему у вас получились только добрые животные? (Ответы детей).

Вывод: каждый человек ждет от других тепла, заботы, понимания, любви. Способен сам дарить другим эти эмоции и чувства.

Аппликация «Доброе-злое»

- На лице человека написано многое. Давайте попробуем представить себе лица людей. (Перед каждым ребенком стоит коробка с заготовками различных частей лица (брови, глаза, рот, нос). 

- В начале составим лицо человека, которое выражает злость, раздражение, гнев. Посмотрим, какие они получились. (Ответы детей).

- Вы успели заметить, что у злых людей брови опущены, глаза сужены, рот просто сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

- Теперь составим лицо человека, которое выражает радость, восторг, любовь. (Ответы детей). Доброе выражение лица - это когда брови немного приподняты, глаза широко открыты, уголки губ приподняты.

- Посмотрите на эти лица внимательно. Подумайте, с какими из них вам не хотелось встречаться.

Вывод: к человеку с добрым выражением лица мы быстрее обратимся за помощью, советом. С ним нам будет приятнее общаться, играть в игры. К человеку со злым выражением лица мы подойдем с большой опаской и только в случае, если нет другого выбора.

3. Рефлексия: «Кто как зреет и спеет?»

- Орех -  твердеет;

- вишенки - наливаются соком;

- персик - становится мягким;

- груша - розовеет;

- помидор - краснеет;

А человек? Хорошо, когда воля его твердеет, а душа становится мягче, и тогда он может дарить свое сердечное тепло! Кому? Всем, кто в этом нуждается.

- Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и подарим свои теплые и добрые улыбки друг другу!

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта - она на века

Украшенье человека.