Методическая разработка "Технологии и ресурсы практической помощи, детям и подросткам в кризисной ситуации."

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) – переломный момент, обострение, опасное неустойчивое состояние.

Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо помощи и поддержки с ней справиться.

Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы: возрастные кризисы; кризисы утраты и разлуки; травматические кризисы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии и ресурсы практической помощи детям и подросткам в кризисной ситуации

Слайд 2

Кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – переломный момент, обострение, опасное неустойчивое состояние. Кризисная ситуация для ребенка (подростка) наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо помощи и поддержки с ней справиться.

Слайд 3

Типы кризиса возрастной кризис кризис утраты и разлуки травматический кризис

Слайд 4

Возрастной кризис это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития.

Слайд 5

Кризис утраты и разлуки Во время кризиса утраты и разлуки ребёнок переживает смешанные эмоции - от подавленности и печали до гнева и досады. Невозможно определённо предсказать, как именно среагирует на ситуацию утраты и разлуки конкретный ребёнок: будет ли он изливать свои эмоции или будет переживать их «про себя».

Слайд 6

Травматический кризис возникает в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.

Слайд 7

Типы жестокого обращения с ребёнком: физическое жестокое обращение; сексуальное насилие; пренебрежение нуждами ребёнка; психологическое насилие.

Слайд 8

Признаки депрессивных реакций: Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая ранее привлекала; Уклонение от общения; Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания; Изменения сна и/или аппетита; Вялость, хроническая усталость; Плохое настроение или повышенная раздражительность; Телесное недомогание; Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения.

Слайд 9

Памятка для педагога «Если ребёнок в кризисной ситуации» 1. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. 2. При разговоре слушайте не только ушами. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 3. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация острее, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Воздерживайтесь от осуждения, агрессивности, жестокости по отношению к ребёнку. Но одновременно воздерживайтесь от чрезмерного сочувствия, жалости к нему. 6. Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. 8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, к которым можно обратиться. 9. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Слайд 10

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»; Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?» Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?» Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?» Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».