Психолого-педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.
«Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._sovet.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.
Дети с ОВЗ:
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушениями интеллекта;
- дети с нарушениями слуха;
- дети с нарушениями зрения;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями речи;
- дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
- дети с множественными нарушениями.
Создание условий для таких детей и является сегодня одной из главных задач образовательных организаций. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:
- использование адаптированных образовательных программ,
- применение специальных методов обучения и воспитания,
- использование учебных материалов и технических средств в зависимости от вида нарушения,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Различные варианты поведенческих нарушений у детей с ОВЗ и их проявлений на занятиях:
- повышенная отвлекаемость, истощаемость, двигательная активность;
- повышенная тревожность;
- скованность, застенчивость;
- уход в себя, сползание под парту, разбрасывание учебных принадлежностей, ходьба по классу, бормотание;
- агрессия, раскачивание ногами, туловищем;
- постоянная речевая активность, громкие возгласы, комментирование, или наоборот отказ от деятельности, молчание, или ответ тихим голосом, или говорит невнятно, неразборчиво.
Особенности внимания у детей с ОВЗ.
- объем внимания ограниченный;
-трудности сосредоточения на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки;
-плохо развитая способность переключать внимание с одного предмета на другой;
-нарушение концентрации внимания;
-колебания внимания, неустойчивость.
В процессе занятия педагогу необходимо:
- постоянно поддерживать уверенность ребенка в своих силах;
- стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на занятии (картин, таблиц);
- активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
- необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки, но делать это тактично;
- для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацией или приемами неожиданности (стук, хлопки, колокольчик);
- создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности;
-темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов;
- трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;
- все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ.
В процессе занятия не рекомендуется:
- требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности;
- нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания;
- давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;
- отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том, что:
- деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание ситуации успеха;
- обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они воспринимают окружающий мир порой враждебно и агрессивно; им хочется «уйти» от такого мира;
- при реализации образовательной программы чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с другом), упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы);
- в процессе общения нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с окружающими, обращаться только по имени;
- важно хвалить и поощрять ребёнка в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его хвалят);
- замечания вредны и по возможности нужно делать их пореже, не высмеивать слабости и ошибки;
- вести себя нужно спокойно в любой ситуации;
- речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
- движения должны быть спокойными и уверенными;
- нельзя обсуждать при детях отрицательные качества их самих, их родственников либо других детей;
- ребёнок может чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или окружающих и надо учитывать это в работе.