Психолого-педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.

 «Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._sovet.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.

Дети с ОВЗ:

  • дети с  задержкой  психического  развития;
  • дети с  нарушениями  интеллекта;  
  • дети  с  нарушениями  слуха; 
  • дети  с  нарушениями  зрения; 
  • дети  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата; 
  • дети  с  нарушениями  речи; 
  • дети  с  расстройствами  эмоционально-волевой сферы и  поведения;
  • дети  с  множественными  нарушениями.

Создание условий для таких детей и является сегодня одной из главных задач образовательных организаций. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:

  • использование адаптированных образовательных программ,
  • применение специальных методов обучения и воспитания,
  • использование учебных материалов и технических средств в зависимости от вида нарушения,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Различные варианты поведенческих нарушений у детей с ОВЗ и их проявлений на занятиях:

- повышенная отвлекаемость, истощаемость, двигательная активность;

- повышенная тревожность;

  • скованность, застенчивость;
  • уход в себя, сползание под парту, разбрасывание учебных принадлежностей, ходьба по классу, бормотание;
  • агрессия, раскачивание ногами, туловищем;

- постоянная речевая активность, громкие возгласы, комментирование, или наоборот отказ от деятельности, молчание, или ответ тихим голосом, или говорит невнятно, неразборчиво.

Особенности внимания у детей с ОВЗ.

- объем внимания ограниченный;

-трудности сосредоточения на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки;

-плохо развитая способность переключать внимание с одного предмета на другой;

-нарушение концентрации внимания;

-колебания внимания, неустойчивость.


В процессе занятия педагогу необходимо:

- постоянно поддерживать уверенность ребенка в своих силах;

- стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на занятии (картин, таблиц);

- активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.

- необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки, но делать это тактично;

- для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, интонацией или приемами неожиданности (стук, хлопки, колокольчик);

- создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности;

-темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов;
- трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка;

- все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ОВЗ.

В процессе занятия не рекомендуется:

- требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности;

- нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания;

- давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно;

- отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

Каждый педагог дополнительного образования должен помнить о том, что:

  • деятельность обучающихся должна быть ориентирована на создание ситуации успеха;
  • обучение и воспитание таких детей затруднено, потому что они воспринимают окружающий мир порой враждебно и агрессивно; им хочется «уйти» от такого мира;
  • при реализации образовательной программы чаще нужно использовать игровую деятельность (дети учатся общаться друг с другом), упражнения по развитию общей и мелкой моторики, психогимнастику и релаксацию (снимает мышечные спазмы и зажимы);
  • в процессе общения нужно принимать ребенка таким, какой он есть, не сравнивать с окружающими, обращаться только по имени;
  • важно хвалить и поощрять ребёнка в целях повышения его самооценки (но ребёнок должен знать, за что его хвалят);
  • замечания вредны и по возможности нужно делать их пореже, не высмеивать слабости и ошибки;
  • вести себя нужно спокойно в любой ситуации;
  • речь и поведение педагога важны: тон ровный и выдержанный, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса;
  • движения должны быть спокойными и уверенными;
  • нельзя обсуждать при детях отрицательные качества их самих, их родственников либо других детей;
  • ребёнок может чрезмерно фантазировать, придумывать в своих рассказах факты его жизни или окружающих и надо учитывать это в работе.