Работа с семьями, где родители затронуты проблемами алкогольной зависимости

Семья признана играть важную роль в формировании личности ребенка, его эмоциональной, мотивационной и волевой сфер, социальной адаптации. На формирование личности также огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt305 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с семьями, где родители затронуты проблемами алкогольной зависимости

Слайд 2

Психолого-педагогические факторы: общий высокий уровень агрессивности в семье, привычка к конфликтам между ее членами, а часто и к насилию близких по отношению друг к другу и к детям в том числе; эмоциональная нестабильность, несдержанность и/или холодность родителей по отношению к детям и друг другу, провоцирующие недоверие детей по отношению к родителям; отсутствие диалога между ребенком и родителями вследствие родительской безответственности.

Слайд 3

Условия социального неблагополучия семей: недостаток средств к существованию из-за личной безответственности родителей; границы семьи и личные границы ее членов размыты: ребенку трудно сформировать свое личное пространство, он испытывает проблемы становления индивидуальности; семья изолирована от здорового общества, социальное окружение детей негативно однородно ( они либо одиноки, изолированы от сверстников, либо общаются с детьми из семей с подобными проблемами).

Слайд 4

Созависимость — патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощённостью и сильной эмоциональной, социальной или даже физической зависимостью от другого человека.

Слайд 5

Алкоголизм — хроническое (неизлечимое), прогрессирующее, в отсутствие лечения смертельное заболевание, затрагивающее и разрушающее все сферы человеческой жизни — тело, психику, социальную жизнь человека. Неизлечим алкоголизм в том плане, что человек, потерявший однажды контроль над употреблением алкоголя, никогда уже этот контроль не обретет.

Слайд 6

Стадии алкоголизма Продром Первая стадия алкоголизма Вторая стадия алкоголизма Третья стадия алкоголизма

Слайд 7

«Герой» — такую роль часто берет на себя старший ребенок в семье. Его целью является сохранение семейного достоинства. Исходя из этого, он не вызывает своим поведением никаких хлопот: хорошо учится, даже в раннем возрасте может исполнять некоторые функции одного из родителей, не по годам взрослый, ответственный, может иметь высокие достижения не только в учебе. Подобные дети имеют тенденцию быть академически или профессионально очень успешными. Внутри у ребенка, находящегося в этой роли, много одиночества, страха, обиды, гнева.

Слайд 8

«Бунтарь» — эту роль, как правило, исполняет ребенок, который по возрасту младше героя. Обычно его отличает плохое поведение в школе, с ним много проблем, для него характерно непослушание. Часто такие дети становятся малолетними правонарушителями. Подобный ребенок оттягивает фокус проблемы на себя. Благодаря этой роли семья имеет возможность для своеобразного нездорового выражения гнева. Внешне такой ребенок выглядит «колючим» и враждебным. Однако внутри у него много боли, отчаяния, страха, чувства вины.

Слайд 9

«Потерянный» — такие дети стремятся быть невидимыми, они кажутся тихими и даже робкими, могут часто и сильно болеть. От хаоса и семейных проблем они спасаются в мечтаниях и грезах, живут в нереальности. Внутри такие дети чувствуют обиду, одиночество, отверженность.

Слайд 10

Рекомендации по работе с детьми родители которого имеют алкоголическую зависимость: Отсутствие сравнений с другими . Каждая маленькая личность должна рассматриваться исключительно в ее динамике развития, а не на фоне чужого опыта. Корректное отношение к воспитаннику . Следует помнить о том, что перед вами не просто жертва семейных обстоятельств, а маленькая личность, достоинство которой уже и так пострадало. Создание «ситуации успеха» . Дети с поломанной психикой из-за алкоголизма родителей как никто нуждаются в этом приеме, при котором нужно всячески стимулировать такого ребенка. Разумный контроль . Излишнее потакательство подопечному с непростой судьбой окажет исключительно медвежью услугу, поэтому дисциплина все же должна стать одним из компонентов коррекционной работы.

Слайд 11

Мотивационное интервью Позиционирование: Здравствуйте, меня зовут… Ваш ребенок посещает кружок, который я веду, я хотела бы с вами встретиться, чтобы обсудить некоторые вопросы, касающиеся вашего ребенка; мне хотелось бы поговорить с вами при личной встречи; когда вам будет удобно встретится со мной? Причина встречи: Спасибо, что вы пришли, я вижу, что вам не безразличен ваш ребенок. Ко мне от детей поступила информация, что была драка, которую организовал (спровоцировал) ваш сын; сына видели в компании с курящими подростками.

Слайд 12

Выяснение отношения родителя к ситуации: Я не сомневаюсь , что Вы любите своего ребенка. Мне важно узнать, что Вы знаете об этой ситуации и как Вы к этому относитесь/ что вы об этом думаете? Вам известно об этой ситуации? Что вы думаете по этому поводу? Обсуждение жизненной ситуации клиента: Когда у людей накапливается, все ведут себя по-разному. А как это происходит у Вас? Как вы живете? Как справляетесь с этой ситуацией? Кто Вас поддерживает? Что обычно вам помогает справиться с трудностями?

Слайд 13

Обсуждение кризисной ситуации: Да, это действительно так бывает в кризисных ситуациях. У всех по-разному: кто-то плачет, кто-то бьет, кто-то выпивает. А как это происходит у вас? Когда это было последний раз. С чем это было связано? Расскажите – как это произошло? Как наказывала? Чем? Что в этот момент чувствовала? Могли ли себя контролировать? Что помогло остановиться. Что было с Вами после этого? Изменилось ли что-то за последнее время? Стала чаще пользоваться этим способом расслабиться? Выяснить: динамика дозы, количества, степени опьянения, состояния опьянения, возможности контролировать количество выпитого. Выяснение позиции родителя и обозначение своей позиции: Как думаете, надо ли с этим что-то делать? Вы хотели бы продолжать наказывать или хочется изменить ситуацию? Хотите ли вы жить так дальше? Я вижу, что Ваша дочь Вам дорога и Вы хотели, таким образом, ей помочь, но в данной ситуации можно поступить по другому, Вы бы хотели изменить ситуацию?

Слайд 14

«Заключение договора»: Несомненно, вы любите своих детей, переживаете о том, что произошло и готовы к изменениям. А мы со своей стороны хотим поддержать вас и помочь.

Слайд 15

Спасибо за внимание!