Адаптация обучающихся в учреждении дополнительного образования. Советы психолога.

Учреждения дополнительного образования обладают наибольшим потенциалом возможностей для создания среды, в которой каждый ребёнок, независимо от его способностей и потребностей, почувствует себя защищённым, получит возможность для самореализации.

В различных формах продуктивной деятельности, в интересном коллективе повышаются стрессоустойчивость, самооценка, снижаются внушаемость и тревожность, происходит освоение приёмов саморегуляции поведения, навыков совместного поиска адекватных решений проблемных ситуаций, развитие навыков общения и коллективного взаимодействия, осознания себя как личности, формируется потребность в социально-активной деятельности, расширяется социальный опыт.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Адаптация групп нового набора в учреждениях дополнительного

образования. Советы психолога.

Учреждения дополнительного образования обладают наибольшим потенциалом возможностей для создания среды, в которой каждый ребёнок, независимо от его способностей и потребностей, почувствует себя защищённым, получит возможность для самореализации.

В различных формах продуктивной деятельности, в интересном коллективе повышаются стрессоустойчивость, самооценка, снижаются внушаемость и тревожность, происходит освоение приёмов саморегуляции поведения, навыков совместного поиска адекватных решений проблемных ситуаций, развитие навыков общения и коллективного взаимодействия, осознания себя как личности, формируется потребность в социально-активной деятельности, расширяется социальный опыт.

Именно здесь у педагогов дополнительного образования и психолога есть возможность обеспечить каждому индивидуальный подход, создать оптимальные условия для обучения и

развития.

Первоначальный этап пребывания ребёнка в учреждении дополнительного образования – это период социально-психологической адаптации к новым условиям. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, меняется весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм и летнему отдыху приходят учебные занятия в школе, кружках и секциях. Ребенка, пришедшего в учреждение дополнительного образования впервые, встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять новые обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Учебные занятия с первых дней ставят перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам учреждения дополнительного образования, к новому режиму дня.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год для ребёнка, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и педагога на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина детей в детском объединении адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Многое зависит от индивидуальных психологических особенностей ребенка, состояния здоровья и уровня его психофизиологического развития.

В создании системы психолого-педагогического сопровождения в адаптационный период на первое место следует ставить цель успешной социализации каждого ребёнка.

Основными задачами деятельности педагога-психолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся в данный период являются:

1.Содействие в приобретении обучающимися учреждения ДО знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации.

2.Осуществление необходимой консультативной, диагностической, просветительской и психопрофилактической помощи руководителям, педагогическим работникам и родителям.

3 Определение индивидуальных особенностей детей и их учёт при построении образовательной стратегии.

4 Проведение адаптационных мероприятий со вновь поступившими в учреждение дополнительного образования обучающимися.

5 Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

6 Выявление и устранение причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

7 Разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ для детей с учётом задач каждого возрастного этапа и существующих проблем.

Специфика работы психолога в УДО заключается в тех возможностях, которые дает соединение профессионального инструментария с воспитательными и образовательными средствами УДО.

Если в школу ребенок ходить обязан, его никто не спрашивает, хорошо ли ему там, нравится ли, то посещение тех или иных занятий в УДО добровольно.

Ребенок свободен в выборе кружка или секции, в большинстве случаев нет обязательного посещения. Дети приходят на занятия часто по социальным мотивам – им просто хорошо с ребятами в детском объединении, нравится отношение педагога.

Для многих детей важны их достижения. Понятно, что для ребенка, не слишком уютно чувствующего себя в школе, такая отдушина является поддерживающей и терапевтической. Психолог УДО может подсказать педагогу, как лучше найти подход к такому ребенку, помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные его личности. Это сделать проще, чем в школе, так как педагог УДО не обязан ставить отметки, он обладает бoльшими возможностями корректировки плана, программы занятий. Есть возможность фиксировать личные достижения каждого ребенка, исходя из его потенциала, не сравнивая с жесткими нормативными показателями.

Еще одна существенная особенность работы психолога УДО – возможность рекомендовать ребенку посещение определенного кружка или секции в психотерапевтических целях, т.е. не просто посоветовать подростку занятия в танцевальном кружке, а назвать конкретное место, конкретного педагога, к которому он мог бы обратиться. При этом есть возможность наблюдать за развитием ребенка, отслеживать динамику, давать соответствующие рекомендации педагогу и родителям.

Важнейшее место в деятельности психолога занимает профилактическая работа. Сейчас много говорят о росте наркомании, числа девиантных подростков, детей группы риска, чему способствуют установки, транслируемые с экранов телевизоров, современными журналами и пр.

Подросток, личность которого только формируется и рефлексия которого развита недостаточно, не готов этому противостоять. Занятия, проводимые педагогами и психологом в УДО, являются той самой «прививкой».

Подросток, нашедший дело по душе или просто хороших друзей в стенах учреждения дополнительного образования, не пойдет во двор искать компанию, «где его понимают». У него есть возможность проявить себя, созданы все условия для самореализации и развития.

Для оптимизации адаптационного периода необходимо помочь детям познакомиться друг с другом, с педагогом, с новой учебной ситуацией, с учреждением дополнительного образования, с принятыми здесь правилами. Для успешного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на новую социальную позицию, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к занятиям.

Педагоги дополнительного образования должны познакомить обучающихся групп нового набора и родителей с общими требованиями к занятиям, расписанием и программой занятий.

Рекомендации педагогам по организации занятий.

1.Для достижения эффективности в обучении детей групп нового набора необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям.

2.При организации занятий учитывайте индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

3.Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по - настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

4.Старайтесь показывать необходимость каждого знания. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. Повторяйте упражнения. Развитие способностей ребенка определяется временем и практикой. Если что-то не получается, сделайте перерыв, вернитесь к этому позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

5 Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его возможности. В занятиях нужна мера.

6 Не заставляйте ребенка выполнять задание, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы его выносливости и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.

7 Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте слабости ребёнка в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

8 Постарайтесь не воспринимать занятия с детьми как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Усвоение новых способов деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей или педагог столкнутся с нежеланием ребёнка ходить на занятия, а также с жалобами на то, что его все обижают, никто не слушает, педагог не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы.

Прежде всего, покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии товарищей.

Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить на занятия, показать искреннюю веру в его возможности.

План наблюдения для педагогов дополнительного образования.

1.Охотно, с интересом ли ребёнок занимается?

2 Достаточно ли ответственно относится к занятиям?

3.Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?

4 Стремится ли к улучшению своих результатов?

5 Активен ли на занятиях? Часто ли выражает желание высказаться,

ответить на вопросы?

6 Вполне ли дисциплинирован?

7 Умеет ли организовать себя в работе?

8 Достаточно ли при этом внимателен, целеустремлён и настойчив?

9 Отвечает ли работоспособность ребёнка предъявляемым к занятиям

требованиям?

10 Достаточно ли контактен, доверчив ученик, легко ли откликается на

воспитательные воздействия?

11 Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в детском

объединении?

12 Нуждается ли ребёнок в дополнительной индивидуальной помощи?

13 Легко ли откликается на помощь?

14 Вполне ли удовлетворительно усваивает ребёнок программные знания,

умения и навыки?

В соответствующей графе напротив фамилии ученика ставится цифра:

«1» - если можно утверждать «безусловно да»;

«2» - если можно сказать «скорее да, чем нет»;

«3» - если ответ «скорее нет, чем да»;

«4» - при ответе «безусловно нет»

Дети, набравшие средний бал от1 до 2,1 имеют высокий уровень адаптации, от 2,1 до 3 – средний уровень, от 3,1 до 4 испытывают трудности адаптации и являются объектом дальнейшего индивидуального изучения.

Каковы же признаки успешной адаптации?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в учреждении дополнительного образования, он не испытывает неуверенности и страхов.

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с общеобразовательной программой детского объединения.

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Но самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в новой образовательной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с товарищами и педагогом.

Высокий уровень адаптации. Ребёнок положительно относится к занятиям, предъявляемые требования воспринимает адекватно, легко овладевает программным материалом, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения педагога, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе, поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в коллективе детского объединения благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Ребёнок положительно относится к занятиям, их посещение не вызывает отрицательных переживаний, усваивает основное содержание учебной программы, самостоятельно выполняет типовые задания, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле. Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими детьми в детском объединении.

Низкий уровень адаптации. Ребёнок отрицательно или индифферентно относится к занятиям. Нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, программный материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена. При выполнении заданий не проявляет интереса, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны педагога и родителей, поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь отдельных обучающихся.

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и педагогом, овладение навыками учебной деятельности.

Для этого необходимо обеспечивать благоприятный микроклимат в коллективе, создавать и поддерживать атмосферу доброжелательности, доверия и поддержки во взаимоотношениях с детьми, создавать условия для удовлетворения потребности ребёнка в безопасности, нужности и признании, ставить педагогический процесс в угоду интересам ребёнка, стимулировать его творческое самовыражение.