Создание психологического комфорта в творческих объединениях

Педагоги разные – ведь они вырастают из детей. Педагог – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтобы занятие шло как по маслу. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило,  они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими  профессиональными приемами, что забываем о  психологическом комфорте на занятии, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание  психологического комфорта в творческих объединениях Дорогобужского ДДТ

  Педагоги разные – ведь они вырастают из детей. Педагог – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтобы занятие шло как по маслу. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило,  они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими  профессиональными приемами, что забываем о  психологическом комфорте на занятии, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

От того, какой психологический климат создан педагогом на занятии, зависит успех занятия в целом.

Создание благоприятного психологического комфорта в объединении является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Так что же такое «психологический комфорт»?

Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его со средой внутри объединения.

Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития обучающегося.

Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые ребенок переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом) и с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом).

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности обучащимися процессом своей деятельности и ее результатом. В учебном процессе это удовлетворение потребности в получении новой информации.

На занятии интеллектуальный комфорт достигается:

- сменой видов деятельности;

- достижением желаемого результата;

- поддержкой со стороны педагога;

- верой в собственные возможности.

Хотелось бы сказать и о физическом комфорте ребенка. Он связан с комфортной средой внутри объединения, позволяющей сохранить психофизиологическое здоровье обучающихся и способствующей их оптимальной включенности в образовательную деятельность.

Из чего же складывается психологический комфорт на занятии? Выделим следующие необходимые условия:

- доброжелательные взаимоотношения в системах «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся»;

- создание ситуации успеха на занятии;

- использование на занятиях методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;

- комфортная среда внутри объединения (благоприятные внешние условия учреждения).

Таким образом, для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции:

Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на занятии, в объединении.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55% до 80% информации.

Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза педагога на занятии способствует или препятствует их «открытию» на общение.

Допустим, педагог находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Как это влияет на детей? Они внутренне  «сжимаются», опускают глаза, бояться взгляда педагога, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции «МЫ»

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Каждый человек избирательно регулирует присутствие  в этом пространстве других людей и осуществляет это на основе личных симпатий и привязанностей  (за исключением тех случаев, когда у него нет выбора.

Социальный барьер возникает, когда педагог занимает позицию, выражаемую словами: «на 5 знаю только я» или «не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с обучающимися.

Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании педагогом всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой педагога.

Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ».

Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе деятельности имеет свои частные операции.

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет  на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

Представим себе на секунду состояние ребёнка, взирающего на разъяренного, кричащего педагога. А ведь ему находиться в кабинете целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене. И вот перемена заканчивается, и начинается следующее занятие. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из объединения абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не педагог, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи  данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана.

В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи дети будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция «возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации обучающегося, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, педагог обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.

После того, как помощь оказана, следует поблагодарить ребенка за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.

То же относится и к дополнительному образованию, и к взаимодействию педагога с ребенком. Педагог, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не сможет научить их даже таблице умножения, так как пессимизм, рождающийся при этом, встает непреодолимой преградой на пути всякой деятельности. Поддержание оптимистического рубежа как технологическая операция «возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда, сверху, они становятся такими крохотными, что он сам начинает верить в себя и преодолевать сложности.

Немало важное место в создании психологического комфорта занимает оценка. Часто идя на занятие, ребенок переживает о том, какой результат он получит.

Педагогическая оценка деятельности ребенка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.

Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки как поощрение. Ведь давая оценку, в первую очередь, нужно поднять ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную реакцию коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на «пьедестале» своих достижений. Если это ребенку удастся сделать, то возможно ему самому не захочется спускаться вниз.

Иногда поспешность в оценке может негативно изменить отношение обучающегося к педагогу и к предмету в целом и надолго оставить глубокий след обиды и разочарования в его сердце.

Вывод: Учитывая эти условия, мы сможем создать доброжелательную атмосферу на занятии, позволяющую развить здоровую, полноценную личность.