Программа по внеурочной деятельности "Мир чувств и эмоций"

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_mir_chuvstv_i_emotsiy.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ,

НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято на педагогическом совете                                                   Утверждено приказом директора

МБУДО Дорогобужский ДДТ                                                            МБУДО Дорогобужский ДДТ

от «__» ___ 20 __г. протокол № __                                                    № _________ от ______ 20 __г.

                                                                                                         

                                                                                                         

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ДЕТСКИЙ МИР ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ»

Возраст обучающихся: 7 лет

Срок реализации: 1год

Автор-составитель:

Скрипкарь Анна Андреевна

Педагог-психолог

 2018

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

2. Учебный план

3. Содержание учебного плана

4. Календарный учебный график

5. Методическое обеспечение программы

6. Список литературы


Пояснительная записка

Направленность программы: социально-педагогическая.

В качестве основы взяты программы Т. Абдурасуловой, И. Вежновец, Т. Громовой, Н., Карпекиной, С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник, В.М. Минаевой, Н. Новиковой, О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушиной, О.Л. Князевой.

        Актуальность. Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Дошкольное детство - период творчества. Ребёнок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

        Известно, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

        Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Освоение коммуникативных умений обеспечивает ребёнку 5 лет полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.

        Основная задача игр в общении – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно ролевыми играми, которые, кроме того, обучают согласованности, готовности выручить сверстника, считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Такие игры ободрят робкого, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание, помогут расслабиться рассерженному ребенку.

        Дети пятилетнего возраста испытывают потребности в общении со сверстниками. Они с интересом наблюдают друг за другом и при этом остаются совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться.

        Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через позитивное движение (толкалки, стучалки, построение и разрушение башен из кубиков, «рубка дров»), рисование, игры с песком и водой, психогимнастические этюды, обыгрывающие базовые эмоции, такие как радость, удивление, гнев, горе, грусть, страх.

        Педагогическая целесообразность программы: современные учащиеся стали менее отзывчивы к чувствам других. Так как, никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими собственными эмоциями.

        Новизна программы «Детский мир чувств и эмоций» определяется тем, что в ней реализуется подход целостного развития. Органичное вхождение в мир чувств и эмоций обеспечивается в программе взаимодействием учащихся между собой, с помощью разнообразных видов деятельности и способов их проявления.

        Цель программы: осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с окружающим миром, тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

        Задачи: 

- способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;

- помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние;

- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

- учить ребёнка выражать свою любовь к близким;

- воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;

- вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Отличительной особенностью программы является следующее: в ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Форма занятий – групповая. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.

Режим занятий -         общее количество учебных часов программы – 36.

Программа «Детский мир чувств и эмоций» рассчитана на 1 год обучения в объёме 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты: развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, накапливанию положительного опыта добрых чувств, поступков и взаимоотношений.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные результаты: овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками.

Регулятивные результаты: способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Познавательные результаты: овладевший начальными универсальными предпосылками учебной деятельности - умением работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы, адекватные возрасту.  

Предметные результаты: 

- развитие самостоятельности, навыков взаимодействия друг с другом, речи, внимания, восприятия, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений игровых навыков, произвольного поведения;

- знание основные чувства(настроения), кто такие близкие люди как к ним относится; понятие «дружба», что значит «дружить», кто такой «друг».

- умение распознавать эмоциональные проявления людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.);

- разделение эмоций на положительные и отрицательные;

В качестве входящей и исходящей диагностики для исследования эффективности проведенных занятий и психоэмоционального состояния учащихся можно использовать индивидуальные карты развития коммуникативных навыков ребенка (О.А. Сафонова), методику «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева), наблюдения педагогов и родителей.

        Способы проверки результатов: беседа, игра, выполнение тематических заданий.

Показатели результативности: рост интереса к другим детям, желание общаться, взаимодействовать, позитивные социальные проявления в контактах со сверстниками, снижение негативных эмоциональных реакций – тревоги, обиды, застенчивости, агрессии, а также адаптированность учащихся в группе, наличие в группе взаимных симпатий с другими детьми.

        Структура и организация занятий.

I.   Ритуал приветствия.

II. Разминка (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей).

III. Основное содержание занятий (развивающие упражнения и игры, направленных на решение задач данной программы):

  • игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие;
  • разыгрывание этюдов;
  • тематическое рисование;
  • релаксационные упражнения.
  • IV. Рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия).
  • V. Ритуал прощания.

Содержание занятий построено таким образом, чтобы учащийся постепенно входил в мир человеческих эмоций и взаимоотношений через:

*понимание собственной индивидуальности;

* вхождение в мир других людей, приобретение навыков совместной деятельности; * познание спектра основных эмоций, приобретение навыков их положительного проявления, адекватного реагирования на эмоциональное состояние других людей;

     Занятия проходят один раз в неделю, в течении года, длительность 30 минут, наполняемость группы 8-12 человек. Большое значение имеет размещение учащихся. Занятия проводятся в психологическом кабине, разделённом на три зоны: развивающая, игровая и релаксационная. В процессе занятия используются все три зоны. Учащихся лучше всего рассаживать «парашютиком», то есть полукругом-куполом, ведущий при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это даёт возможность педагогу-психологу держать в поле своего внимания всю группу, учащимся хорошо его видеть.

      Форма организации занятий игровая с включением бесед, чтением художественных произведений, этюдов и упражнений на моделирование эмоциональных состояний, рассматриванием рисунков, выполнение творческих заданий.

         Методические приемы:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;

2.Ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры;

3. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств;

4.Упражнения и задания направленные на развитие произвольности, воображения;

5. Релаксационные методы.

Программа состоит из трёх разделов.

 1. Раздел «Радуга чувств». Раздел включает в себя эмоции радости, обиды, грусти, удивления, страха.

2. Раздел «Кто я?» Раздел направлен на осознание самого себя, отношения к маме, папе, друзьям, окружающим людям.

3. Раздел «Страна «Понимания и дружбы». Раздел включает в себя, упражнения, направленные на формирование навыков общения со сверстниками, культуры поведения, пониманию друг друга.

Учебный план

Название раздела

Теория

Практика

Всего

Форма контроля

 1. Раздел. «Радуга чувств»

    * Радость

    * Грусть

    * Гнев

    * Удивление

    * Страх

    * Полезные чувства:

       забота и любовь

6

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

12

2

2

2

2

2

2

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

 2. Раздел «Кто я? «

    Я расту, я изменяюсь

    Я- хозяин своих чувств

    В гостях у обиды

    Близкие люди

    Кого я люблю?

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

10

2

2

2

2

2

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

   3. Раздел «Страна понимания и дружбы»

     Азбука общения

     Трудное чувство «Дружба»

     В гости к другу

     Встреча друзей

     Герои русского фольклора

    Дорога к знаниям

    Итоговое занятие

7

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

14

2

2

2

2

2

2

2

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

Итоговая выставка

Всего

18

18

36

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1.  Раздел «Радуга чувств» (12 часов).

Эмоция Радости.

Теория. Познакомить детей с эмоцией радости. Поговорить, как и когда мы выражаем радость.

Практика. Предложить детям показать эмоцию радости, нарисовать рисунок на тему «Радость».

Релаксация «Облака», «Всем-всем до свидания».

Эмоция Грусти.  

Теория. Познакомить детей с эмоцией грусти. Показать детям как с помощью мимики мы можем показывать эмоцию.

Практика. Игра «Море волнуется раз» (волны эмоций), игра «Грустинка», проигрывание этюда «Федорино горе», «Всем-всем до свидания».

 

Эмоция Гнева.

Теория. Беседа о том каких злых героев знают дети. Когда мы злимся? На кого мы можем злится?

Практика. Предложить детям побывать в роли злого Серого волка, злых волшебников, «Всем-всем до свидания».

Эмоция Удивления.

Теория. Познакомить с эмоцией удивления. Как выражается удивление с помощью мимики, жестов.

Практика. Предложить детям рассмотреть картинки с различными способами выражения эмоции удивления.  С помощью игры, «Любопытная лисичка» показать удивление.  

Релаксация «Облака», «Всем-всем до свидания».

Эмоция Страха.

Теория. Познакомить с эмоцией страха. Беседа о том когда и чего мы можем бояться.

Практика. Рисование «Чего я боялся…», проигрывание этюда «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Рефлексия. Почему было страшно, что мешало Крошки Еноту?

Упражнение «Всем-всем до свидания».

Полезные чувства: любовь и забота.

Теория. Знакомство учащихся с понятиями «забота», «любовь». Что значит заботится о ком-либо. Как я могу заботится о себе, зачем надо заботится о себе и других, о природе?

Практика. Упражнение «Встану я утром», игра «У кого больше любимок». Инсценировка «Покажи, как я люблю». Релаксация «Тихий час для мышат», дидактическая игра «Маша упала».

Рефлексия «Вот так». Всегда ли надо проявлять заботу? Зачем это надо делать?  

2. Раздел «Кто я?» (10 часов).

Я расту, я изменяюсь.

Теория. Беседа с учащимися на тему «Когда я был маленьким» (ребята вспоминают интересные, весёлые события, случаи из своей жизни). Какие девочки, какие мальчики.

Практика. Проигрывание этюда «Линия времени», инсценировка стихотворения    Э. Мошковской, игра «Ручеёк радости».

Релаксация «Облака». Упражнение «Всем-всем до свидания».

Я – хозяин своих чувств.

Теория. Рассказ педагога о том, что у собак бывают разные хозяева. Одни хорошо ухаживают за животным и собака слушается их. У других такая непослушная собака, что иногда даже кусает своих хозяев. Так же и с чувствами. Один человек бывает хорошим хозяином своих чувств, умеет управлять ими, а у другого чувства командуют хозяином.

Практика. Упражнение «Собачка хочет ласки», «Стоп, кулак!», игра с песком «Оживи картину», «Кто больше знает обзывалок».

Релаксация «Воздушный шар». Упражнение «Всем-всем до свидания».

В гостях у Обиды.

Теория. Рисование на тему «Обида». Можно ли обидеться на маму? Работа со сказкой «Как зайчик обиделся на маму» (О.В Хухлаева).

Практика. Проигрывание этюда «Вася хозяйничает». Упражнение «Чтоб не обижаться, надо расслабляться».

Рефлексия. Когда мы можем обидеться? На кого мы можем обидеться? «Всем-всем до свидания».

Близкие люди.

Теория. Беседа на тему: «мама, папа, я – дружная семья». Мысленная картина на тему «Однажды мы с мамой или папой». Кто относится к понятию «близкие люди»?

Практика. Рисование рисунка «Моя семья». Работа со сказкой «Сказка о букашке Сашке, который очень любил свою маму». Упражнение «Ручеёк радости».

Упражнение «Всем-всем до свидания».

Кого я люблю.

Теория. Вспомнить значение слова «любовь к близкому человеку», рассказ учащихся «Как я люблю папу…».

Практика. Игра «Добрые слова», упражнение «Я люблю свою семью, потому что…», инсценировка стихотворения «Час потехи».  

Рефлексия. Часто мы говорим друг другу добрые слова? Как мы проявляем заботу и любовь?

3.  Раздел «Страна «Понимания и дружбы» (14 часов).

Азбука общения.

Теория. Беседа с детьми на тему: как мы общаемся, что нам помогает в общении, как мы понимаем друг друга.

Практика. Упражнение «История про лето», «С кем я хочу общаться», игра «Угадай», «Я рад общаться с тобой», «Волшебник», «Всем-всем до свидания».

Трудное чувство «дружба».

Теория. Познакомить детей с понятием «дружба». Что такое «дружба». Что значит «дружить», кто такой «друг». Беседа на тему «Маша–настоящий друг потому что…».

Практика. Упражнение «Ищу друга», «Помоги другу или самая дружная пара», Игра «Фотограф», работа со сказкой «Незабудка не смогла подружиться» (Гавриченко О.Н), «Всем-всем до свидания».

В гости к другу.

Теория. Объяснить детям, что значит ходить в гости, как нужно себя вести в гостях, чего нельзя делать в гостях, к кому мы чаще ходим в гости.

Практика. Этюд «В гостях», игра «Лучший друг», «Сказка о дружбе», Игра «День рожденье», психогимнастика «Ручеёк дружбы». «Всем-всем до свидания».

Встреча друзей.

Теория. Какие чувства мешают дружить, в какие игры можно играть вместе.

Дружба – это помощь, сочувствие, умение хранить секреты, честность.

Практика. Работа со сказкой Смелый Бобердулик (И.О Орлова), игра «Пойми меня», проигрывание этюдов «Друзья», «Встреча друзей», чтение стихотворения о дружбе. «Всем-всем до свидания».

Герои русского фольклора.

Теория. Беседа с учащимися о сказочных героях: Баба-Яга, Змей Горыныч, Серый волк, Медведь.

Практика. Упражнение «Конкурс на самую страшную Бабу Ягу», «Один день из жизни Змея Горыныча», «Как волк дружить научился», «Медведь Мишенька», «Всем-всем до свидания».

Дорога к знаниям.

Теория. Беседа с детьми о школе, школьной дружбе, чувствах.

Практика. Сказка про «Большого Воробья Иришку» (О. Хухлаева), «Как Яшок поступал В Дом Учености» (Я. Самойлова). «Всем-всем до свидания».

Итоговое занятие.

Теория. Вспоминаем с учащимися все игры, в которые играли на занятиях в течении года. Беседа о том какие игры больше всего понравились. Беседа на тему кого мы любим и о ком заботимся.

Практика. Упражнение «Чудо-дерево». С помощью карточек-смайликов вспоминаем все основные чувства, прикрепляем смайлики на «Чудо-дерево». Рисование портрета на тему «Дружба».

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Первое полугодие

Дата проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

беседа

1

Вводное занятие. Знакомство. Вводный инструктаж по ОТ.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, выставка работ, отзыв родителей, выполнение заданий

беседа

1

Знакомство (продолжение).

«У лукоморья дуб зелёный».

беседа

1

Знакомство со слугой по имени Радость.

дидактическое упражнение

1

Аппликация «Весёлые смайлики».

беседа

1

Знакомство со слугой по имени Грусть.

игровая

1

Сюжетно-ролевая игра «Грустинка».

тематическое рисование

1

Знакомство со слугой по имени Удивление.

дидактическое упражнение

1

Знакомство со слугой по имени Злость.

Тематическое рисование

1

Знакомство со слугой по имени Страх.

праздник

1

Посвящение в «Почемучки».

игровая

1

Сюжетно-ролевая игра «Маски».

беседа

1

Знакомство со слугой по имени Обида.

беседа

1

Что такое дружба?

беседа

1

Герои русских сказок Серый волк.

театрализованное занятие

1

Герои русских сказок Баба-Яга.

театрализованное занятие

1

Герои русских сказок Змей Горыныч.

итоговая

1

Итоговое занятие.

праздник

1

     Новогодний утренник. Встреча со сказочными героями.

Второе полугодие

Дата проведения

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

игровое

1

Путешествие в страну Зеркал.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, выставка работ, отзыв родителей, выполнение заданий

игровое

1

Волшебные картинки. Дорисуй.

беседа

игровое

1

Кто такой настоящий друг?!

беседа

1

Какие чувства мешают дружить?

беседа

1

Сила воли.

игровое

1

Сила воли, терпение.

сюжетно-игровое

1

Кто я.

сюжетно-игровое

1

Кто я (продолжение)

дид. игра

1

Я преодолею трудности.

дид. игра

1

Я преодолею трудности (продолжение).

беседа

игровое

1

Учимся слышать и слушать друг друга.

сюжетно-игровое

1

Приключения пластилинового мальчика.

дид. игра

1

Моя семья.

дид. игра

1

Моя семья (продолжение).

беседа

игровое

1

Заколдованная фигура.

сюжетно-игровое

1

В стране знаний

дид. игра

1

Волшебные маски.

дид. игра

1

Кто мы?

дид. игра

1

Сюжетно-ролевая игра «Мы вместе»

дид. игра

1

Итоговое занятие.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         В процессе групповой и индивидуальной работы, используются приёмы, содержание которых отвечает развивающим задачам программы. В программу включены полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, с другой – позволяющих оказывать на учащихся различное воздействие.    

        Рекомендуется проводить занятия в игровой форме, использовать подвижные игры, продуктивные виды деятельности, релаксационные упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы и коммуникативные навыки. В основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности воспитанника в игре. Только те знания и умения прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребёнку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то о чём он догадался сам, почувствовал, его собственные открытия остаются в его памяти навсегда.

        Использование игр способствует развитию навыков общения, взаимопониманию друг друга, которые помогают в адаптации и социализации к окружающей среде.  Общение будет эффективным только тогда, когда его участники будут способны понимать эмоциональное состояние другого и уметь управлять собственными эмоциями. Важно научить обучающихся понимать свои собственные эмоции.

         Проявление и распознание эмоций достаточно сложный процесс, который требует от ребёнка определённых знаний и определённого уровня развития. Эффективнее всего для этих целей подходит сказка.  Сказочный мир, с его чудесам, тайнами и волшебством всегда привлекал детей разного возраста, особенно дошкольников. Погружаясь в воображаемый нереальный мир, ребёнок активно действует в нём, изменяет его, а затем переносит свой накопленный опыт в реальность, преобразуя её. Принимать решения в трудных ситуациях, верить в силу добра и любви гораздо интересней в роли сказочного героя.

          В программе используются современные педагогические технологии, к которым относятся:  

- игровые технологии;

- технологии имитационного моделирования;

- сказкотренинг.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога

1. Абдурасулова Т. Коррекционно – развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет). // «Школьный психолог». – 2010. - №5. –с.8-9. - №6. – с.4.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 88 с.

3. Минаева В.М. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // «Дошкольное воспитание». – 2011. - №2. – с.13-20.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: «АРКТИ», 2010. –48 с.

5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: «Генезис», 2012. - 175 с.

6. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). - М.: «Линка – Пресс», 2010. - 384 с.

Список литература для родителей

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?».  - М., 2011.
  2. Сатир В. «Как строить себя и свою семью». - М., 2013.
  3. Родничок. Книга для чтения детям 4-5 лет. – М., 2013.
  4. Михалков С. Сказки, пьесы, стихи. В 3-х книгах. – СПб., 2011.