Программа по внеурочной деятельности "Разумейка"

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razumeyka_osnovnaya_programma.docx78.68 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ,

НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Принято на педагогическом совете                                                   Утверждено приказом директора

МБУДО Дорогобужский ДДТ                                                            МБУДО Дорогобужский ДДТ

от «__» ___ 20 __г. протокол № __                                                    № _________ от ______ 20 __г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «РАЗУМЕЙКА»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Скрипкарь Анна Андреевна, педагог дополнительного образования

 2020

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебный план

3. Содержание учебного плана

4. Календарный учебный график

5. Методическое обеспечение программы

6. Список литературы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Актуальность. В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок.         Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста.

        Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником — это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.

        В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением подкреплять желание ребенка работать, то в дальнейшем это закрепится, и ребенок с удовольствием будет выполнять любые поручения. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится. Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого, следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения действий.  

         В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.  Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность.

Обучение детей организовывается в форме игры и связанных с ней деятельностей, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение со взрослым. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.

Новизна программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы учащихся, включить их в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к окружающему миру.

Направленность программы - социально-гуманитарная.

Педагогическая целесообразность программы: навыки, умения, приобретённые учащимся в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.

Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов.  Программа предполагает возможность дистанционной формы обучения, обеспечивающей доступность для детей, проживающих в сельской местности.

Цель программы: обеспечение успешной социализации детей в обществе, стимуляция развития познавательных процессов.

Задачи программы:

Образовательные:

- знакомить с различными техниками работы с пластилином, бумагой, красками;

- способствовать расширению знаний учащихся об окружающем мире;

- формировать навыки культуры поведения.

Развивающие:

- формировать познавательный интерес, социально-личностные качества;

- развивать мелкую моторику, координацию действий;

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов;

- способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

-  развивать мотивационную сферу учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные чувства, внимательно и участливое отношение к окружающим;

- воспитывать у детей положительное отношение к труду.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет.

Уровень сложности программы- стартовый

Срок реализации программы – 2 года.

Первый год обучения-72 часа.

Второй год обучения-72 часа.

Структура и организация занятий. Занятия проходят в психологическом кабинете с разделёнными зонами: игровой, учебной и зоной релаксации.

Раздаточный материал по количеству обучающихся 15 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.

Формы занятий и виды: беседа, беседа с игровыми элементами, дидактическое занятие, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, практическое занятие.

Методические приёмы: объяснение, игровые упражнения и ситуации, сюжетно-ролевые игры, беседа, релаксационные методы, различные задания, направленные на развитие познавательных процессов.

Планируемые результаты освоения программы обучения:

Личностные результаты:

- воспитание целеустремленности и самостоятельности в выполнении заданий;

- адаптация к условиям группы.

Метапредметные результаты:

- воспитание адекватного эмоционального реагирования путем создания игровых ситуаций;

- формирование способов взаимодействия с окружающими, формирование произвольности;

- развитие мышления через активацию процессов анализа, синтеза, мыслительных операций: классификация, исключение;

- формирование познавательной активности через загадки, упражнения на развитие внимания, памяти.

Предметные результаты:

- расширение знаний об окружающем мире через сюжетно- ролевые игры, через использования настольных игр;

- развитие общей моторики.


Учебный план первого года обучения

Название раздела и темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Вводное занятие

1

1

Беседа

2.

Солнечный круг.

8

5

3

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

3.

Наши друзья –животные.

21

10

11

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

4.

Удивительный мир.

15

5

10

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

5.

Мой дом

8

5

3

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

6.

В гармонии с природой

15

6

9

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

7.

Социализация и воспитание

4

4

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

Всего

72

32

40


Содержание учебного плана первого года обучения

1. Раздел. Вводное занятие. (1 час)

Теория. Знакомство с воспитанниками. Организация рабочего места. Охрана труда при работе с инструментами. Создание доброжелательной обстановки.

2. Раздел. Солнечный круг (8 часов).

Теория. Знакомство учащихся с понятием «Дружба». На примере мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» проведение беседы «Что значить дружить». Работа со сказкой «Незабудка не смогла подружиться» (Гавриченко О.Н). Пословицы о дружбе, работа над смыслом пословиц.

Практика. Игра на знакомство «Волшебная ниточка». Игровое упражнение «Самая дружная пара». Рисование «Осеннее дерево дружбы». Аппликация «Рисование крупой». Проигрывание этюда «Встреча друзей».

Релаксация. Игра-упражнение «Как радуются зверята». «Облака». Выставка рисунков.

3. Раздел. Наши друзья – животные (21 час).

Теория. Морские обитатели. Домашние животные. Почему их так называют, их детеныши, чем питаются. Обитатели жарких стран. Лесные друзья. Почему животных, живущих в лесу, называют «дикими»? Домашние и дикие птицы. Места их обитания. Насекомые. Чтение сказки «Теремок». Беседа о том, какие животные жили в теремке.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «В гостях у зверей». Рисование «Лесная поляна». Аппликация «Еж». Рисование ватными палочками «Морской обитатель».  Аппликация из ватных дисков «Сугроб для медведя»

Рефлексия. Выставка работ.

4. Раздел. Удивительный мир (15 часов).

Теория. Геометрическая фигура «квадрат». Предметы квадратной формы. Геометрическая фигура «круг». Предметы круглой формы. Геометрическая фигура «треугольник». Предметы треугольной формы. Геометрическая фигура «прямоугольник».

Практика. Упражнение «Обведи по контуру геометрические фигуры», «Дорисуй геометрическую фигуру». Упражнение «Запомни фигуры», «Заштрихуй круг». Конструирование «Игрушка для новогодней елки». Рисование «Елка». Аппликация «Дом для деда мороза». Сюжетно-ролевая игра «Снеговик и его друзья». Игра «Волшебные снежинки». Рисование сказки с помощью геометрических фигур.

5. Раздел. Мой дом (8 часов). 

Теория. Беседа на тему «Дом, в котором я живу». Какие бывают дома. Закрепление знаний домашнего адреса. Моя квартира.  Комнаты в квартире.

Практика. Сюжетно-ролевая игра «Вместе». Аппликация «Дом для Незнайки». Коллективная творческая работа из природного материала «Что нам стоит дом построить».

6. Раздел. В гармони с природой (15 часов).

Теория. Знакомство с понятием «огород». Что растёт в огороде? Овощи. Польза овощей. Фрукты. Польза фруктов. Грибы и ягоды. Где растут.

Практика. Лепка «Овощное лукошко». Панно «Посажу я в огороде». Лепка «Фруктовая корзина». Пальчиковое рисование «Ягоды для Мишки». Аппликация «Мухомор». Рисование «Зеленая страна». Подвижные игры «Собери овощи», «Фруктовое лукошко».

 Рефлексия. Выставка работ.

Практика.

7.Раздел. Социализация и воспитание (4 часа).

Практика. Осень, осень, в гости, просим. Волшебные часы. Примите наши поздравления. Лето-веселая пора


Календарный учебный график первого года обучения

                

Дата проведения

Форма занятий

Кол-во

часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

01.09.2020

Беседа

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

03.09.2020

Практическое занятие

1

Знакомство (продолжение). Волшебная ниточка.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

08.09.2020

Игра-путешествие

1

Осенняя сказка.

Входной контроль.

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение, устный опрос

10.09.2020

Практическая работа

1

Рисование «Осеннее дерево дружбы».

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

15.09.2020

Беседа

1

Чудесное превращение.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

17.09.2020

Беседа

1

Разноцветная мозаика.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

22.09.2020

Беседа

1

Страна вежливости.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

24.09.2020

Практическая работа

1

Рисование крупой. Страна фантазия.

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

29.09.2020

Беседа с элементами игры

1

Путешествие на волшебном поезде.

Кабинет психолого-педагогического центра

Работа с карточками

01.10.2020

Беседа с игровыми элементами

1

В гостях у сказки

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

06.10.2020

Практическое занятие

1

Осень, осень, в гости, просим.

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

08.10.2020

Беседа

1

Знакомство с морскими животными.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

13.10.2020

Практическая работа

1

Рисование ватными палочками.

Кабинет психолого- педагогического центра

Выставка

15.10.2020

Дид-кое занятие

1

В стране забавных игрушек.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

20.10.2020

Сюжетно-ролевая игра

1

 «Путешествие с морскими животными».

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

22.10.2020

Беседа

1

Живой мир. «Домашние животные».

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

27.10.2020

Беседа

1

Кто как голос подает?

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

29.10.2020

Сюжетно-ролевая игра

1

 «В гостях у зверей».

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

03.11.2020

Беседа

1

Обитатели жарких стран

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

05.11.2020

Беседа

1

Зайкина избушка

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

10.11.2020

Беседа

1

В гостях у трех медведей

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

12.11.2020

Беседа

1

Лесные друзья.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

17.11.2020

Практическая работа

1

Рисование «Лесная поляна».

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

19.11.2020

Практическая работа

1

Аппликация «Еж».

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

24.11.2020

Беседа

1

Птицы – обитатели воздуха.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

26.11.2020

Практическая работа

1

Аппликация из природных материалов «Птичка-невеличка».

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

01.12.2020

Дид-кое

занятие

1

Сказочная птица

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

03.12.2020

Игровое занятие

1

В гостях у Кузнечика.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

08.12.2020

Дид-кое

занятие

1

Мы ходили в зоопарк

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

10.12.2020

Беседа

1

Обобщающее занятие «Звери».

Промежуточная аттестация.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

15.12.2020

Практическая работа

1

Зимушка-зима.

Аппликация из ватных дисков «Сугроб для медведя»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

17.12.2020

Практическая работа

1

Конструирование «Игрушка для новогодней ёлки».

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

22.12.2020

Практическая работа

1

Рисование «Ёлка».

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

24.12.2020

Беседа

1

Волшебные часы.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

29 .12.2020

Практическая

работа

1

Аппликация «Домик для Деда мороза».

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение, выставка

31.12.2020

Игра-путешествие

1

Сказочный герой Дед Мороз.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

12.01.2021

Беседа

1

Зимняя сказка.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

14.01.2021

Сюжетно-ролевая игра

1

 «Снеговик и его друзья».

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

19.01.2021

Дид-кое занятие

1

Разноцветная мозайка

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

21.01.2021

Беседа

1

Зимние забавы.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

26.01.2021

Игровое занятие

1

Игра «Волшебные снежинки».

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

28.01.2021

Беседа

1

В гостях у прямоугольника

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

02.02.2021

Игра-путешествие

1

Путешествие в страну зеркал

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

04.02.2021

Беседа

1

Круг, квадрат и треугольник

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

09.02.2021

Практическая

работа

1

Рисование сказки с помощью геометрических фигур

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

11.02.2021

Беседа

1

Чудеса из страны знаний

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

16.02.2021

Беседа с элементами игры

Установим соответствие

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

18.02.2021

Практическая работа

1

Открытка для папы.

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

25.02.2021

Сюжетно-ролевая игра

1

 «Вместе».

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

02.03.2021

Практическая работа

1

Что нам стоит дом построить!

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

04.03.2021

Беседа, практическая работа

1

Открытка для мамы

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

09.03.2021

Практическая

работа

1

Примите наши поздравления

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

11.03.2021

Беседа с игровыми элементами

1

Выдумщики и изобретатели

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

16.03.2021

Беседа

1

Дом, в котором я живу.

Промежуточная аттестация.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

18.03.2021

Практическая работа

1

Аппликация «Дом для Незнайки»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

23.03.2021

Беседа

1

Наведем порядок в доме

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

25.03.2021

Беседа

1

Приходите в гости к нам

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

30.03.2021

Практическая

работа

1

Обобщающее занятие « Мой дом»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, творческая работа

01.04.2021

Беседа

1

Во саду ли в огороде

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

06.04.2021

Практическая работа

1

Овощное лукошко

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

08.04.2021

Практическая

работа

1

Панно «Посажу я в огороде»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

13.04.2021

Беседа

1

Овощи и фру-кты- полезные продукты

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

15.04.2021

Беседа

1

Фрукты- кладовая витаминов

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

20.04.2021

Практическая работа

1

Лепка «Фруктовая корзина»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

22.04.2021

Беседа

1

Ягодное царство

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

27.04.2021

Практическая работа

1

Пальчиковое рисование «Ягоды для Мишки»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

29.04.2021

Беседа

1

Грибное царство

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, работа с карточками

04.05.2021

Практическое занятие

1

Аппликация «Мухомор»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

06.05.2021

Практическая работа

1

Открытка «С Днем Победы»

Кабинет психолого-педагогического центра

Творческая работа

11.05.2021

Практическая работа

1

Рисование «Зеленая страна»

Кабинет психолого-педагогического центра

Творческая работа

13.05.2021

Беседа

1

Дары природы

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

18.05.2021

Беседа с игровыми элементами

1

Мы-друзья природы

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

20.05.2021

Практическая работа

1

Лепка «Цветочная поляна»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение, творческая работа

25.05.2021

Игра-путешествие

1

Лето-веселая пора.

Промежуточная аттестация.

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

27.05.2021

Итоговое занятие

1

Обобщающее занятие «Дары природы».

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение


Учебный план второго года обучения

Название раздела и темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1.

Вводное занятие

1

1

Беседа

2.

Зеленая тропинка

9

5

4

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

3.

Страна знаний

18

11

7

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

4.

 Круглый год

14

8

6

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

5.

Страна понимания и дружбы

11

8

3

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

6.

Радуга чувств

15

9

6

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

7.

Социализация и воспитание

4

4

Беседа, работа с карточками, выполнение дидактических заданий, упражнений, выставка работ

Всего

72

36

36


Содержание учебного плана второго года обучения.

1. Вводное занятие. (1 час)

Теория. Знакомство с обучающимися. Организация рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий. Охрана труда при работе с инструментами. Создание доброжелательной обстановки.

2. Зеленая тропинка (9 часов).

Теория. Растения- живая природа. Деревья, кустарники. Цветочные растения. Лекарственные растения.  Красота и разнообразие окружающего мира.  

Практика.  Аппликация «Осенний букет». Лепка «Цветик-семицветик». Рисование «Лесная сказка». Выполнение заданий по карточкам. 

Рефлексия. Выставка работ.

3. Страна знаний (18 часов).

Теория. Величина, длина, высота, ширина. Свойства предметов: форма, размер, цвет. Основные цвета. Пространственные отношения: над, на, под, выше, ниже. Пространственные отношения: справа – слева, посередине.

Практика. Дидактическая игра «Найди отличия». Аппликация «Полосатый удав». Аппликация «Разноцветный коврик». Рисование «Радуга-дуга». Игра «Весёлые карандаши». Рисование «Разноцветные ладошки». Работа по развивающим карточкам «Задания для Незнайки».

Рефлексия. Выставка работ.

4. Круглый год (14 часов)

Теория. Времена года. Беседа о сезонных изменениях в природе. Отношение человека к природе.

Практика: Аппликация «Снеговик». Рисование «Новогодний подарок от деда мороза». Рисование «Подснежники». Аппликация «Цветочная поляна». Сюжетно-ролевая игра «Мы вместе». Работа по карточкам «Времена года».

Рефлексия. Выставка работ.

5. Страна понимания и дружбы (11 часов).

Теория. Я и моя семья. Роль каждого члена семьи. Мои друзья. Как мы общаемся, что нам помогает в общении, как мы понимаем друг друга. Мое поведение. Азбука вежливости.

Практика. Рисунок «Моя семья». Аппликация «Открытка для папы». Аппликация «Открытка для мамы».

Рефлексия. Выставка работ.

6.  Раздел «Радуга чувств» (15 часов).

Теория. Эмоции и чувства: радость, грусть, гнев, удивление, страх, любовь и забота.  Как мы выражаем эмоции. Эмоции с помощью мимики.

Практика. Аппликация «Веселые смайлики». Сюжетно-ролевая игра «Царевна несмеяна». Сюжетно-ролевая игра «сила воли, терпение». Работа по карточкам «Страхи в домиках». Рисование «Мой страх».

Рефлексия. Выставка работ.

7.Раздел. Социализация и воспитание (4 часа).

Практика. Осень, осень, в гости, просим. Волшебные часы. Примите наши поздравления. Лето-веселая пора


Календарный учебный график второго года обучения

                

Дата проведения

Форма занятий

Кол-во

часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

01.09.2020

Беседа

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

03.09.2020

Беседа

1

Входной контроль.

Растения-живая природа.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

08.09.2020

Беседа

1

Деревья и кустарники.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

10.09.2020

Практическая работа

1

Аппликация «Осенний букет»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

15.09.2020

Беседа

1

Цветы. Комнатные растения

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

17.09.2020

Беседа

1

Лекарственные растения

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

22.09.2020

Практическая работа

1

Лепка «Цветик-семицветик»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

24.09.2020

Беседа

1

Природные явления

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

29.09.2020

Практическая работа

1

Рисование  ватными палочками «Лесная сказка»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

01.10.2020

Игра-путешествие

1

Выдумщики и изобретатели

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

06.10.2020

Беседа

1

Осень, осень, в гости просим.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

08.10.2020

Беседа

1

В гостях у трех медведей.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

13.10.2020

Беседа

1

Величина. Размер

Кабинет психолого- педагогического центра

Беседа

15.10.2020

Беседа

1

Большие и маленькие

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

20.10.2020

Практическая работа

1

Найди отличия

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

22.10.2020

Беседа

1

Величина. Длина

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

27.10.2020

Практическая работа

1

Аппликация «Полосатый удав»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

29.10.2020

Практическая работа

1

Аппликация «Разноцветный коврик»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

03.11.2020

Беседа

1

Величина. Высота

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

05.11.2020

Беседа

1

Величина. Ширина

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

10.11.20120

Практическая работа

1

Рисование «Радуга-дуга»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

12.11.2020

Беседа

1

Свойства предметов

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

17.11.2020

Беседа

1

Ориентировка в пространстве

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

19.11.2020

Практическая работа

1

Веселые карандаши

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

24.11.2020

Беседа

1

Яркие краски

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

26.11.2020

Беседа

1

Какими бывают оттенки цветов

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

01.12.2020

Дид-кое

занятие

1

Разноцветный мир

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

03.12.2020

Практическая работа

1

Рисование «Разноцветные ладошки»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

08.12.2020

Дид-кое

занятие

1

Волшебные краски

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

10.12.2020

Практическая работа

1

Обобщающее занятие «Задания для Незнайки».

Промежуточная аттестация.

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

15.12.2020

Беседа

1

Осень

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

17.12.2020

Беседа

1

Особенности осеннего времени года

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

22.12.2020

Беседа

1

Зимушка-зима

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

24.12.2020

Беседа

1

Особенности зимнего времени года

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

29 .12.2020

Практическое занятие

1

Аппликация «Снеговик»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

31.12.2020

Практическая работа

1

Рисование «Новогодний подарок от деда мороза»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

12.01.2021

Беседа

1

Весна

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

14.01.2021

Беседа

1

Особенности весеннего времени года

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

19.01.2021

Практическая работа

1

Рисование «Подснежники»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

21.01.2021

Беседа

1

Лето

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

26.01.2021

Беседа

1

Особенности летнего времени года

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

28.01.2021

Практическое занятие

1

Аппликация

«Цветочная поляна»

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

02.02.2021

Сюжетно-ролевая игра

1

 «Мы вместе»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

04.02.2021

Дид-кое занятие

1

Четыре сезона

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

09.02.2021

Практическая

работа

1

Обобщающее занятие «Времена года»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

11.02.2021

Беседа

1

Мама, папа, я- дружная семья

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

16.02.2021

Практическая работа

Открытка для папы

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

18.02.2021

Практическое занятие

1

Рисунок семьи

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

25.02.2021

Беседа

1

Семейное дерево

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

02.03.2021

Практическое занятие

1

Примите наши поздравления.

Открытка для мамы

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

04.03.2021

Беседа

1

 Что такое дружба?

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

09.03.2021

Сюжетно-ролевая игра

1

«Ты и я –друзья»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

11.03.2021

Беседа

1

 Как найти друга

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

16.03.2021

Беседа

1

Дружба начинается с улыбки.

Промежуточная аттестация

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

18.03.2021

Беседа

1

Как делать добро

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

23.03.2021

Беседа

1

Давайте будем вежливы

Кабинет психолого- педагогического центра

Беседа

25.03.2021

Беседа

1

Обобщающее занятие

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

30.03.2021

Беседа

1

В мире эмоций

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

01.04.2021

Беседа

1

Знакомство со слугой по имени «Радость»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

06.04.2021

Практическая

работа

1

Аппликация «Веселые смайлики»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

08.04.2021

Беседа

1

Знакомство со слугой по имени «Грусть»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

13.04.2021

Сюжетно-ролевая игра

1

«Царевна несмеяна»

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

15.04.2021

Беседа

1

 Знакомство со слугой по имени «Гнев»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

20.04.2021

Сюжетно-ролевая игра

1

Сила воли, терпение

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

22.04.2021

Беседа

1

Знакомство со слугой по имени «Удивление»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

27.04.2021

Дид-кое занятие

1

Изобрази эмоцию

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

29.04.2021

Беседа

1

Знакомство со слугой по имени «Страх»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

04.05.2021

Практическая

работа

1

Рисование «Мой страх»

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

06.05.2021

Практическая работа

1

Открытка к Дню Победы

Кабинет психолого-педагогического центра

Выставка

11.05.2021

Практическая работа

1

Страхи в домиках

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение

13.05.2021

Беседа

1

Волшебные маски

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа

18.05.2021

Беседа с элементами игры

1

Наши добрые дела

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

20.05.2021

Практическая работа

1

Здравствуй, сказка

Кабинет психолого-педагогического центра

Наблюдение, работа с карточками

25.05.2021

Беседа с элементами игры

1

Лето-веселая пора

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа, наблюдение

27.05.2021

Итоговое занятие

1

Итоговое занятие.

Итоговая аттестация.

Кабинет психолого-педагогического центра

Беседа


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе групповой работы, используются приёмы, содержание которых отвечает развивающим задачам программы. В программу включены полуфункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, с другой – позволяющих оказывать на учащихся различное воздействие.

 В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей использовались:

- предметные картинки по темам: овощи, фрукты, дикие животные, животные жарких стран, домашние животные, домашние и дикие птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, транспорт, водный мир, части суток, времена года

- сборники загадок, стихов, русских народных сказок

- пособия для развития слухового внимания, зрительного внимания, для развития речевого внимания и развития логического мышления

- настолько-печатные игры.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний. Методические приёмы: показ и объяснение педагога, игровая ситуация, с использованием художественного слова, наблюдение за работой детей, анализ работ педагогам и детьми. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

       На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.  Использовались подвижные игры, продуктивные виды деятельности, релаксационные упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы и коммуникативные навыки. В основе программы лежит идея использования в обучении собственной активности воспитанника в игре.

          Использование игр способствует развитию навыков общения, взаимопониманию друг друга, которые помогают в адаптации и социализации к окружающей среде.          

         В программе используются современные педагогические технологии, к которым относятся:  

- игровые технологии;

- технологии имитационного моделирования;

- сказкотренинг.

Материально-техническое оснащение:

1. Доска передвижная поворотная магнитная (1 шт.)

2. Стол угловой «Компакт» (1 шт.)

3. «Чудо-дерево» (1шт.)

4. Пуф «Карусель» (10 шт.)

5. Лампа с водой (1 шт.)

6. Музыкальный центр Панасоник (1 шт.)

7. Бассейн сухой угловой с шарами (1 шт.)

8. Методические и наглядные пособия, раздаточный материал, развивающие игры.

9. Светильник «Пламя»

10. Панно мелкомоторное «Прогулка»

11. Панно «Живая природа»

12. Мягкий модуль (куб)        

13. Черепаха средняя мелкомоторная

14. Зеркальный шар с мотором

15. Дорожка сенсорная


Диагностические исследования:

Тест «Найди такую же картинку» (внимание). 

Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.

Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками. «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные ряды.

  1. Ребенок выполняет задание верно в 5- 6 случаях-2 балла.
  2. Ребенок выполняет задание верно в 3-4 случаях-1 балл.
  3. Ребенок выполняет задание верно в 1-2 случаях, либо не выполняет совсем-0 баллов.

Тест «10 предметов» (память).

Цель: анализ объема непосредственной памяти у ребенка.

Процедура проведения.  «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.

Критерии оценки.

  1. Ребенок запомнил 5-6 предметов- 2 балла.
  2. Ребенок запомнил 4 предмета- 1 балл.
  3. Ребенок запомнил менее 4-х предметов- 0 баллов.

Тест «Рыбка» (мышление).

Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, умение действовать по образцу, анализировать пространство.

Процедура проведения. Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано?». После ответа, ребенку предлагается набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку.

Критерии оценки.

  1. Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение- 2 балла.
  2. Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб- 1 балл.
  3. Ребенок не справляется с заданием- 0 баллов.

Тест «Последовательные картинки» (речь, мышление).

Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умение устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

Процедура проведения.  Перед ребенком в произвольном порядке выкладывают картинки и предлагают внимательно их рассмотреть. «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Критерии оценки.

  1. Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ- 2 балла.
  2. Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности- 1 балл.
  3. Ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок- 0 баллов.

Оценка результатов.

6-8 баллов – высокий уровень развития

4-5 баллов - средний уровень развития

0-3 баллов – низкий уровень развития

Счет. Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

Проведение обследования:

Обучение проводится по подражанию; для детей 5-го года жизни: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" Затем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представления в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного количества по слову, то предлагают выбор — один, два, три по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

Счет:

1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла — задание принимает, но нет представлений о количестве;

3 балла — задание принимает, есть элементарное представление о количестве, дифференцирует "много — один", выделяет из множества один-два, но не выполняет счетных операций по представлению;

4 балла — задание принимает, есть представление о количестве; выполняет счетные операции по представлению.

Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено па выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

Рисование (дом, дерево, человек).

1 балл — действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по назначению;

2 балла — принимает задание, использует фломастер по назначению, рисование на уровне черкания;

3 балла — принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному рисунку;

4 балла — принимает задание, имеются предметные рисунки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. М.: «Линка – Пресс», 2010. - 384 с.

2.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 88 с.

3.Воробьева И.С. 50 идей как удержать ребенка на месте / Ирина Воробьева, Юлия Трофимова. - М.: ОЛМА-Пресс, 2011. 95 с.

4.Программы для работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования. - Сост. Ф. Е. Штыкало. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2012. 14 с.

5.Методическое пособие по работе с детьми раннего возраста и их родителями / Трифаненкова С.В., Щедрова Е.А., Тишурова А.Я. и др. Смоленск: 2011. 80 с.

6.Урунтаева О.С. Психология дошкольника. Москва изд-ий центр «Академия», 2011 - 336 с.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». Москва: изд-во АСТ, 2016. 118 с.

2.Семейный психолог отвечает / Нартова - Бочавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. Семейный психолог отвечает. - Москва: Генезис, 2004. - 310 с.