Развитие творческих способностей обучающихся


Предварительный просмотр:

Программа тренинговых занятий, направленных на развитие творческих способностей

Занятие 1. Творческая личность

Цель: углубить процессы самораскрытия, найти в себе то, что отличает от других людей.

Задачи:

  • определять свою индивидуальность;
  • учить, позитивно находить выход из ситуаций;
  • определять свои личностные ценности.

1. Введение « Правила нашей группы »

После того, как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила:

1) Доверительный стиль общения.

Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.

2) Общение по принципу «здесь и теперь»

Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, т. к. боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает - «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы - превратить группу в своеобразное, объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого, именно сейчас и обсуждаем, что происходит с нами в группе.

3) Персонификация высказываний

Для более откровенного общения во время занятий, мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа «Большинство людей считает, что...» на такое «Я считаю, что...», «Некоторые из нас думают...» на « Я думал...» и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Саня не поняли меня» .

4) Искренность в общении

Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

5) Конфиденциальность всего происходящего в группе

Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6) Определение сильных сторон личности

Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы - как минимум одно хорошее и доброе слово.

7) Недопустимость непосредственных оценок человека

При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок».

8) Как можно больше контактов и общения с различными людьми

Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

9) Активное участие в происходящем

Эта норма поведения, в соответствии которой в любую минуту мы реально включены в работу групп. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе внимательны к другим, нам интересны другие люди.

10) Уважение говорящего

Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку, возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересно его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока не закончит он говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

2. Упражнение «Представление имени»

Группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы осуществляется произвольно, по желанию игрока. Главное, чтобы через это движение был передан образ представляющего человека. Например, одна из участниц называет свое имя «Анна», иллюстрируя его низким русским поклоном. Другая участница произносит имя «Ирина» и демонстрирует танцевальное па. При помощи данных жестов участницы представляют группе свой характер, темперамент, свою «визитную карточку». После того, как каждый из игроков представил группе свое имя, остальные по очереди рассказывают, как они поняли партнеров по игре. Особенно подробно разбираются случаи, где проявилось рассогласование имени человека и позы, через которую он себя представил.

3. Упражнение «Тихая медитация»

а) Закройте глаза и расслабьтесь. Дышите глубоко. Найдите пульс, почувствуйте, как кровь течет по вашему организму. Ваш пульс очень спокоен. Вам спокойно и хорошо. Впереди у вас приятная работа, вы что-то узнаете о себе, о других. Вас окружают люди, которым вы интересны и которые интересуют вас. Вы доверяете им, вы − один из группы и от каждого лично зависит успех нашей работы. Сделайте несколько глубоких вздохов. Представьте себя зерном какого-то растения. Вам тепло и уютно в земле, но у вас есть потребность как-то выразить себя и поэтому вы начинаете расти.

Вы ощущаете свою силу, свои возможности. Вот вы и проросли, прорвались на поверхность. Почувствуйте солнечное тепло, комфорт. Вас окружают растения, похожие на вас, но другие. Это цветы, ягоды, грибы, деревья. Их внешний вид очень разный, но они и вы развиваетесь по одним законам. Никто никому не мешает, вам радостно, что теперь вы не один: вы можете слышать, чувствовать других. Представьте себе со всеми подробностями, какое вы растение, во что вы выросли. Постепенно возвращайтесь сюда, в класс. Когда будете готовы − откройте глаза.

б) Опрос по кругу, кто во что вырос.

в) Что вы чувствовали во время медитации?

г) Мне хотелось сегодня дать такое упражнение, скорее всего из-за того, что наступила настоящая весна. Как вы относитесь к весне? Любите ли вы ее? Какое у вас настроение весной? А какое время года вы любите больше всего? Существуют определенные «стереотипы» в цветном восприятии времен года, но, тем не менее, у каждого из вас есть свое собственное восприятие времен года. Сейчас я попрошу вас нарисовать свое ощущение разных времен года. Вы можете выразить себя как угодно - цветом, размером, символами и т. д.

4. Упражнение «Творческие силы»

«Каждый человек в той или иной степени обладает определенным запасом творческих сил. Творческая личность, безусловно, индивидуальна. Но в то же время у каждого есть какие-то общие черты. Сегодня мы займемся тем, что составим обобщенный портрет творческой личности. Для этого каждый из вас сначала должен записать не менее десяти признаков, характеризующих творческую личность. При этом вы можете вспоминать тех людей, которых вы считаете творческими. Не забудьте и про себя, ведь у вас также есть элементы творческого мышления к действительности. На эту работу вам отводится 7 минут. На втором этапе мы объединимся в большой круг и обсудим ваши предложения. Путем голосования наша группа должна составить обобщенный портрет творческой личности.

На третьем этапе каждый из вас будет оценен по этому обобщенному перечню качеств».

5. Упражнение «Коллективная сказка»

Придумать сказку. Первый говорит предложение. Второй говорит второе предложение сказки, не повторяя первое, т. е. рассказ сказки по предложениям, по очереди.

6. «Образ»

Предложите участникам по удобнее сесть, закрыть глаза. Мысленно, увидеть лес, который темной стеной подступает к озеру, на берегу стоит гостиница, в которой проводится занятие, услышать крик чайки и почувствовать прохладный вечерний ветер. (Любая картинка на выбор каждого участника). Затем следует мысленно отождествить себя на его месте, и в тот момент, когда это начинает удаваться, встать и покинуть тренинговый зал, сообщив всем, с кем же отождествил себя каждый участник. Например, один из членов тренинговой группы встает и уходит со словами: «Я туча. Я уплываю за горизонт», кто-то продолжает: «Я лилия. Я сложила лепестки и погрузилась в воду вместе с закатом» и т. д.

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие 2. «Смысл и ценности жизни»

Цель: осознание студентами своих мотивов, целей, интересов.

Задачи:

  • расширение у студентов социально приемлемых интересов;
  • научение свободному выбору позитивных интересов независимо от интересов родителей и других людей;
  • осознание студентами своих ценностей.

1. Игра "Рация"

Каждый участник в кругу выбирает себе животное. Все начинают одновременно хлопать 2 раза в ладоши и 2 раза по бедрам. Выбирают водящего. Он будет передавать рацию. Водящий (и все остальные вместе с ним), хлопая 2 раза в ладоши, называет свое животное; а хлопая по бедрам, животное, которому он хочет предать рацию (например: "слон-слон" − "кошка-кошка"). Следующий игрок, хлопая таким же образом (вместе со всеми), называет свое животное и другого адресата ("кошка-кошка" − "лошадь-лошадь"). Тот, кто ошибается, начинает вместо названия своего животного произносить звук этого животного (например: "Иго-го-Иго-го" − "тигр-тигр"). Когда ошибается второй раз − выходит из игры.

2. Упражнение "Нарисуй свой герб"

Задание: нарисовать свой герб, разделить его на 6 частей и в каждую часть записать то, что является наиболее важным в вашей жизни. Затем каждый показывает свой герб и называет жизненные приоритеты.

3. Упражнение "Ценности"

Упражнение проводится в парах (нужно подобрать себе пару по схожим ценностям). Один участник просит другого представить ситуацию: "Ты сидишь на стуле. Что (какая ценность) может заставить тебя встать со стула? Теперь у тебя есть то, что ты хотел. Что может снова заставить тебя сесть на стул?" Задающий вопросы записывает ценности партнера. После этого дается задание подумать о тех ценностях, которые у него есть и расставить их от менее значимых к более значимым. Нужно ли еще что-то добавлять в список ценностей? Затем меняются местами и первый участник работает с другим.

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие 3. «Как достичь цели?»

Цель: Учить ставить цели и отрабатывать навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Задачи:

  • научить определять приоритетные цели;
  • развить аналитические навыки для разрешения проблем;
  • научить двигаться к поставленным целям.

1. Игра « Бегущие огни»

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!» Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу, как по трибунам во время первенства мира по футболу. Просите выполнять это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна проходит полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. Например, участник, сидящий напротив начавшего игру, встает и говорит: «Доброе утро», а потом дважды хлопает в ладоши, затем садится. Теперь все последующие играющие должны выполнять именно этот комплекс, а затем (после 7 ходов) очередной участник добавляет еще что-нибудь и так далее.

2. Упражнение «По секрету»

«У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать и т. д. сегодня вы сформулируете основные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для их достижения. Затем вы объединитесь с человеком, которому больше всех доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее. Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь вы уже поняли, что это лучший способ получить понимание и поддержку. Поэтому проговорите свои самые сокровенные желания, самые тайные цели, о которых вы боитесь рассказывать другим людям, ведь вы знаете, что это останется только между вами, так как ваш партнер умеет хранить чужие тайны. Настройтесь на полную откровенность перед собой и перед тем человеком, которого вы избираете в качестве партнера для этого этюда».

3. Упражнение « Принцип»

1. Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное высказывание лишь выражает ваши эмоции и не ведет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

2. Начнем с определения, что вы на самом деле хотите изменить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообману и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград − от простого неумения думать о себе до конфликтов. И проблем − настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непонятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т.п. Существует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально.... Не говори глупостей.... Все будут над тобой смеяться....

а) Расслабление.

1. Всякая проблема, всякая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно, безразмерным словом «стресс», вызывает мышечное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем более важно для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труднее решение проблемы, чем труднее решение, тем.... И так далее. Поэтому очень важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напряжение.

2. Изо всех сил напрягите сразу все мышцы. Сохраняйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите несколько минут просто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и спокойно.

3. Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упражнение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не заставляйте себя. Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» − и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос. Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляйте движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это, происходит помимо вашей воли.

б) Включение воли.

А теперь − внимание! Полный свет. Ритмичная музыка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать. Вы берете лист бумаги, делите его на 3 части и решительно пишите сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшее полгода я...» − и за 3 мин. (не больше, но и не меньше − будильник или таймер поставьте заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь высказывайте все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глупым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себе состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хорошо, как − тепло распространяется по вашему телу.

Представьте себя в маленьком театре. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек − вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы такой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он в главной роли. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умение. Вспомните такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и лучше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я – Он (Она)».

В одной колонке написано: «Что я хочу на самом деле?», во второй: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», в третьей: «Я − Он». Работайте с ними именно в этом порядке. Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы записали и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, как бы странным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.

После того как вы сделаете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка, выберите по три «самых желанных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас − самые главные.

Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках фея и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и выберите три самых-самых.... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем впервые попавшиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь.

а) Шаги к цели.

Первый шаг − анализ цели. Спросите себя: что, значит, достичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться?

Второй шаг − оцените и запишите, где вы находитесь сейчас по отношению к достижению этой своей цели, что вы уже знаете, умеете, можете.

Третий шаг − оцените свои возможности.

Четвертый шаг − решите, что вам нужно сделать, что вы предпримите, чтобы достичь цели.

Пятый шаг − точная конкретизация каждого из действий по времени, определение того, сколько оно должно продолжаться.

Шестой шаг − осуществление того, что вы наметили.

Седьмой шаг − проверка и контроль результатов. Лучше всего завести таблицу, где по горизонтали записывать, что вы делаете, а по вертикали − временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы делаете каждый день, отмечая, выполнили вы свое обещание или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожицы или, например, рожицы с гордо вздернутым вверх или уныло опущенным вниз носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удается ли вам что-нибудь или нет, и вовремя старались понять, почему ничего не получается.

г) Неудача.

Не отказывайтесь сразу от достижения цели; не думайте, что вы не способны сделать это. Неуспех как знак: проезд по этой дороге закрыт. Но существует ведь множество других путей. Вы в тупике? Допустим. Можно, конечно, в нем поселиться, обустроить его, украсить на все случаи жизни изречениями о собственной неудачливости и отсутствии способностей, используя их для защиты от требований действительности. Так в уюте и покое можно просуществовать очень долго. Но, может, проще вернуться назад (немного) и попробовать другой путь? Если, конечно, избранная цель еще манит вас.

Проанализируйте, с чем связана неудача, в чем причина, где ошибка. Вот слово и названо. Ошибка − слово почти магическое. Сколько людей в страхе перед ней замирают, предпочитая вообще ничего не делать, лишь бы случайно не совершить ЕЕ! Сколько прекрасных замыслов остаются нереализованными, потому что на пути можно было повстречаться с НЕЙ! Сколько сил и труда затрачивается, чтобы скрыть ЕЕ. «Боязнь сделать ошибку», «ориентация на ошибку» − так называется в науке этот симптом, являющийся из краеугольных камней «комплекса неудачника». Но ведь можно относиться к ошибкам и по-другому. Сказать себе: «Проверим, действительно ли эта стена такая уж каменная. А если это так, можно ли ее обойти?» Или по известному детскому стишку: «Разве это великан? Ха-ха-ха!» Чем больше вы стараетесь избегать ошибки, тем больше она раздувается. Совсем как упомянутый выше герой из сказки К. Чуковского. Но, как вы помните, достаточно было непредвзято взглянуть на «великана», как выяснилось, что победить его ничего не стоит.

Важно понять − ошибки неизбежны на всяком пути. Проблема не в том, чтобы не совершить их, а в правильном к ним отношении, т. е. в таком, при котором ошибки анализируются и используются для продвижения к цели, а не для того, чтобы в очередной раз иметь возможность все бросить и увлеченно перемалывать свои неудачи. ДЕЙСТВУЙТЕ! Ошибайтесь, проваливайтесь, но действуйте! Активное действие − главное, что отличает НЕУДАЧНИКА от ПОБЕДИТЕЛЯ.

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие 4. «Развитие креативности»

Цель: Актуализация и развитие творческих способностей.

Задачи:

  • формирование и развитие творческого мышления;
  • повышение стрессоустойчивости при публичных выступлениях;
  • развитие внимания, быстроты реакции, скорости принятия решений;
  • развитие ассоциативного мышления.

1. Упражнение «Спой песню»

Участники делятся на подгруппы по 5-6 человек. Раздаются карточки: «африканское племя», «клуб собаководов», «любители джаза», «охотники за дикими утками», «друзья Чукотки» и т.п. Дается задание спеть песню «В лесу родилась елочка» соответственно карточке.

Упражнение «Кто как бегает»

Группа делится на 4 подгруппы. Им раздаются карточки с заданием изобразить, как двигаются живые существа.

Как бегают: лошади, бегемоты, индюки, пауки, коровы, раки, крокодилы, гуси.

Как прыгают: лягушки, кузнечики, зайцы, кенгуру, пантеры, обезьяны.

Как ползают: змеи, земляные червяки, кроты, улитки, дети, собаки.

Как ходят: верблюды, трясогузки, павлины, утки, кошки, слоны, морские котики, жирафы.

Можно изображать животных индивидуально или в группе, все остальные участники отгадывают.

Упражнение «Предметы без звука»

В парах раздаются карточки с заданием изобразить

- испорченный телевизор;

- тупые ножницы;

- велосипед, у которого колесо восьмеркой;

- спадающие с носа очки;

- горячий утюг;

- неработающая зажигалка;

- горящая свеча;

- мигающая лампочка и другие предметы.

4. Игра «Животное»

Группа становится друг за другом затылок в затылок. Последний участник изображает жестами загаданное животное впереди стоящему. Тот разворачивает стоящего впереди себя и передает ему жестами информацию и т.д. до игрока, который стоит первым. В конце происходит обсуждение, какое животное было загадано и как происходила «передача информации».

5. Упражнение «Антиреклама психически активным веществам (ПАВ)». Участники делятся на три группы. Каждой группе дается задание придумать антирекламу зависимому поведению. Одна группа придумывает антирекламу алкоголю, вторая − табаку, третья − наркотикам.

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ.

Занятие 5. «Сказкотерапия и развитие креативности»

Цель: Развитие креативности, творческого воображения и мышления с помощь методов сказкотерапии

Задачи:

  • развить творческое воображение.

  • развить творческое мышление.
  • развить навыки коллективного генерирования идей.
  • развить навыки работы в команде.

1 этап - разогрев

После традиционных ритуалов приветствия ведущий разбивает группу на несколько подгрупп по четыре человека. Им дается задание невербально инсценировать какую-нибудь общеизвестную сказку или отрывок из нее − так, чтобы остальные участники могли узнать сказку. Время на подготовку − пять минут. Этого оказывается вполне достаточно. Опыт показывает, что есть определенные сказки, дружно инсценируемые чуть ли не всеми подгруппами. Чтобы исключить малоинтересные повторения, можно предупредить участников не брать для показа "Репку" (именно эта сказка встречается чаще всего, видимо, в связи с легкостью инсценировки).

2. Упражнение "Общее решение"

Группа разбивается на подгруппы, состоящие из пяти человек. Ведущий зачитывает текст, записанный на карточке (начало сказочной истории), вытащенной наугад. Каждая пятерка должна придумать продолжение сказки и разыграть свой вариант перед остальными. Время на подготовку − двадцать минут. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы.

3. Упражнение «Пять предложений»

Из стопочки карточек с началами сказочных историй ведущий наугад вынимает одну и зачитывает ее содержание. Участники группы записывают текст начала сказки. Задачей игроков является: за 10 мин. сочинить продолжение этой сказочной истории, изложив все последующее только в 5 предложениях. Важное условие − сказка должна быть логичной, законченной, и ее конец должен быть счастливым. По завершении этой работы все сказки зачитываются. Подводится итог: определяется лучшая сказка.

4. Игра "Конструирование сказок"

Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и представители подгрупп вытягивают наугад из стопки но пять карточек с названиями различных сказочных героев. Через двадцать минут каждая подгруппа должна разыграть перед остальными сказку, в которой действовали бы все доставшиеся персонажи.

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Занятие 6. «Развитие креативности методами изобразительного искусства»

Цель: Развитие креативности, творческого воображения и мышления с использованием элементов изобразительного искусства.

Задачи:

  • развивать творческое мышление.
  • развивать творческое воображение.
  • развивать навыки рисования, изображения своих идей.

1. Игра «Точки»

Материалы: Бумага и карандаш каждому участнику.

Инструкция: Возьмите лист бумаги и поставьте на нем двадцать точек, разбросав их по всему листу... (2 минуты.)

Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом участником. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета. (5 минут.)

В конце игры дайте каждому участнику показать свой рисунок группе. Все остальные могут угадывать, что на нем нарисовано.

2. Упражнение «Линия»

Предание эмоциональных характеристик самой линии. Предварительно необходимо, чтобы сами учащиеся продумали, чем могут определяться характеристики линий − размером, толщиной, штриховкой, изгибом, положением − вертикальным, горизонтальным, наклоном в разные стороны − и какие эмоциональные ассоциации они вызывают. После этого дается задание на изображение «радостной», «доброй», «нежной», «неуверенной», «твердой», «наглой», «кокетливой», «равнодушной» и др. линий. Каждый участник выбирает себе линию, изображает ее, а все остальные потом отгадывают, что это за линия.

3. Упражнение «Геометрические фигуры и люди»

Использование изменение положения или самой формы фигуры для передачи образа. Изобразить рискованного человека, оптимиста, пессимиста, реалиста, добродушного лентяя, агрессора, шутника, скучного интеллигента с помощью одной модифицированной геометрической фигуры. Группу разделить на несколько подгрупп, где будут изображать конкретный тип людей. Это задание творческого типа. Например, студент изобразил «рискованного» человека в виде квадрата, стоящего на одном из своих углов, а «оптимиста» — в виде треугольника, также стоящего на одном из углов, с обращенной вверх стороной.

Сюда же относятся изменения формы, который «преобразуют» круг в эллипс и «добродушного лентяя», а прямоугольник с острыми углами, устремленными вправо − в «агрессора».

Рефлексия упражнения.

Упражнение «Эмоции»

Изобразить в произвольной форме ласку, любовь, радость, удовольствие, гнев, страх, неудовольствие, грусть, страсть, ненависть и другие эмоции. Каждый участник выбирает себе одну эмоцию из перечисленных, изображает ее, а потом показывает другим. Остальные участники стараются догадаться, какая эмоция изображена.

Упражнение «Эмоциональный портрет»

При помощи цветовых пятен и их сочетаний изобразить свой «эмоциональный портрет» или портрет друга, а также художника, бизнесмена, чиновника, политического деятеля и т. п.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Одаренность ребенка: выявить и поддержать»

Цель: обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

Задачи:

• ознакомить родителей с научными исследованиями одаренности ребенка;

• рассмотреть возможности самовыражения и самореализации одаренных

подростков в различных видах творчества.

Ход собрания:

Эпиграф:

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить её приносить жёлуди»

В.Г Белинский

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Талант – дар божий, который надо

постараться сохранить и приумножить.

И в каждом человеке есть своя "изюминка",

свое неповторимое "Я".

Виды одаренности:

  • Одаренность спортивная и организационная одаренность;
  • Интеллектуальная одаренность различных видов;
  • Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
  • Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
  • Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Показатели одаренности:

  • любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
  • высокие интеллектуальные и творческие показатели;
  • высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
  • легкость в общении, коммуникабельность;
  • активность;
  • высокая мотивация к учебной деятельности;
  • стихийное стремление к построению целостной картины мира.

Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности:

  • сформированность любознательности;
  • проявление высокоинтенсивной познавательной активности
  • способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);
  • быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);
  • произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;
  • богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
  • максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;
  • вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.

Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, – такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми. Причины многих личностных проблем одаренных детей закладываются родителями в раннем детстве. Как избежать подобных трудностей и сделать жизнь одаренного ребенка более счастливой?

Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим.

Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.

Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

3. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

4. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

  1. Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай.

Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.

Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).

Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.
1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;
- сам находит причины неисправностей механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей;
- любит рисовать чертежи и эскизы;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:
- любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;
- сочиняет мелодии.
3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем,

коллекций;
- не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.
4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
- задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- интересуется книгами;
- обгоняет своих сверстников в знаниях; 

 -гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант:
- он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;
- неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
- лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- никогда всерьёз не устаёт;
- у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:
- рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать;
- изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;
- любит, уединившись, сочинять рассказы.

8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;
- серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;
- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.

Как отмечает исследователь Н.С. Лейтес, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными. Вместе с тем у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем.

Нужно знать и помнить о том, что человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека сокружающим миром развиваются его способностей.

Наша с вами задача уметь увидеть эти задатки, помочь развиться тем предпосылкам способностей, которые заложены природой.

Очень часто родттели пытаются реализовать в детях свои несостоявшиеся желания и мечты…

  • Упражнение "В детстве я мечтала……"
  • Участники бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»
  • Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.
  • Игра "Какой он – мой ребенок"
  • Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
  • Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:
  • Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

История из жизни.

Подходит один ребенок к другому и говорит: «Меня никто не любит».

А другой отвечает: «Да? А ты у всех спрашивал?»

Упражнение – сценка «Настоящая семья»

(Разыгрывают 2 родителя.)

Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.

Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.

Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.

Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.

Сын: Не всем можно делиться с родителями.

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.

Сын: А у нас настоящая семья?

Упражнение “В лучах родительского солнца”. (Солнце на доске. Коллективная работа)

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!

Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.

Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик

У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:

  • “Из сегодняшнего разговора я поняла…
  • Мне не понравилось…
  • Хотелось бы продолжить разговор на тему…

Большое спасибо за работу.

Рефлексия. Чудесный ларец

Родителям, присутствующим на собрании предлагается на небольших карточках (можно их оригинально оформить) ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.

И в заключении послушайте замечательные строки.

Дети – это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам

Мы пред будущим в ответе

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети…

Трудно с ними, ну и пусть!

В наших детях наша сила.

Неземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.



Предварительный просмотр:

Выявление одаренных детей 

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.  

К методам выявления одаренных детей относятся: 

  • наблюдение; 
  • общение с родителями; 
  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа; 
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции. 

При выявлении одаренных детей, несомненно, необходимо использовать весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперементально-формирующий метод, психодиагностический метод, изучение продуктов деятельности, метод экспертной оценки и пр. Однако применение массовых психодиагностических исследований с последующей компьютерной обработкой на этапе первичного отбора представляется оправданным. Психологический тес позволяет в течение короткого промежутка времени (по сравнению с длительностью наблюдения и изучения продуктов деятельности) измерить интеллектуальные возможности личности. При этом необходимо иметь в виду, что если закономерность есть, она проявиться в различных формах общественного сознания. Психолог выявит ее психологическими методами (в том числе тестированием), педагог же зафиксирует ее проявления при помощи наблюдения, изучая продукты учебной деятельности, экспертными оценками. 

Психолог начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией. Педагог начинает свою работу от рекомендаций психолога и строит «архитектуру здания творческой личности». 

Кроме того, необходимо принять во внимание факт существования скрытой, потенциальной одаренности у немалого числа учащихся. При условии проведения массовых психодиагностических исследований становиться возможным эффективное выявление и последующее психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального и личностного развития, в том числе и потенциально одаренных учащихся. База данных результатов такого рода исследований, полученная при использовании информационной технологии «Референт»  находящаяся в нашем распоряжении, содержит, в том числе, и ошеломляющие результаты. Оказывается, потенциально одаренные учащиеся нередко обучаются в классах, специально предназначенных для обучения детей с задержками психического развития! Вовремя проведенные психодиагностические исследования и их результаты, представленные психологом школы директору, могут служить своего рода профилактикой такого рода ошибок. 

Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит не только от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики. 

На первой ступени обучения по итогам первого психодиагностического минимума при помощи информационной технологии «Референт» и наблюдениям учителей, формируется небольшая группа школьников, которых можно отнести к категории «талантливые или одаренные дети». Психологическое сопровождение таких детей предполагает составление индивидуального маршрута, т.е. индивидуальных программ развития. Программы составляются совместно всеми субъектами учебно-воспитательного процесса (учителя, администрация, родители, социальные педагоги). При необходимости проводится углубленная психодиагностика отдельных школьников. Надо помнить, что тесты при всем своем многообразии не могут дать полного представления обо всех особенностях одаренного ребенка. Пакет методик подбирается с учетом его индивидуальности. Например, использование шкалы  Рензулли-Хартмана  для оценки психологической характеристики одаренных учащихся:  интеллектуальные умения, мотивация, креативность  (см. Приложение 1). 

Выявление детей, имеющих специальные способности (музыкальные, изобразительные, физические и т.п.), проводится на основании опросов родителей, учителей, анализа продуктов деятельности во внеурочное время. Возможно также предъявление теста-анкеты А. де Хана и Г. Кафа. 

Развитие познавательной деятельности одаренных школьников осуществляется более эффективно, если есть следующие организационные условия: обучение в разных типах школ на соответствующем уровне, разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащенные программы. При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий: своевременное применение различных видов тестирования; оценки способностей по успеваемости; заключение психолога и экспертов в определенной деятельности; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности); самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц); наблюдение родителей и представителей науки. 

В то же время эффективность развития познавательной деятельности нивелируют следующие негативные факторы: «дискриминация» личности одаренного учащегося; ориентации на «среднего» ученика; слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности; наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации; сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований. 

Поэтому педагогу-психологу целесообразно планировать совместные занятия одаренных детей с другими детьми, формировать социальные контакты, содействовать формированию адекватного самоотношения, стараться избегать крайностей в признании и оценке успехов учащегося.  

Развитие личности, способной к творческой самореализации 

Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Мы солидарны с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности. 

Качества, необходимые для личностной самореализации необходимо развивать в комплексе. Качества:  

  • творческое мышление;  
  • инициативность;  
  • способность к обоснованному риску;  
  • уверенность в себе;  
  • адекватную самооценку;  
  • умение сотрудничать с партнерами;  
  • мотивацию достижения;  
  • высокую работоспособность. 

Творческоедивергентное мышление. Дж. Гилфорд разработал модель структуры интеллекта, в которой можно выделить два типа мышления для сравнения: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление – процесс нахождения единственно правильного решения задачи или проблемы посредством интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Причем это такое понимание решения, которое является «правильным» в общепринятом смысле этого слова, т.е. достаточно традиционным и шаблонным для нашей культуры.  Дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть несколько или даже множество правильных ответов. Данный тип мышления служит средством для рождения оригинальных идей и самовыражения. Он опирается на воображение и является собственно творческим.  

Способность к обоснованному риску. В жизни прогресс и успех практически всегда сочетаются с риском. Можно выделить два типа риска – обоснованный и авантюрный. Способность реализовать свой потенциал связана со способностью и умением обоснованно рисковать.  

Воля и работоспособность. Под волей и работоспособностью понимается умение долго и плодотворно работать над выполнением той цели, которую учащийся поставил перед собой и которой хочет добиться, невзирая на внешние препятствия. Поэтому если ребенок начал какую-либо работу по собственному желанию, то он должен: а) постараться обязательно ее завершить; б) сделать ее как можно лучше. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей. 

Умение сотрудничать.  Учащиеся приходят к пониманию того, что во многих случаях объединенные действия приносят больший результат, чем сумма индивидуальных.  

Мотивация достиженияМотивация деятельности предполагает два вида мотивации: достижения (надежда на успех) и избегания неудачи (неуспеха). 

Мотивация достижения (надежда на успех) связана с положительным эмоциональным состоянием, со стремлением достичь успеха в деятельности: «он делает это, так как хочет хорошо выступить на городской олимпиаде», «надеюсь получить высший балл», «они стараются как можно лучше выполнить работу».  

Мотивация избегания неудачи присутствует тогда, когда деятельность человека определяется желанием избежать неуспеха в деятельности: «он делает это, так как не хочет оставаться на второй год», «надеюсь не получить двойку», «они стараются не делать ошибок в работе»  и т.п.  

Для развития дивергентного, творческого мышления одаренные дети  активно вовлекаются  в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологического клуба, игр типа «Что, где, когда?», дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. 

Развитие творческого потенциала учащихся является одной из важнейших задач современного образования. Для успешно решения этой задачи в школе созданы условия, которые обеспечивают психологический комфорт учащимся и учителям. Двенадцать лет назад для учащихся первой ступени обучения был введен курс «Учусь творчески мыслить», разработанный на базе известных концепций структуры интеллекта            Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли. Предложенная технология включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития мыслительных способностей и обеспечивает учащихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Все упражнения и задания построены таким образом, что их можно выполнять как с помощью письменной речи, так и с помощью рисунков, что позволяет детям, воплощать и сообщать учителю и окружающим свои творческие идеи. Возможны также и другие способы: запись идей учителя и родителей на диктофон, использование, использование готовых рисунков, фотографий. Задания также позволяют детям выразить и с помощью драматической деятельности, и через создание различных творческих работ. 

Психологическое сопровождение 1-го года обучения предполагает измерение выраженности и структуры образной креативности ребенка перед началом курса развития творческого мышления и после его окончания. Психологическое сопровождение 2-го и последующих лет обучения предполагает дальнейшие психологические измерения выраженности и структуры творческого мышления детей по окончанию каждого года обучения. Подобный подход позволяет отследить динамику индивидуального развития каждого ребенка, выделить тенденции в классе, анализировать эффективность педагогических воздействий и конкретизировать методику обучения. 

Уже пятый год продолжением курса «Учусь творчески мыслить» является участие  учащихся школы в международном конкурсе креативности «Одиссея Разума»  -  показатель вовлеченности детей и педагогов в активную творческую деятельность, а значит, и результативности развития их творческого потенциала. 

Олимпиада «Одиссея разума» направлена на повышение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала учащихся, формирование свободной творческой личности. В качестве целей можно назвать культивирование креативного подхода к окружающей действительности, воспитание социально адаптированного ученика. Кроме того, участие детей в «Одиссее разума» положены идеи и принципы личностно-ориентированной педагогики и психологии творчества. Эта олимпиада позволяет развивать творческий подход к жизни у детей и молодежи, начиная с воспитанников детского сада и заканчивая студентами вузов. В процесс ее реализации в игровой форме происходит развитие творческого мышления, навыков командного взаимодействия, умение ставить цели и достигать их самостоятельно найденными способами. А еще благодаря «Одиссее разума» у детей появляется возможность усовершенствовать свой разговорный английский язык, побывать в разных странах мира и найти там друзей. 

В индивидуально-психологическом аспекте у ребенка-участника интенсивно развиваются: эрудиция, творческое мышление, воображение, коммуникативные способности, лидерские качества, толерантность по отношению к инакомыслию и, конечно же, мотивация достижения. 

Команда школы «Сумо» в 2006 на Европейском фестивале во Вроцлаве завоевала кубок за совместную работу и творческие результаты. 

Одним из способов формирования мотивации достижения является работа ребенка с портфолио. Введение портфолио повысило образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и  возможностей. Портфолио дает возможность ученикам учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой и т.д.) и является важнейшим элементом в практике личностно-ориентированного подхода к образованию. 

Система портфолио помогает ученику, родителям и преподавателям правильно  выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на третьей ступени обучения. 

Основной смысл учебного портфолио – «показать все, на что  способен ученик», а его педагогическая философия как форма оценки предполагает: 

  • смещение акцента с того, что учащихся не знает и не умеет, на то, что он знает по данной теме, разделу, предмету; 
  • интеграцию количественной и качественной оценок; 
  • перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. 

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: 

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; 
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; 
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; 
  • содействовать индивидуализации образования школьников; 
  • создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. 
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 

Портфолио – это диалог ученика с самим собой, со своими одноклассниками, родителями. Необходимо отметитьчто оформление портфолио – дело творческое. Можно посвятить его одному или нескольким учебным предметам, можно – одному из своих хобби или внеурочных увлечений, ведь отслеживание достижений в творческих делах не менее увлекательно и полезно. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества учебной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ученика.  

Учащиеся работают с результатами проведенных тестов, получают рекомендации у психолога и имеют возможность формировать личную траекторию образования, создать для себя «стимул роста». Портфолио – «живой» инструмент, отражающий актуальную ситуацию. У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы часто не сразу могут найти применение. Используя портфолио, учащиеся  школы  не только хранят свои лучшие работы, грамоты, дипломы и т.п., но и систематизируют полезную и интересующую их информацию.  

Портфолио используется для  самооценивания и учета собственных достижений  (в т. ч. успехов в учебе). Составляя портфолио, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным. 

На первой ступени обучения портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовке карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. 

На второй ступени обучения - для сбора информации об образовательных достижениях ученика, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей. 

На третьей ступени обучения портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, содержит информацию об изучаемых предметах, о проектно-исследовательской деятельности. 

Развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала используются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при  обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса – это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы адресуются с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ – это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса.  

В школе применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках  одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. 

Существенным направлением деятельности педагога-психолога является психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т.е. выработка такого качества, как адаптивность. С учащимися проводятся  социально-психологические тренинги, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.  

Работа педагога-психолога по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка. 

На третьей ступени обучения особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.   

Требования к личности учителя. Немецкий педагог XIX века А.Дистерверг говорил: «Учитель – образ мыслей его – вот, что самое главное в обучении и воспитании». 

Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.  

Поэтому работа педагога-психолога также  направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогической деятельности. 

 

Этапы психологического сопровождения одаренных детей 

Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов: 

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей,  изучение индивидуальных особенностей школьников.  

Диагностические методы: 

  • наблюдение; 
  • беседы; 
  • измерения выраженности и структуры креативности;  
  • измерение выраженности и структуры интересов    познавательной деятельности; 
  • измерение выраженности и структуры общих способностей (невербального интеллекта) 
  • измерение выраженности и структуры обучаемости; 
  • измерение выраженности и структуры обученности; 
  • Анкета способностей ребенка (для родителей); 
  • Социометрические исследования; 
  • характерологические опросники (соответственно возрасту); 
  • оценка коммуникативных навыков; 
  • изучение профессионального развития личности педагога;  

Итог диагностического этапа: 

-создание индивидуальных карт школьника; 

-создание информационной базы данных одаренных детей; 

-аналитический отчет по результатам  диагностических  исследований. 

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. 

Виды деятельности: 

  • индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований; 
  • обновление информационной базы данных одаренных детей; 
  • психолого-педагогические семинары; 
  • родительские собрания. 

Психолого-педагогические семинары, их тематика: 

  • «Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития». 
  • «Эффективные приемы развития познавательной активности с учетом возрастных особенностей и способностей школьников». 
  • «Роль интеграции  основного и дополнительного образования в удовлетворении потребностей в личностном развитии учащихся». 
  • «Организация воспитательной среды для развития личности ребенка» и др. 

Родительские собрания, их тематика: 

  • «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников». 
  • «Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке». 
  • «Развитие личности, способной к творческой самореализации». 
  • «Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников». 
  • «Легко ли быть одаренным ребенком»  

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся. 

Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (стимулирующие и факультативные занятия,  консультации).  Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.  

 Развивающий.  Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей. 

В школе проводятся следующие мероприятия: 

  • организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся. Программа «Учусь творчески мыслить»; 
  • занятия с элементами тренинга по развитию познавательной и творческой мотивации учащихся первой ступени обучения; 
  • занятия с учащимися 5-х классов по программе «Качества ума»; 
  • занятия с учащимися 6-х классов по программе «Головоломки для интеллектуалов»; 
  • факультативные занятия с учащимися 9-х классов «Мои профессиональные намерения»; 
  • тренинговые занятия «Основы конструктивного общения»; 
  • коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции; 
  • занятия по развитию коммуникативных навыков педагогов; 
  • совместные занятия детей и родителей по развитию навыков эффективного общения и творческого мышления и др.; 
  • создание портфолио с целью формирования мотивации достижения; 
  • проектная деятельность учащихся. 

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы. 

 

Заключение 

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.  

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении  эффективно если:  

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;  
  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;  
  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;  
  • структуры  образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка. 

 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г. 
  1. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности.   М., 1997. 
  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 
  1. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр.31. 
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.  
  1. Одаренное поколение: наука и практика – от эксперимента к системе: материалы открытой городской научно-практической конференции (29-30 ноября 2007г., г. Минск), В 3 ч. Минск) МГГИПК и ПКО,2007. 
  1. Одаренное поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2008г.- Смоленск ГОУ ДПОС «СОИУУ»- 2008. 
  1. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006. 
  1. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991. 
  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991. 
  1. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1994. 
  1. Работа с одаренными детьми /  сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006. 
  1. Учу творчески мыслить / под ред. Н.Д. Алексеева. – Минск, 1999. 

 

Приложение 1. 

Опросник креативности Рензулли 

Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению,  заполнение которого требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник. 

Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.).  

Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов). 

Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко. 

Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов). 

Творческие характеристики: 

  1. чрезвычайно любознателен в самых разных областях, постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем; 
  1. выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы; 
  1. свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый; 
  1. способен рисковать; предприимчив и решителен; 
  1. предпочитает задания, связанные с «игрой ума»;  
  1. фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»);  
  1. манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов; 
  1. обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим; 
  1. осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность; 
  1. обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений; 
  1. имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку; 
  1. критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки. 

Лист ответов 

(Шкала креативности) 

Дата__________ Класс__________ Возраст____________ 

Фамилия Имя_____________________________________ 

                                   (заполняющий анкету) 

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. 

Возможные оценочные баллы: 

4 — постоянно,  

3 — часто,  

2 — иногда,  

1 — редко. 

                                                                                                         Таблица 

№ п/п 

Ф.И.О. 

Номера творческих характеристик 

Сумма баллов 

10