Адаптация к ДОУ

Мишкилеева Татьяна Николаевна

Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptats_detey.docx743.61 КБ

Предварительный просмотр:

https://mdou110.edu.yar.ru/dobro_pozhalovat.png

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ 

РЕБЕНКА МЛАДШЕГО

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Интерес к проблеме адаптации ребенка к дошкольному учебному заведению все больше растет, поскольку трудности адаптационного периода приводят к долговременным нарушениям эмоционального состояния дошкольников.

Приход в дошкольное заведение связан для ребенка с сильными стрессовыми переживаниями, которые необходимо смягчить совместными усилиями семьи и педагогов. Своевременность создания надлежащих условий, правильная организация жизни и воспитания - залог полноценного развития здорового ребенка.

1. Адаптация ребенка к условиям дошкольного учебного заведения как

психолого-педагогическая проблема

Под адаптацией в широком значении подразумевается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. В узком же значении адаптация - это процесс активного взаимодействия дошкольника с новой средой и возможность педагогического руководства этим процессом.

Адаптация ребенка к новым общественным отношениям, усовершенствование и развитие его разносторонних коммуникативных действий с другими людьми и формирование умения общаться - все это является важными предпосылками крепкого физического, психического здоровья и нормального развития личности. Развитие личности дошкольника - не автоматический процесс, который реализуется сам по себе; он происходит при активном участии самого ребенка.

2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

дошкольного учебного заведения

Известно, что процесс адаптации - это постоянный процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Ученые определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение равновесия.

Различают три степени адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения: легкая, средняя и тяжелая.

При легкой адаптации на протяжении месяца у ребенка нормализуется поведение. Малыш начинает спокойно или радостно относиться к детской группе. Настроение бодрое, проявляет заинтересованность к окружающим, в сочетании с незначительным утренним плачем. Аппетит ухудшается, однако не очень и на конец первой недели становится обычным, сон возобновляется в течение 10-15 дней.

Отношения с родными при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, малыш легко прощается утром, быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые, он достаточно активный, но не возбужден. К детям в группе может быть безразличным или заинтересованным. Интерес к окружающим возобновляется на протяжении 2-3 недель с помощью взрослого.

Речь затормаживается, но ребенок отзывается и выполняет определенные просьбы или указания взрослого. До конца первого месяца возобновляется активная речь.

Снижение защитных сил организма значительно не выражено и до конца 2-3 недели возобновляется. Болеет не больше раза в месяц, длительностью не больше десяти дней, без осложнений.

Во время адаптации средней степени нарушения в поведении и общем положении ребенка выражены более выразительно и более длительно. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней, качество сна тоже неудовлетворительное. Аппетит возобновляется в такие же сроки. Настроение неустойчиво на протяжении всего месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не пытается исследовать новое окружение, не использует приобретенные ранее бытовые навыки. Речь или не используется, или снижается. В игре ребенок также не применяет приобретенных навыков, игра ситуативная. Все эти изменения держатся в течение 5-6 недель.

Отношение ребенка к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик во время расставания). Отношение к взрослым выборочное. Отношение к детям, как правило, безразличное, однако может быть и заинтересованным.

Заболеваемость - до двух раз в месяц, сроком не больше 12 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций.

Особенную тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительное время и трудно болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не исполняют свою роль - не предотвращают многочисленные инфекционные заболевания, с которыми постоянно придется сталкиваться малышу. Это неблагоприятно отражается на его физическом и психическом развитии.

Другая форма хода тяжелой адаптации - неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чувствителен, короток. Аппетит ухудшается сильно и надолго, ребенок может отказываться от еды или срыгивать пищу при попытке его накормить, могут возникать функциональные нарушения опорожнений, бесконтрольные опорожнения.

Во время периода бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружением. Отношение к детям отчужденное, сверстников избегает или проявляет по отношению к ним агрессию. Отношение к близким эмоционально возбужденное, лишено практического взаимодействия. Не реагирует на приглашения участвовать в любой деятельности. Речью не пользуется или прослеживается задержка речевого развития на значительный период. Нет настроения, ребенок длительное время плачет, напряженно сжимает в кулачке носовой платочек или домашнюю игрушку. Взрослым, трудно осознать степень его страданий.

Следовательно, адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Необходимое условие успешной адаптации –

согласованность действий

родителей и воспитателей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

 В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

МЫ РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС В ВАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ!

НАДЕЕМСЯ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ 

ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!

C:\Users\Бакирова\Desktop\0_1ba8f_34566055_xl.jpeg