Психологическая готовность к школе

Мишкилеева Татьяна Николаевна

Презентация " Психологическая готовность к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_psihologicheskaya_gotovnost_1.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №115 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников" «Психологическая готовность детей к школе» Мишкилеева Татьяна Николаевна педагог - психолог

Слайд 2

« «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л.А.

Слайд 3

Готовность к школе ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ МОТИВАЦИОННАЯ (ЛИЧНОСТНАЯ) ГОТОВНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Слайд 4

Физиологическая готовность Устойчивость к нагрузкам Гибкость к адаптации и новому режиму Физическое созревание организма Педагогическая готовность Знания об окружающем мире Умения и навыки

Слайд 5

Готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для начала освоения школьной программы в коллективе сверстников. Что такое психологическая готовность?

Слайд 6

Интеллектуальная готовность . Запас знаний, усвоеных в системе. Ориентировка ребенка в окружающем. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Смысловое запоминание.

Слайд 7

Наличие у ребенка познавательных интересов: Любит решать задачки и кроссворды, интеллектуаль-ные задания; Любознателен; Любит книги; Задает много вопросов.

Слайд 8

Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Слайд 9

Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника . Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.

Слайд 10

эмоционально - Волевая готовность Умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок в нём . Стремление преодолевать трудности. Способность управлять своими эмоциями и поведением. Стремление к достижению результата своей деятельности.

Слайд 11

Мотивационная (личностная) готовность Желание учиться, получать знания. Умение слушать учителя и выполнять задания. Определенный уровень развития мышления, памяти и внимания.

Слайд 12

Психологи считают, что немаловажным в успешности обучения «первоклашки» является психологическое настроение родителей к началу обучения. Результаты этого теста дадут Вам ответ на выше поставленный вопрос. Если Вы согласны с утверждением поставьте 1 балл. 1. Вы считаете, что Вашему ребенку трудно учится в школе? ___________ 2. Вы опасаетесь, что придя в школу Ваш ребенок чаще будет болеть? ____________ 3. Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом? _________ 4. Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех ___________ 5. Вы считаете, что дети-«первоклашки» не умеют быть достаточно самостоятельными? ________ 6. Вас волнует вопрос, будет ли «первый» учитель внимательный к вашему ребенку ?__________ 7. Вы опасаетесь, не будут обижать и дразнить Вашего ребенка? ________ 8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы Вашего ребенка? _________ 9. Без Вас ребенок часто плачет, угнетен? _____ 10.По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в школе? __________ 11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе ___________ 12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут обучиться? __________ 13. Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным? ____________ 14. Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас? ____________ 15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку? _________ Готовы ли вы отдать ребенка в школу?

Слайд 13

10 и более баллов Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками. Займитесь закаливанием малыша, поиграйте в школу. Если уровень Вашей тревожности не снизился — обратитесь к психологу. 5-10 баллов Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе. 4 и менее баллов Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность. Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным. КЛЮЧ:

Слайд 14

" Выполни в темноте" Играющий в течении 1-3 мин.должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание. "Построй в темноте" Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. И грающий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого столбики получаются разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. "Найди отличие" Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др ) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. Игры на развитие памяти и внимания

Слайд 15

"Все помню" (развитие внимания и памяти). В эту игру можно играть вдвоем, втроем и даже вчетвером, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке. Слова подбираются на определенную тему, как, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры - названия фруктов. За соблюдением этого условия следит судья, который по ходу игры ведет контрольный листок, записывая названные игроками слова. Участники состязания садятся в кружок. - Яблоко, - говорит один. Судья записывает это слово в контрольный листок. Второй игрок, повторяя названный фрукт, добавляет к нему название другого фрукта: - Яблоко, мандарин,. - Яблоко, мандарин, груша - объявляет третий. Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень фруктов еще одним названием. Например : - Яблоко, мандарин ,груша, апельсин.

Слайд 16

Так, каждый раз прибавляя по одному фрукту, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше фрукты, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного. Вначале это дается сравнительно легко, но когда перечень названий перешагнет за десяток, поневоле начнешь запинаться. А судья, приписывая в свой контрольный листок каждое вновь добавленное слово, зорко следит, не пропустит ли кто-нибудь хоть одно из них. (для детей достаточно 7-8 слов запомнить) Допустивший ошибку выбывает из игры. Оставшиеся продолжают состязание, пока кто-нибудь из них не окажется победителем . Где, чей домик? Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям, а следуя по линии глазами. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите пользоваться карандашом, но со временем отложите карандаш в сторону. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

Слайд 17

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными. Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р , и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н ". Фиксируйте время и ошибки. Обязательно похвалите малыша

Слайд 18

Упражнение "Раскрась вторую половинку". Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.). "Топ-хлоп " Игра на развитие внимания и памяти. Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Слайд 19

Спасибо за внимание!