Родительское собрание «Похвала, которая мотивирует быть лучше» (разработана на основе программы ICDP СInternationalChildDevelopmentProgramme или Международная программа развития ребенка)

Олейникова Евгения Николаевна

Аннотация

Родительское собрание «Похвала, которая мотивирует быть лучше» (из цикла родительских встреч «Ключи», разработанных на основе программы ICDP СInternationa lChild Development Programme или Международная программа развития ребенка) реализуется педагогом-психологом в ходе мероприятий, направленных на психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) Новосибирского района.

 

Адресная группа: родители воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся 1-11 классов.

 

Цель: гармонизация детско-родительских взаимоотношений.

 

Задачи:

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
  2. Обучить родителей приемам построения доверительных отношений с ребенком, навыкам одобрения поступков ребенка.

 

Материалы и оборудование: фото ребенка, 3 листа А4, ручка, стенд или слайд «Как правильно похвалить ребенка», доска, магниты (скотч).

 

Актуальность

Одним из ключиков на пути к гармонизации детско-родительских взаимоотношений является похвала, которая имеет исключительное значение в воспитании ребенка. Похвала родителей делает ребенка уверенным в себе, раскованным, свободным, что является мощным стимулом для его развития.

 

Собрание проводится в классе или в кабинете педагога - психолога с хорошим освещением, достаточным количеством посадочных мест. Необходимо наличие проектора, доски, мела.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_7_mr_roditelskoe_sobranie.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждения Новосибирского района Новосибирской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» (МКОУ «ЦДиК»)

Родительское собрание

«Похвала, которая мотивирует быть лучше»

(разработана на основе программы ICDP СInternationalChildDevelopmentProgramme

 или Международная программа развития ребенка)

                                                                                  Автор:

Олейникова Евгения Николаевна

педагог-психолог

Новосибирский район

2020г.

Аннотация

Родительское собрание «Похвала, которая мотивирует быть лучше» (из цикла родительских встреч «Ключи», разработанных на основе программы ICDP СInternationa lChild Development Programme или Международная программа развития ребенка) реализуется педагогом-психологом в ходе мероприятий, направленных на психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) Новосибирского района.

Адресная группа: родители воспитанников дошкольных учреждений, обучающихся 1-11 классов.

Цель: гармонизация детско-родительских взаимоотношений.

Задачи:

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.
  2. Обучить родителей приемам построения доверительных отношений с ребенком, навыкам одобрения поступков ребенка.

Материалы и оборудование: фото ребенка, 3 листа А4, ручка, стенд или слайд «Как правильно похвалить ребенка», доска, магниты (скотч).

Актуальность

Одним из ключиков на пути к гармонизации детско-родительских взаимоотношений является похвала, которая имеет исключительное значение в воспитании ребенка. Похвала родителей делает ребенка уверенным в себе, раскованным, свободным, что является мощным стимулом для его развития.

Собрание проводится в классе или в кабинете педагога - психолога с хорошим освещением, достаточным количеством посадочных мест. Необходимо наличие проектора, доски, мела.

 

Ход мероприятия

Психолог: здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнюю встречу.

Иногда родители и учителя говорят о детях: «Он меня не слышит!», «… мы перестали друг друга понимать», «…я с ним уже не справляюсь…» и т.д.

Сегодня мы поговорим о решении подобных проблем.

ПЕРВЫЙ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ВОСПИТАНИЯ - ПОХВАЛА

Психолог. Сложно переоценить важность похвалы для развития ребенка. Похвала имеет особое, сакральное значение. Пока малыш адаптируется к миру, он во всем сомневается, и только родительская похвала окрыляет, вселяет веру в себя, собственные силы. Похвала мотивирует, снижает уровень тревожности, способствует раскрытию творческого потенциала.

В независимости от возраста, родительская похвала придает силы двигаться дальше. Благодаря похвале человек чувствует себя нужным и ощущает огромный прилив сил, радость.

Однако, имея в своем арсенале, такой мощный инструмент, насколько часто мы применяем его на практике? Почему?

Обсуждение.

Психолог. Спасибо за участие в обсуждении. К сожалению, в силу озвученных причин мы редко хвалим своих детей. Хотя, как известно, доброе слово необходимо каждому ребенку.

Бытует некое мнение, что похвала — это "сюсюканье", которое балует и портит детей, однако, опыт и наблюдения создателей программы ICDP,  воспитателей интернатов, педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей, говорит об обратном.  Дети, которых периодически берут на руки, хвалят, обнимают, целуют, гладят по голове, развиваются гораздо быстрее детей, которых берут на руки только во время кормления и гигиенических процедур.

Психологические исследования, проведенные среди дошкольников и младших школьников, продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, нежели на собственные представления о моральных нормах и ценностях.

Похвалу можно считать мощным инструментом педагогического воздействия. Ребенок, услышавший добрые слова в свой адрес, в следующий раз постарается поступить так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое плохо. Хочу заметить, что подобная закономерность проявляется при взаимодействии с детьми разных возрастов, наблюдается не только в детско-родительских, но и в межличностных взаимоотношениях.

Похвала является одним из способов выражения любви и принятия. Человек чувствует, что его ценят и уважают, это придает ему уверенность, повышает самооценку.

Словами одобрения родители передают детям веру в их возможности. Важно хвалить не только за результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул, ребенок обязательно добьется успеха.

Особенно важно значение похвалы имеет для меланхоликов и холериков.

О том, как правильно хвалить ребенка знают далеко не все родители.

Иногда взрослые принимают «хорошие» поступки и достижения ребенка как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. «Плохое» поведение, напротив, вызывает у родителей бурную реакцию. Дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными, не ждущими милостей ни от жизни, ни от окружающих. В то же время они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными.

Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогическое воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей.

Давайте поговорим о том, как правильно похвалить ребенка, ведь здесь тоже есть свои правила.

Обсуждение. Родителям предлагается поделиться своими «правилами» похвалы.

После обсуждения психолог представляет следующие рекомендации:

Как правильно похвалить ребенка

(может демонстрироваться как в форме слайда, так и в форме раздаточного материала)

  1. Похвала ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть привязана к ДЕЛУ, так у детей складывается правильное и адекватное отношение к своим поступкам. В такой ситуации они понимают, что действительно сделали что-то хорошее, из-за чего родители ими гордятся и рады;
  2. Естественно, похвала должна быть максимально искренней, т.к. дети очень хорошо считывают всю информацию с самых близких себе людей;
  3. Произнося слова похвалы, вы выражаете свое восхищение. Говорите о своих чувствах, своем отношении к поступку: «Я рада, что ты…», «Я восхищаюсь тем, что ты мой сын/дочь…» и т.д.
  4. Хвалите не за отдельные оценки, достижения, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе, помощь, усердие. Ребенку важно осознавать, что вы цените его старания, а не только заслуги;
  5. Подчеркивайте значимость для вас и для ребенка отдельных событий его жизни, например: "Теперь ты у нас пятиклассник — совсем взрослый и самостоятельный мальчик!";
  6. Похвала обязательно должна быть безусловной – никакие сравнения с другими детьми или их действиями не допускаются;
  7. Похвала становится в разы приятнее, если она подкреплена какими-то невербальными действиями – улыбками, объятиями, поцелуями. Все эти действия показывают ребенку лучше любых слов, что вы действительно счастливы его достижениям; 
  8. Так же не забывайте говорить «спасибо» за помощь, проявленную заботу;
  9. Учтите гендерный аспект. Еще с древних времен, когда хвалили девочек, их называли «Умница», мальчиков - «Молодец», предки верили, что таким образом, помимо похвалы, они активируют женственность у девочек и мужество у будущих мужчин.

Упражнение № 1

Представьте, что ваш сын или дочь сейчас рядом с вами, похвалите его (ее) учитывая изложенные правила. Перед вами лист бумаги, запишите вашу похвалу.

После выполнения родители зачитывают свой вариант похвалы, лист с похвалой прикрепляется к доске.

Обсуждение результатов. Скажите, легко ли было найти повод для похвалы, добрые, приятные слова?

Участники делятся впечатлениями, обсуждают возможные трудности.

Психолог. Родители иногда говорят о том, что хвалить (впрочем, как и осуждать) нужно не самого ребенка, а его поступки. В результате ребенка хвалят за пятерки или помощь по дому. У ребенка складывается впечатление, что любовь родителей нужно заслужить, они редко слышат такие слова как: «Какой (какая) ты красивый (умный, смелый, добрый, отзывчивый и т.д.)». Ребенку сложно сформировать адекватное представление о себе.

Не имея осознания собственной уникальности для родителей, ребенку приходится ориентироваться на ситуативные оценки взрослых. Такие дети очень подвержены чужому влиянию, восприимчивы к мнению других. Следствием чего является повышенная тревожность, неуверенность в себе и страх потерять родительскую любовь после полученной двойки. Говорите время от времени своему ребенку слова одобрения просто так.

Упражнение № 2.

Вы принесли с собой фотографии своих детей. Посмотрите на своего сына или дочь, запишите 7 личностных качеств вашего ребенка, черт характера, которые вы считаете положительными, достойными восхищения.

После выполнения упражнения родители зачитывают «списки» качеств своих детей.

Психолог. Если кто-либо из родителей зачитывает качество, которое есть и у вашего ребенка, но его нет в вашем списке, дополните им свой список.

Теперь, пользуясь получившимся «списком», выразите восхищение своему ребенку и запишите его. После выполнения упражнения родители зачитывают написанное, делятся впечатлениями.

Психолог. Наши дети достойны одобрения, восхищения! Несмотря на их шалости, мы любим их и гордимся ими. Каждый из нас имеет множество поводов похвалить своего ребенка, отметить достижения, сказать теплые добрые слова, а после выполненных упражнения мы еще и расширили свои знания о том, как похвалить ребенка, дать почувствовать ребенку себя важным, значимым.

А как вы считаете, можно ли "захвалить" ребенка? Бывает ли слишком много любви, ласки и признания?

Обсуждение.

Психолог: спасибо за высказанное мнение. Действительно, если ребенок постоянно слышит вокруг себя восторженные возгласы, он привыкает к этому, и сталкиваясь с более трезвой оценкой чужих людей, испытывает разочарование.

Если похвала проявляется в форме противопоставления другим детям - формируются такие черты характера, как эгоцентризм, снобизм, демонстративность.

Иногда, утопая в атмосфере обожания, дети перестают реагировать на похвалу, отмахиваясь от любящих родных и близких, стараясь все делать наоборот, чтобы досадить родителям и не слышать надоевших восторгов.     Поскольку хорошие поступки вызывают у родных однотипную реакцию, нарушение правил позволяет добиться непривычных и потому более ярких и интересных эмоций окружающих.

Давайте подведем итог.

Для развития у ребенка уверенности в себе, решимости, формирования адекватной самооценки важно дать понять, что он ценен сам по себе, и что он что-то умеет.

Ребенка следует хвалить, если он хорошо что-то делает, говорить, что было хорошо и почему это было хорошо. Но и в похвале нужна «золотая середина» (излишние восторги точно не на пользу).

Важно, чтобы ребенок почувствовал, что его «видят», любят и тогда он (вне зависимости от возраста) ответит вам тем же: самостоятельно выполнит домашнее задание, поможет по дому, приготовит ужин, встретит с работы, обнимет, поблагодарит за все то, что вы для него делаете.

Спасибо за внимание! Желаю вам и вашим семьям гармонии, счастья, любви, взаимопонимания, добра, благополучия!

Литература:

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» ЧеРо, Сфера; Москва; 2003.
  2. Программа ICDP СInternational Child Development Programme, или Международная программа развития ребенка.
  3. Журнал «Здоровье школьника» Издательство: ЗАО "МЦФЭР"; Москва; 2011.