план работы педагога - психолога школы 2020-2021 учебный год
Предварительный просмотр:
Согласовано «Утверждено»
Зам. директора по воспитательной работе Приказом №98-о от 28.08.2020г.
__________ А.А. Батищев Директор МОУ СОШ №16
«___»______2020г. ___________ Е.М. Паршенцев
План работы педагога-психолога,
Елены Николаевны Нещадимовой,
на 2020-2021 учебный год
Цель работы педагога – психолога: обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося школы в течение всего срока обучения, формирование способности принимать решение о выборе дальнейшего направления образования, оказание комплексной социально-психологической поддержки всем участникам образовательного процесса.
Задачи: 1. Ранее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании.
2. Оказание психологической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным и
жизненным становлением.
3. Профилактика безнадзорности, насилия, суицида, правонарушений и других асоциальных явлений.
4. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, находящихся в условиях
перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
5. Профилактика школьной дезадаптации, повышение мотивации учения.
Приоритетными направлениями в данном учебном году будут являться:
- Социально – психологическое сопровождение учащихся «группы риска».
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО.
- Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Тема самообразования: «Сопровождение гиперактивного ребенка. Причины. Диагностика. Коррекция» 2 год.
№ | Направление работы | задачи | мероприятия | Сроки проведения | Ожидаемый результат | примечание |
Диагностика | ||||||
1 | Адаптация 1,5, 10 классов к новым условиям обучения | Профилактика дезадаптации | Определение уровня тревожности Изучение самооценки 1,5, 10 «Рукавички» Изучение эмоциональной сферы методика «Домики», «Кактус» Опросник «Черты идеального учителя» 5, 10 «Чувства в школе» 5,10 «Отношение к отдельным предметам» 5, 10 Анкета «Мотивация и адаптация к школе»1, 5,10 Методика для изучения социализированности личности ученика 5 класса Анкета для оценки привлекательности классного коллектива 5 класса Методика Айзенка «Самооценка психических состояний» 10 класс Тест «Состояние психологического климата в классе» 10 класс | октябрь октябрь, апрель октябрь, ноябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь | Выявление учащихся, испытывающих трудности в адаптационный период, посещение родительских собраний по результатам диагностики | |
2. | Изучение психологических особенностей учащихся | Оказать помощь учащимся в познании и коррекции собственного «Я»; способность индивидуализации образования профильной школы | Анкета «Удовлетворенность учебным процессом» (6 – 9 классы) Исследование личностных особенностей школьников (1-11 классы) Диагностика уровня воспитанности (1-11 классы) Изучение сферы учебных интересов и предпочтений, школьной мотивации (2-4, 6-8 классы) Изучение личности допризывника 11 класс | февраль на запрос кл. рук. В течение года апрель ноябрь-декабрь в течение года | Написание характеристик для военкомата | |
3. | Психологическое сопровождение выпускников 9, 11 классов в период подготовки к государственной итоговой аттестации | Определить когнитивные трудности учащихся, помочь им преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности во времени при проведении тестовых заданий | Изучение эмоционального фона «Твое самочувствие накануне экзаменов» Е.В. Беспаловой Изучение самооценки личности старшеклассника. Определение формулы полушарности. Анкета для родителей «Ваш ребенок готовится к экзамену» определение группы риска Изучение уровня тревожности тест Спилберга Изучение школьной мотивации. Определение интеллектуальной лабильности Опросник «Итоги ОГЭ и ГИА» | март октябрь декабрь февраль декабрь, февраль ноябрь сентябрь | Устранение психологических трудностей, вызванных существенным изменением условий в период завершения обучения в выпускных классах | |
5. | Профилактика и коррекция асоциального поведения, ЗОЖ, эмоционального выгорания педагогов | Вовремя выявить и предотвратить возможные факты отклоняющего поведения | Методика изучения склонности к суицидальному поведению М.В. Горская Эмоциональное выгорание педагогов: - уровень эмоционального выгорания; - предрасположенность к конфликту | март ноябрь декабрь | Коррекция личностных отклонений | |
Сопровождение одаренного ребенка | Поддержка и развитие талантливых детей | Изучение мотивационно-потребностной сферы; Углубленное изучение личностных особенностей; Исследование межличностных отношений | В течение года | |||
6. | Сопровождение образовательного процесса в рамках ФГОС | Формировать регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные УУД | Диагностика регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. | В течение года | Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения | |
7. | Диагностика и формирование готовности учащихся 9-х классов к выбору профиля обучения | Выявить наличие у учащихся профессиональных интереса и способностей к той или иной области знаний, оказать психолого-педагогическую помощь в выборе профиля обучения. | - тест Голланда по определению типа личности; - анкетирование «Мотивы выбора профессии»; - исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации; - ДДО «Я предпочту» Е.А. Климова; - оценка коммуникативных и организаторских склонностей; - определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; - методика «Тип мышления» Г.В. Резапкина - подготовка рекомендаций по набору детей в профильные классы на основе результатов исследований. | сентябрь ноябрь октябрь ноябрь сентябрь октябрь ноябрь в течение года | Помощь учащимся в выборе профиля обучения. Формирование осознанности выбора профиля обучения. Рекомендации и выводы | |
Развивающая и коррекционная работа | ||||||
8. | Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды 1,5, 10классов | Работа над собой, повышение самооценки, уверенности, снижение уровня тревожности | Занятие первоклассников по программе «Адаптация к школьному обучению». Занятие «Развитие пространственных представлений». Занятие «Правила поведения в школе». Занятия с пятиклассниками «Новичок в средней школе». Занятие «Правильный выбор» | 1-2 четверть ноябрь | ||
Психологическое сопровождение выпускников 9, 11 классов в период подготовки к государственной итоговой аттестации | Занятия: «Стресс. Релаксация. Фрустрация», «Искусство быть уверенным» | январь март, апрель | ||||
9. | Сопровождение профориентации | Знакомство учеников начальной школы с миром профессии | Час психолога: «Выбираем профессию» - 9 кл. «Профессия выбирает нас» - 11 класс | декабрь февраль | Развитие коммуникативных умений | |
10. | Профилактика и коррекция асоциального поведения, ЗОЖ, эмоциональное выгорание педагога | Профилактика употребления табакокурения | - час общения «Я и стресс» 6 класс. - занятие с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание» О. Хухлаева | ноябрь III четверть | ||
Консультирование | ||||||
11. | Психологическое сопровождение выпускников 9, 11 классов в период подготовки к государственной итоговой аттестации | Групповая консультация для учащихся «Как лучше всего запомнить материал». «Шаг к успеху» «Как поддержать ребенка - выпускника» Индивидуальные консультации по итогом тестирования | октябрь апрель апрель в течение года | |||
12. | Сопровождение образовательного процесса в рамках ФГОС | Консультирование учителей по результатам мониторинга. Групповая консультация «Гиперактивный ребенок в семье» | Апрель В течение года, на род. собр. | |||
13. | Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды 1,5, 10классов | Консультации педагогов и родителей по результатам диагностики «Возрастные особенности пятиклассников» «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения» | В течение года Сентябрь-октябрь В течение года | |||
14. | Профилактика и коррекция асоциального поведения, ЗОЖ, эмоциональное выгорание педагога | «Профилактика насилия над детьми в семье и школе» «Особые дети» «Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания» | ноябрь январь | |||
15. | Сопровождение одаренного ребенка Работа с мотивированными учащимися на одаренность | Родителям «Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок одаренных учащихся» Для педагогов «Психологические особенности способных учащихся» | В течение года Ноябрь-январь | Выявление способных и одаренных школьников | ||
Просветительская работа | ||||||
16. | Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды 1,5, 10классов | Выпуск информационных бюллетеней: Режим дня школьника, Справляемся с трудностями, Папа решает, а Вася сдает Родительское собрание 1 класс «Проблемы адаптации первоклассников в школе» 5 класс «Трудности периода адаптации младших школьников и пути их преодоления» 10 класс «Юность и ее психологические проблемы. Трудности адаптации десятиклассника к школе» Семинар «Синдром дефицита внимания и гиперактивности, как его диагностируют» | Один раз в четверть I четверть II четверть сентябрь II четверть февраль | |||
17. | Профилактика и коррекция асоциального поведения, ЗОЖ, эмоционального выгорания педагога | Родительский лекторий: «Возможности семейной системы по предупреждению правонарушений в подростковом возрасте» «Ранимый ребенок: кто он такой? Почему?» 5-11 классы «Здоровый образ жизни – норма жизни» «Стрессовые ситуации. Как научить ребенка бороться со стрессом» | ноябрь декабрь март апрель | |||
18. | Сопровождение образовательного процесса в рамках ФГОС | Цикл занятий с элементами тренинга для родителей «Детско-родительские отношения» (4 занятия) | 1 раз в четверть | |||
Сопровождение одаренного ребенка | Родительское собрание «Формирование учебной мотивации» | II четверть | ||||
Психологическое сопровождение выпускников 9, 11 классов в период подготовки к государственной итоговой аттестации | Выступление на совещании «Психологическая подготовка к ОГЭ, ЕГЭ» | январь | ||||
Профилактическая работа | ||||||
19. | Профилактика и коррекция асоциального поведения, ЗОЖ, эмоциональное выгорание педагога | - Занятие с детьми группы риска «Мои эмоции» - Семинар для учителей «Создание положительного психоэмоционального климата в школьном коллективе». - занятие для педагогов «Профилактика и психологическая помощь». - «Жизнь прекрасна» - 10-11 класс. - тренинговое занятие «Обходим острые углы» - 7-8 класс. - цикл занятий «Учительский стресс» - тренинг для родителей «Выбор в пользу здоровья» | февраль март декабрь март январь III четверть декабрь | |||
20. | Психологическое сопровождение выпускников 9,10, 11 классов в период подготовки к государственной итоговой аттестации | Консультации на родительском собрании «Волнуйтесь спокойно у вашего ребенка экзамены». | В течение года | |||
21. | Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды 1,5, 10классов | - Профилактический классный час «Новичок в средней школе». - Практикум «Как помочь учащимся 5х классов адаптироваться в среднем звене». | Октябрь ноябрь | |||
22. | Работа с родителями | Родительское собрание 5 – 8 класс «Роль отца в воспитание детей» Родительское собрание 2 – 4 класс «Детские страхи: роль родителей» Выступление на общешкольном родительском собрании «Интернет за и против». | ноябрь март декабрь | |||
23. | Сопровождение образовательного процесса в рамках ФГОС | Выпуск буклетов «Азбука для родителей», «Режим дня школьника» | В течение года | |||
Организационно-методическая работа | ||||||
Корректировка годового плана с администрацией школы | Август - сентябрь | |||||
Составление коррекционно – развивающих программ | Сентябрь - октябрь | |||||
Подготовка материалов к диагностике учеников, учителей, родителей | сентябрь | |||||
Обработка, анализ и обобщение результатов психологических исследований | В течение года | |||||
Изучение и освоение методической литературы | В течение года | Повышение профессиональной компетенции | ||||
Участие в школьных педсоветах, методических объединениях классных руководителей. | В течение года | Обмен опытом, повышение профессиональной компетенции | ||||
Участие в выездных конференциях, семинарах, выступление на заседаниях методического объединения педагогов - психологов | В течение года | Обмен опытом, повышение профессиональной компетенции | ||||