Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми

  Варламова Евгения Николаевна

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми

Ранние проявления одаренности обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности, отнюдь не все одаренные и талантливые дети сызмальства поражают родителей своими талантами. Поэтому для начала надо описать наиболее общие черты, свойственные одаренным детям. Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США. Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры:

  • выдающиеся способности;
  • потенциальные возможности в достижении высоких результатов;
  • уже продемонстрированные достижения в одной или более областях.

Это могут быть и интеллектуальные способности, и специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности.

Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:

  • опережающим развитием познания,
  • психологическим развитием (психосоциальный аспект),
  • физическими данными.

Ключевые понятия:

Одаренность — это:

  • Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
  • Совместное действие способностей,  представляющих    определенную  структуру,  позволяющее  компенсировать недостаточность отдельных способностей за  счет преимущественного развития других.
  • Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
  • Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
  • Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Одаренный ребенок — 1. Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста. 2. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием для тестирования.

Способность — индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.

Специальные способности — психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности — музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.

Талант — высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной оригинальностью подхода.

Итак, одаренный ребенок - это обладающий очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющий внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.

Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность (Она всё замечает!), ненасытное любопытство (Куда он только не влезет!) и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).        Хорошо известно, что эмоции играют важную роль в психическом развитии ребенка. Вместе с тем специфика эмоциональной сферы одаренных детей и подростков все еще недостаточно изучена. Мнения авторов по ряду важных проблем дискуссионны.

Одни исследователи видят указанную специфику в повышенной эмоциональной уязвимости одаренных детей, препятствующей их нормальному общению с окружающими и порождающей многочисленные социально-психологические трудности в их повседневной жизни. Выдвигается также предположение о наличии специфических стрессов у одаренных детей.

Сторонники противоположной точки зрения считают, что гипотеза о повышенной «ранимости» одаренных детей, об их неспособности «эмоционально адаптироваться» к окружающей действительности является скорее мифом, чем научно доказанным фактом. Согласно данным этих авторов, одаренные дети, напротив, хорошо «эмоционально приспосабливаются» к своему окружению, обладают меньшим уровнем тревожности по сравнению со сверстниками и т.п. Подобному «эмоциональному комфорту» способствуют, например, многочисленные прошлые успехи одаренных детей, повышающие их уверенность в своих силах и позволяющие оптимистически оценивать свое будущее. Глубокий анализ психологических механизмов развития одаренности нередко подменяется установлением чисто внешних статистических зависимостей, существующих между когнитивными и эмоционально мотивационными характеристиками. При изучении специфики эмоциональной сферы одаренных детей особое внимание уделяется анализу процесса эмоционального развития. Среди факторов, негативно влияющих на этот процесс и порождающих тяжелые эмоциональные травмы, выделяют следующие:

1. Постоянное давление, которое оказывают на одаренного ребенка педагоги и родители, повышенный контроль за различными формами его деятельности.

2. Существенная зависимость «эмоционального комфорта», самооценки и самоидентификации одаренного ребенка от его академических достижений (плохая успеваемость, поражения на интеллектуальных соревнованиях и даже мнимые неудачи могут негативно сказываться на его эмоциональном состоянии).

3. Предъявление педагогами и родителями существенно завышенных требований к одаренным детям, что нередко сочетается со строгими наказаниями за невыполнение этих требований.

4. Неадекватные воспитательные меры, провоцирующие, например, чрезмерное стремление к соперничеству одаренного ребенка с другими детьми, и т.п.

5. Особенности семейного воспитания и взаимодействия с родителями. Так, негативное влияние на эмоциональное развитие одаренных детей может оказать гиперопека стороны родителей (которая нередко проявляется даже в самых мелких бытовых проблемах), их постоянное и порой весьма бесцеремонное вмешательство в личную жизнь ребенка.

6. Стремление родителей получить определенную, не обязательно материальную, выгоду за счет достижений своего ребенка.

7. Повышенная ранимость, неадекватная реакция одаренных детей на мнение окружающих и на внешне малозначимые события.

8. Настороженное, а иногда негативное и даже откровенно враждебное отношение окружающих к тем, кто «не такой, как все».

9. Многочисленные мифы об одаренности (например, житейские представления об обязательных блестящих школьных успехах детей, обладающих выдающимися способностями, о якобы обязательно присущих им «странностях» в поведении или даже «ненормальности» и т.п.).

10. Повышенная эмоциональная чувствительность одаренных детей (которую некоторые исследователи склонны рассматривать как врожденную), являющаяся неотъемлемой частью их дарования, что особенно характерно для одаренности в сфере искусства.

11. Интеллектуально-аффективная диссинхрония, т.е. неравномерность в развитии интеллектуальной и эмоциональной сферы одаренных детей.

Особенности семей одаренных детей

1. В семьях особо одаренных детей отчетливо прослеживается высокая
ценность образования,  при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка.

2. Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - повышенное    сравнительно   с   обычными   семьями,
внимание к peбенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке. Хотя такое внимание   впоследствии   может   стать   тормозом   для   его   душевной
автономии, однако  именно оно, несомненно, является одним  из важнейших
факторов  развития   незаурядных способностей.

Часто родителями одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок   -  единственный смысл жизни.  Еще чаще особо одаренные и   являются   единственными   детьми   в   семье   или, по    крайней    мере, фактически   единственными (старший   ребенок   уже   вырос   и   не   требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка.

3. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится подлинным наставником (ментором) своего ребенка в самой разной деятельности: в художественно эстетической, спорте, том пли ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов в личности ребенка.

    4. Определенная     детоцентричность     семьи     одаренного         ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны.  Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская   позиция    в отношении   развития   у   своего   ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков.

      5. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны, когда родители вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Признаки одарённости   детей   разного   возраста (по А.И. Доровскому)

Раннее детство (1-3 года): Неуёмное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлечённость словесным раскрашиванием, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развёрнутых). Повышенная концентрация внимания на чём-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счёту, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.

Дошкольный период (4-7 лет): Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через "этажи"), яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.

Школьный период (8-17 лет): Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Взрослый период (после 18 лет): Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активен, настойчив, энергичен, склонен к риску. Нетерпелив при выполнении рутинной работы, предпочитает сложные задания. Независим в суждениях, поведении.

В настоящее время выделено уже значительное разнообразие видов человеческой одаренности. В их числе - общая интеллектуальная, художественная, творческая, социальная (лидерская, коммуникативная), психомоторная, которые проявляются уже в дошкольный период.

Организация деятельности по сопровождению одаренного ребенка

В условиях все большего смещения приоритетов системы образования в сторону личностно-ориентированного подхода и индивидуализации наибольшую актуальность приобретает проблема оценки детской одаренности педагогами. В конечном итоге именно на педагога возложена основная работа по обучению, воспитанию и развитию ребенка, и именно oн в большей степени несет ответственность за ее результаты.

Образование одаренных дошкольников — творческое педагогическое взаимодействие, нацеленное на стимулирование собственной активности ребенка, возникновение стремления к творческой самореализации в деятельности и приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, в результате которого формируются творческая личность, знания и умения, обеспечивающие возможность творческого самовыражения, реализацию природного потенциала (дарований, задатков) дошкольника.

Воспитательно-образовательная работа по развитию детской одаренности в дошкольном учреждении включает в себя, прежде всего диагностическую деятельность, нацеленную на обнаружение, идентификацию детей с признаками одаренности в конкретной сфере.

Выявление одаренных детей требует использования ряда последовательно применяемых методов, позволяющих постепенно переходить от оценки общих, поверхностных признаков одаренности к ее более глубокому анализу. При этом необходимо учитывать, что каждый одаренный ребенок своеобразен, уникален. Более того, детская одаренность может с особой яркостью проявляться в разные периоды жизни у разных детей. Поэтому не существует методов и показателей, однозначно фиксирующих одаренность любого ребенка. Заключение об ее наличии можно делать лишь на основании всего комплекса данных, полученных при использовании разных методов, и такое заключение в любом случае должно рассматриваться лишь как предположение, а не как окончательный вывод.

Для выявления одаренных детей может быть предложена следующая система методов:

  •  направленное наблюдение за ребенком, его общением со взрослыми и сверстниками, выполнением им различных видов деятельности;
  •  анкетирование взрослых (родителей и воспитателей) по специально разработанным опросникам;
  •  специальные диагностические методики, оценивающие уровень развития способностей в области наглядно-образного и логического мышления, воображения.

Наблюдение за детьми, а также материал, представленный в анкетах, необходимы для первоначального выделения детей, которые в дальнейшем должны пройти обследование при помощи специальных диагностических методик.

Наблюдение — это систематическое направленное прослеживание проявлений умственной одаренности в условиях обычной, повседневной жизни и деятельности ребенка. Оно может вестись как психологом, так и по его поручению специально проинструктированными воспитателями детского сада; Главное условие успешности наблюдения — достаточно полное и точное представление наблюдателя о том, какие именно особенности поведения детей могут служить показателями умственной одаренности и, следовательно, должны служить объектом внимания наблюдателя и точно фиксироваться.

Дополнительным материалом к результатам наблюдения могут служить данные, полученные при помощи анкет, заполненных воспитателями и родителями. Однако к этим данным необходимо относиться критически и использовать их только в случае, когда они подтверждаются в ходе наблюдения и специального обследования. В систему методов, направленных на определение детской одаренности, обязательно включаются специальные диагностические методики. Следует учитывать, что цель диагностики — выявление одаренных дошкольников со всеми присущими возрасту особенностями проявления способностей. В связи с этим нецелесообразно использовать методики, адресованные детям более старших возрастов и не учитывающие специфики дошкольного периода развития. Одаренные дети при выполнении диагностических заданий обнаруживают наиболее высокий уровень. Иногда требуется предъявление усложненных заданий. Разрабатывая содержание образования для таких детей, обычно учитывают, прежде всего, и в наибольшей степени модальность выявленной способности, одаренности (музыкальная, интеллектуальная, психомоторная и т. п.), что можно расценивать как проявление узкого, прагматического подхода к проблеме образования одаренных дошкольников. Представляется важным при определении содержания образования детей с признаками одаренности принимать во внимание не только специфичность конкретного дара, способности, но и общие для всех видов одаренности компоненты, такие, как, например, «творческостъ» (креативность), усиленная мотивация, интеллект (выше среднего). Педагогические и психолого-педагогические воздействия, нацеленные на развитие этих блоков одаренности (особенно первых), имеют чрезвычайно важную роль для развития личности способного, одаренного ребенка в целом.

Содержание образования для детей с признаками одаренности должно предусматривать и удовлетворение их потребности в новой информации, формирование знаний не только стабильных, завершенных, но и неопределенных, гипотетических знаний, выступающих в форме догадок, предложений, вопросов, такие, развивающиеся знания являются мощным стимулом познавательной активности ребенка. Важно, чтобы содержание образования для данной категории детей предусматривало развитие самостоятельности, инициативности, формирование позитивности образа «Я» ребенка, развитие его самосознания в целом. Приобщение к психологической культуре, облегчающей социальную адаптацию ребенка, процесс самопознания, повышающей возможности реализации способным (одаренным) дошкольникам своих притязаний, задатков в группе сверстников, — также значимая составляющая содержания образования детей с признаками одаренности. Содержание образования должно учитывать и сензитивностъ, предрасположенность   детей   дошкольного    возраста   к   развитию  

ряда способностей, прежде всего художественных (музыкальных, изобразительных и др.). Многообразие, разновидность способностей и одаренности, проявляемых в дошкольном детстве, предполагают включение в содержание образования и программного материала, обусловленного спецификой конкретного вида детской одаренности, ее структурой.

При разработке программ и организации воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками, обладающими признаками одаренности, важен учет действия закона лево-правополушарной волны, широкое использование интегрированных комплексных занятий (как, впрочем, и при обучении детей, не проявляющих признаков одаренности). Опора на «единство аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) в образовательном процессе дошкольников приобретает особое значение.

Содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими признаки одаренности, должно предусматривать насыщение жизни дошкольников в детском саду эмоциями радости (чему могут способствовать праздники, развлечения).

Поскольку дошкольное детство — период, когда интересы, склонности, задатки, как правило, только начинают проявляться (причем не одновременно), дети различаются по степени сформированности одаренности (наряду с актуальной одаренностью в дошкольной группе могут быть и дети с потенциальной одаренностью), представляется целесообразным «поле» воздействий, нацеленных на развитие способностей, одаренности, не ограничивать лишь детьми, уже проявившими признаки одаренности, а по возможности оставлять его более широким.

Что касается стратегии обучения, то в работе с одаренными школьниками используют ускорение, углубление, обогащение, проблематизацию, в последние годы приобретает популярность новый, более сложный, но вместе с тем перспективный подход к программированию обучения — «подход с различными уровнями». Данной стратегией предлагается четыре уровня услуг, цель которых — найти соответствующий образовательный уровень любого учащегося (студента) и оказание ему соответствующей данному уровню помощи. Полагаем, такой подход (в адаптированном варианте) наряду со стратегией обогащения наиболее адекватен для обучения дошкольников с признаками одаренности.

В качестве основного механизма воспитательно-образовательной работы по развитию одаренности и формированию творческой личности выступает функционирование воспитательно-образовательной системы дошкольного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются благоприятные условия для выявления и развития природных дарований его воспитанников, становления творческой личности. Эта система должна быть гуманистической; значимая для нее характеристика — благоприятный психологический климат как в системе целой (педагогический коллектив), так и в отдельных ее подсистемах (конкретных дошкольных группах, студиях, кружках и т, д.). Раскрытие индивидуальности ребенка, его способностей, качеств одаренности, реализация творческих возможностей во многом зависят от того, насколько теплой, «эмоционально комфортной», творческой является преобладающая атмосфера в данной системе.

Важным признаком воспитательно-образовательной системы, способной стать механизмом развития способностей и одаренности дошкольника, его творчества, является педагогически целесообразная организация внутренней среды дошкольного учреждения, как предметно-эстетической, пространственной, так и духовной, использование воспитательно-образовательных возможностей, внешней (природной, социальной и др.) среды; важно, чтобы эта среда была развивающей, многофункциональной, позволяла бы выявить многообразие детских задатков, интересов и развить их.

Успех педагогического процесса в значительной степени определяется
воспитателем, его 
гуманистической направленностью на детей, способностью адекватно воспринять ребенка с признаками одаренности;
собственной креативностью педагога, его готовностью к реализации таких
профессионально-педагогических        функций,         как         развивающая,

стимулирующая (детскую активность, творчество), диагностическая, коррекционная, обучающая и воспитывающая, сотрудничества с родителями, профессионального самосовершенствования. Значима, безусловно, и профессиональная компетентность воспитателя, педагогического коллектива, владение психологической культурой (обязательно и в области психологии одаренного ребенка, дифференциальной психологии). Педагогу важно опереться на существенные для ребенка механизмы деятельности.

Значимым механизмом развития способностей и одаренности детей является мотивация. Важно включение дошкольников в различные виды деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, детское экспериментирование и др.), где бы ребенок мог быть субъектом, в процессе которой он сам и во взаимодействии с другими людьми (детьми, взрослыми) мог бы осмыслить решаемые задачи, найти их место в собственной жизни и системе взаимоотношения с окружающими. При этом необходим учет и амплификации, предполагающей активное развитие ребенка в типичных, характерных для его возраста видах деятельности.

Особо важным механизмом педагогического процесса с одаренными дошкольниками является механизм творчества. Включая воспитанников в творческий процесс, педагог создает им благоприятные возможности не только познать окружающий мир, но и раскрыть каждому свое «Я», свою индивидуальность, самореализоваться.

В числе механизмов развития способностей и одаренности — индивидуализация и дифференциация обучения; вариативность воздействий, обусловленная уровнем развития способностей, их модальностью, неравномерностью их развития, степенью интенсивности их проявления.

Тесно связана с этими механизмами педагогическая поддержка ребенка. Дошкольное детство — период, когда растущий человек особенно нуждается в педагогической поддержке, без которой его «крылья» могут и не раскрыться; задатки — не реализоваться в способности. Формы и методы педагогической поддержки способных и одаренных дошкольников многообразны. Их выбор, адекватность определяются как особенностями образа способного (одаренного) ребенка, так и педагога, ситуацией, возрастом субъектов воспитательно-образовательного процесса и другими факторами.

В педагогическом процессе с одаренными и способными дошкольниками используются средства, обеспечивающие, прежде всего общую педагогическую поддержку всех детей, направленную на создание позитивного эмоционального фона их деятельности (доброжелательности, взаимоотношения и т. п.). Важную роль играют и средства педагогической поддержки, предполагающие индивидуально-личностную поддержку, выявление проблем воспитанников, отслеживание процесса развития их способностей, одаренности, личности в целом. Особая роль в поддержке принадлежит ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ребенка, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

Эффективность воспитания и обучения дошкольников с признаками одаренности в немалой степени определяется и гармоничностью сочетания личных воздействий педагога и опосредованных средств через родителей и сверстников.

Критерии и показатели эффективности воспитательно-образовательного процесса с одаренными детьми:

•   повышение уровня развития общих способностей и способностей к
определенным видам деятельности воспитанников дошкольного
учреждения;

• увеличение числа детей, проявивших способности и признаки одаренности;
•повышение  интереса  детей  к  творчеству;  возрастание  «аппетита»  к
самостоятельной,    творческой деятельности, увеличение числа дошкольников с мотивацией непрерывного творчества;

• возрастание возможностей дошкольников к саморазвитию творческого потенциала, к творческой самореализации в «специфически детских» видах деятельности;

• осознанное позитивное отношение к ценностям культуры (физической, духовной, музыкальной, психологической и др.), принятие их;

  • позитивная «Я-концепция» воспитанников дошкольного учреждения;
  • сотрудничество педагога с родителями одаренных детей, возникновение «мы-сопереживания» в сфере развития и обучения своих воспитанников;
  • профессиональный рост педагога; повышение удовлетворенности
    педагогическим трудом; чувство выполненного профессионального долга —
    сформированностъ начал творческой личности воспитанников.