Характеристика профессиональной деятельности 2021 год

Подсекина Ольга Владимировна

Заочный этап областного конкурса педагогических работников «Воспитать человека - 2021»; Номинация «Педагог-психолог»; «Характеристика профессиональной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_prof.deyatelnosti_podsekina_o.v_1.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

Заочный этап областного конкурса педагогических работников

«Воспитать человека - 2021»

  Номинация «Педагог-психолог»

«Характеристика профессиональной деятельности»

                                                        Подсекина Ольга Владимировна

                                                        педагог-психолог МОУ «Средняя                                                                 общеобразовательная школа №75»

                        ГО «Котлас»

Профессиональная деятельность началась с 2008 года в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», г. Котлас, пос. Вычегодский. Первые шаги были непростыми, но очень ответственными, так как это была работа с детьми, имеющими нарушение слуха, детьми-инвалидами, детьми-сиротами, оставшимся без попечения родителей. Здесь каждый ребенок ждал особого внимания и подхода, помощи обрести веру в людей и доверие к миру. Это был колоссальный профессиональный и личностный опыт. С 2017 профессиональная деятельность продолжается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №75». В 2019 г. присвоена высшая квалификационная категория.

Цель  профессиональной деятельности педагога-психолога  - создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Реализация цели осуществляется посредством решения основных задач:

  1. осуществлять психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  2. оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций по вопросам воспитания, обучения, развития и коррекции нарушений развития детей;
  3. совершенствовать и развивать эффективные методы, формы, технологии оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с отклоняющимся поведением с учётом инновационных идей и современных требований;  
  4. повышать эффективность и качество профессиональной деятельности через участие в работе методических объединений, творческих групп, освоение программ повышения квалификации (Приложение 1), самообразование.
  5. динамика результатов работы.

       Приоритетные направления профессиональной деятельности востребованы участниками образовательного отношений, обоснованы  целями образовательной организации,  требованиями профстандарта педагога-психолога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования»):

  1. диагностическая;
  2. психологическое консультирование;
  3. коррекционно-развивающая;
  4. психологическое просвещение и профилактика;
  5. организационно-методическая работа и экспертная деятельность;
  6. образовательная деятельность.

        1). Диагностическая деятельность. Углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, в профессиональном самоопределении, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации). Исследования проводятся в режиме как группового, так и индивидуального исследования, прослеживается динамика процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью, что помогает ориентироваться в трудностях школьной адаптации.

        2). Психологическое консультирование субъектов образовательного организации (консультирование родителей (законных представителей), педагогов, обучающихся, специалистов образовательных организаций города по вопросам развития, воспитания, обучения детей, поиску возможных путей коррекции и профилактики). Ежегодное ранжирование обращений позволило выделить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного отношений:

  • трудности усвоения общеобразовательной программы;
  • трудности усвоения социальных норм, правил поведения;
  • проблемы в детско-родительских отношениях;
  • трудности в профессиональном определении, развитии навыка целеполагания.

         Наиболее актуальной и востребованной в последние годы становится работа с семьей, воспитывающей детей в возрасте 11-16 лет. Главным запросом родителей является низкая учебная успеваемость, отсутствие мотивации к учебе, интересов, конфликты, склонность к аддиктивному поведению у подростков. Анализ планово-отчетной документации, отзывы о мероприятиях, наблюдения показали, что  консультирование обучающихся по различным направлениям, индивидуальные и подгрупповые занятия с элементами тренинга   стабильно посещают обучающиеся  с  1 по 11 классы:

Подтверждением продуктивности работы являются такие показатели, как:

  • положительный рост обращений родителей за информационно-тематическими консультациями для оказания психологической, коррекционной, воспитательной помощи обучающимся;
  • систематические выступления на родительских собраниях с целью приобщения родителей к психологической культуре;
  • размещение рекомендаций, буклетов на сайте учреждения в разделе «Полезная информация» (http://vsg.edusite.ru/p48aa1.html).

        3). Коррекционно-развивающая деятельность. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Сведения об обучающихся, посещающих занятия педагога-психолога:

Учебный год

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Дети с ОВЗ, из них:

11

27

36

 - с тяжелыми нарушениями речи

2

1

5

- с задержкой психического развития

9

25

30

- с нарушением опорно-двигательного аппарата

0

1

1

Дети-инвалиды

5

7

6

Совместно со специалистами ОО разрабатываются и реализуются планы проведения коррекционно - развивающих занятий для детей и обучающихся, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, на снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении; проектируем индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся:

  • коррекционно-развивающая программа «Познай себя» для детей с ОВЗ и инвалидностью (программа разработана на основе модели развития личности Г.К. Селевко). Занятия по программе проводятся в индивидуальной форме;
  • коррекционно-развивающая программа «Песочные фантазии», направленная на развитие произвольной регуляции деятельности (занятия по программе проводятся в подгрупповой форме для младших школьников с ОВЗ в период адаптации к ОО),  программа разработана на основе авторской программы по песочной терапии «Песочные фантазии», автор Ю.М. Кузнецова;

        Анализ коррекционно-развивающих программ  показывает положительную динамику в развитии эмоционально-личностной сферы обучающихся с ОВЗ, снижение уровня тревожности, агрессивных проявлений:

Использование комплекса современных технологий позволяет целенаправленно работать над повышением качества личностных достижений обучающихся и учебно-воспитательного процесса в целом.

Важным условием эффективности реализации каждой коррекционно-развивающей программы является оказание комплексной помощи родителям, которые нуждаются в психологической поддержке, консультативной помощи по вопросам развития и воспитания «особого» ребенка. Ценность коррекционной работы в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Одним из приоритетных направлений в школе является работа с одаренными обучающимися по программе  «Одаренные дети». Разрабатываются психологические рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для  одаренных обучающихся.

        4). Психологическое просвещение субъектов образовательных  отношений проводится с разными категориями участников образовательного отношений: обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями), специалистами других образовательных организаций. Просветительская деятельность осуществляется в разной форме (лекции, семинары, родительские собрания и др.). Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Наиболее востребованными для педагогов являются темы, связанные с организаций психологически безопасного образовательного пространства:

  • «Школьный буллинг. Пути разрешения школьных конфликтов»;
  • «Психологический микроклимат в семье», «Погода в доме», «Насилие в

семье»;

  •  «Адаптация первоклассника», «Готовность к школе», «Психологическая

готовность к ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ обучающихся и их родителей», «Профилактика компьютерной зависимости обучающихся»;

  •  «Организация безопасной психологической среды в образовательной

организации» и др.

Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации реализуется через психологические игры, дни психологии, проектную деятельность, социальные акции, индивидуальные консультации. Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни школьников. В ходе занятий у детей формируются навыки конструктивного общения и умение сказать «нет». Отрабатываются приёмы управления  агрессией, гневом. Занятия помогают обучающимся осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.

Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную деятельность на устранение трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии обучающихся.

Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей в группах, беседах в социальных сетях. Памятки, рекомендации, буклеты для обучающихся, их родителей и педагогов, мероприятия, акции размещены на сайте https://vsg.edusite.ru/p48aa1.html, а также в группах, беседах классов в социальных сетях.

        5). Организационно-методическая работа и экспертная деятельность осуществляется следующим образом:

  • планирование и анализ своей деятельности (составление годового, ежемесячного,  еженедельного плана работы, годового анализа работы;
  • анализ результатов диагностики, написание заключений, ведение текущей

документации;

  • подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и

т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на психолого-педагогических консилиумах, методических объединениях и  педагогических советах педагогов, оформления тематических стендов);

  • повышение уровня профессиональной квалификации (обучение на  курсах повышения квалификации и посещение конференций и семинаров; участие в  конкурсах профессионального мастерства; работа по теме самообразования и  обобщение опыта).

        6). Образовательная деятельность является  одной из ведущих форм работы и осуществляется посредством реализации программы «Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы» по курсу «Психология и выбор профессии» (предпрофильная подготовка обучающихся 10-11 классов).

Оптимальное решение вопроса «Кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому молодому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профориентационная работа. 

Основной задачей  является формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии, карьеры с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.  

           Основные формы деятельности, которые используются  для сопровождения профориентационной работы:

  • диагностика (помогает изучить способности, склонности и  профессиональные интересы обучающихся; осуществить мониторинг готовности старшеклассников к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования);
  • профориентационные игры, классные часы, которые  позволяют в игровой

форме расширить представления обучающихся о профессиях, о собственных предпочтениях.

На занятиях используются  диагностические методики на самоопределение:

  • определение профессионального типа личности (авторская методика Дж. Холланда). Каждый старшеклассник определяет свой ярко-выраженный профессиональный тип личности;
  • дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова;
  • карта интересов С.Я. Карпиловская;
  • методика для определения у обучающихся  типов мышления и уровня креативности по методу Торренса;
  • матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной).

Результаты профдиагностики предоставляются обучающимся, классным руководителям в виде сводных таблиц, что позволяет эффективно спланировать дальнейшую профориентационную работу в классе с детьми, используется эта информация и на родительских собраниях. Во время проведения плановых диагностик параллельно осуществляется просветительская и консультационная деятельность. Обучающиеся получают информацию по результатам диагностики, рекомендации, могут получить ответы на интересующие их вопросы. Многие ребята принимают участие в открытых онлайн - уроках на портале «ПроеКТОриЯ», в мастер-классах на «Большой перемене».  Обучающимся предоставляется возможность посещать различные интересные сайты, ресурсы в сети Интернет:

Различные сайты, где старшеклассники могут самостоятельно пройти интересные тесты, которые расскажут им о своих склонностях, интересах в различных направлениях:

У обучающихся есть возможность  принимать участие  в деловых играх, которые позволяют примерить на себя новую реальность и новую роль, дают много пищи для самоанализа:

Также есть возможность использовать полезные материалы: Smart Course;

КИД.Travel; Курс Профи. ​

Мониторинг эффективности профориентационной работы представлен в следующих графиках:

1) «Положительные результаты поступления обучающихся 11 класса в ВУЗы»

2) «Положительные результаты поступления обучающихся 9-х классов в СПО»

Результаты поступлений обучающихся свидетельствуют о качестве проводимой профориентационной работы, о сформированности профессиональной мотивации. 

В работе педагога-психолога активно использую различные методы и приемы, технологию педагогической поддержки, игровые технологии,  технологию самосовершенствования личности:

  • информационно-коммуникационные технологии служат для реализации

всех достоинств использования ИКТ, создания собственных компьютерных презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых адекватны целям обучения. Создана презентация «Представление психолого-педагогической технологии» (https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/korrekcionnaja-rabota-s-detmi/282488-predstavlenie-psihologo-pedagogicheskoj-tehno.html);

  • в коррекционно – развивающей деятельности используется метод песочной терапии, который уникален и одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей. Песок, как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где он может выплеснуть свой гнев, переживания, травмы см. Сенсорная комната (edusite.ru);
  • использование мультимедийных технологий и интерактивное оборудование

в сенсорной комнате ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» с 2009-2018 уч. годы: (https://nsportal.ru/albom/2017/07/09/podsekina-olga-vladimirovna/sensornaya-komnata).

        О продуктивности деятельности, внедрение  наработок в практику говорит следующее:

  1. наличие публикаций в следующих изданиях:

- публикация в сборнике «Актуальные вопросы современного образования» в рамках XXII Ломоносовских чтений «Песочная терапия - инновационная технология психотерапевтической работы с детьми с нарушением слуха», г. Котлас,  2017г.

- публикации методических материалов на Всероссийском образовательном портале «Продленка. орг»: «Программа профилактической работы с обучающимися группы риска», 2017г.

- публикация в сборнике методических разработок «Методика и опыт» г. Москва, Образ-центр, статья «Эффективность применения инновационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья», 2018г.

- публикация в сборнике «Качество образовательного процесса в структуре качества образования» в рамках XXIII Ломоносовских чтений «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога», г. Котлас, 2019г.

- публикации в сети Интернет: Продленка.орг Презентация для педагогов «Буллинг в школе», май 2019г.; буклет «Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики», март 2019г.

- публикации с обобщением опыта работы по профориентации, 2019-2020 уч. год.

        2) выступления на методических объединениях, ГПО педагогов-психологов школ и детских садов, транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности на ресурсах сети Интернет:

  • выступления на ГПО педагогов-психологов школ и детских садов г.  Котласа: 2018г. «Патологические привычки: причины проявления и рекомендации по их устранению»; «Раскрытие теоретических и практических аспектов реализации инклюзивной практики»;
  • выступление на круглом столе ГБУ АО для детей-сирот, оставшихся без

попечения родителей «Котласский детский дом» по теме: «Мотивация учения - основное условие успешного обучения», 2018г.;

  • участник межмуниципального семинара-практикума «Комплексное  сопровождение детей-инвалидов в условиях внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ», ГБОУ АО «СКОШ №14», представление опыта работы по сопровождению детей с нарушением слуха, 2018г.;
  • участник круглого стола педагогов-психологов школ г. Котласа с  выступлением: «Взаимодействие, методы и формы психологической службы с трудными семьями», сертификат ГБСУ АО «Котласский СРЦН Маяк», 2019г.;
  • участник муниципальных семинаров для классных руководителей,  молодых педагогов школ города Котласа, открытые уроки,  2020г.;
  • Сертификат от ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» за стендовый доклад   «Использование инновационных технологий в процессе развития и коррекции психофизического развития и эмоционально-волевой сферы обучающихся с нарушением слуха» в рамках межрайонного фестиваля педагогических идей.
  • Открытый мастер-класс для студентов КПК «Путешествие в волшебную

комнату» в рамках Дней открытых дверей в ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ», 2017г.

3) Участие в профессиональных конкурсах:

  • победитель муниципального, лауреат областного конкурсов  педагогического мастерства «Воспитать человека-2017»  в номинации «Педагог-психолог»/ «Путь в гармонию» (2015, 2017гг.) (Приложение 2.).

Подводя итог, можно констатировать, что за период работы в образовательных учреждениях с 2008-2020 гг. в должности педагога-психолога проделан большой путь становления и развития  в профессии, путь саморазвития, самопознания, самоутверждения. Использование различных форм работы с обучающимися, применение их в образовательном процессе говорит об эффективных результатах работы. В дальнейшем планируется продолжить работу по совершенствованию и развитию эффективных методов, форм, технологий оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Приложение 1.

Курсы повышения квалификации педагога-психолога 

Наиболее значимыми за период 2017-2020 г. г. стали:

- Курсы повышения квалификации «Профилактика компьютерной зависимости» 32 часа, АО ИОО г. Архангельск, 2017г.;

- Курсы повышения квалификации «Модели и технологии системы работы с одаренными детьми из числа детей-инвалидов», 72 часа, Институт социальных технологий г. Краснодар, 2017г.;

- Курсы повышения квалификации «ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ: требования к педагогу», 72 часа, «Актион МЦФЭР» г. Москва, 2018г.;

- Курсы повышения квалификации «Теоретический и практические основы применения песочной анимации в работе с детьми», 16 часов, АО ИОО г. Архангельск, 2018г.;

- Курсы повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного образования в контексте стандартизации», 40 часов, АО ИОО г. Архангельск, 2019г.;

- Курсы повышения квалификации «Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в условиях инклюзивного и специального образования», 24 часа, АО ИОО г. Архангельск, 2019г.;

- Курсы повышения квалификации «Учебный план как механизм реализации основной образовательной программы», 16 часов, АО ИОО, г. Коряжма, 2019г.;

- Образовательный курс «ИКТ - технологии в образовании: продвинутый уровень в реализации концепции дистанционного обучения», 20 часов, г. Екатеринбург, 2020г.;

- Программа дополнительного образования «Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей», 16 часов, Санкт-Петербург, 2020 г.

Приложение 2.

Награды:

1. Почетная грамота Министерства образования и науки Архангельской области (2018г.);

2. Победитель муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2015» в номинации «Педагог-психолог года», 2015г., г. Котлас;

3. Диплом лауреата областного конкурса работников образовательных организаций «Воспитать человека-2017» в номинации «Путь в гармонию», г. Архангельск;

4. Победитель школьного конкурса педагогического мастерства в номинации «Дебют» по итогам 2018-2019 учебного года.

5. Диплом III степени муниципального конкурса-соревнования «Безопасное колесо-2019» в творческом командном конкурсе «Дети - за безопасность на дорогах», г. Котлас.

6. Диплом участника Всероссийского Конкурса «ЗАВУЧ ГОДА 2019», 12.03-01.09.2019г.

7. Дипломы победителя Всероссийских творческих конкурсов 2019-2020 гг. в сети Интернет.

В 2019 г. присвоена высшая квалификационная категория.